Контрольная работа по «Политология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 13:15, контрольная работа

Описание работы

Что является предметом изучения политологии?
Раскройте особенности осуществления принципа разделения властей по конституции РФ? Каков объем полномочий президента по отношению к трем ветвям власти?
Назовите особенности политического режима в РФ.
Назовите основные функции гражданского общества.
Каково, на ваш взгляд, положение гражданского общества в современной России?

Файлы: 1 файл

Контрольная работа (Гутенев).doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Вопросы контрольной  работы (10 бальная система оценивания вопроса)

 

  1. Что является предметом изучения политологии?
  2. Раскройте особенности осуществления принципа разделения властей по конституции РФ? Каков объем полномочий президента по отношению к трем ветвям власти?
  3. Назовите особенности политического режима в РФ.
  4. Назовите основные функции гражданского общества.
  5. Каково, на ваш взгляд, положение гражданского общества в современной России?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

 

Факультет  «Экономики и предпринимательства»

Кафедра  «Экономики и инновационного развития бизнеса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине «Политология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил:

ст. преподаватель

Гутенёв М.Ю.

 

Выполнил:

студент группы 268

Коробков Д.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

1 Что является предметом политологии?

Политология в  нашей стране совсем недавно вошла в число изучаемых общественных дисциплин. Первые учебные материалы появились несколько лет назад, поэтому не удивительно, что их отличает многообразие точек зрения по одним и тем же вопросам.

Итак, современная  политология относится к числу  высокодискуссионных общественных наук: практически по каждой рассматриваемой в ней теме, проблеме и даже отдельному вопросу имеется несколько точек зрения.

В последние  годы появляется все больше публикаций по политологии, в которых дается более широкое толкование предмета политологии, т.е. он уже не сводится только к политике. Есть определения предмета политологии, в которых политика не только не единственная его составляющая, но даже и не первостепенная. “Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов и коммуникативных связей между людьми по поводу власти и управления обществом: основными факторами политики выступают социальные (этнические) группы, выражающие их интересы политические организации, институты, движения, лидеры”.

В последние годы учебные пособия по политологии включают, по существу, один и тот же тематический комплекс. Это - политическая власть и ее носители, политические элиты, политическое лидерство, политический режим, гражданское общество, политические институты (государство как политический институт, партии и партийные системы), политические процессы, политическая культура, мировая политическая система и др. Уже этот перечень рассматриваемых в учебной литературе по политологии вопросов далеко выходит за рамки того, что включает в себя политика.

В методическом плане  рассмотрение политической сферы общества в качестве предмета политологии  дает возможность использовать опыт изучения других общественных сфер (в  частности, экономической), где результаты научных изысканий дали достаточно высокие результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Раскройте особенности осуществления принципа разделения властей по конституции РФ?

 

Принцип разделения властей  представляет собой основополагающее начало в механизме государственной  власти Российской Федерации и представляет собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение государственной власти по "ветвям" не лишает ее основного качества - целостности и единства.

Смысл разделения властей  состоит в относительной самостоятельности  и независимости различных структур (частей) государственного механизма - законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных органов.

Разделение властей  является одним из главнейших демократических  принципов, направленных на предотвращение узурпации государственной власти и использования ее в ущерб  публичным интересам. Принцип разделения властей является сегодня одним  из основных конституционных принципов всех демократических государств, представляющий собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Сущность "разделения властей" состоит в том, что  ветви власти в основных составляющих отделены друг от друга и независимы, но данная концепция допускает и признает отдельные сферы пересечения, в которых ветви власти выполняют чуждые им функции в той мере, в какой сохраняется принципиальное отделение властей друг от друга.

Принцип разделения властей  в его современном прочтении  содержит два взаимосвязанных компонента, образующих неразрывное единство. По-прежнему он нацелен на то, чтобы предотвратить  абсолютизацию одной из властей, утверждение авторитарного правления в обществе.

Несмотря на сложности современного политического развития, принцип разделения властей в современной России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов.

 

 

 

 

 

Каков объем полномочий президента по отношению к трем ветвям власти?

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким  кругом полномочий, вытекающих из его  статуса как главы государства  и обеспечивающих ему возможность  выполнять закрепленные за ним функции.

Эти полномочия затрагивают  по сути дела все стороны государственной  деятельности, их можно обобщить по следующим сферам. Полномочия, связанные  с

1) формированием федеральных  органов государственной власти;

2) участием в законотворчестве;

3) функционированием исполнительных органов государственной власти;

4) обеспечением осуществления  полномочий федеральной государственной  власти на всей территории  Российской Федерации;

5) внешней политикой  и обороной;

6) иными сферами государственной  деятельности.

