Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 11:59, реферат
Описание работы
Понятие власти остается одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, ее сущность и характер имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. В нормальном цивилизованном обществе власть обладает легитимностью. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.
Содержание работы
Введение 3 Понятие легитимности власти 3 Типы легитимности 5 Типы легитимности господства по М.Веберу 5 Типология легитимности Д.Истона, С.Липсета 7 Источники легитимности власти 10 Легитимность и легальность 11 Механизмы поддержания легитимности власти 13 Делегитимация власти 14 Заключение 15 Список источников 16
Структурная легитимность
опирается на приверженность граждан
механизму и нормам политического
режима. Граждане доверяют существующей
системе власти с устоявшимися, отработанными
механизмами формирования ее институтов.
В качестве примера можно привести
Великобританию с ее демократическими
традициями и парла ментаризмом.
Личная (персонализированная)
легитимность опирается на одобрение
массами власти конкретного лидера.
Люди доверяют этому лидеру, убеждены
в его способности должным
образом использовать политическую
власть. Личная легитимность близка харизматической,
но не тождественна ей. Харизма базируется
на вере, близкой к фанатической, на преклонении
и готовности подчиняться. Персонализированная
легитимность базируется на заслуженном
авторитете, уважении, на рациональном
расчете.
Таковы наиболее
часто встречающиеся в научной
литературе типологии легитимности.
На наш взгляд, такое разнообразие
классификаций, связано с тем, что
общепризнанная дихотомия легитимный
- нелегитимный является недостаточной
для анализа весьма разнообразной
политической реальности.
Поэтому в последнее
время все чаще предпринимаются
попытки со стороны исследователей
определять степень легитимности. В
этом случае в целях сравнительного
анализа политические режимы выстраиваются
по воображаемой оси от минимума к
максимуму, то есть от осознанной не легитимности
до полного массового одобрения.
Но поскольку полная поддержка, равно
как и чистое насильственное правление
на практике встречаются чрезвычайно
редко, то фиксирование крайностей служит
главным образом задачам построения
теоретической модели.
Источники легитимности власти
В качестве основных
источников легитимности, как правило,
рассматриваются три субъекта: население,
правительство и внешнеполитические
структуры.
Население, как
уже отмечалось, может поддерживать
правителей и тогда, когда они
плохо управляют государством. В
силу этого такая легитимность может
формироваться даже в условиях снижения
эффективности правления.
Поэтому при такой
форме легитимности во главу угла
ставится не зависящая от формально-правовых
установлений реальная расположенность
и комплиментарность граждан к существующему
режиму.
В то же время
легитимность может инициироваться
и формироваться не населением, а
самим государством (правительством)
и политическими структурами (проправительственными
партиями), побуждающими массовое сознание
воспроизводить положительные оценки
деятельности правящего режима.
Такая легитимность
базируется уже на праве граждан
выполнять свои обязанности по поддержанию
определенного порядка и отношений
с государством. Она непосредственно
зависит от способности властей,
элитарных структур создавать и
поддерживать убеждения людей в
справедливости и оптимальности сложившихся
политических институтов и проводимой
ими линии поведения.
Для формирования
такой легитимности громадное значение
приобретают институциональные
и коммуникативные ресурсы государства.
Правда, подобные формы легитимности
нередко оборачиваются
излишней юридизацией,
позволяющей в конечном счете считать
любое институционально и законодательно
оформленное правление узаконенным правом
властей на применение принуждения. Таким
образом легитимность по сути отождествляется
с легальностью, законностью, юридической
обоснованностью государственной власти
и закрепленностью ее существования в
обществе.
Легитимность
может формироваться и внешними
политическими центрами - дружественными
государствами, международными организациями.
Такая разновидность политической
поддержки часто используется при
выборах руководителей государства,
в условиях международных конфликтов.
Категория легитимности
применима и для характеристики
самих политиков, различных институтов,
норм и отдельных органов государства.
