Легитимность политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 10:43, реферат

Описание работы

В данной работе рассмотрены основные политические аспекты легитимной власти, понятие легитимности и нелигитимности, функции и сущность такой власти.
Целью данной работы является изучение важнейших аспектов политической власти и ее легитимности. В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи: рассмотреть характеристику и методы политической власти; проанализировать структуру, виды и формы выражения власти; изучить важнейшие моменты и проблемы легитимности власти.

Содержание работы

Введение
1. Понятие легитимности политической власти
2. Источники легитимности
3. Типы легитимности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

легитимность полит.власти.docx

— 22.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                             

 

 

 

План

 

Введение

1. Понятие легитимности политической власти

2. Источники легитимности

3. Типы легитимности

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.

Власть политическая - это способность одного субъекта навязывать свою волю группам, массам, организациям, индивидам, используя при этом институты государства и его ресурсы. Политическая власть осуществляется через деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов государства. Способность одного субъекта решающим образом влиять на другого может быть основана на различных ресурсах: страхе, интересе, убеждении, традиции, законе, обычае и т.д.

В данной работе рассмотрены основные политические аспекты легитимной власти, понятие легитимности и нелигитимности, функции и сущность такой власти.

Целью данной работы является изучение важнейших аспектов политической власти и ее легитимности. В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи: рассмотреть характеристику и методы политической власти; проанализировать структуру, виды и формы выражения власти; изучить важнейшие моменты и проблемы легитимности власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие легитимности политической власти

Одним из основных специфических свойств политической власти является легитимность. Она представляет собой форму поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления (конкретной формы) правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами и институтами.

Этимологически слово «легитимность» ведет свое начало от латинского legalis - законность. Однако легитимность и законность не являются синонимами. Поскольку политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но всегда пользуется той или иной поддержкой хотя бы части населения, легитимность, характеризующая опору и поддержку власти реальными субъектами политики, отличается от легальности, свидетельствующей о юридическом, законодательно обоснованном типе правления, т.е. о признании его правомочности всем населением в целом.

В одних политических системах власть может быть легальной и нелегитимной, как, например, при правлении метрополий в колониальных государствах, в других - легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, в-третьих - и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах.

В истории политической мысли высказывалось немало разноречивых взглядов относительно самой возможности легитимации власти.

Так, ученые, стоящие на антропологических позициях и платформе естественного права, исходят из того, что легитимность возможна и реальна, поскольку в человеческом обществе наличествуют некие абсолютные, общие для всех ценности и идеалы. Это и дает гражданам возможность поддерживать власть.

В то же время немало ученых полагает, что как раз отсутствие таких общих для всех идей в сегментированном обществе является причиной невозможности возникновения легитимности.

Так, по мнению австрийского ученого Г. Кельсена, человеческое знание и интересы крайне релятивны, а потому все свободны и в конструировании своей жизни, и в отношении к власти. Вместе с тем сторонники договорных теорий утверждают, что поддержка власти возможна до тех пор, пока существует совместная договоренность граждан относительно ее целей и ценностей. Поэтому «любой тип легитимности предполагает существование минимального социального консенсуса относительно тех ценностей, которые приемлет большинство общества и которые лежат в основе функционирования политического режима».

Иной подход еще в XVIII в. предложил английский мыслитель Э. Берк, который разделил теоретические и практические аспекты легитимности. Легитимность он анализировал не саму по себе, а связывал ее только с конкретным режимом, с конкретными гражданами.

По его мнению, только положительный опыт и привычка населения могут привести к построению такой модели власти, при которой она удовлетворяла бы интересы граждан и, следовательно, могла бы пользоваться их поддержкой.

Причем этот опыт и соответствующие условия должны формироваться, накапливаться эволюционно, препятствуя сознательному конструированию легитимности.

 

 

 

 

 

 

 

2. Источники легитимности

В настоящее время в политической науке принято более конкретно подходить к понятию легитимности, фиксируя значительно более широкий круг ее источников и форм. Так, в качестве основных источников легитимности, как правило, рассматриваются три субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры.

Население. Легитимность, которая означает поддержку власти со стороны широких слоев населения, является самой заветной целью всех политических режимов. Именно она в первую очередь обеспечивает стабильность и устойчивость власти. Положительное отношение населения к политике властей и признание им правомочности правящей элиты формируются по любым проблемам, оказывающимся в фокусе общественного мнения. Одобрение и поддержка населением властей связаны с разнообразными политическими и гражданскими традициями, механизмами распространения идеологий, процессами формирования авторитета разделяемых «верхами» и «низами» ценностей, определенной организацией государства и общества. Это заставляет относиться к легитимности как к политико-культурной характеристике властных отношений.

Правительство. В то же время легитимность может инициироваться и формироваться не населением, а самим государством (правительством) и пoлитическими структурами (проправительственными партиями), побуждающими массовое сознание воспроизводить положительные оценки деятельности правящего режима. Такая легитимность базируется уже на праве граждан выполнять свои обязанности по поддержанию определенного порядка и отношений с государством. Она непосредственно зависит от способности властей, элитарных структур создавать и поддерживать убеждения людей в справедливости и оптимальности сложившихся политических институтов и проводимой ими линии поведения.

