Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 14:32, контрольная работа

Описание работы

Тема 1. Вопрос 2. Каковы предмет, объект и функции политической науки?
В первую очередь объектом изучения политологии как науки является политическая власть, основы её правовой системы, определение основ её легитимности, выяснение механизмов обеспечения её стабильности и оптимальности с точки зрения правления. Кроме этого, объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни.

Файлы: 1 файл

Политология пкз для отправки1.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

Кафедра Политических наук и технологий

 

 

 

Политология

(дисциплина)

 

 

Письменное контрольное задание

для студентов дистанционного обучения

 

 

 

 

 

 

Студент Кидяева Н.А.

 

Группа   14418

 

Дата         28.12.2014

   
 

Преподаватель Плясуля Галина Ивановна

   
   
 

Новосибирск 2014 г.

   

 

Тема 1. Вопрос 2. Каковы предмет, объект и функции политической науки?

В первую очередь объектом изучения политологии как науки является политическая власть, основы её правовой системы, определение основ её легитимности, выяснение механизмов обеспечения её стабильности и оптимальности с точки зрения правления. Кроме этого, объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни. Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти. Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т. д. Политология же изучает их, интегрируя в себя отдельные аспекты этих дисциплин.

Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.

Дескриптивная функция, предполагающая необходимость всестороннего и полного описания внутренних и внешних связей политических явлений, их характерных признаков.

Оценочная функция, предполагающая вынесение суждений о политических объектах (и их свойствах) с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для того или иного общественного субъекта.

Сравнительная функция, предполагающая обязательное сопоставление различных политических явлений (систем власти, режимов правления, типов политической культуры и т.п.), прежде чем будут сформированы выводы и оценки относительно тех или иных явлений,

Преобразовательная функция - вызвана потребностью общества в формировании новых знаний, которые, будучи включенными в практическую деятельность в сфере власти, смогут снизить издержки государственного управления, способствовать достижению большего соответствия результатов намеченным целям и т.д. Таким образом, политическая наука в той или иной степени связана с практическими преобразованиями в сфере власти, вплетена в целенаправленные действия разнообразных политических сил.

Прогностическая функция выражает потребность в разработке вероятностного знания, предвосхищающего возможные последствия предпринимаемых действий и пытающегося гипотетически определить изменения, сопутствующие достижению целей. Благодаря реализации данной функции политического знания формируется некий первичный облик политики будущего, способный скорректировать актуальные действия сил, борющихся за власть.

Функция социализации направлена на формирование политического сознания у людей, включающихся в сферу властных отношений. Сопровождая жизнедеятельность индивидов, чью жизнь в той или иной мере затрагивают политические процессы, наука способствует рационализации их политических представлений, повышению уровня их компетентности при выполнении различных ролей в сфере власти, уточнению собственных возможностей при использовании политической власти для защиты своих интересов.

 

 Тема 2. Вопрос 2. В чем принципиальное различие между легальной и легитимной властью?

Легитимность власти – это

а) признание власти населением;

б) принятие власти как правомерной и справедливой;

в) наличие у власти авторитета в глазах населения.

Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин – легальность власти.

Легальность власти означает, что

а) власть имеет законное происхождение;

б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);

в) власть сама подчиняется закону.

Отсюда видно, что легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.

Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).

Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку.

 

Тема 3. Вопрос 2. В чем специфика партий как политических организаций?

Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.

Признаками партии являются:

  • функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;
  • наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
  • направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);
  • наличие народной поддержки, добровольность членства;
  • наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

  • выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;
  • разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;
  • создание возможностей для политической социализации личности;
  • подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;
  • организация избирательных кампаний и участие в них;
  • борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

Предложено несколько типологий политических партий:

  • по идеологической ориентации выделяют партии либеральные,консервативные, коммунистические и проч.;
  • по территориальному признаку - федеральные, региональные и т.д.;
  • по социальной базе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;
  • по отношению к социальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;
  • по участию во власти - правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.

Тема 4. Вопрос 4. Какую роль играет бюрократия в жизни общества?

