Легитимность и легальность политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

За всю историю существования человеческого общества были созданы тысячи разнообразных государства, а государственная власть составляет самый существенный, неотъемлемый признак государства. Политическая власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.
Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность и легальность власти. Власть, являющаяся легитимной и легальной, будет самой правильной для общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
Понятие легальности и легитимности власти……………. …..……………………...…..…...4
Легальность и легитимность – основа власти..…………..………………………………..…..6
Источники легитимности власти……………………………………….…………………..…..8
Формы легализации власти………………………………………………………….……..…..10
Типы легитимности власти…………...…………………..………………………………..…...12
Способы обеспечения легитимности…………………………………….………………..…...14
Кризисы легитимности…..………………………………..………………………………..…...15
Заключение………………..………………………………..………………………………..…...16
Использованная литература………………………………..………………………………..…..17

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии.docx

— 42.79 Кб (Скачать файл)

 

Легализация государственной  власти, неразрывно связанная с процедурами  наделения властью ее носителей (прежде всего главы государства, парламента, правительства), осуществляется по-разному в условиях различных  форм правления, государственного (территориально-политического  устройства), государственного режима. В современном мире принято различать  две основные формы правления: монархию и республику.

В монархии глава государства (король, шах, султан и др.) – пожизненный  и наследственный. Легализация монархии как формы правления и монарха  как главы государства коренится  не в факте выборов последнего, а по существу – в исторических традициях, в харизме (известное  обожествление монарха), что закреплено в конституциях, законах о престолонаследии. Основные законы многих стран называют царствующую династию (Швеция, Япония, Непал и др.), тем самым юридически закрепляя ее право на власть, а  захват трона другой династией рассматривают  как узурпацию.

Монархии имеют неодинаковые формы правления с различными процедурами легализации органов  государственной власти.

Республиканская форма правления, как особая модель организации государственной  власти, имеет две основные разновидности: президентскую и парламентарную республику. В обеих из них есть и президент, и парламент, различия состоят в иных взаимоотношениях между центральными органами государства: президентом, парламентом и правительством.

В президентской республике правительство назначает президент  по своему усмотрению, независимо от парламента, оно не нуждается в вотуме доверия  парламента. Руководителем правительства, определяющим его политику, остается президент Легализация данной государственной  формы мало связана с традициями и обычаями, она опирается прежде всего на конституционные нормы.

В парламентарной республике правительство формируется парламентом, фактически партией или партиями, имеющими большинство в нижней палате парламента или в однопалатном парламенте. Правительство несет политическую ответственность перед парламентом. Он утверждает программу деятельности нового правительства путем голосования, может выразить недоверие всему составу правительства или отдельному министру, и это влечет уход правительства или министра в отставку.

Легализация формы парламентарной республики, как способа управления, мало зависит от традиций и обычаев. Она связана почти целиком  с конституционными текстами, другими  законами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы легитимности власти по Веберу

 

Согласно разработанной  им и ставшей классической теории, легитимность характеризуют два  фундаментальных признака: признание  власти, реализуемой существующими  институтами государства, и обязанность  индивидов ей подчиняться. Одновременно с этим сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно представление (убеждение) граждан  о государственной власти, присутствующее в их сознании. Макс Вебер выделял  три основных типа легитимности:

– легитимность, базирующаяся на традиции («традиционная», например, монархическая, власть);

– легитимность, основанная на харизме (священном даре), которой обладает лидер, вождь;

– легитимность, основанная на рациональном (демократическом) устройстве и процедурах государственной власти.

1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям,  привычке повиноваться власти, вере  в непоколебимость и священность  издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно  для монархий. По своей мотивации  оно во многом схоже с отношениями  в патриархальной семье, основанными  на беспрекословном повиновении  старшим и на личном, неофициальном  характере взаимоотношений между  главой семьи и ее членами. 

