Легитимность власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 11:59, реферат

Описание работы

Понятие власти остается одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, ее сущность и характер имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
В нормальном цивилизованном обществе власть обладает легитимностью.
Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.

Содержание работы

Введение 3
Понятие легитимности власти 3
Типы легитимности 5
Типы легитимности господства по М.Веберу 5
Типология легитимности Д.Истона, С.Липсета 7
Источники легитимности власти 10
Легитимность и легальность 11
Механизмы поддержания легитимности власти 13
Делегитимация власти 14
Заключение 15
Список источников 16

Файлы: 1 файл

Реф1.docx

— 41.42 Кб (Скачать файл)

Структурная легитимность опирается на приверженность граждан  механизму и нормам политического  режима. Граждане доверяют существующей системе власти с устоявшимися, отработанными  механизмами формирования ее институтов. В качестве примера можно привести Великобританию с ее демократическими традициями и парла ментаризмом.

Личная (персонализированная) легитимность опирается на одобрение  массами власти конкретного лидера. Люди доверяют этому лидеру, убеждены в его способности должным  образом использовать политическую власть. Личная легитимность близка харизматической, но не тождественна ей. Харизма базируется на вере, близкой к фанатической, на преклонении и готовности подчиняться. Персонализированная легитимность базируется на заслуженном авторитете, уважении, на рациональном расчете.

Таковы наиболее часто встречающиеся в научной  литературе типологии легитимности. На наш взгляд, такое разнообразие классификаций, связано с тем, что  общепризнанная дихотомия легитимный - нелегитимный является недостаточной  для анализа весьма разнообразной политической реальности.

Поэтому в последнее  время все чаще предпринимаются  попытки со стороны исследователей определять степень легитимности. В  этом случае в целях сравнительного анализа политические режимы выстраиваются  по воображаемой оси от минимума к  максимуму, то есть от осознанной не легитимности до полного массового одобрения. Но поскольку полная поддержка, равно  как и чистое насильственное правление  на практике встречаются чрезвычайно  редко, то фиксирование крайностей служит главным образом задачам построения теоретической модели.

Источники легитимности власти

В качестве основных источников легитимности, как правило, рассматриваются три субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры.

Население, как  уже отмечалось, может поддерживать правителей и тогда, когда они  плохо управляют государством. В  силу этого такая легитимность может  формироваться даже в условиях снижения эффективности правления.

Поэтому при такой  форме легитимности во главу угла ставится не зависящая от формально-правовых установлений реальная расположенность  и комплиментарность граждан к существующему режиму.

В то же время  легитимность может инициироваться и формироваться не населением, а  самим государством (правительством) и политическими структурами (проправительственными  партиями), побуждающими массовое сознание воспроизводить положительные оценки деятельности правящего режима.

Такая легитимность базируется уже на праве граждан  выполнять свои обязанности по поддержанию  определенного порядка и отношений  с государством. Она непосредственно  зависит от способности властей, элитарных структур создавать и  поддерживать убеждения людей в  справедливости и оптимальности сложившихся политических институтов и проводимой ими линии поведения.

Для формирования такой легитимности громадное значение приобретают институциональные  и коммуникативные ресурсы государства. Правда, подобные формы легитимности нередко оборачиваются

излишней юридизацией, позволяющей в конечном счете считать любое институционально и законодательно оформленное правление узаконенным правом властей на применение принуждения. Таким образом легитимность по сути отождествляется с легальностью, законностью, юридической обоснованностью государственной власти и закрепленностью ее существования в обществе.

Легитимность  может формироваться и внешними политическими центрами - дружественными государствами, международными организациями. Такая разновидность политической поддержки часто используется при  выборах руководителей государства, в условиях международных конфликтов.

Категория легитимности применима и для характеристики самих политиков, различных институтов, норм и отдельных органов государства. Иными словами, и внутри государства  различные политические субъекты могут  обладать разным характером и иметь  разный уровень поддержки общественным или международным мнением. Население  может поддерживать парламент и  протестовать против деятельности правительства, а может поддерживать президента и негативно относиться к деятельности представительных органов. Таким образом, легитимность может обладать различной  интенсивностью, давая возможность  устанавливать иерархические связи  между отдельными политиками и органами власти.

Легитимность и легальность

Понятие «легитимности» в политологии чаще всего употребляется  вместе с парным понятием - «легальность». Оба слова - и «легитимность», и  «легальность» - образованы от одного корня от латинского 1ех, т.е. закон. Но означают они довольно разные вещи.

«Легальность» —  это строгое соответствие официально существующему закону. Если сопоставить  какой-то конкретный политический или  юридический случай с нормами  закона, мы можем однозначно решить, легально это или нелегально. Если нечто не противоречит закону, то это  легально. А если противоречит, то нелегально.

«Легитимностью» в политологии называют соответствие того или иного действия, той или  иной политической фигуры ожиданиям  всего народа, всего общества в  целом. «Легитимность», в отличие  от легальности, это не формальный закон, не четко сформулированная юридическая  норма. Это совпадение личности правителя  или какого-то его действия с тем, что ждет от него общество, требуют  история, традиция, иногда чрезвычайные обстоятельства.

Разницу между  легитимностью и легальностью можно  понять на следующем примере. Правительство  любого суверенного государства  имеет право при определенных обстоятельствах начать военные  действия против какой-то державы, тогда  как никакие иные организации  и инстанции в суверенном государстве  такого решения принять не могут. Легально начать войну имеет право  только правительство. Легальность  подобного акта, когда он осуществляется в соответствии с прописанными и  законодательно закрепленными процедурами, не подлежит сомнению.

