Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:04, реферат
Политическая борьба в Кокандском ханстве. Исхак-молдо (Пулат-хан). Начиная с 60-х годов 19 в. Российская империя начала захватывать земли Кокандского ханства, устанавливая там свою власть. В 1865, завоевав Ташкент, Российская империя основала Туркестанскую область, к-рая в 1868 была преобразована в Туркестанское генерал-губернаторство. Его генерал-губернатором назначается один из самых приближённых к царю людей К.П. Кауфман, к-рый продолжает захватывать новые территории Кокандского ханства, ослабляя тем самым власть Кудаяр-хана. В 1868, захватив Ходжент, он заключает с Кудаяр-ханом новый договор.
В 1916 русские составляли всего 21,1% населения Пржевальского уезда, но на их долю приходилось 67,3% общей площади пахотных земель. Русское население Пишпекского уезда, составлявшее 38,1%, имело в своем распоряжении 57,3% пахотной земли. Туркестанский генерал-губернатор А.Н. Куропаткин сам признавался: «По сравнению с другими народами, живущими в Туркестанском регионе, кыргызский народ при пользовании землею во многом был без прав». Поэтому кыргызы для того, чтобы хозяйствовать на земле своей родины, продолжали бороться всеми имеющимися доступными средствами.
После указа царя, вышедшего 25 июня 1916, народ, взяв оружие, вышел на открытую борьбу за свою независимость. Согласно этому указу, из представителей местного населения Туркестанского края на военную службу должны были призываться мужчины от 19 до 43 лет для тыловых работ воюющей Российской империи. После обнародования названного указа русские колонизаторы сами проводили среди кыргызов провокационную пропаганду с целью их запугивания: «мол, если поедете на тыловые работы, там будете есть свинину, и можете погибнуть в вырытых самими же окопах». Это подтолкнуло народ к волнению, к-рое вылилось в освободительное движение против царской власти. Народные волнения начались 4 июля 1916 в Ход-женте и за короткое время распространились по всей территории Туркестанского региона. Эпицентром этой борьбы в Кыргызстане стали Пишпекский и Пржевальский уезды Жетисуйской области. Кыргызы Пишпекского уезда поднялись 7 августа. Основными центрами волнений стали населенные пункты Беловодск, Пишпек, Токмок, Кемин, а 9 августа к восставшим присоединились кыргызы, живущие среди гор Суусамыра, Кочкора, Жумгала и Нарына, Пишпекского уезда. 10—12 августа поднялись сёла вокруг Ысык-Кёля. Повстанцы вооружались и окружали русские селения. В некоторых местах разоружали русских солдат и оказывали ожесточённое сопротивление карательным отрядам. Непримиримая борьба продолжалась с августа по октябрь. Против восставших были выставлены русское население Жетисуйской области, два кавалерийских полка, прибывших из центральной России, кавалерийская батарея, 35 рот солдат, 240 конных разведчиков, 16 пушек, 47 пулемётов. Специально созданные для карательных операций русские воинские подразделения с особой жестокостью истребляли плохо вооружённое местное население, дотла сжигая сёла.
Последней возможностью спасения своих жизней для кыргызов стало бегство в Китай. В целом, за время борьбы за независимость и бегства в Китай из Пржевальского и Пишпекского уездов погибло около 100 тыс. чел. После подавления восстания 15 октября в Туркестанском генерал-губернаторстве обсуждался план выселения кыргызов Пржевальского и Пишпекского уездов в горные районы, а освободившиеся земли было решено превратить в места жительства только для русского населения. Этот план был одобрен и утверждён генерал-губернатором Куропаткиным. В итоге кыргызы лишились права проживания в Чуйской и Ысык-Кёлской долинах, издревле являвшихся их родиной. Бежавший в Китай народ повально голодал, большинство кыргызских беженцев погибли на чужбине. Так Российская империя достигла своей цели, к-рую преследовала в течение долгих лет. Остатки беженцев в Китай, испытав все муки голода и лишений, только после Февральской революции 1917 вернулись на свою родину.
