Контрольная работа по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 11:09, контрольная работа

Описание работы

В чем заключаются содержание понятия глобальных проблем современности?
Под глобальными проблемами современности следует понимать совокупность проблем, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.
Глобальные проблемы порождаются неравномерностью развития разных областей жизни современного человечества и противоречиями порождаемыми в социально-экономических, политико-идеологических, социо-природных и других отношениях людей. Эти проблемы затрагивают жизнь человечества в целом.

Файлы: 1 файл

вариант 53.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Многочисленные примеры из деятельности российского правительства и региональных органов власти показывают, что проблемы политического риска часто остаются за пределами их внимания. Именно поэтому в России на правительственном уровне отсутствует постоянно действующий механизм анализа глобального, странового и регионального рисков, что затрудняет решение задач по снижению уровня политического риска, реализации мероприятий для усиления стабильности в регионах, стране, по регулированию международных отношений, принятию государственных решений, по направлению или изъятию инвестиций в те или иные страны, регионы. Эти обстоятельства актуализируют необходимость создания в России единой многоуровневой системы анализа и управления политическим риском.

Во многих западных странах ситуация выглядит иначе. В настоящее время там существуют специальные центры, комитеты, советы, занимающиеся анализом и прогнозированием политического риска. В Великобритании проблемами политического риска на правительственном уровне занимается Консультативный совет при министре технологии и Комитет оборонных исследований при министре обороны. Заказы правительства выполняют также различные исследовательские советы при государственном секторе, университетские аналитические центры. Во Франции деятельность по изучению политического риска выглядит иначе. Здесь существует государственная система предоставления лицензий на научно-исследовательские работы, в том числе и по оценке политического риска. Лицензия выступает в роли договора о научном сотрудничестве правительственного учреждения с фирмой или частным научным фондом. Особое место, с точки зрения всесторонности и глубины исследований в области политического риска, занимают США. На правительственном уровне анализ риска обеспечивается собственными научными силами внешнеполитического ведомства – Государственного департамента. Кроме того, оценки глобального и странового политического риска по заказу правительства проводят федеральные научно-исследовательские центры и лаборатории, такие, например, как Национальное бюро стандартов, Бюро цензов, Национально-исследовательская лаборатория при Министерстве обороны и военно-морских сил. На основе фиксированных заказов правительственных органов работают также специальные институты и консультационные бюро: Гудзоновский институт в Нью-Йорке, Вильсон-центр в Вашингтоне, институт Гувера в Калифорнии, институт внешней политики в Филадельфии. В этих центрах политический риск преимущественно изучается в контексте глобальных проблем международных отношений. Проблемы политического риска изучаются по заданию главы государства в Консультационном комитете по науке при президенте США.

Наличие второго аспекта исследования политического риска связано с осуществлением деятельности корпорациями, компаниями, принимающими решения об инвестициях в какие-либо страны и предполагающими организовать там свой бизнес. В этих случаях необходимо иметь прогнозную информацию о том, как изменения в политической сфере могут повлиять на инвестиционную, коммерческую деятельность. Понимание этой ситуации – одна из причин появления с конца 60-х – начала 70-х годов специальных отделов анализа политического риска в качестве самостоятельных структурных подразделений транснациональных корпораций. Дело в том, что расширение их деятельности в странах «третьего мира», натолкнулось на различные тенденции, оказывающие неблагоприятное влияние на бизнес: национализация собственности, политическая нестабильность, проявляющаяся в форме государственных или военных переворотов, гражданских или партизанских войн. При отсутствии самостоятельных подразделений компании обычно обращаются к различным частным консультационным фирмам, специализирующимся на анализе политического риска в разных странах. Результаты таких исследований стали «товаром» в виде информации по политическому риску. Организации, интересующиеся подобной информацией, либо покупают ее уже в готовом виде, либо делают заказы по интересующим их аспектам политического риска конкретной страны. К числу наиболее известных банков и частных фирм, составляющих рейтинги инвестиционной привлекательности, определяющих уровни политического риска различных стран и регионов, относятся «Фрост и Салливан» в Нью-Йорке, «Бэри» в Нью-Джерси, «Ирам» в Вашингтоне, банк «Чейз Манхэттен Бэнк», Швейцарская банковская корпорация. Они занимаются обнаружением в странах благоприятных и неблагоприятных политических событий, которые могут повлиять на бизнес, предлагают индексы политического риска, вырабатывают конкретные рекомендации по выбору наиболее эффективных способов ведения внешнеэкономической деятельности в различных странах. Например, фирма «Бэри» предлагает заинтересованным организациям ежеквартальные индексы политического риска по 50 странам, которые оцениваются по 15 параметрам с прогнозом на один год и пять лет. «Фрост и Салливан» предоставляет ежемесячные доклады о политическом риске на 18 месяцев по 80 странам. 

