Легитимность политической власти
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 10:43, реферат
Описание работы
В данной работе рассмотрены основные политические аспекты легитимной власти, понятие легитимности и нелигитимности, функции и сущность такой власти.
Целью данной работы является изучение важнейших аспектов политической власти и ее легитимности. В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи: рассмотреть характеристику и методы политической власти; проанализировать структуру, виды и формы выражения власти; изучить важнейшие моменты и проблемы легитимности власти.
Содержание работы
Введение
1. Понятие легитимности политической власти
2. Источники легитимности
3. Типы легитимности
Заключение
Список литературы
Файлы: 1 файл
План
Введение
1. Понятие легитимности политической власти
2. Источники легитимности
3. Типы легитимности
Заключение
Список литературы
Введение
Понятие власти является одним
из центральных в политологии. Оно дает
ключ к пониманию политических институтов,
политических движений и самой политики.
Власть политическая - это способность
одного субъекта навязывать свою волю
группам, массам, организациям, индивидам,
используя при этом институты государства
и его ресурсы. Политическая власть осуществляется
через деятельность законодательных,
исполнительных и судебных органов государства.
Способность одного субъекта решающим
образом влиять на другого может быть
основана на различных ресурсах: страхе,
интересе, убеждении, традиции, законе,
обычае и т.д.
В данной работе рассмотрены
основные политические аспекты легитимной
власти, понятие легитимности и нелигитимности,
функции и сущность такой власти.
Целью данной работы является
изучение важнейших аспектов политической
власти и ее легитимности. В соответствии
с целью работы необходимо решить следующие
задачи: рассмотреть характеристику и
методы политической власти; проанализировать
структуру, виды и формы выражения власти;
изучить важнейшие моменты и проблемы
легитимности власти.
1. Понятие легитимности политической власти
Одним из основных специфических
свойств политической власти является
легитимность. Она представляет собой
форму поддержки, оправдания правомерности
применения власти и осуществления (конкретной
формы) правления либо государством в
целом, либо его отдельными структурами
и институтами.
Этимологически слово «легитимность»
ведет свое начало от латинского legalis - законность.
Однако легитимность и законность не являются
синонимами. Поскольку политическая власть
не всегда основывается на праве и законах,
но всегда пользуется той или иной поддержкой
хотя бы части населения, легитимность,
характеризующая опору и поддержку власти
реальными субъектами политики, отличается
от легальности, свидетельствующей о юридическом,
законодательно обоснованном типе правления,
т.е. о признании его правомочности всем
населением в целом.
В одних политических системах
власть может быть легальной и нелегитимной,
как, например, при правлении метрополий
в колониальных государствах, в других
- легитимной, но нелегальной, как, скажем,
после свершения революционного переворота,
поддержанного большинством населения,
в-третьих - и легальной, и легитимной,
как, к примеру, после победы определенных
сил на выборах.
В истории политической мысли
высказывалось немало разноречивых взглядов
относительно самой возможности легитимации
власти.
Так, ученые, стоящие на антропологических
позициях и платформе естественного права,
исходят из того, что легитимность возможна
и реальна, поскольку в человеческом обществе
наличествуют некие абсолютные, общие
для всех ценности и идеалы. Это и дает
гражданам возможность поддерживать власть.
В то же время немало ученых
полагает, что как раз отсутствие таких
общих для всех идей в сегментированном
обществе является причиной невозможности
возникновения легитимности.
Так, по мнению австрийского
ученого Г. Кельсена, человеческое знание
и интересы крайне релятивны, а потому
все свободны и в конструировании своей
жизни, и в отношении к власти. Вместе с
тем сторонники договорных теорий утверждают,
что поддержка власти возможна до тех
пор, пока существует совместная договоренность
граждан относительно ее целей и ценностей.
Поэтому «любой тип легитимности предполагает
существование минимального социального
консенсуса относительно тех ценностей,
которые приемлет большинство общества
и которые лежат в основе функционирования
политического режима».