2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные  качества, чудесный дар, т.е. харизму,  руководителя, которого иногда даже  обожествляют, создают культ его  личности. Харизматический способ  легитимации часто наблюдается  в периоды революционных перемен,  когда новая власть для признания  населением не может опереться  на авторитет традиций или  же демократически выраженной  воли большинства. В этом случае  сознательно культивируется величие  самой личности вождя, авторитет  которого освящает институты  власти, способствует их признанию  и принятию населением. Харизматическая  легитимность базируется на вере  и на эмоциональном, личностном  отношении вождя и массы.

3. Рационально-правовая (демократическая)  легитимность. Данный тип поддержки  складывается благодаря пониманию  человеком наличия сторонних  интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Люди здесь подчиняются не столько олицетворяющим власть личностям, сколько правилам, законам, процедурам, а, следовательно, и сформированным на их основе политическим структурам и институтам. При этом содержание правил и институтов может динамично меняться в зависимости от изменения взаимных интересов и условий жизни.

Рационально-правовая легитимность характерна для демократических  государств. Это преимущественно  структурная или институциональная  легитимность, основанная на доверии  граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям (персональная легитимность).

Типы легитимности Д. Истона

             Современный американский ученый Д. Истон выделил следующие разновидности легитимности: идеологическую, структурную и личную.

Идеологическая  легитимность основана на соответствии власти определенной идеологии. Граждане убеждены в ценности существующего политического строя как самого передового. Они разделяют идеологические установки правящей элиты. Власть с помощью интенсивной пропаганды поддерживает приверженность граждан официальной идеологии. Такой тип легитимации власти существовал в СССР, где идеология обосновывала правомерность режима.

Структурная легитимность опирается на приверженность граждан механизму и нормам политического режима. Граждане доверяют существующей системе власти с устоявшимися, отработанными механизмами формирования ее институтов. В качестве примера можно привести Великобританию с ее демократическими традициями и парламентаризмом.

Личная (персонализированная) легитимность опирается на одобрение  массами власти конкретного лидера. Люди доверяют этому лидеру, убеждены в его способности должным  образом использовать политическую власть. Личная легитимность близка к харизматической, но не тождествен на ей. Харизма базируется на вере, близкой к фанатической, на преклонении и готовности подчиняться. Персонализированная легитимность базируется на заслуженном авторитете, уважении, на рациональном расчете.

 

 

Способы обеспечения  легитимности

           Исследователи выделяют несколько способов (источников) легитимации власти.

Первый и наиболее надежный способ – участие граждан в  управлении, что создает ощущение причастности людей к политике, проводимой властью, позволяет людям чувствовать  себя в определенной мере ее субъектом. Вот почему демократические режимы по сравнению с другими обладают наибольшим потенциалом легитимации.

Другим источником является так называемая технократическая легитимация, т.е. легитимация посредством административной, экономической, военной, образовательной  и тому подобной деятельности власти. Технократические средства сводятся к  научному и техническому обеспечению  политического курса (в законах, инфраструктуре, налоговой системе  и т.д.). В этом случае легитимность власти находится в прямой зависимости  от эффективности такой деятельности, конечным результатом которой являются стабильность в обществе и успешное развитие всех сторон общественной жизни. Череда экономических неудач при  проведении реформ или при выходе страны из кризиса ослабляет легитимность власти и может привести к краху  политической системы. Легитимность политической власти Германии, Японии, Тайваня, Южной  Кореи, Сингапура повысилась в значительной мере благодаря экономическим достижениям.

Третьим способом легитимации  является сила. Все режимы опираются  на принуждение, однако формы, степень  его распространения и использования  различны. Оно проявляется в ограничении  прав и свобод личности, прежде всего права на получения полной и объективной информации, выступления, объединения, манифестации. Чем ниже уровень легитимации, тем сильнее принуждение. Сила – последний аргумент власти, с помощью которого она пытается повысить уровень своей легитимности, однако сомнительно, чтобы власть могла удержаться долго опираясь исключительно на силу. Использование силы может не только повысить уровень легитимности, но и ускорить паление режима. Сила является ненадежным источником легитимации власти.

