Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 23:22, контрольная работа
1. Каковы предмет, объект и функции политической науки?
Политология – наука и учение о политике. Политфилософия, политсоциология, политпсихология – изучают также. Между ними существует дифференциация. Она заключается в том, что те науки изучают частные аспекты политической жизни общества, а политология – общая наука о политике. Политология – самостоятельная наука, имеет свой объект и специфический предмет познания.
Политология – наука и учение о политике. Политфилософия, политсоциология, политпсихология – изучают также. Между ними существует дифференциация. Она заключается в том, что те науки изучают частные аспекты политической жизни общества, а политология – общая наука о политике. Политология – самостоятельная наука, имеет свой объект и специфический предмет познания.
Объектом принимается то, на что направлено
исследование познающего субъекта. Объектом
политологии является политика, политическая
сфера общества, все происходящие в ней
процессы и явления, а центральным элементом
политики является политическая власть,
однако с объектом не совпадает предмет
этой науки, к которому относится наиболее
существенное в объекте.
Предметом политологии
являются закономерности формирования
и развития политической власти, организация,
формы и методы её функционирования, использование
в госудадарственно-
Функции политологи:
Дескриптивная функция, предполагающая необходимость всестороннего и полного описания внутренних и внешних связей политических явлений, их характерных признаков.
Оценочная функция, предполагающая вынесение суждений о политических объектах (и их свойствах) с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для того или иного общественного субъекта. Иначе говоря, политические явления подвергаются со стороны ученых обязательной ценностной оценке, являющейся непременной составляющей научного анализа.
Сравнительная функция, предполагающая обязательное сопоставление различных политических явлений (систем власти, режимов правления, типов политической культуры и т.п.), прежде чем будут сформированы выводы и оценки относительно тех или иных явлений, тенденций их развития, типологий, закономерностей и т.д.
Преобразовательная функция - вызвана потребностью общества в формировании новых знаний, которые, будучи включенными в практическую деятельность в сфере власти, смогут снизить издержки государственного управления, способствовать достижению большего соответствия результатов намеченным целям и т.д.
Прогностическая функция выражает потребность в разработке вероятностного знания, предвосхищающего возможные последствия предпринимаемых действий и пытающегося гипотетически определить изменения, сопутствующие достижению целей. Благодаря реализации данной функции политического знания формируется некий первичный облик политики будущего, способный скорректировать актуальные действия сил, борющихся за власть.
Функция социализации направлен
Легитимность - политико-правовое
понятие, означающие положительное отношение
жителей страны, больших групп, общественного
мнения (в т.ч. и зарубежного) к действующим
в конкретном государстве институтам
власти, признание их правомерности. Вопрос
о легитимности обычно встает при смене
правительства.
Легальность (власти) - признание какой-либо
организации, процедуры, общественного
отношения существующим на законных основаниях.
Легальность противопоставляется нелегальности
(запрещенное, существующее вопреки закону).
В Российской нормативно-правовой терминологии
используется аналогичный термин - законность.
Политическая культура представляет собой обширную сферу всей культуры человечества, непосредственно связанную с политикой. Она выражается в достигнутом качестве и направленности политической жизни общества, в характере политического развития, политической деятельности людей, функционирования политических институтов, доминирующих политических ценностей и образцов поведения. Результат и мера политической культуры – политический человек, качество политической жизни общества в целом.
Политическая культура – это характеристика творческой деятельности человека в сфере политических отношений, как прошлая (зафиксированная, “опредмеченная” в политических институтах и ценностях), так и настоящая, основанная на реализации этих ценностей и создании новых. Характер власти, ее формы, прерогативы, методы действии и отношения с рядовыми гражданами во многом зависят от общего культурного уровня развития общества, типа утвердившейся в нем политической культуры.
Политическая культура характеризует уровень освоения человеком и обществом политических идей, взглядов, концепций, программ; степень востребования достижений политической мысли прошлого и настоящего; зрелость и компетентность в оценках политических явлений. Она указывает на специфические, политические ориентации – установки людей относительно политической системы и собственной роли в политике. Когда мы говорим о политической культуре общества, мы имеем в виду политическую систему, отраженную и “пережитую” в знании, чувствах и оценках его членов. Политическая культура–это комплекс представлений той или иной национально-культурной или социально-профессиональной общности или группы о мире политики, политических взаимоотношениях, законах и правилах их функционирования.
