Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:57, реферат
Одним из основных специфических свойств политической власти является легитимность. Она представляет собой форму поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления (конкретной формы) правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами и институтами.
Этимологически слово «легитимность» ведет свое начало от латинского legalis – законность. Однако легитимность и законность не являются синонимами. Поскольку политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но всегда пользуется той или иной поддержкой хотя бы части населения, легитимность, характеризующая опору и поддержку власти реальными субъектами политики, отличается от легальности, свидетельствующей о юридическом, законодательно обоснованном типе правления, т.е. о признании его правомочности всем населением в целом.
Легитимность.
Одним из основных специфических свойств политической власти является легитимность. Она представляет собой форму поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления (конкретной формы) правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами и институтами.
Этимологически слово «легитимность» ведет свое начало от латинского legalis – законность. Однако легитимность и законность не являются синонимами. Поскольку политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но всегда пользуется той или иной поддержкой хотя бы части населения, легитимность, характеризующая опору и поддержку власти реальными субъектами политики, отличается от легальности, свидетельствующей о юридическом, законодательно обоснованном типе правления, т.е. о признании его правомочности всем населением в целом.
В истории политической мысли высказывалось немало разноречивых взглядов относительно самой возможности легитимации власти. Так, ученые, стоящие на антропологических позициях и платформе естественного права, исходят из того, что легитимность возможна и реальна, поскольку в человеческом обществе наличествуют некие абсолютные, общие для всех ценности и идеалы. Это и дает гражданам возможность поддерживать власть. В то же время немало ученых полагает, что как раз отсутствие таких общих для всех идей в сегментированном обществе является причиной невозможности возникновения легитимности. Так, по мнению австрийского ученого Г. Кельсена, человеческое знание и интересы крайне релятивны, а потому все свободны и в конструировании своей жизни, и в отношении к власти. Вместе с тем сторонники договорных теорий утверждают, что поддержка власти возможна до тех пор, пока существует совместная договоренность граждан относительно ее целей и ценностей. Поэтому «любой тип легитимности предполагает существование минимального социального консенсуса относительно тех ценностей, которые приемлет большинство общества и которые лежат в основе функционирования политического режима».
Иной подход еще в XVIII в. предложил английский мыслитель Э. Берк, который разделил теоретические и практические аспекты легитимности. Легитимность он анализировал не саму по себе, а связывал ее только с конкретным режимом, с конкретными гражданами. По его мнению, только положительный опыт и привычка населения могут привести к построению такой модели власти, при которой она удовлетворяла бы интересы граждан и, следовательно, могла бы пользоваться их поддержкой. Причем этот опыт и соответствующие условия должны формироваться, накапливаться эволюционно, препятствуя сознательному конструированию легитимности.
В настоящее время в
политической науке принято более
конкретно подходить к понятию
легитимности, фиксируя значительно
более широкий круг ее источников
и форм. Так, в качестве основных
источников легитимности, как правило,
рассматриваются три субъекта: население,
правительство и
Легитимность, которая означает
поддержку власти со стороны широких
слоев населения, является самой
заветной целью всех политических режимов
Именно она в первую очередь обеспечивает
стабильность и устойчивость власти Положительное
отношение населения к политике властей
и признание им правомочности правящей
элиты формируются по любым проблемам,
оказывающимся в фокусе общественного
мнения Одобрение и поддержка населением
властей связаны с разнообразными политическими
и гражданскими традициями, механизмами
распространения идеологий, процессами
формирования авторитета разделяемых
«верхами» и «низами» ценностей, определенной
организацией государства и общества.
Это заставляет относиться к легитимности
как к политико-культурной характеристике
властных отношений. Население, как уже
отмечалось, может поддерживать правителей
и тогда, когда они плохо управляют государством
В силу этого такая легитимность может
формироваться даже в условиях снижения
эффективности правления. Поэтому при
такой форме легитимности во главу угла
ставится не зависящая от формально-правовых
установлений реальная расположенность
и комплиментарность граждан к существующему
режиму. В то же время легитимность может
инициироваться и формироваться не населением,
а самим государством (правительством)
и политическими структурами (проправительственными
партиями), побуждающими массовое сознание
воспроизводить положительные оценки
деятельности правящего режима. Такая
легитимность базируется уже на праве
граждан выполнять свои обязанности по
поддержанию определенного порядка и
отношений с государством. Она непосредственно
зависит от способности властей, элитарных
структур создавать и поддерживать убеждения
людей в справедливости и оптимальности
сложившихся политических институтов
и проводимой ими линии поведения. Для
формирования такой легитимности громадное
значение приобретают институциональные
и коммуникативные ресурсы государства.
Правда, подобные формы легитимности нередко
оборачиваются излишней юридизацией,
позволяющей в конечном счете считать
любое институционально и законодательно
оформленное правление узаконенным правом
властей на применение принуждения. Таким
образом легитимность по сути отождествляется
с легальностью, законностью, юридической
обоснованностью государственной власти
и закрепленностью ее существования в
обществе. Легитимность может формироваться
и внешними политическими центрами –
дружественными государствами, международными
организациями. Такая разновидность политической
поддержки часто используется при выборах
руководителей государства, в условиях
международных конфликтов. Категория
легитимности применима и для характеристики
самих политиков, различных институтов,
норм и отдельных органов государства.
Иными словами, и внутри государства различные
политические субъекты могут обладать
разным характером и иметь разный уровень
поддержки общественным или международным
мнением. Например, институт президента
в Югославии пользуется широкой поддержкой
внутри страны, но решительно осуждается
на международной арене, где многие страны
признают Милошевича военным преступником
Или наоборот, отдельные политики или
партии на родине могут подвергаться остракизму,
а за рубежом пользоваться поддержкой
как представители демократического движения.
Так, население может поддерживать парламент
и протестовать против деятельности правительства,
а может поддерживать президента и негативно
относиться к деятельности представительных
органов. Таким образом, легитимность
может обладать различной интенсивностью,
давая возможность устанавливать иерархические
связи между отдельными политиками и органами
власти.
Типы легитимности.
Многообразие возможностей различных политических субъектов поддерживать систему правления предполагает столь же разнообразные типы легитимности. В политической науке наиболее популярна классификация, составленная М. Вебером, который с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы:
- традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект ее справедливости и законности, что придает власти высокую стабильность и устойчивость;
- рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах. Люди здесь подчиняются не столько олицетворяющим власть личностям, сколько правилам, законам, процедурам, а, следовательно, и сформированным на их основе политическим структурам и институтам. При этом содержание правил и институтов может динамично меняться в зависимости от изменения взаимных интересов и условий жизни;
– харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.