Иными словами, и внутри государства
различные политические субъекты могут
обладать разным характером и иметь
разный уровень поддержки общественным
или международным мнением. Население
может поддерживать парламент и
протестовать против деятельности правительства,
а может поддерживать президента
и негативно относиться к деятельности
представительных органов. Таким образом,
легитимность может обладать различной
интенсивностью, давая возможность
устанавливать иерархические связи
между отдельными политиками и органами
власти.
Легитимность и легальность
Понятие «легитимности»
в политологии чаще всего употребляется
вместе с парным понятием - «легальность».
Оба слова - и «легитимность», и
«легальность» - образованы от одного
корня от латинского 1ех, т.е. закон.
Но означают они довольно разные вещи.
«Легальность» —
это строгое соответствие официально
существующему закону. Если сопоставить
какой-то конкретный политический или
юридический случай с нормами
закона, мы можем однозначно решить,
легально это или нелегально. Если
нечто не противоречит закону, то это
легально. А если противоречит, то нелегально.
«Легитимностью»
в политологии называют соответствие
того или иного действия, той или
иной политической фигуры ожиданиям
всего народа, всего общества в
целом. «Легитимность», в отличие
от легальности, это не формальный закон,
не четко сформулированная юридическая
норма. Это совпадение личности правителя
или какого-то его действия с тем,
что ждет от него общество, требуют
история, традиция, иногда чрезвычайные
обстоятельства.
Разницу между
легитимностью и легальностью можно
понять на следующем примере. Правительство
любого суверенного государства
имеет право при определенных
обстоятельствах начать военные
действия против какой-то державы, тогда
как никакие иные организации
и инстанции в суверенном государстве
такого решения принять не могут.
Легально начать войну имеет право
только правительство. Легальность
подобного акта, когда он осуществляется
в соответствии с прописанными и
законодательно закрепленными процедурами,
не подлежит сомнению.
А вот конкретное
объявление войны той или иной
стране при тех или иных условиях
может быть как легитимным, так
и нелегитимным. Если история не
оставляет иного выхода или если
народ, общество одобряют такой поступок
правителей, осознавая его необходимость,
то вступление в войну будет и
легально, и легитимно. Примером такого
случая является начало войны СССР
против нацистской Германии. Сталин имел
право начать войну с точки
зрения легальности, и это было полностью
легитимным шагом, подтвержденным исторической
необходимостью и волей народа к
свободе от напавшего первым врага.
В другом случае,
когда войны можно избежать, но
правители все же принимают решение
о ее начале, вопреки настроениям
большинства, это легально, но не легитимно.
Таковой была русско-японская война
начала XX века.
И наконец, в исключительных
случаях, когда законная власть парализована
и не способна принять решение, какие-то
группы людей могут сами приступить
к боевым действиям, минуя легальные
процедуры, но опираясь на легитимность
истории и волю народа. Таким действием
было собрание ополчения в Новгороде
князем Мининым и гражданином
Пожарским для борьбы с польско-литовскими
оккупантами.
Именно народ
и история его делают решение
легитимным. Но народ и история
постоянно движутся, никогда не стоят
на месте. И поэтому все формальные
нормы права, выработанные в других
обстоятельствах и в другом историческом
контексте, не могут угнаться за этой
жизнью. Более того, есть случаи, когда
легального выхода из положения просто
нет - и в законе подобной ситуации
не описано. Особенно это касается чрезвычайных
ситуаций - политических кризисов, социальных
волнений, природных катастроф, войн
и смут. Основное определение легитимности
- это совпадение воли народа и власти
в конкретном действии, решении, выборе.
Механизмы поддержания легитимности
власти
Обеспечение легитимности
власти – ее легитимизация – предмет
особой заботы любой власти. Выделяется
несколько универсальных механизмов легитимизации
власти.
1. Социально-психологический,
основывающийся на психологических свойствах
групп и масс. При обеспечении легитимности
акцент делается на: конформизм массы,
стремление среднего человека ориентироваться
на авторитеты и мнение большинства; веру
в справедливость существующего порядка
и принципы распределения ценностей; чувство
компетентности и иллюзию контроля.