Иной подход еще в XVIII в. предложил
английский мыслитель Э. Берк, который
разделил теоретические и практические
аспекты легитимности. Легитимность он
анализировал не саму по себе, а связывал
ее только с конкретным режимом, с конкретными
гражданами.
По его мнению, только положительный
опыт и привычка населения могут привести
к построению такой модели власти, при
которой она удовлетворяла бы интересы
граждан и, следовательно, могла бы пользоваться
их поддержкой.
Причем этот опыт и соответствующие
условия должны формироваться, накапливаться
эволюционно, препятствуя сознательному
конструированию легитимности.
2. Источники легитимности
В настоящее время в политической
науке принято более конкретно подходить
к понятию легитимности, фиксируя значительно
более широкий круг ее источников и форм.
Так, в качестве основных источников легитимности,
как правило, рассматриваются три субъекта:
население, правительство и внешнеполитические
структуры.
Население. Легитимность, которая
означает поддержку власти со стороны
широких слоев населения, является самой
заветной целью всех политических режимов.
Именно она в первую очередь обеспечивает
стабильность и устойчивость власти. Положительное
отношение населения к политике властей
и признание им правомочности правящей
элиты формируются по любым проблемам,
оказывающимся в фокусе общественного
мнения. Одобрение и поддержка населением
властей связаны с разнообразными политическими
и гражданскими традициями, механизмами
распространения идеологий, процессами
формирования авторитета разделяемых
«верхами» и «низами» ценностей, определенной
организацией государства и общества.
Это заставляет относиться к легитимности
как к политико-культурной характеристике
властных отношений.
Правительство. В то же время
легитимность может инициироваться и
формироваться не населением, а самим
государством (правительством) и пoлитическими
структурами (проправительственными партиями),
побуждающими массовое сознание воспроизводить
положительные оценки деятельности правящего
режима. Такая легитимность базируется
уже на праве граждан выполнять свои обязанности
по поддержанию определенного порядка
и отношений с государством. Она непосредственно
зависит от способности властей, элитарных
структур создавать и поддерживать убеждения
людей в справедливости и оптимальности
сложившихся политических институтов
и проводимой ими линии поведения.
Для формирования такой легитимности
громадное значение приобретают институциональные
и коммуникативные ресурсы государства.
Правда, подобные формы легитимности нередко
оборачиваются излишней юридизацией,
позволяющей в конечном счете считать
любое институционально и законодательно
оформленное правление узаконенным правом
властей на применение принуждения. Таким
образом легитимность по сути отождествляется
с легальностью, законностью, юридической
обоснованностью государственной власти
и закрепленностью ее существования в
обществе.
Внешние факторы. Легитимность
может формироваться и внешними политическими
центрами - дружественными государствами,
международными организациями. Категория
легитимности применима и для характеристики
самих политиков, различных институтов,
норм и отдельных органов государства.
Т.е. и внутри государства различные
политические субъекты могут обладать
разным характером и иметь разный уровень
поддержки общественным или международным
мнением. Например, институт президента
в Югославии пользовался широкой поддержкой
внутри страны, но решительно осуждался
на международной арене, где многие страны
признают Милошевича военным преступником.
Или наоборот, отдельные политики или
партии на родине могут подвергаться остракизму,
а за рубежом пользоваться поддержкой
как представители демократического движения.
Так, население может поддерживать парламент
и протестовать против деятельности правительства,
а может поддерживать президента и негативно
относиться к деятельности представительных
органов. Таким образом, легитимность
может обладать различной интенсивностью,
давая возможность устанавливать иерархические
связи между отдельными политиками и органами
власти.
