Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:20, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Политика – сфера общественной жизни и наука
Тема 2. Политическая власть
Тема 3 – Политическая система

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 33.95 Кб (Скачать файл)

Политология  - 2 курс – Ивановский Юрий Владимирович (8029 1035355)

Учебники и литература: Мельник «Политология», Бондарь (отец и сын) «Политология», Ивановский (в электронном варианте), «Политология в схемах и комментариях» под ред. Тургаева, Хренова, «Избирательный кодекс РБ»

Сингапур – «остров  тигра». Самое чистое государство на Земле.

Политика – общее благо

«Никогда не думай, что  государство (семья) тебе что-то должны, думай о том, что ты им должен» Дж. Кеннеди

Функции – то, для чего

 

Тема 1.Политика –  сфера общественной жизни и наука

1.Что такое политика                                                                                                      2.Эволюция: основные этапы и парадигмы политического                                     3.Политология как научная дисциплина:

- Политичечкие знания и политическая наука                                                                     - Становление и развитие политологии                                                                                               - Структура политической науки

Проблема полит отношений  и полит общества формируется  и начинает рассматриваться в  древней Греции, как социальный феномен.

Феномен – познаваемая  вещь в науке.

Политика (polis - государство), politiсa – то, что относится к государству и обладает 4 характеристиками:

1)Сфера общественной жизни                                                                                                             2)Вид активности социальных объектов                                                                                                  3)Тип социальных отношений                                                                                           4)Политический курс

Реализация совместных целенаправленных действий древними греками для совершенствования общегосударственных интересов – политея – общее благо рассматривалось ими как новое состояние государственных отношений, которое на различных этапах развития потребовало новой специальности для граждан греческого полиса (государство) - политика

Политическое как философская  категория означает личностное восприятие общегосударственных проблем.

Полиархия или монархия –  формы государственного правления, которые обосновывают необходимость  устройства и умения распоряжаться  политическими технологиями.

Проблемы политического  постоянно обсуждаются греческими философами (Сократ, Платон, Аристотель и др.) наряду с другими проблемами человеческой жизнедеятельности. Этот период в развитии политической науки носит название Античность. Вторым этапом становится Средневековье , который характеризуется значительным усилением в политических идеях смыслов и понятий Божьего промысла, который незримо присутствует во всех поисках человека, живущего на Земле по его устройству и деятельности в собственном государстве. Фома Аквинский, Марсилий Бодуанский, Августин Блаженный и другие мыслители этого периода утверждают в в своих трудах мысли о Граде Божьем на Земле. Все действия (политические) и сама природа власти заданы Господом, каждый из нас является только исполнителем Его воли и неподвержен собственному поиску своего личного участия в становлении общего блага.

До 14 века идея Божественного  промысла доминирует в сознании человеческого  сообщества, всех концепций его государственного развития. Возрождение , как новый этап развития политических наук продолжается до начала 17 века и предусматривает новый взгляд на развитие политического в обществе, который предусматривает доминирование новых политических технологий в распределении властных полномочий, участие суверена или государя в его борьбе за власть и утверждении новых политических ценностей, связанных с развитием государства. Николо Макиавелли в своих работах, и прежде всего в работе «Государь» впервые критически оценивает явления, происходящие в распределении властных ресурсов, направленных на развитие государственных отношений. Новое время – начало 17 века- сегодняшний день. Характеризуется новым прагматичным отношением к месту и роли человека в развитии истории и цивилизации. На смену догматическим представлениям религиозного толка приходят новые социальные ощущения роли и места человека в политике, идеологии, экономике, глобальном развитии цивилизации. Основными главными характеристиками становятся принципы равенства, братства и свободы.

Формирование общественных отношений, новые исторические условия  развития homoеrеktus (человек прямоходящий), способствуют формированию различных государственных образований (полис), где формируется определённый слой, как правило, демократически избранных жителей (Афины - 500), в профессиональные функции входят обязанности по созданию общего блага (политея); это всё то, что касается полиса, политики

Вторая составляющая –  логос (Гераклит – конец 6 – начало 5 века до н.э.) рассматривал логос как мировой разум, объективную осмысленность, происходящую вокруг человека.