2. Политическое
участие граждан, прежде всего в форме
выборов, позволяет гражданам ощутить
собственную причастность к власти, ее
зависимость от интересов и настроений
граждан.
3. Политическая
социализация – процесс усвоения
политических норм и ценностей, а также
форм политического поведения, приемлемых
для данного общества. Данный механизм
обеспечивает поддержку власти на основе
существующих норм и ценностей.
4. Демонстрация
эффективности власти, и в первую очередь
способности ее институтов к адаптации
к новым требованиям и проблемам, к мобилизации
ресурсов на достижение целей, а также
к обеспечению поддержки со стороны общества.
Под эффективностью власти понимается
ее способность достигать социально значимых
целей, адекватно реагировать на новые
потребности и находить новые решения
возникающих проблем.
5. Образ
«врагов», стремящихся
к нарушению общественной стабильности,
также можно рассматривать как один из
механизмов легитимизации власти. Убежденность
в существовании персонифицированных
угроз обществу и в возможности власти
нейтрализовать эти угрозы способствует
сплочению общества вокруг власти.
Делегитимация власти
В противоположность
легитимизации власти, процессы делегитимизации
– разрушения и кризиса легитимности
– ведут к утрате поддержки власти со
стороны общества.
Основными причинами
делегитимации являются следующие:
-противоречие между
универсальными ценностями, господствующими
в обществе, и эгоистическими ценностями
властвующей элиты;
-противоречие
между идеей демократии и социально-политической
практикой. Это проявляется в
попыт-противоречие между идеей демократии
и социально-политическом практикой. Это
проявляется в попытке решить проблемы
силовым путем, нажимом средства массовой
информации;
-отсутствие в политической
системе механизма по защите народных
масс;
-нарастание бюрократизации
и коррумпированности;
-национализм, этнический
сепаратизм в многонациональных государствах,
проявляющиеся в отвержении федеральной
власти;
-потеря правящей
элиты в правомерность своей власти, возникновение
внутри нее социальных противоречий, столкновение
разных ветвей власти.
Заключение
Политическая
власть охватывая все сферы жизни
и моделирую человеческие отношения
, предает им статус политических, является
первоосновой политики. В настоящее время
в теории и в практике при оценке политических
систем рассматривается такой критерий
как легитимность власти.
Легитимность
политической власти - очень емкое
понятие. Легитимность основана не только
на праве, законе, но и на вере, морали,
убежденности, традиции, идеологии. Разгадка
феномена легитимности власти, приращение
всякого нового знания о природе
легитимности механизмах властвования
кроется в менталитете народа,
в условиях времени, непосредственном
участии правительства в делах
государства.
Проблема легитимности
- это в значительной мере проблема
участия общества в управлении государством.
Неспособность системы обеспечить
такое участие подрывает ее легитимность,
следовательно и доверие народа к своему
правительству.
Дееспособность
власти во многом зависит от ее легитимности.
Это один из показателей эффективности
политической власти. А от эффективности
политической власти зависит благосостояние
людей, населяющих страну, место страны
на мировой арене, ее авторитет.
Легитимность
политической власти - это смысл
ее существования, подтверждение ее
правомочности, ее решающее обоснование.
Без легитимности
невозможно существование полноценного
общества, так же как и государства.
Список источников:
1.Спиридонов Л.Е.,
Теория государства и права. М.: Феникс,
2005.
2.Соловьев А.И. Введение
в политологию. М.: Аспект Пресс, 2001
3.Рябов А.В. Легальность
и легитимность власти. М., 2000
4.Зеркин Д.П. Основы
политологии. Изд. «Феникс» ,2001
5.Мухаев Р.Т. Основы
политологии. Изд. «Новая школа», М., 1999
6.Соловьёв А. И. «Политология:
политическая теооия. политические технологии»:
учебник для студентов вузов - М.