А вот конкретное объявление войны той или иной стране при тех или иных условиях может быть как легитимным, так  и нелегитимным. Если история не оставляет иного выхода или если народ, общество одобряют такой поступок правителей, осознавая его необходимость, то вступление в войну будет и  легально, и легитимно. Примером такого случая является начало войны СССР против нацистской Германии. Сталин имел право начать войну с точки  зрения легальности, и это было полностью  легитимным шагом, подтвержденным исторической необходимостью и волей народа к  свободе от напавшего первым врага.

В другом случае, когда войны можно избежать, но правители все же принимают решение  о ее начале, вопреки настроениям  большинства, это легально, но не легитимно. Таковой была русско-японская война  начала XX века.

И наконец, в исключительных случаях, когда законная власть парализована и не способна принять решение, какие-то группы людей могут сами приступить к боевым действиям, минуя легальные  процедуры, но опираясь на легитимность истории и волю народа. Таким действием  было собрание ополчения в Новгороде  князем Мининым и гражданином  Пожарским для борьбы с польско-литовскими оккупантами.

Именно народ  и история его делают решение  легитимным. Но народ и история  постоянно движутся, никогда не стоят  на месте. И поэтому все формальные нормы права, выработанные в других обстоятельствах и в другом историческом контексте, не могут угнаться за этой жизнью. Более того, есть случаи, когда  легального выхода из положения просто нет - и в законе подобной ситуации не описано. Особенно это касается чрезвычайных ситуаций - политических кризисов, социальных волнений, природных катастроф, войн и смут. Основное определение легитимности - это совпадение воли народа и власти в конкретном действии, решении, выборе.

Механизмы поддержания легитимности власти

Обеспечение легитимности власти – ее легитимизация – предмет особой заботы любой власти. Выделяется несколько универсальных механизмов легитимизации власти.

1. Социально-психологический, основывающийся на психологических свойствах групп и масс. При обеспечении легитимности акцент делается на: конформизм массы, стремление среднего человека ориентироваться на авторитеты и мнение большинства; веру в справедливость существующего порядка и принципы распределения ценностей; чувство компетентности и иллюзию контроля.

2. Политическое участие граждан, прежде всего в форме выборов, позволяет гражданам ощутить собственную причастность к власти, ее зависимость от интересов и настроений граждан.

3. Политическая социализация – процесс усвоения политических норм и ценностей, а также форм политического поведения, приемлемых для данного общества. Данный механизм обеспечивает поддержку власти на основе существующих норм и ценностей.

4. Демонстрация эффективности власти, и в первую очередь способности ее институтов к адаптации к новым требованиям и проблемам, к мобилизации ресурсов на достижение целей, а также к обеспечению поддержки со стороны общества. Под эффективностью власти понимается ее способность достигать социально значимых целей, адекватно реагировать на новые потребности и находить новые решения возникающих проблем.

5. Образ «врагов», стремящихся к нарушению общественной стабильности, также можно рассматривать как один из механизмов легитимизации власти. Убежденность в существовании персонифицированных угроз обществу и в возможности власти нейтрализовать эти угрозы способствует сплочению общества вокруг власти.

Делегитимация власти

В противоположность  легитимизации власти, процессы делегитимизации – разрушения и кризиса легитимности – ведут к утрате поддержки власти со стороны общества.

Основными причинами  делегитимации являются следующие:

-противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими ценностями властвующей элиты;

-противоречие  между идеей демократии и социально-политической  практикой. Это проявляется в  попыт-противоречие между идеей демократии и социально-политическом практикой. Это проявляется в попытке решить проблемы силовым путем, нажимом средства массовой информации;

-отсутствие в политической системе механизма по защите народных масс;

-нарастание бюрократизации и коррумпированности;

-национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющиеся в отвержении федеральной власти;

-потеря правящей элиты в правомерность своей власти, возникновение внутри нее социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.

Заключение

Политическая  власть охватывая все сферы жизни  и моделирую человеческие отношения , предает им статус политических, является первоосновой политики. В настоящее время в теории и в практике при оценке политических систем рассматривается такой критерий как легитимность власти.

Легитимность  политической власти - очень емкое  понятие. Легитимность основана не только на праве, законе, но и на вере, морали, убежденности, традиции, идеологии. Разгадка феномена легитимности власти, приращение всякого нового знания о природе  легитимности механизмах властвования кроется в менталитете народа, в условиях времени, непосредственном участии правительства в делах  государства.

Проблема легитимности - это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает ее легитимность, следовательно и доверие народа к своему правительству.

Дееспособность  власти во многом зависит от ее легитимности. Это один из показателей эффективности  политической власти. А от эффективности  политической власти зависит благосостояние людей, населяющих страну, место страны на мировой арене, ее авторитет.

Легитимность  политической власти - это смысл  ее существования, подтверждение ее правомочности, ее решающее обоснование.

Без легитимности невозможно существование полноценного общества, так же как и государства.

 

 

Список источников:

1.Спиридонов Л.Е., Теория государства и права. М.: Феникс, 2005.

2.Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: Аспект Пресс, 2001

3.Рябов А.В. Легальность и легитимность власти. М., 2000

4.Зеркин Д.П. Основы политологии. Изд. «Феникс» ,2001

5.Мухаев Р.Т. Основы политологии. Изд. «Новая школа», М., 1999

6.Соловьёв А. И. «Политология: политическая теооия. политические технологии»: учебник для студентов вузов - М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Легитимность власти