Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:29, курсовая работа
За всю историю существования человеческого общества были созданы тысячи разнообразных государства, а государственная власть составляет самый существенный, неотъемлемый признак государства. Политическая власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.
Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность и легальность власти. Власть, являющаяся легитимной и легальной, будет самой правильной для общества.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Понятие легальности и легитимности власти……………. …..……………………...…..…...4
Легальность и легитимность – основа власти..…………..………………………………..…..6
Источники легитимности власти……………………………………….…………………..…..8
Формы легализации власти………………………………………………………….……..…..10
Типы легитимности власти…………...…………………..………………………………..…...12
Способы обеспечения легитимности…………………………………….………………..…...14
Кризисы легитимности…..………………………………..………………………………..…...15
Заключение………………..………………………………..………………………………..…...16
Использованная литература………………………………..………………………………..…..17
Легализация государственной власти, неразрывно связанная с процедурами наделения властью ее носителей (прежде всего главы государства, парламента, правительства), осуществляется по-разному в условиях различных форм правления, государственного (территориально-политического устройства), государственного режима. В современном мире принято различать две основные формы правления: монархию и республику.
В монархии глава государства
(король, шах, султан и др.) – пожизненный
и наследственный. Легализация монархии
как формы правления и монарха
как главы государства
Монархии имеют неодинаковые
формы правления с различными
процедурами легализации
Республиканская форма правления, как особая модель организации государственной власти, имеет две основные разновидности: президентскую и парламентарную республику. В обеих из них есть и президент, и парламент, различия состоят в иных взаимоотношениях между центральными органами государства: президентом, парламентом и правительством.
В президентской республике
правительство назначает
В парламентарной республике
правительство формируется
Легализация формы парламентарной республики, как способа управления, мало зависит от традиций и обычаев. Она связана почти целиком с конституционными текстами, другими законами.
Типы легитимности власти по Веберу
Согласно разработанной им и ставшей классической теории, легитимность характеризуют два фундаментальных признака: признание власти, реализуемой существующими институтами государства, и обязанность индивидов ей подчиняться. Одновременно с этим сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно представление (убеждение) граждан о государственной власти, присутствующее в их сознании. Макс Вебер выделял три основных типа легитимности:
– легитимность, базирующаяся на традиции («традиционная», например, монархическая, власть);
– легитимность, основанная на харизме (священном даре), которой обладает лидер, вождь;
– легитимность, основанная на рациональном (демократическом) устройстве и процедурах государственной власти.
1. Традиционная легитимность.
Она обретается благодаря
2. Харизматическая легитимность.
Она основана на вере в
3. Рационально-правовая (демократическая)
легитимность. Данный тип поддержки
складывается благодаря
Рационально-правовая легитимность
характерна для демократических
государств. Это преимущественно
структурная или
Типы легитимности Д. Истона
Современный американский ученый Д. Истон выделил следующие разновидности легитимности: идеологическую, структурную и личную.
Идеологическая легитимность основана на соответствии власти определенной идеологии. Граждане убеждены в ценности существующего политического строя как самого передового. Они разделяют идеологические установки правящей элиты. Власть с помощью интенсивной пропаганды поддерживает приверженность граждан официальной идеологии. Такой тип легитимации власти существовал в СССР, где идеология обосновывала правомерность режима.
Структурная легитимность опирается на приверженность граждан механизму и нормам политического режима. Граждане доверяют существующей системе власти с устоявшимися, отработанными механизмами формирования ее институтов. В качестве примера можно привести Великобританию с ее демократическими традициями и парламентаризмом.
Личная (персонализированная) легитимность опирается на одобрение массами власти конкретного лидера. Люди доверяют этому лидеру, убеждены в его способности должным образом использовать политическую власть. Личная легитимность близка к харизматической, но не тождествен на ей. Харизма базируется на вере, близкой к фанатической, на преклонении и готовности подчиняться. Персонализированная легитимность базируется на заслуженном авторитете, уважении, на рациональном расчете.
Способы обеспечения легитимности
Исследователи выделяют несколько способов (источников) легитимации власти.
Первый и наиболее надежный способ – участие граждан в управлении, что создает ощущение причастности людей к политике, проводимой властью, позволяет людям чувствовать себя в определенной мере ее субъектом. Вот почему демократические режимы по сравнению с другими обладают наибольшим потенциалом легитимации.
Другим источником является
так называемая технократическая легитимация,
т.е. легитимация посредством
Третьим способом легитимации
является сила. Все режимы опираются
на принуждение, однако формы, степень
его распространения и
В процессе легитимации большую
роль играют качества политической элиты.
История учит, что прочность власти,
результативность проводимой политики
зависят от интеллектуального потенциала
и энергии элиты, от ее способности
воспользоваться всеми
Кризисы легитимности
легальность легитимность власть государство
Легитимность обладает свойством
изменять свою интенсивность, т.е. характер
и степень поддержки власти (и
ее институтов), поэтому можно говорить
о кризисах легитимности. Под кризисами
понимается такое падение реальной
поддержки органов
Так, ученые, связывающие кризис легитимности режима с дестабилизацией политической власти и правления, называют в качестве таких критериев следующие факторы:
– невозможность органов власти осуществлять свои функции или присутствие в политическом пространстве нелегитимного насилия;
– отсутствие военных конфликтов и гражданских войн;
– невозможность правительства адаптироваться к изменяющимся условиям;
– разрушение конституционного порядка;
– отсутствие серьезных структурных изменений или снижение эффективности выполнения правительством своих главных задач – составления бюджета и распределения политических функций среди элиты.
Признаками падения
– ограничение прав и свобод;
– запрещение политических партий и независимой прессы;
– рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами;
– низкая экономическая эффективность власти - понижение уровня жизни различных групп населения.
Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты – открытые формы недовольства режимом.
Заключение
Легитимность выступает важным фактором в политической жизни.
Успех или крах политической власти предопределяется ее способностью представлять интересы и властные полномочия в принятии ее теми людьми, на которые она распространяется, в признании ими ее права управлять и в их согласии подчиняться.
Когда речь идет о легитимности, имеется в виду прежде всего совместимость политических действий с господствующей в данном сообществе системой ценностей. Основой легитимности служит добровольное подчинение законам, рассмотрение власти как авторитетной для индивида инстанции. Люди, для которых она авторитетна, которой они добровольно передали часть своих властных полномочий, принимают все исходящие от нее законы, в том числе и те, с которыми они не согласны. Легитимность может быть подконтрольная и выражающая интересы людей политическая власть.
К факторам, формирующим такого рода легитимность, М. Вебер относил:
– экономическую эффективность, продуктивность и производительность поддерживаемой политическим порядком системы экономических отношений, ее способность удовлетворять насущные потребности людей;
– легальность, законность, соответствие ее действий собственным нормам и установлениям;
– традиции, тождество системы властей той культурной среде, в которой разворачивается ее действие;
– харизму – веру в особые качества, призвание носителей власти;
– идеологическое, этической, психологическое обоснование.
Легитимность власти нарушается,
если она не способна подчиняться, следовать
своим собственным
Использованная литература
Информация о работе Легитимность и легальность политической власти