После Гераклита Платон, рассматривая мировой разум предполагал, что это теоретическое обоснование мира вокруг, суждение о нём (о мире). В отличие от Платона, Аристотель уже рассматривает логос только как определение обратного явления, доказательства существующего положения вещей.

Долгое и последовательное развитие политических идей привело  к формированию в сегодняшней  действительности 3-х срезов политического  мышления.1-ый слой: Обыденное политическое сознание - «мы с вами в разговоре  о политике», информационные сообщения, мемуары политиков, их интервью, т.е. те информационные блоки, которые нас  в политическом пространстве и это  их главная и единственная заслуга.2-ой слой: Политическое течение – пророки, мудрецы, философы формируют определённую парадигму политического мышления и от мифов Древней Греции  переходят к мифологизированному  сознанию (конец 17 – начало 18 века)3-ий слой. Критическое знание предполагает поиски смысла, реальной оценки неиспользованных возможностей развития политической науки. Это только конец 19 – начало 20 века.

Среди всех социально-гуманитарных дисциплин политология, как наука  о политике, в наибольшей степени  используя достижения научного поиска других социально-гуманитарных дисциплин; при этом используются различные методы исследования политической ситуации, её развития и будущего в рамках любого социума. Первая группа методов – общелогические методы: 1) аналогия – сравнение явлений с одинаковыми характеристиками, 2) абстрагирование – умение оставить главное в ходе исследования, исключив неосновные характеристики, 3) анализ – умение обобщить и проанализировать, рассмотреть то или иное политическое явление, сделать заключение, 4) синтез – умение соединить, иногда даже противоположности для выяснения научной истины, 5) индукция – как метод научного анализа, предполагает осмысленное восприятие и рассмотрение конкретного факта, 6) дедукция – метод использования предположительного хода событий на основе собственного умозаключения, 7) моделирование – создание определённой, близкой к реальной модели, образца, деятельность которого предполагает всевозможные варианты развития политических событий. Одним из преимуществ этого метода  является возможность максимально приблизиться к решению любой политической задачи. 8) классификация – создание определённых классов, групп, сообществ, государств и т.д., имеющих определённые общие признаки, что даёт возможность выводить закономерности их развития, а также использовать каждую из этих закономерностей для логического завершения понимания общих свойств и характеристик того или иного политического явления, 9) исторический метод – предусматривает координаты различных временных рамок, использование в них развития политических форм на различных этапах истории, 10) логический – методическое обеспечение логически обусловленных политических явлений, 11) идеализация – предвосхищение, избавление от якобы несуществующих характеристик политического объекта, 12) восхождение – от абстрактного к конкретному.                                                       Теоретические методы в политологии: 1) системный – метод, определяющий отношения в качестве системы, где компоненты формируют её наполнение, 2) структурно-логический – определяет исследование определённых политических структур, их функциональное развитие, 3) коммуникативный – исследование политических действий, групп, индивидов., сообществ, государств в различных формах взаимодействия, 4) метод сравнения – как разновидность одного из обще-логических методов, предполагающих базовые ценности в контексте их развития, 5) имперический – а) наблюдение (включённое, невключённое), б) анализ документов – предполагает исследование различных массивов, задокументированных политический событий и явлений. Метод, который значительно расширяет восприятие одного и того же явления различными исследователями, в) контент-анализ – исследование различных научных и политических документов, систематизированных по одной проблеме или явлению, г) экспертные оценки – анализ того или иного политического явления профессионально подготовленных специалистом, в результате которого даётся оценка, д) опрос ( в виде интервью, бюллетеней).

Тема 2. Политическая власть

  1. Природа политической власти
  2. Разновидности теорий политической власти
  3. Функции политической власти
  4. Легальность/ легетивность власти
  5. Власть – одна из основных категорий политической науки, которая носит универсальный характер и утверждает различные отношения властного типа.

 Власть – это «вероятности  того, что один актор (участник какого-либо действия) в рамках социальных отношений, а кажется в состоянии реализовать собственную волю вопреки сопротивлению» Маркс Вебер.