Бюрократия играет важную роль в жизни общества и выполняет общественную функцию, выступая связующим звеном между обществом и государством. В современном обществе бюрократы и политики, не противоположны друг другу, но в то же время находятся в определенном конфликте, поскольку выполняют взаимосвязанные, но отличные управленческие функции. Стабильность в обществе может быть обеспечена только сбалансированностью политико-бюрократических и общественно-политических начал. Эффективная организация всей политико-управленческой системы требует сочетания подсистем правительственных и бюрократических.
В либеральном значении пространство между политикой и управлением необходимо и неизбежно. Управление представляет собой процесс, который внутренне присущ любому институту, будь то частная фирма или государственная организация. Данные институты могут иметь определенные механизмы, внешне приобретающие видимость политических форм, но это еще не политика, а лишь видимость ее, так как названные формы ограничены с позиции доступа к информации, и зависимы от самого института, заранее ущемлены в степени участия по принятию решений. Собственно политика анализирует проблемы в контексте всех других институтов, сил, факторов, интересов, имеющих место в обществе при наличии соответствующей информации об элементах, составляющих социальный организм, при обращении к общим тенденциям в эволюции общества.
Общественно-политическое управление более децентрализовано, оно основано на началах выборности и в этом смысле наиболее самостоятельно в своих решениях. Бюрократия требует централизации, она базируется на началах назначения и иерархической подчиненности. При этом необходимо сказать, что исполнительная или политическая функции свойственны исполнительным государственным властям, эти функции в организационных структурах двух типов: с одной стороны, это чиновники и бюрократия, с другой - политические деятели и избирательная система.
Этой модели демократии присущи следующие характерные черты.
1. Отождествление народа как
субъекта власти с
2. Индивидуалистичность, признание
личности первичным и главным
источником власти, приоритет прав
индивида над законами государс
3. Узкополитический, формальный характер демократии, вытекающий из узкого негативного понимания свободы как отсутствия принуждения, ограничений.
4. Парламентаризм, преобладание представительных форм политического влияния.
5. Ограничение компетенции и сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, социального мира и т.п., его невмешательство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные процессы.
6. Разделение властей, создание сдержек и противовесов как условия эффективного контроля граждан над государством, предотвращения злоупотреблений властью.
7. Ограничение власти
В зависимости от критерия типологизации можно выделить различные типы элит.
Типология политической элиты | |
Способ отбора (рекрутирования )элиты |
|
Род деятельности |
|
Место в политической системе |
|
Характер внутриэлитных отношений |
а) идеологически объединенная; б) консенсусно объединенная; разъединенная (с низкой степенью интеграции) |
Степень представительности |
|
Задание.
Охарактеризуйте одну страну* по перечисленным в таблице критериям.
Страна |
Армения |
Форма правления |
смешанная республика с довольно сбалансированными чертами президентской и парламентарной форм |
Форма государственного устройства |
унитарное государство. |
Политический режим |
В Армении вот уже несколько лет интенсивная динамика мужской миграции. во-первых, это, конечно, глубокие социально-экономические проблемы. Во-вторых, это тяжелое моральное состояние, в котором оказалось все армянское общество. "Конечно, нередко мужчины уезжают из Армении именно потому, что просто не могут прокормить свои семьи, то есть за куском хлеба. Они зарабатывают вне страны, как правило, копейки и, естественно, высылают своим семьям сущие гроши. Но в армянском государстве все настолько ужасно с точки зрения социально-экономического состояния, что даже эти деньги кажутся уезжающим из страны "заманчивым предложением"", - отметил Асеф Гаджиев. Парламентарий обратил внимание и на то, что мужское население покидает Армению не только по социально–экономическим причинам. "Политический режим в армянском государстве душит население морально. Ведь из Армении мигрируют даже те граждане, материальное благосостояние, которых довольно неплохое, а социальный статус является весьма высоким. Люди уезжают потому, что просто задыхаются в сегодняшней диктаторской Армении", - подчеркнул А.Гаджиев. "Если по данным
самих же армянских источников,
из Армении ежегодно выезжает
несколько десятков тысяч |
Список использованной литературы: