Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 12:31, контрольная работа
Понятие “группы давления” пришло из американской политологии. Группы давления это не политические партии. Группы интересов преследуют цель осуществления власти. Группы давления ограничиваются оказанием влияния на власть, стремлением подвергнуть ее давлению, оставаясь при этом все же вне её.
Различия между группами давления и группами интересов.
Политическая культура. Её сущность, структура, функции и типология.
«Форма государственного устройства».
Унитаризм.
Содержание:
1 вопрос.
В чем заключается различие между группами давления и группами интересов?
Понятие “группы давления” пришло из американской политологии. Группы давления это не политические партии. Группы интересов преследуют цель осуществления власти. Группы давления ограничиваются оказанием влияния на власть, стремлением подвергнуть ее давлению, оставаясь при этом все же вне её.
Группы давления многообразны: профсоюзы рабочих, феминистские движения, организации предпринимателей, ассоциации в защиту светского образования, движения ветеранов, религиозные группировки, молодежные движения, семейные ассоциации, ассоциации родителей учащихся и др. Что же такое группа давления? Признаки группы давления:
1. Существование организованной группы на основе общих интересов. В соответствии со степенью специализации и организованности групп аналитики выделяют четыре типа групп интересов:
1.1. Спонтанные, стихийные, например, манифестации и бунты;
1.2 Неассоциативные – неформальные, непостоянные и ненасильственные;
1.3. Институциональные – формальные организации (партия, собрание, администрация, армия, церковь);
1.4. Ассоциативные группы интересов, т.е, добровольные и, специализирующиеся на выражении интересов, организации (профсоюзы, группировки деловых людей или промышленников, этнические или религиозные ассоциации граждан.
2. Защита интересов в самом широком смысле (материальные интересы и моральные проблемы). Здесь требуется одно дополнение. Ведь чтобы жить самим и дать жить своим идеям, все группировки, даже искренне заявляющие о своем бескорыстии, даже чисто идеологические, должны иметь материальные ресурсы.
3. Оказание давления. Следует отметить такую деталь, что деятельность по оказанию давления на власть вовсе не является неизбежной. Группа давления может оставаться просто группой интересов, не стремясь оказать влияние на политическую власть, занимаясь внутригрупповыми проблемами (профсоюзы, например). В то же время изучать группы давления – это значит анализировать группы интересов в их внешней динамике и, особенно, в плане их политической деятельности. Группа давления есть группа интересов, которая оказывает давление.
2 Вопрос.
Что такое политическая культура? Её сущность, структура, функции и типология.
Политическая культура — часть общей культуры и наследования, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.
Функции политической культуры:
1. Познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);
2. Интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);
3. Коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);
4. Регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);
5. Воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).
6. Мобилизационная (это процесс, в ходе которого посредством образования новых партий и других политических институтов на политическую арену выводятся широкие слои населения).
Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.
Типологии политической культуры.
Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:
- приходская культура (Parochial)
- зависимая культура (Subject)
- культура участия (Participant)
Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».
Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».
Культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех.
Голландские ученые Хьюнкс и Хиспурс усовершенствовали типологию Алмонда и Вербы, дополнив ее новыми идеальными типами, среди которых:
1. Гражданская партисипантная культура («civic participant culture»);
2. Клиентистская культура («client culture»);
3. Протестанская культура («protest culture»);
4. Автономная (autonomous) культура;
5. Культура наблюдателей («spectator culture»).
Эти типы следует рассматривать как «идеальные».
Политическая культура существенно зависит от общей культуры страны, многие социологи и политологи подчеркивают принципиальные различия политических культур стран Запада и Востока. Согласно другой точке зрения большее влияние имеет степень доверия между людьми и устойчивость институтов.
3 Вопрос.
Раскройте содержание понятия «Форма государственного устройства».
Форма государственного
устройства – национальное и административно-
Форма государственного устройства показывает:
- из каких частей состоит внутренняя структура государства;
- каково правовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения их органов;
- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
- в какой государственной
форме выражаются интересы
По форме государственного устройства все государства подразделяются на три вида:
Необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (поданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения – организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т.п. – государство ведет разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы) и т.д. но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.
После определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления. Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения.
4 вопрос.
Что представляет собой унитаризм?
Унитаризм - одна из двух форм территориальной организации государства. Государство считается унитарным (слитным, простым), если большинство его частей не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находиться и отдельные автономные образования, в т.ч. имеющие многие атрибуты собственной государственности. Как правило, в нем есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов власти. Существуют две разновидности унитарных государств: децентрализованные и централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу относятся государства, в которых региональные органы возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).
Из этого следует, что Унитаризм представляет собой модель организации государственного управления, основанную на объединении политической компетенции центром (ответ А).