Среди теорий полит власти, различаются 3 основных блока:

    1. Реляционистские (отношения) теории. Здесь власть рассматривается как взаимодействия, взаимоотношения между двумя субъектами, оказание влияния одного на другого вопреки сопротивлению участников политических действий.
    2. Теории сопротивления. Исследуют властные взаимодействия, осуществляющие преодоление сопротивления действующих сторон
    3. Теории обмена ресурсами. Когда власть, её объекты нуждаются в ресурсах, которыми обладает субъект.

 

Функции полит власти (то, для чего существует полит власть):

    1. Целеполагания. Осуществляется в интересах всего общества, когда определяются совместные цели достижения полит результатов в интересах всего общества.
    2. Интегративная Направленная на сохранение порядка, объединение участников полит процесса, направленная на развитие и совершенствование полит отношений.
    3. Регулятивная Связана с необходимостью с нахождением таких компонентов полит действий, которые обосновано консолидируют общество, направляют его развитие на конструктивный диалог между объектами и субъектами полит власти. При необходимости, эта функция направляется на нейтрализацию конфликтов, устранение причин, создающих напряжение в обществе.
    4. Дистрибутивная – распределение ресурсов, относящихся к общенациональным возможностям, умение рационально и взвешено распределять их между различными сферами развития государства.

Если проблема легальности легитивности, их взаимоотношения явл одной их главных в рассмотрении

Легитивность – возможность на правовых основах, заложенных в Основном законе (Конституция), связанных с утверждением действий полит власти

Легальность – действие полит власти в правовом поле открыто и доступно в интересах всего общества.

Существуют 3 полит ветви власти:

    1. Исполнительная – предполагающая необходимость решения самых главных и насущных проблем развития общества. Как правило, эту ветвь власти возглавляет глава государства (как РБ) или лидер полит партии (премьер-министр), которая оказалась победителем избирательной компании. В нашей стране президент  - глава исполнительной власти. В состав исполнительной власти входит совет министров, который состоит из министерств, комитетов и ведомств, осуществляющих развитие гос-ва на основе узкой специализации по отраслям и направлениям.
    2. Законодательная – состоит в РБ из 2-хкомерального парламента (Совет Республики и Палата представителей). Совет Республики формируется из 64 человек, где каждые 8 из них представляют области республики и город Минск, а 8 человек работают в этом органе, являясь кандидатурами главы гос-ва. Избрание членов Совета Республики от территориальных единиц осуществляется не прямым голосование граждан, а по американскому образцу на кустовых собраниях через представительство от организаций и учреждений. Нижняя палата – избирается прямым всенародным голосованием, формируется из состава 110 депутатов, работающих в Нижней палате на постоянной основе в течение 5 лет.
    3. Судебная , в которую входят различные виды судов (верховный, конституционный и т.д.) по гражданским делам (в том числе отдельные структуры военных формирований), которые рассматривают нарушения существующих конституционных норм, другие виды правонарушений, не способствующих общему развитию гос-ва). Идею распределения властных полномочий впервые в полит науке выдвинул Локк в 18 веке, который рассматривал эти 3 ветви власти как необходимые балансиры распределения властных полномочий в обществе.

Типология господства по Веберу:

1) традиционное господство (на основе традиций, обычаев)                                        2)  харизматическое господство- вера в необычные политические способности лидера возглавляющего страну                                                                                       3)рациональное господство- подчинению закону, конституционным нормам определяющих жизнь страны.

Легальность полит. власти и её легитивность обусловлена:

  1. Политическим участием граждан страны в процессах происходящих в обществе.
  2. Через политическую социализацию – усвоение и реализацию основных политических требований, предъявляемых каждому члену обществу
  3. Демонстрация эффективности со стороны гоударства,- когда властные структуры благодаря своим ежедневным действиям показывают эффективную практику не только принятия,но и реализацию собственных политических действий, которые точно проявляются в улучшении жизненных ориентаций в обществе. Образы врага,которые исп. политическая власть для формирования неправильных действий своих противников, в сознании каждого гражданина.
  4. Социально- психологический аспект легитимации полит. власти, который касается в конформизме ( способность каждого человека заведомо соглашаться с …), вера в справедливость, предполагающая гипотетическую способность полит. власти оказывать максимально полезные полит. действия в интересах государства. Вера в компетентность политической власти. Иллюзия контроля.

Информация о работе Лекции по "Политологии"