Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:00, контрольная работа
Тема: Политические режимы.
Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно и характерные признаки политических режимов на данный момент представляют большой интерес. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
Введение……………………………………………………………………3
Понятие политический режим……………………………………...5
Классификация и характерные признаки политических режимов8
2.1 Демократический политический режим……………………………...8
2.2 Авторитарный политический режим (авторитаризм)…………...11
2.3 Тоталитарный политический режим (тоталитаризм)…………….13
2.4Либеральный политический режим………………………………15
Тесты………………………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………..21
Список используемой литературы………………………………………22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Уральский государственный
Кафедра экономической теории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по политологии
Тема:
Политические режимы.
Екатеринбург
2011
Содержание:
Введение……………………………………………
2.1
Демократический политический
2.2 Авторитарный политический
2.3 Тоталитарный политический
2.4Либеральный политический режим………………………………15
Тесты……………………………………………………
Заключение………………………………………
Список
используемой литературы………………………………………22
Введение
Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно и характерные признаки политических режимов на данный момент представляют большой интерес. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
В
различных странах
Для характерных признаков формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).
В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования тюрем, и других карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия народа или не участие народа в политической жизни, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.
Политические
режимы, а также их классификация представляет
большой интерес и имеют большой значение
для теории государства и права. Вопрос
классификации и определения характерных
признаков политических режимов имеет
большое значение при характеристике
государства и определения его формы.
1. Понятие политический режим
Термин “политический режим” появился в 1960-1970 гг. В юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию термина “политический режим”. “Учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства”.
Некоторые авторы считают, что политический режим является одним из элементов формы государства. “Под формой государства понимаются организация политической власти в государстве, взятая в единстве ее трех основных элементов (или сторон) - формы правления, формы государственного устройства и политического режима” В. С. Петров вводит термин политический режим в триаду формы государства. Понимая так форму государства, он дает определение её трех элементов: “Форма правления - это организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источником и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением. Форма государственного устройства - это административно- территориальная и национально-государственная организация власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей государства и их органов между собой и с государством в целом. Политический режим - это конкретное проявление государственной организации, выражающаяся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе”.
Другие авторы политический режим к одному из элементов формы государства не относят. “Под формой государства понимается в широком смысле образ правления и государственное устройство, а в узком смысле - только форма правления”. Первая точка зрения стала ведущей в теории государства и права.
По определению Юридического Словаря политическим режимом называют “в науке конституционного права понятие, обозначающее систему приёмов, методов, форм, способов осуществления политической власти.
Не существует единой
Однако наиболее важны из них следующие:
- способы и порядок формирования органов государственной власти,
- порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений,
- степень гарантированности прав и свобод граждан,
- роль права в жизни общества и решении государственных дел,
- место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством,
- основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов”.
Таким
образом, подводя итог, можно сформулировать
следующие определение: политический
режим - это методы осуществления
политической власти, итоговое политическое
состояние в обществе, которое складывается
в результате взаимодействия и противоборства
различных политических сил, функционирования
всех политических институтов и характеризуется
демократизмом или антидемократизмом
2. Классификация и характерные признаки политических режимов
Классификация
и характерные признаки политических
режимов представляют собой большой
интерес и имеют важное значение
для теории государства и права.
Политических режимов очень много,
поскольку на ту или иную разновидность
политического режима оказывает влияние
множество факторов, можно сказать, что
каждое государство в той или иной мере
имеет свой особенный политический режим,
который отличается от политических режимов
других государств. “Одна из достаточно
простых, широко распространенных, классификаций
политических режимов - деление их на демократические
и недемократические политические режимы”.
В свою очередь, и те и другие подразделяются
на различные виды и разновидности по
большей или меньшей степени демократизма.
Таким образом, наиболее значительные
из политических режимов следующие четыре:
демократический, авторитарный, тоталитарный,
либеральный. Именно эти четыре политических
режима необходимо выделить в отдельные
группы, т.к. они являются важными и представляют
собой большое значение для теории государства
и права.
2.1 Демократический политический режим
Демократия (“democratia”) с греческого - народовластие. “Демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов”. “Упрощенное понимание демократии как власти народа не отражает современное содержание этого термина. Дело также не столько в том, что прямая, непосредственная демократия повсеместно уступила место представительной демократии. А она явление новой истории, она есть продукт формационного перехода от докапиталистических форм общественного устройства к капиталистическим”.
Демократический
режим - это режим, основанный на признании
принципа равенства и свободы
всех людей, участии народа в управлении
государством. Предоставляя своим гражданам
широкие права и свободы
В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными. Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности”.Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства.
Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев - профессионалов и прямое участи в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления.
Таким образом можно заключить, что демократический режим обладает следующими характерными признаками:
1.
Источником власти в
2.
Политическая власть носит