В процессе легитимации большую  роль играют качества политической элиты. История учит, что прочность власти, результативность проводимой политики зависят от интеллектуального потенциала и энергии элиты, от ее способности  воспользоваться всеми благоприятствующими  для себя факторами, от умения нейтрализовать неблагоприятные.

 

Кризисы легитимности

легальность легитимность власть государство

Легитимность обладает свойством  изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти (и  ее институтов), поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами  понимается такое падение реальной поддержки органов государственной  власти или правящего режима в  целом, которое влияет на качественное изменение их ролей и функций.

Так, ученые, связывающие  кризис легитимности режима с дестабилизацией  политической власти и правления, называют в качестве таких критериев следующие  факторы:

– невозможность органов власти осуществлять свои функции или присутствие в политическом пространстве нелегитимного насилия;

– отсутствие военных конфликтов и гражданских войн;

– невозможность правительства адаптироваться к изменяющимся условиям;

– разрушение конституционного порядка;

– отсутствие серьезных структурных изменений или снижение эффективности выполнения правительством своих главных задач – составления бюджета и распределения политических функций среди элиты.

Признаками падения легитимности власти являются:

– ограничение прав и свобод;

– запрещение политических партий и независимой прессы;

– рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами;

– низкая экономическая эффективность власти - понижение уровня жизни различных групп населения.

Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные  перевороты – открытые формы недовольства режимом.

Заключение

 

Легитимность  выступает важным фактором в политической жизни.

Успех или крах политической власти предопределяется ее способностью представлять интересы и властные полномочия в принятии ее теми людьми, на которые она распространяется, в признании ими ее права управлять  и в их согласии подчиняться.

Когда речь идет о легитимности, имеется в виду прежде всего совместимость политических действий с господствующей в данном сообществе системой ценностей. Основой легитимности служит добровольное подчинение законам, рассмотрение власти как авторитетной для индивида инстанции. Люди, для которых она авторитетна, которой они добровольно передали часть своих властных полномочий, принимают все исходящие от нее законы, в том числе и те, с которыми они не согласны. Легитимность может быть подконтрольная и выражающая интересы людей политическая власть.

К факторам, формирующим  такого рода легитимность, М. Вебер относил:

– экономическую эффективность, продуктивность и производительность поддерживаемой политическим порядком системы экономических отношений, ее способность удовлетворять насущные потребности людей;

– легальность, законность, соответствие ее действий собственным нормам и установлениям;

– традиции, тождество системы властей той культурной среде, в которой разворачивается ее действие;

– харизму – веру в особые качества, призвание носителей власти;

– идеологическое, этической, психологическое обоснование.

Легитимность власти нарушается, если она не способна подчиняться, следовать  своим собственным установлениям, нормам. Поэтому важнейшим аспектом власти служит ее легальность, нормативность, выражающаяся в способности оперировать  и руководствоваться законами.

 

 

Использованная  литература

 

  1. Ачкасов В.А., Елисеев С.М., Ланцов С.А. Монография. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 125 с.
  2. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко; коммент. А.Ф. Филиппова. – М.: Прогресс, 1990. – 808 c.
  3. Волков Ю.Г., Лубский А.В., Макаренко В.П., Харитонов Е.М. Легитимность политической власти (методологические проблемы и российские реалии). М., 1996.
  4. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – 2-е изд., доп. – Ростов на / Дону.: Феникс, 1999. – 573 с.
  5. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 511 с.
  6. Мухаев. Р.Т. Политология: учеб. для студентов вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.
  7. Селютин В.И. Теория и практика политической науки – Воронеж: изд – во им. Е.А. Болховитинова, 2009. – 420 с.
  8. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 559 с.
  9. Пикулькин А.В. Система государственного управления; изд-во: Юнити-Дата, 2000 – 399 с.
  10. Пугачев В., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учеб. пособие; издание 3-е, переработанное и дополненное, 2000. – 382 с.

Информация о работе Легитимность и легальность политической власти