3. Типы легитимности
Многообразие возможностей
различных политических субъектов поддерживать
систему правления предполагает столь
же разнообразные типы легитимности. В
политической науке наиболее популярна
классификация, составленная М. Вебером,
который с точки зрения мотивации подчинения
выделял следующие ее типы:
- традиционная легитимность,
формирующаяся на основе веры
людей в необходимость и неизбежность
подчинения власти, которая получает
в обществе (группе) статус традиции,
обычая, привычки к повиновению
тем или иным лицам или политическим
институтам. Данная разновидность
легитимности особенно часто
встречается при наследственном
типе правления, в частности, в
монархических государствах. Длительная
привычка к оправданию той
или иной формы правления создает
эффект ее справедливости и
законности, что придает власти
высокую стабильность и устойчивость;
- рациональная (демократическая)
легитимность, возникающая в результате
признания людьми справедливости
тех рациональных и демократических
процедур, на основе которых формируется
система власти. Данный тип поддержки
складывается благодаря пониманию
человеком наличия сторонних
интересов, что предполагает необходимость
выработки правил общего поведения,
следование которым и создает
возможность для реализации его
собственных целей. Иначе говоря,
рациональный тип легитимности
имеет по сути дела нормативную
основу, характерную для организации
власти в сложно организованных
обществах. Люди здесь подчиняются
не столько олицетворяющим власть
личностям, сколько правилам, законам,
процедурам, а, следовательно, и сформированным
на их основе политическим
структурам и институтам. При
этом содержание правил и институтов
может динамично меняться в
зависимости от изменения взаимных
интересов и условий жизни;
- харизматическая легитимность,
складывающаяся в результате
веры людей в признаваемые
ими выдающимися качества политического
лидера. Этот образ непогрешимого,
наделенного исключительными качествами
человека (харизма) переносится общественным
мнением на всю систему власти. Безоговорочно
веря всем действиям и замыслам харизматического
лидера, люди некритически воспринимают
стиль и методы его правления.
Помимо указанных способов
поддержки власти ряд ученых выделяют
и другие, придавая легитимности более
универсальный и динамичный характер.
Так, английский исследователь Д. Хелд
наряду с уже известными нам типами легитимности
предлагает говорить о таких ее видах,
как: «согласие под угрозой насилия», когда
люди поддерживают власть, опасаясь угроз
с ее стороны вплоть до угрозы их безопасности;
легитимность, основанная на апатии населения,
свидетельствующей о его безразличии
к сложившемуся стилю и формам правления;
прагматическая (инструментальная) поддержка,
при которой оказываемое властям доверие
осуществляется в обмен на данные ею обещания
тех или иных социальных благ; нормативная
поддержка, предполагающая совпадение
политических принципов, разделяемых
населением и властью; и наконец, высшая
нормативная поддержка, означающая полное
совпадение такого рода принципов.
Некоторые ученые выделяют
также идеологический тип легитимности,
провоцирующий поддержку властей со стороны
общественного мнения в результате активных
агитационно-пропагандистских мероприятий,
осуществляемых правящими кругами. Выделяют
и патриотический тип легитимности, при
котором высшим критерием поддержки властей
признается гордость человека за свою
страну, за проводимую ею внутреннюю и
внешнюю политику.
Заключение
Легитимность - это доверие и принятие власти общественным
сознанием, оправдание её действий, потому
она связана с моральной оценкой.
Граждане одобряют
власть, исходя из своих моральных
критериев, представлений о добре,
справедливости, порядочности, совести.
Легитимность призвана обеспечить
повиновение, согласие без принуждения,
а если оно не достигается,
то - оправдать принуждение, применение
силы. Легитимная власть и политика авторитетны
и эффективны.
Список литературы
1. Пугачёв, В.П. Введение в политологию:
учебник для студентов вузов - 3 издание,
переработанное и дополненное / В.П. Пугачёв,
А.И. Соловьёв. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 447 с.
2. Соловьёв, А.И. «Политология:
политическая теория, политические технологии»:
учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев
- М.: Аспект Пресс, 2011. - 559 с.
3.Сирота Н.М. С 40 Политология. Курс лекций.-СПб.:Питер,2006.-272с.
4.В.С.Боровик, Б.И. Кретов Учебное издание.
Курс политологии и социологии.
Информация о работе Легитимность политической власти