Контрольная работа по «Политология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

По своему содержанию политика представляет собой общественное отношение, прежде всего по поводу власти. Политика проявляется через деятельность институтов и учреждений государственной власти; науку и искусство политического маневрирования, его методы и средства; политическую идеологию, включающую разработку целей, задач и принципов политики. В научной литературе проводится различие между терминами «внешняя политика» и «международные отношения». Последние рассматриваются как более широкое понятие, включающее не только политические, но и иные связи между субъектами международных отношений.

Содержание работы

1 Сущность, структура и функции внешней политики.
2 Понятия национально интереса и национального менталитета.
3 Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

политология готово!.docx

— 29.11 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Политология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 3 курса

заочного отделения

группы ЗМн-25

шифр 102089

Воронович Сергей Игоревич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск 2012

Содержание

 

1 Сущность, структура и функции внешней политики.

2 Понятия национально интереса и национального менталитета.

3 Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность, структура и функции внешней политики.

 

По своему содержанию политика представляет собой  общественное отношение, прежде всего по поводу власти. Политика проявляется через деятельность институтов и учреждений государственной власти; науку и искусство политического маневрирования, его методы и средства; политическую идеологию, включающую разработку целей, задач и принципов политики. В научной литературе проводится различие между терминами «внешняя политика» и «международные отношения». Последние рассматриваются как более широкое понятие, включающее не только политические, но и иные связи между субъектами международных отношений.

В истории  общественных отношений внешняя  политика появилась практически  одновременно с возникновением государств. Каждое политически, т.е. государственно, организованное сообщество вынуждено  взаимодействовать с аналогичными политическими сообществами и, соответственно, так или иначе, регулировать свои взаимоотношения с ними. Любое  государство сталкивается с комплексом проблем, решение которых выходит  за рамки его внутренней жизни: это  и отражение угрозы своей целостности  и безопасности, и согласование интересов  с более сильными (или слабыми) партнерами, и пополнение необходимых  для обеспечения своей жизнедеятельности  ресурсов, которые находятся за пределами  собственных границ и т.п. Соответствующая  деятельность государств составляет внешнеполитическую сферу в качестве самостоятельной области политики. Следовательно: Внешняя политика  - это область деятельности государства, связанная с регулированием его отношений с другими государствами. Каждое государство вырабатывает и осуществляет тот или иной внешнеполитический курс, выстраивает свою линию поведения на международной арене. Внешняя политика является, в сущности своей, продолжением и дополнением внутренней политики.

Внешняя политика является неотъемлемой составной  частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере  внутренней политики. Иногда она является просто функцией внутренней политики. Необходимость внешней политики вытекает из того факта, что внутренняя политика не обеспечивает в полной мере потребности и интересы данного  общества. В этом смысле внешняя  политика является продолжением внутренней политики, выполняя вспомогательные  функции по отношению к внутренним политическим процессам.

Выделяют  некоторые специфические и базовые  черты внешней политики. Одной  из черт, характеризующих внешнеполитическую деятельность государства, как уже отмечалось, является способность этого государства поддерживать политическую стабильность на должном уровне внутри государства. Эффективная внешняя политика способна активно влиять на реализацию целей внутренней политики.

Внешняя политика имеет собственные специфические  черты, которые отличают ее от внутренней: а) определение и реализация целей  во внешней политике осуществляются с учетом действий и целей других суверенных государств; б) внешняя политика имеет собственное организационно-институциональное  обеспечение (органы, кадры).

Реализация  внутренних функций государства  приобретает различные формы  в зависимости от складывающихся обстоятельств на международной  арене. Выделяют следующие виды внешней  политики, характерные для тех  или иных государств в современных  условиях.

Пассивная внешняя политика – присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться  к международной конъюнктуре.

Агрессивная внешняя политика – заключается  в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или  принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства.

Активная  внешняя политика – заключается  в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой.

Консервативная  внешняя политика – заключается  в активной или даже агрессивной  охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав.

Внешняя политика призвана регулировать взаимоотношения  между государствами и народами, курс того или иного государства, его представителей на международной  арене, направленный на достижение национально-государственных  интересов.

Основными субъектами внешней политики являются:

Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

Неправительственные организации, так называемая «народная  дипломатия», которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений  и союзов.

Сущность  внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что  зависит от многих обстоятельств: социально-политического  устройства государства, формы правления, политического режима, уровня социально-экономического развития, участия в международных  организациях и прежде всего военно-политических блоках, политической динамики государства, уровня политической культуры. Основными  целями внешней политики являются: повышение материального и духовного  уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства; обеспечение безопасности государства, его национально суверенитета и  территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; повышение престижа и роли государства  в международных отношениях; защита определенных политических и экономических  позиций во внешнем мире. Все эти цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.

Внешняя политика государства выполняет  три основные      функции: охранную, информационно-представительская и переговорно-организаторскую.