Третий аспект исследования политического риска связан с тем, что «анализ политического риска» в последние десятилетия превратился в новую академическую дисциплину. Эти исследования включают в себя изучение политологией, социологией, философией, например, таких проблем, как сущность политического риска, его функции, причины существования, уровень вероятности революционных переворотов, влияние различных факторов на политическую стабильность, особенности восприятия риска. В США наиболее известными учреждениями, изучающими политический риск в теоретическом аспекте, являются Центр стратегических и международных исследований в Джорджтаунском университете, Исследовательский институт международных изменений при Колумбийском университете, Гарвардский университет и т. д.

 

Вопрос 5 (тема 2)

  • Укажите общие специфические черты «полисной» и «теологической» парадигм политической мысли Античности и Средневековья.

Теологическая парадигма политической мысли

Парадигма - это особый глобальный исследовательский подход, включающий в себя множество непротиворечивых методов, создание представления мира политического, господствующее мировоззрение на долгий период.

Политическая парадигма - способ осмысления основания, по которому человеческое общество делится на политические единства.

Политические учения Средневековья носят по преимуществу характер политической теологии. Это означает, что политическими становятся проблемы, вытекающие из фундаментального осмысления возможности церковного преображения социальной реальности в рамках религиозной догматики, политическая практика объясняется из теологической экзегезы Священного Писания. В христианстве индивид обретает бесконечную ценность через связь с личностью Христа. Идея спасения души пронизывает все сферы человеческой жизни. Человек становится гражданином двух миров. Один из них - церковь, представляющая единство и гармонию индивидуальной души; другой - государство как воплощение разорванности и принудительности человеческого существования. Империя и папская церковь вырастают из одной идеи - Града Божьего, религиозно-общественного единства мира.

Центральной политической проблемой становится проблема власти и ее структура, иерархическое отношение церкви и государства как форма реализации идеи спасения. Ни одна из этих структур в отдельности не способна удержать в единстве автономию духовной жизни индивида и общую волю общества в достижении заданной цели. Противоположность индивида и общества в эпоху Средневековья воплощена в двух различных структурах, пытающихся поглотить друг друга, в стремлении достичь единства духовной и социальной жизни.

Св. Иоанн Златоуст говорит, что царская власть имеет свою границу в нравственно-религиозной жизни. Различая власть духовную и гражданскую, И. Златоуст делает вывод о верховенстве власти духовной. Священник является посредником между Богом и человеком.

Политическое господство одних людей над другими естественно после грехопадения, поскольку является необходимым условием для выживания человека. Политическое учение Августина Блаженного - это учение о системе господства, в которой государство обеспечивает задачу выживания человека, а церковь задает смысловую структуру существования человека и общества. Политика у Августина -- это учение о падшем человеке, опирающееся на тезис о слабости человека перед лицом зла. Социальная структура мира обусловлена двумя типами общности -- градом земным и Градом Божьим. Они порождаются двумя видами любви. «Чистая любовь к Богу до забвения себя» порождает Град Божий, «любовь к себе до забвения Бога» приводит к земному граду. Себялюбие и стремление к достижению земных благ составляют сущность государства. Церковь претендует на олицетворение Града Божьего.