Ряд статей Конституции наделяет Президента РФ полномочиями, объем которых позволяет ему коренным образом влиять на деятельность органов государственной власти, при этом особо ярко выражена юридическая зависимость от него органов исполнительной власти. Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют с полномочиями представительного органа.

В соответствии с принципом  разделения властей и независимости  судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов, однако он участвует в формировании органов судебной власти. Только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших судебных органов РФ. Президент также назначает судей других федеральных судов. Никто не вправе требовать от Президента выдвижения той или иной кандидатуры - это было бы нарушением принципа разделения властей.

 

3 Назовите особенности политического режима в РФ.

 

Особенностью современного развития России является возникновение  режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на данном этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.

Среди основных проявлений современного политического режима в России нужно выделить следующие особенности:

номинальность разделения властей – законодательной и  исполнительной, центральной и региональной, приводящая к их борьбе за влияние  на политические, экономические, социальные и иные ресурсы власти;

неэффективность государства как основного социального института, непосредственно управляющего обществом, его неспособность решить проблемы бедности;

сочетание форм авторитарно-олигархического  правления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью, что было наиболее характерным для России периода 1990-х годов;

фактическая подконтрольность правительства только президенту и его полная зависимость от политической конъюнктуры, а не от результатов деятельности, в результате чего происходит кадровая чехарда, порой не связанная с качеством работы правительства;

множественность режимов (частичное соблюдение демократических  процедур на федеральном уровне и  авторитаризм в ряде регионов);

концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и новоявленных собственников, разбогатевших нелигитимными методами, имевшая место в основном в 1990-х годах, но сохраняющаяся и в настоящее время, что приводит к использованию криминальных методов государственно-управленческой и хозяйственной деятельности;

широкие масштабы лоббистской  деятельности, не регулируемой законодательными актами и неподконтрольной обществу; неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит;

 

 

 

 

4 Назовите основные функции гражданского общества.

1. На основе законности  оно обеспечивает защиту частных  сфер жизни человека и гражданина  от необоснованной жесткой регламентации  государства и других политических  структур.

2. На базе ассоциаций  гражданского общества создаются  и развиваются механизмы общественного самоуправления.

3. Гражданское общество  является одним из важнейших  и мощных рычагов в системе  «сдержек и противовесов», стремления  политической власти к абсолютному  господству. Оно защищает граждан  и их объединения от незаконного  вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

4. Институты и организации  гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии нрав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

5. Гражданское общество  выполняет также функцию социального  контроля по отношению к своим  членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

6. Гражданское общество  выполняет также коммуникационную  функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

7. Одной из функций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т. п.).

 

 

 

5 Каково, на ваш взгляд, положение гражданского общества в современной России?

 

Проблема гражданского общества принадлежит к числу  фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества.

Избавилось ли общество от наёмного труда?

Уже 19-й век стал переломным в сфере производства. Захватившая  власть над обществом финансово-паразитическая верхушка первой приняла на «вооружение» успехи научно-технического прогресса. Банкирами, крупными частными предпринимателями и их «частными» правительствами к себе на службу были взяты беспринципные дельцы от науки. С их помощью была создана система производительных сил человечества, при которой непосредственно производством продуктов питания и общественного потребления, а так же сырья и энергоресурсов занято незначительное количество людей, представляющих то или иное гражданское общество той или иной страны. Это не освободило общество от наёмного труда.  
         Вся система воспитания и образования в человеческом обществе направлена на вскармливание поколений потребителей материальных ценностей и видимости духовного благополучия. Есть один маленький недостаток. – Не всему человечеству, при таких раскладах, хватает этих богатств. А, основное: нет даже видимости роста духовности. Ради сохранения возможности и дальнейшего паразитирования на человечестве, как на виде; современные власть имущие готовы уничтожить нас – как вид. Отсталость в развитии политической системы страны привела к тому, что произошел серьёзный разрыв между самим обществом и государством; которое это общество строит. Власть не отвечает вызовам современности и не способна эффективно управлять. Дело сводится к попытке манипулирования общественным сознанием. Здесь подстерегает одна страшная преграда: - этого сознания, в обществе, нет с момента наступления смутных времён в развитии государственности.  
 
 

Информация о работе Контрольная работа по «Политология»