Охранная  функция связана с охраной  прав и интересов данной страны и  ее граждан за границей. Ее назначение состоит также в приспособлении национальной внешнеполитической стратегии  к поли-стратегиям систем государств. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирного политического решения возникающих спорных проблем. Угрозу для государств могут представлять снижение имиджа в глазах мирового сообщества, появление территориальных претензий со стороны соседних государств, поддержка сепаратистских движений в собственной стране со стороны иностранных государств. Эффективная реализация данной функции зависит от способности государства и соответствующих органов и институтов определить потенциальные источники угрозы и не допустить нежелательного течения событий. Институтами, способствующими реализации охранной функции, являются посольства, консульства, представительства, культурные центры. Специфические задачи охранительного порядка реализуют также разведка и контрразведка.

Информационно-представительская  функция находит свое выражение  в деятельности соответствующих  органов по созданию положительного имиджа государства в мировом  сообществе. Эти органы информируют  свое правительство о намерениях иных правительств, обеспечивают контакты данного государства с другими  странами. Эти органы проводят анализ полистратегической обстановки по конкретным вопросам. Представительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы сформировать благоприятные условия для решения внешнеполитических задач. Успешное осуществление данной функции уменьшает возможности ошибочных решений во внешней политике, смягчает негативные последствия дисфункциональных факторов. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, деятельности центров культуры иностранных государств.

Переговорно-организаторская  функция состоит в организации  и использовании контактов на внешнем уровне по дипломатическим  каналам.

Все функции  имеют универсальный характер, хотя их проявление зависит от многих конкретно-исторических факторов (развития общества, его связей с миром, характера политической и государственной власти). Универсальность возникает вследствие того, что все подсистемы внешней политики тесно взаимосвязаны, и ни одна функция в отдельности не может удовлетворить потребности государства в достаточной степени.

Внешняя политика призвана регулировать взаимоотношения  между государствами и народами, курс того или иного государства, его представителей на международной  арене, направленный на достижение национально-государственных  интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Понятия национально интереса и национального менталитета.

 

В основе внешней политики любого государства лежат национальные, или национально-государственные, интересы, которые в свою очередь, обусловлены  нуждами, потребностями национальной общности.

Национальные интересы – осознанные жизненные потребности народа, выступающие  в качестве побудительных причин внутри- и внешнеполитической деятельности государства. Национально-государственный  интерес – это национальный интерес, который выражен, предъявлен, отстаивается и реализуется государством данного  народа (нации). Как известно, национальные интересы закрепляются в государственной  идеологии. Естественно предположить, что между общим интересом данной страны и тем, в каком виде он выражен государством, могут возникать определенные различия. Многое здесь зависит от полноты познания национальных интересов и способности правящей политической элиты адекватно его выразить. Нельзя, конечно, полностью исключать возможность навязывания властвующей элитой своих собственных интересов в качестве общенационально значимых и предъявления их в виде национально-государственной идеологии. Тем не менее внешнеполитический курс государства, его цели и устремления в отношениях с другими государствами непременно оправдываются необходимостью реализации национальных интересов.

В политической науке практически  общепринятым является положение, согласно которому национальный интерес содержит два основных элемента: центральный, или коренной (постоянный), и актуальный (переходящий).

Традиционно понимаемый коренной национально-государственный  интерес включает в себя три основных элемента: безопасность территории, населения и государственных институтов – «интересы национальной безопасности»; экономическое процветание и развитие страны – «национальные экономические интересы»; упрочнение международного авторитета и позиций государства – «интерес в мировом порядке».

Переходящие интересы – это актуальные проблемы, на решение которых направлена в данный момент внешнеполитическая деятельность государства. В политической практике переходящие интересы рассматриваются  как следующая четырехступенчатая шкала приоритетов государства:

- «интересы выживания» - проблемы, связанные с устранением непосредственной  угрозы вторжения на территорию  страны либо массированной ее  атаки с воздуха или космоса;

- «жизненные интересы» - проблемы  предотвращения вероятности серьезного  ущерба безопасности и благосостоянию  нации;

- «важные интересы» - это те, которые связаны с «потенциально  серьезным ущербом», если не будут  предприняты меры в отношении  нежелательного для государства  развития событий внутри страны  и за границей;

- «периферийные, или мелкие, интересы»  - проблемы локального характера,  не оказывающие какого-либо существенного  воздействия на позиции государства  в мире.

И те и другие интересы – коренные и актуальные – находятся в  основе формулирования целей внешней  политики государства. Они же имеют  определяющее значение и при выборе основных партнеров внешнеполитической деятельности того или иного государства.

Понятие национального менталитета, заключается в следующем.

Национальный менталитет – (лат.mens – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – термин, которым принято обозначать совокупность готовностей, установок и предрасположенностей определенного народа действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Это понятие характеризует глубинные черты сознания и поведения народа, оно в концентрированном виде отражает единство высокорационализированных форм сознания (науку, философию, политическую идеологию, религию и т.п.) и мира бессознательных культурных кодов, определяющих поведение людей. На уровне ментальности «пересекаются» природные и культурные, рациональные и эмоциональные, сознательные и бессознательные, личностные и общественные компоненты структуры индивидуального и коллективного сознания и поведения.

Информация о работе Контрольная работа по «Политология»