Контрольная работа по «Политология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:42, контрольная работа

Описание работы

Политология — наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д.
Необходимо различать такие понятия, как объект и предмет исследования. Объект исследования — это некая объективная реальность, независимая от познающего субъекта. Предмет исследования — это то, на что непосредственно направлено исследование, это определенное свойство, качество, грань объекта. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования конкретной науки (конкретного исследования).

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 26.81 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Нижегородский государственный инженерно-экономический  институт

(ГБОУ ВПО  НГИЭИ)

 

Факультет:  «Экономический»     

Кафедра: «Гуманитарных наук»          

Контрольная работа

по дисциплине: «Политология»

Вариант №1

                                                    

                                                                   Выполнила: студентка 

экономического  факультета,

группы  11-ЭО-3

                                                                                                Богатова Наталья

                                                           Проверила:

к.п.н.,

                                                                         _______________  Шумилова О. Н.

 

 

г. Княгинино

2013г.

  1. Объект и предмет политологии. Исследовательские методы и функции политической науки.

 

Политология — наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д.

Необходимо различать такие  понятия, как объект и предмет  исследования. Объект исследования — это некая объективная реальность, независимая от познающего субъекта. Предмет исследования — это то, на что непосредственно направлено исследование, это определенное свойство, качество, грань объекта. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования конкретной науки (конкретного исследования).

Один и тот же объект может  исследоваться различными науками. Например, социальный класс может  стать объектом исследования таких  наук, как психология, социальная психология, социология, политология, этнология и др. Но каждая из этих наук в едином объекте имеет свой предмет, свои методы исследования. Так, философия, как наука умозрительная, созерцательная, исследует «вечные» проблемы человеческого бытия; история — хронологию развития общества через призму тех или иных исторических событий; экономика — различные аспекты экономической сферы общества.

Политология изучает,  прежде всего, политическую сферу жизнедеятельности людей: политическую структуру, политические институты и отношения, политические качества личности, политическое повеление, политическую культуру и т. д. Следовательно, объектом исследования политологии является политическая сфера общества, как независящая от исследователя объективная реальность. В качестве предмета конкретного политического исследования мы можем выбрать любой аспект политической сферы общества, например политическую культуру граждан или политические институты.

Политология — многофункциональная наука. Поэтому  в своих исследованиях она  использует различные направления  и методы:

Институциональный метод ориентируется на исследование политических институтов: государства, партий, политических организаций и движений, избирательных систем и иных регуляторов политической деятельности и политического процесса.

Социологические методы предполагают выявление социальной обусловленности политических явлений, позволяют раскрыть социальную природу власти, определить политику как взаимодействие больших социальных общностей. Основанные на конкретных социологических исследованиях (сборе и анализе реальных фактов), социологические методы заложили основу прикладной политологии, ориентированной на практическое применение результатов исследования.

Сравнительный (компаративный) метод.

Суть  сравнительного метода заключается  в сравнении (сопоставлении) однотипных и различных политических явлений, например политических режимов, партий, движений, политических систем, способов разработки, принятия и реализации политических решений и т. д. Сравнение  позволяет выявлять общее и особенное  в исследуемых объектах, более  объективно оценивать существующие реалии, определять закономерности развития наблюдаемых явлений, находить наиболее оптимальные варианты решения существующих проблем. 

Бихевиористический метод основывается на эмпирических наблюдениях за социальным поведением индивидов и групп. При этом приоритет отдается изучению индивидуальных характеристик. Этот метод способствовал изучению электорального поведения избирателей и разработке предвыборных технологий. Бихевиоризм внес значительный вклад в развитие эмпирических методов исследования в политике, способствовал становлению и развитию прикладной политологии.

Антропологический метод анализирует политические явления исходя из природной коллективистской сущности человека. Еще Аристотель говорил, что человек по своей природе — существо политическое и не может жить обособленно. В ходе эволюционного развития люди совершенствуют свою социальную организацию и на определенном этапе переходят к политической организации общества.

Психологический метод предполагает изучение психологических механизмов психологического поведения и мотивации. В качестве научного направления он возник в XIX в., хотя в его основе лежат многие значимые идеи античных мыслителей (Конфуция, Аристотеля, Сенеки) и ученых Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо). Значительное место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал 3. Фрейд. С помощью психоанализа исследуются бессознательные психические процессы и мотивации, которые способны оказывать активное воздействие на политическое поведение.

Функции политологии:

Основными функциями политологии  являются:

  • познавательная - определенный способ познания (изучения) природы политического, структуры и содержания политической системы общества и закономерностей ее функционирования;
  • диагностическая - анализ (мониторинг) социальной (политической) реальности с целью выявления потенциальных противоречий и конфликтов;
  • прогностическая - выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития политической системы и предупреждения возможных негативных явлений;
  • организационно-технологическая - создание политических технологий и организационных структур, определяющих порядок и правила функционирования политической сферы общества;
  • управленческая - использование политологических исследований для разработки и принятия управленческих решений;
  • инструментальная - совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования политической реальности;
  • идеологическая - использование политологических знаний и результатов исследования в интересах общества, социальной общности, правящего класса;
  • прагматическая (прикладная) - использование теоретических и прикладных методов политологии для решения, возникающих в обществе проблем и противоречий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политические партии и партийные системы. Проблемы многопартийности в России.