Культура. В 19 и 20 вв. устное народное творчество кыргызского народа, основанное на кочевых традициях (эпическое искусство, акынская поэзия, музыкальный фольклор), получило дальнейшее развитие. Среди народа широко распространялась получила адаптированная арабская графика.
Великие сказители эпоса «Манас» Келдибек Барыбоз уулу, Бекмурат (Балыкооз) Кумар уулу, Тыныбек Жапый уулу, Чоюке Омур уулу и Сагымбай Орозбак уулу внесли бесценный вклад в углубление содержания и популяризации эпоса среди народа. Исполнение эпоса «Манас» во всей его глубине, со всеми содержательными оттенками, требует незаурядного природного таланта. «Манас» является вершиной духовной культуры кыргызского народа и своим неповторимым художественным содержанием занимает достойное место среди шедевров эпического наследия народов мира.
В этот же период жили и творили великие поэты кыргызского народа: Калыгул Бай уулу (1785—1855), Молдо Кылыч Шамыркан уулу (1866-1917), Женижок (1860-1918), Молдо Нияз (1823—96), Токтогул Сатылган уулу (1864— 1933), Байымбет Абдрахман уулу (Тоголок Молдо) (1860—1942). Калыгул Бай уулу и Арстан-бек Буйлаш уулу создали глубоко содержательные стихи о прошедших эпохах, о своем и будущем времени. В поэмах «Конец света» Калыгула Бай уулу и «Тесный мир» Арстанбека Буйлаш уулу предсказываются изменения, наступающие вместе с колониальной жизнью, разрушение морально-нравственных ценностей кочевой жизни, в трагических, пессимистических тонах представляется будущее. Поскольку обе поэмы содержат в себе эпохальные события, этих двух поэтов справедливо называют родоначальниками поэтического течения заманистов (замам — эпоха). Их произведения и поныне продолжают жить среди кыргызского народа, привлекая особое внимание.
Еще одна особенность в культуре кыргызского народа 19 в. — возникновение акынской письменной поэзии. К числу акынов-письменников относятся Молдо Нияз, Молдо Кылыч Шамыр-кан уулу, Байымбет Абдрахман уулу (Тоголок Молдо), писавшие свои произведения и размножавшие их в рукописях. Эти поэты являлись образованными людьми своего времени, что давало основание применительно к их имени использовать дополнительный эпитет «молдо», т.е. звание просвещённого, образованного человека. Поэтический сборник Молдо Нияза «Санат» («Заветы»), состоящий из более чем 2 тыс. строк, по своему содержанию является продолжением му-сульмано-тюркских традиций в поэзии. В них затрагиваются такие темы, как жизнь и смерть, добро и зло в философском аспекте, а также отражены исторические события, происшедшие на кыргызской земле в 19 в. Поэма «Кысса Зилзала» («Землетрясение») Молдо Кылыча Шамыр-кан уулу, изданная в 1911 в Казани, является первым художественным произведением в истории кыргызского народа, напечатанным адаптированным арабским алфавитом. До этого в 1989 в Казани была напечатана лишь часть трилогии эпоса «Манас» — «Семетей» по варианту сказителя Тыныбека Жапый уулу. С конца 19 — начала 20 вв. известные кыргызские историки Ос-монаалы Сыдык (Кыдык) уулу и Белек Солтоноев начали собирать и систематизировать исторические сведения и источники и писать историю кыргызского народа. Осмонаалы в свое время учился в медресе Уч-Турпана, Бухары и Уфы. В 1913 в Уфе он издал свой исторический труд «Мухтасар тарых-и Кыргызийа» («Краткая кыргызская история»). В 1914 этот же труд в дополненном и расширенном виде он переиздаёт под названием «Тарых-и кыргыз Шадманийа» («Кыргызская история, посвященная Шабдану»). Совсем недавно стало известным имя еще одного кыргызского историка Зияуддина Магзуми (Зайдина Максыма), к-рый по поручению Кудаяр-хана написал по материалам архива Кокандского ханства труд «История Ферганских ханов», составляющий 1600 страниц. Эта рукопись была обнаружена в 1994 в Стамбульской городской библиотеке Турции.