Принципом существования и функционирования бюрократии является необходимость все большей эксплуатации ресурсов для поддержания своей работоспособности и выживания, самовоспроизводства. В любой политической системе бюрократия выполняет несколько функций, наиболее важными из них являются следующие:

  • бюрократия проводит в жизнь законы, принятые законодательным собранием страны, и решения, принятые органами исполнительной власти;
  • совещательная и консультативная функция. Политическое значение бюрократии в основном определяется ее ролью главного источника информации и рекомендации для правительства. Политическая роль государственных служащих сводится к двум основным функциям: формулировать возможные варианты решений и анализировать их наиболее вероятные последствия;
  • функция административного управления. Первоосновная функция бюрократии - реализация политики, поэтому о ней принято говорить как об «администрации», а о политическом звене исполнительной власти - как о «правительстве». Подавляющее большинство государственных служащих занято исключительно административными делами, управляя программами социальной помощи, регламентируя экономическую деятельность, предоставляя всякого рода лицензии, обеспечивая граждан внутри страны информацией и консультативными услугами. Поэтому численность государственных служащих всегда зависит от масштаба тех задач, которые берет на себя государство;
  • функция поддержания политической стабильности. Бюрократия выступает своеобразным механизмом поддержания стабильности и преемственности политической системы;
  • для бюрократии власть и есть функция. Бюрократия, одна из форм осуществления властных функций в обществе, важный элемент механизма и социального регулирования публичной власти. Чиновник относится к своей должности как к собственности, он делает все, чтобы закрепить эту должность за собой навсегда и, по возможности, передать ее по наследству;
  • бюрократический аппарат наделен всеми распорядительными функциями;
  • еще одна функция бюрократии - символическая.

Как справедливо отмечает Я. Каханович, бюрократия является символом, через который государство - и вся нация - воспринимаются. Граждане, которые должны общаться с неэффективными или коррумпированными чиновниками, не будут уважать государство, и тогда связи, соединяющие общество воедино, ослабнут.

Таким образом, главная функция бюрократии - проводить в жизнь решения исполнительной власти и законы законодательной. Вместе с тем ей принадлежат и такие функции, как информационное и аналитическое обслуживание политического руководства, поддержание политической стабильности и преемственности, особенно при сменах правительства или администрации

 

Тема 5. Вопрос 4 Каковы основные условия перехода к демократии?

Демократизация - процесс, в результате которого происходит переход от недемократических режимов к демократии Данный процесс происходит неравномерно - с приливами и отливами.

Но для того чтобы появились и развивались демократические формы политической жизни, требуются определенные социальные, экономические и культурные предпосылки. Без наличия таковых политический процесс протекает в недемократических формах.

Во-первых, это высокий уровень экономического развития страны, многообразие форм собственности, наличие развитого рынка, конкуренция товаропроизводителей. Собственно, сама демократия представляет подобие политического рынка с его конкуренцией, состязательностью идей, программ, позиций. Для существования такого политического рынка необходимо разграничение (а значит, и конкуренция) политических интересов. Последнее же базируется на многообразии экономических интересов, в основе которого находится плюрализм форм собственности.

Во-вторых, наличие многообразного состава населения, т. е. социального плюрализма и органически связанных с ним гражданского общества и правового государства. Здесь же отметим, что наличие в обществе сферы свободной деятельности частных лиц, их вне государственных ассоциаций и институтов, отношения которых друг с другом и государством регулируются законом, расковывает инициативу граждан, а том числе и в области политических отношений. Весьма важной предпосылкой является также относительно высокий уровень благосостояния различных категорий граждан, что позволяет достичь необходимой для демократии степени общественного согласия.

 

В третьих – это высокая степень развития культуры. Культура общества в целом, и особенно культура в области политической жизни, является мощным катализатором демократических процессов.

 

Пути перехода к демократии:

1) расширение прав Парламента

2)соглашение полит. элит

3) партийный плюрализм

Модели перехода к демократии предусматривают определенные изменения, без которых демократизация вообще невозможна. Универсальными требованиями успешного перехода к демократии:

  • утверждение и расширение сферы частной собственности и формирования рыночных отношений;
  • создание среднего класса и условий для социальной мобильности;
  • широкие инвестиции в образование и развитие науки;
  • формирование гражданского общества;
  • гарантии прав человека и создания механизма их защиты;
  • политический плюрализм;
  • разветвленная система свободной политической коммуникации и другие требования

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"