Для формирования такой легитимности громадное значение приобретают институциональные и коммуникативные ресурсы государства. Правда, подобные формы легитимности нередко оборачиваются излишней юридизацией, позволяющей в конечном счете считать любое институционально и законодательно оформленное правление узаконенным правом властей на применение принуждения. Таким образом легитимность по сути отождествляется с легальностью, законностью, юридической обоснованностью государственной власти и закрепленностью ее существования в обществе.

Внешние факторы. Легитимность может формироваться и внешними политическими центрами - дружественными государствами, международными организациями. Категория легитимности применима и для характеристики самих политиков, различных институтов, норм и отдельных органов государства.

Т.е. и внутри государства различные политические субъекты могут обладать разным характером и иметь разный уровень поддержки общественным или международным мнением. Например, институт президента в Югославии пользовался широкой поддержкой внутри страны, но решительно осуждался на международной арене, где многие страны признают Милошевича военным преступником. Или наоборот, отдельные политики или партии на родине могут подвергаться остракизму, а за рубежом пользоваться поддержкой как представители демократического движения. Так, население может поддерживать парламент и протестовать против деятельности правительства, а может поддерживать президента и негативно относиться к деятельности представительных органов. Таким образом, легитимность может обладать различной интенсивностью, давая возможность устанавливать иерархические связи между отдельными политиками и органами власти.

 

 

3. Типы легитимности

Многообразие возможностей различных политических субъектов поддерживать систему правления предполагает столь же разнообразные типы легитимности. В политической науке наиболее популярна классификация, составленная М. Вебером, который с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы:

- традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры  людей в необходимость и неизбежность  подчинения власти, которая получает  в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению  тем или иным лицам или политическим  институтам. Данная разновидность  легитимности особенно часто  встречается при наследственном  типе правления, в частности, в  монархических государствах. Длительная  привычка к оправданию той  или иной формы правления создает  эффект ее справедливости и  законности, что придает власти  высокую стабильность и устойчивость;

- рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате  признания людьми справедливости  тех рациональных и демократических  процедур, на основе которых формируется  система власти. Данный тип поддержки  складывается благодаря пониманию  человеком наличия сторонних  интересов, что предполагает необходимость  выработки правил общего поведения, следование которым и создает  возможность для реализации его  собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности  имеет по сути дела нормативную  основу, характерную для организации  власти в сложно организованных  обществах. Люди здесь подчиняются  не столько олицетворяющим власть  личностям, сколько правилам, законам, процедурам, а, следовательно, и сформированным  на их основе политическим  структурам и институтам. При  этом содержание правил и институтов  может динамично меняться в  зависимости от изменения взаимных  интересов и условий жизни;

- харизматическая легитимность, складывающаяся в результате  веры людей в признаваемые  ими выдающимися качества политического  лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами  человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления.

Помимо указанных способов поддержки власти ряд ученых выделяют и другие, придавая легитимности более универсальный и динамичный характер. Так, английский исследователь Д. Хелд наряду с уже известными нам типами легитимности предлагает говорить о таких ее видах, как: «согласие под угрозой насилия», когда люди поддерживают власть, опасаясь угроз с ее стороны вплоть до угрозы их безопасности; легитимность, основанная на апатии населения, свидетельствующей о его безразличии к сложившемуся стилю и формам правления; прагматическая (инструментальная) поддержка, при которой оказываемое властям доверие осуществляется в обмен на данные ею обещания тех или иных социальных благ; нормативная поддержка, предполагающая совпадение политических принципов, разделяемых населением и властью; и наконец, высшая нормативная поддержка, означающая полное совпадение такого рода принципов.

Некоторые ученые выделяют также идеологический тип легитимности, провоцирующий поддержку властей со стороны общественного мнения в результате активных агитационно-пропагандистских мероприятий, осуществляемых правящими кругами. Выделяют и патриотический тип легитимности, при котором высшим критерием поддержки властей признается гордость человека за свою страну, за проводимую ею внутреннюю и внешнюю политику.

 

 

 

Заключение

Легитимность - это доверие и принятие власти общественным сознанием, оправдание её действий, потому она связана с моральной оценкой.

 Граждане одобряют  власть, исходя из своих моральных  критериев, представлений о добре, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить  повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то - оправдать принуждение, применение силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Пугачёв, В.П. Введение в политологию: учебник для студентов вузов - 3 издание, переработанное и дополненное / В.П. Пугачёв, А.И. Соловьёв. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 447 с.

2. Соловьёв, А.И. «Политология: политическая теория, политические технологии»: учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев - М.: Аспект Пресс, 2011. - 559 с.

3.Сирота Н.М. С 40 Политология. Курс лекций.-СПб.:Питер,2006.-272с.

4.В.С.Боровик, Б.И. Кретов Учебное издание. Курс политологии и социологии.

 


Информация о работе Легитимность политической власти