Великие акыны Женижок, Токтогул Сатылган уулу известны своими поэтическими мудрыми заветами, произведениями, отражавшими все стороны своей эпохи. Женижок (Отё Кёкё уулу) является автором произведений дидактического содержания, значение к-рых непреходяще для народа, а также непревзойденным сказителем эпических героических сказаний «Манас», «Семетей», «Кожожаш», «Эр Тёштюк», поэтом-импровизатором, не знающим поражения в поэтических состязаниях, хранителем народного фольклора, сказочником. Токтогул Сатылган уулу в плеяде выдающихся акынов отличается своими великими кюю, поэзией глубоко философской направленности, наставничеством в творчестве. После возвращения из Сибири акын в своих песнях призывал народ к борьбе против царского режима. Кроме того, среди народа были широко популярны его лирические произведения о жизни, о любви и т.д.
В кыргызскую музыку 19—20 вв. своими уникальными мелодиями, музыкальными произведениями внесли свою лепту талантливые мелодисты, композиторы Тиленди, Музооке, Белек, Арстанбек, Куренкей, Токтогул, Айдара-алы, Сыртбай, Ниязаалы, Бурулча, Муратаалы, Боогачы. Своеобразие кыргызских музыкантов и певцов состояло в том, что, не имея понятия о нотной записи, они могли запомнить и точно воспроизвести любое сложное музыкальное произведение. Их сочинения, созданные для игры на комузе и кыяке (скрипкоподобный музыкальный инструмент), на губном комузе, свирели, в настоящее время превратились в классику народной музыки и по сей день поражают своей глубиной, содержательностью и неисчерпаемым богатством и красотой звучания.
Новые явления в хозяйственно-
Во время колониализма в Туркестане, и особенно в Кыргызстане, начали зарождаться ранее неизвестные отрасли промышленности: разработка угольных месторождений промышленным способом, строительство железных дорог, развитие мануфактуры, а также геологоразведочные исследования, проектирование и строительство мощных ирригационных систем. Были построены дороги военно-стратегического назначения, сооружены прочные, основанные на технологических достижениях того времени, мосты. Архитектурная новизна, была заметна на каждой станции, в каждом новом русском селении и городе. На севере Кыргызстана по образцам русского градостроительства началось строительство нового города на основе прежней Пишпекской крепости. А в сельском хозяйстве возникли новые виды земледелия и крестьянского труда — садоводство, пчеловодство. В скотоводстве основное внимание стало уделяться выведению новых чистокровных пород (и в частности, лошадей).
Культурная жизнь также
Такое социальное разнообразие населения Кыргызстана во 2-й половине 19 — начале 20 вв. определило этническое, социально-групповое, культурное различие и обусловило их неизбежное в будущем взаимовлияние, взаимопроникновение, создав историческую основу для формирования нового многонационального общества. Именно в эпоху колониализма Кыргызстан превратился в перекресток зап. и вост. цивилизаций. Эти условия в начале 20 в. оказали огромное влияние на жизнь кыргызов. Переселенцы, вроде молдаванского лекаря Василия Фрунзе, обучали представителей местной интеллигенции методам лечения от оспы, благодаря чему были спасены жизни многих людей. Эшенаалы Арабай уулу, получивший широкое образование с помощью русских просветителей, издал наряду с учебниками произведение Молдо Кылыча (1911) на кыргызском языке. Ряд будущих выдающихся мыслителей, гос. и общественных деятелей кыргызов обучались в русско-туземных школах, некоторые — в гимназиях, отдельные личности, как Кожомурат Сарыкулак уулу, продолжали свое дальнейшее образование в Казанском, Киевском и Варшавском университетах.
Эпоха российского колониализма в кыргызской истории рассматривается и оценивается неоднозначно. Имперская политика и жизнь многонационального населения во многом противоречили друг другу, и в последние годы колониализма все прогрессивные изменения, происходящие в Кыргызстане, подспудно подготовили и приблизили общество к тому, чтобы поднимались вопросы демократизации общества, расширения прав наций, оставшихся под гнётом колониализма.