 

Политические  партии во всех демократических системах – один из важнейших субъектов  политического процесса. Они являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции посредников  между государством и обществом, а также выражают интересы граждан  в сфере государственной жизни.

Политическая  партия представляет собой разновидность  социальной организации, которая создаётся  на определённой идейно-политической платформе. Политические партии представляют интересы конкретных социальных групп  и слоёв общества. Поиск общественной поддержки является существенным признаком  политической партии.

Политические  партии – это добровольные организации  с общими политическими интересами, целями, идеологией, стремящиеся к  государственной власти.

Политические  партии в современном понимании  этого термина являются относительно молодыми институтами в общественной жизни. Однако задолго до формирования современных политических партий термин этот означал группы, соперничающие  друг с другом в сфере власти или  влияния на власть. 

Функции политических партий:

1. Артикуляция  и агрегация общественных интересов  – это выявление и выражение  сходных интересов граждан, социальных  групп с целью объединения  в политический интерес.

2.Политическая  организация граждан – это  включение индивида в политическую  жизнь через систему политического  просвещения.

3.Властная  функция – это практическое  участие партии в борьбе за  распределение власти, её осуществление,  в принятии политических решений  и в контроле за их исполнением.

4.Идеологическая – это идеалы, ценности и цели, лежащие в основе деятельности партии.

5.Организаторская – это формы взаимодействия с органами государственной власти.

Таким образом, партия является связующим звеном между  государственной властью и населением. Она превращает стихийные формы  политического поведения масс в  организованные действия.

В политологической литературе существуют различные методики классификации партийных систем. Общепринятой является следующая классификация  различных систем партий: многопартийная, двухпартийная и однопартийная.

Партийная система – это совокупность отношений  между политическими партиями, их отношений с государством и другими  политическими институтами.

Партийная система складывается из таких компонентов, как социальный статус политических партий, их положение в структуре  общества и характер взаимодействия между ними.

В зависимости  от количества партий в государстве  партийные системы делятся на однопартийные (неконкурентные), двухпартийные (бипартийные) и многопартийные.

Однопартийная система – закрепляет правящую роль монопольно руководящей обществом  партии, при отсутствии свободных  выборов. Характерна для стран с авторитарными и тоталитарными режимами. Единственная партия превращается в руководящую силу государства. Основные политические решения принимаются партией, и государственная администрация лишь осуществляет их на практике. (Примеры: СССР, Заир, Китай, Куба, Лаос, и др.).

Двухпартийная система – это наличие 2-х сильных  политических партий, каждая из которых  имеет возможность победить на выборах  и сформировать своё правительство. Наиболее ярким примером двухпартийной  системы является существование  в США демократической и республиканской  партий. Также это Великобритания, Канада, Австралия.

Многопартийная  система – в государстве существует 3 и более партий. Эта система  наиболее типична для парламентской  формы правления, и в силу того, что ни одна из партий не способна завоевать  поддержку большинства избирателей, они участвуют в создании коалиционного  правительства. В настоящее время  большинство западных стран практикует многопартийность в различном объёме: от 12 партий в Нидерландах, до 4 в странах Скандинавии, или 3 партий в Бельгии, ФРГ, Австрии. Промежуточную ситуацию можно наблюдать в таких странах, как Италия, или Франция. В этих странах обычно формируются коалиционные правительства.

Новая Россия, освободившись от семидесятилетнего  гнета коммунистической партии, взяла  курс на многопартийность, которая  считалась гарантом демократического развития государства и его гражданского общества.

Таким образом, к концу июля 1991 года в стране было зарегистрировано 197 партий и общественных объединений, но большинство этих образований  было малочисленно: от нескольких десятков до нескольких тысяч членов. Однако затем, в течение десяти лет, большое  количество голосов этих «карманных»  партий ушло к основным политическим партиям того времени (да и настоящего тоже) - КПРФ, ЛДПР, "Яблоку" и "Единой России".

И вот  сейчас, уже имея горький опыт создания многопартийной системы в России, правительство предпринимает попытку  эту систему восстановить. Но к  чему это приведет? Не трудно догадаться, что в России появиться огромное число «карликовых» партий, которые  будут пытаться составить конкуренцию  «монстрам» современной партжизни. Многие из них будут «отмирать» и распадаться, уступая свои места другим. Будут появляться партии, созданные по разным критериям – по социальным статусам (партия бизнесменов или партия студентов, например), по профессиям (к примеру, партии садовников или учителей) и даже по интересам. Они будут иметь разные цели – большинство, я убежден, будет пытаться попасть в государственную Думу исключительно ради того, чтобы пользоваться правом личной неприкосновенности (оно, как известно, даруется каждому депутату), другие же (партия, скажем, архитекторов) – для того, что бы влиять на политику государства в различных сферах. Однако следует еще осветить проблему создания многопартийности, разделив ее на положительные и отрицательные последствия.

Информация о работе Контрольная работа по «Политология»