В политическом учении Фомы Аквинского государство и человек вписаны в универсальный божественный порядок мира, воспринимаемое человеком в форме закона. Сущность средневековой политики осмыслялась как противоречие религиозного характера, содержанием которого являлась борьба за иерархическое религиозно-политическое единство христианского мира, выражавшаяся в противостоянии церкви и государства, христианского и нехристианских миров, ересей и ортодоксии.

Одной из центральных задач, стоявших перед Фомой Аквинским, было примирение, снятие противоречий между крайними течениями в интеллектуальной жизни, противопоставлявшими веру и разум, церковь и государство. Власть происходит от Бога, но всякая ли власть от Бога? Незаконная или дурная власть не от Бога. Церковь может отнять правление у «неверных» князей, поскольку последние заслуживают лишения власти.

Учение о спасении способствовало различению государства и церкви как взаимодополняющих способов интеграции общества и в то же время привело к разделению властей, их взаимному контролю и взаимопроникновению.

Цивилизационно-этическая парадигма

Основной проблемой для греческой политической мысли является устройство полиса, через которое реализуют идею блага. Всевозможные формы правления, которые организовывают это устройство, выдерживают кризисы и изменения. Нравственная порча - это причина этих изменений. Основой являются противоречия частного и общего блага, деспотического и политического, свободного и рабовладельческого, нравственного и частного. Сущностью античной политики являются цивилизационно-этические противоречия, содержание которых является, с одной стороны, борьба полисной цивилизации на границах античного мира против варварства, порождающего деспотию и рабство, а с другой – противостояния, рождающие личные моральные воли, которые принципиально не признавали тождества с общей волей, нравственностью общественного человека.

Устройство полиса зависит от проблемы первоначала. Следовательно, перед греками стоит задача в поиске первоначала, создающего структуру вечно гармоничного полиса. Способности человеческой души нуждаются в воспитании в условиях некоторых сословий, которые выполняют общественно-необходимые функции. Итогом воспитания являются добродетели, которые специфичны в каждом сословии, в целостности, порождающие общественное благо.

Идея блага, как политическая идея, направлена на осуществление независимого и самодостаточного существования, справедливости, состоящей в равенстве для равных и в неравенстве для неравных, свободы как реализации человеком своей сущности.

Политика, по Аристотелю – это  общение свободных людей, цель которого достижение благополучной жизни.


Список литературы

  1. Алексеева Т. А. Современные политические теории М.: РОССПЭН: МГИМО, 2001.
  2. Большая советская энциклопедия в 30-и томах. Т. 19. / Главный ред. А. М. Прохоров, 3-е издание. М.: "Советская энциклопедия", 1975.
  3. Гаджиев К. С. Политология: Учебник для высших учебных заведений М.: Логос, 2001.
  4. Галкин А. А., Рахшмир П. Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем М.: Наука, 1987.
  5. Григорьян Б Т. "Просвещенный" консерватизм М.: 1979.
  6. Желтов, В. В. История политических идей: Учебное пособие Кемерово: 2002.
  7. История политических учений. Учебник для вузов Под общей ред. О. В. Мортышина. М.: Норма - ИНФРА-М, 2002.
  8. Консерватизм: современные интерпретации. М.: ИНИОН, 1990.
  9. Мангейм К. Консервативная мысль // Соц. исследование.  1993.
  10. Политическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 2. Рук. Проекта Г. Ю. Семигин. М.: Мысль, 1999.
  11. Современный консерватизм. - М., 1992.
  12. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов М.: Аспект Пресс, 2001.

1 http://www.grandars.ru/college/filosofiya/problemy-sovremennosti.html

2  Политическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 2. Рук. Проекта Г. Ю. Семигин. М.: Мысль, 1999.

3  Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов М.: Аспект Пресс, 2001.

4  Мангейм К. Консервативная мысль // Соц. исследование.  1993.

5  Желтов, В. В. История политических идей: Учебное пособие Кемерово: 2002.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Политология"