Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:50, реферат
Либерализм (лат. liberalis - свободный) как идеология появился в период борьбы буржуазии против сословного неравенства и привилегий феодальной элиты в социально-экономической жизни общества. В XIX в. либерализм рассматривался как способ духовной и практической ориентации в мире, в основе которых лежал отказ от традиционных ценностей, сдерживавших возможности самореализации личности. Либералы рассматривают либерализм как образ мышления и деятельности, для которых характерны культ свободы личности, стремление к активному самоопределению в социуме, независимость по отношению к традициям и привычкам. Социально-экономической предпосылкой либерализма как идейно-политического движения стала цель ограничения различных форм государственного протекционизма по отношению к отдельным социальным группам – субъектам рынка.
Либерализм и неолиберализм
Либерализм (лат. liberalis - свободный) как идеология появился в период борьбы буржуазии против сословного неравенства и привилегий феодальной элиты в социально-экономической жизни общества. В XIX в. либерализм рассматривался как способ духовной и практической ориентации в мире, в основе которых лежал отказ от традиционных ценностей, сдерживавших возможности самореализации личности. Либералы рассматривают либерализм как образ мышления и деятельности, для которых характерны культ свободы личности, стремление к активному самоопределению в социуме, независимость по отношению к традициям и привычкам. Социально-экономической предпосылкой либерализма как идейно-политического движения стала цель ограничения различных форм государственного протекционизма по отношению к отдельным социальным группам – субъектам рынка. Обеспечить равенство субъектов товарно-денежных отношений можно было только посредством ограничения абсолютной власти монарха и контроля представительной власти над деятельностью исполнительной. Отсюда вытекали основные принципы классического либерализма:
· свобода частной собственности и рыночной конкуренции;
· разделение властей на законодательную, судебную, исполнительную;
· ограничение абсолютной власти путем конституционных реформ сверху (в этом заключается принципиальное отличие идеологии либерала от демократических установок и принципов);
· реализация естественных прав человека. (Гражданское право на участие в политическом управлении обществом ограничивалось имущественными и половозрастными цензами.)
Либералы выступали за
невмешательство государства в
системы рыночных отношений. Они
считали, что частная собственность
и рынок являются естественными
регуляторами развития производства и
общества. Сторонники классического
либерализма всегда предпочитают описывать
отрицательные свойства и последствия
государственного насилия. Все рассуждения
о социальной справедливости отвергались
либералами на основании того, что
государство дает право принимать
решения политикам и
Исторический опыт показал,
что свободная конкуренция без
вмешательства государства
Неолиберал Роулс поставил вопрос о том, признание каких прав индивид может требовать от себя и других? Существуют права на самую широкую свободу, которая не нарушает свободу других индивидов; на справедливость, согласно которой неравенство оправдано только тогда, когда оно способствует улучшению положения наименее привилегированных индивидов. Второе право есть главный принцип теории справедливости, которую Роулс называет максимально-минимальной. Социальная справедливость – это стремление привести к максимуму минимальный уровень расходов, ресурсов и потребления посредством вмешательства государства в экономику. Практика показала, что свобода личности как принцип функционирования и развития общества возможна только при регулировании деятельности субъектов рынка социально организованными формами контроля.
Либералы-реформаторы
1. Государство должно регулировать рыночные отношения, целенаправленно поддерживать мелкий и средний бизнес, т.к. это дает: а) социальную устойчивость общества за счет формирования массовых средних слоев; б) совпадение интересов собственника и работника на малых предприятиях, т.е. значительный рост производительности труда и конкурентоспособности национального производства.
2. Государство должно иметь значительные социальные фонды помощи, чтобы гарантировать реализацию прав человека и возможности самореализации граждан.
3. Социальные фонды дадут возможность формировать элиты на основе относительно свободной конкуренции деловых и моральных качеств претендентов и независимо от их происхождения.
4. Конкуренция альтернативных элит будет способствовать выделению наиболее эффективной, т.е. правящей, элиты, способной обеспечить стабильное развитие общества, повысить уровень и качество жизни.
Определенный пересмотр позиции либералов в понимании свободы личности зафиксировала книга Ф. Фукуямы «Конец истории». Фукуяма отказался от концепции открытого общества К. Поппера, провозгласив конец истории в виде нового идеала – неолиберальной модели. Бестселлер Дж. Сороса «Кризис глобального капитализма» также стал свидетельством корректировки либералами своих позиций. Основной вывод книги заключается в том, что идея свободы как абсолютной ценности не состоятельна, а принцип «свободного рынка» при неконтролируемом развитии несет в себе мощные угрозы человеку и обществу. Переход от либерализма к неолиберализму означал стремление субъекта социально-политического действия сохранить ценности свободы и конкуренции, гарантируя при этом достойный уровень и качестов жизни рядовым гражданам в рамках устойчивого развития общества.
Либерализм*. Классический либерализм. В соответствии с высказыванием Фредерика Уоткинса из Йейла, 1776 г . может считаться “годом определения возраста идеологии”, и не только из-за того, что в этот год произошла американская революция. В тот год шотландский экономист Адам Смит опубликовал свой труд “Богатство наций”, обосновав в нем классическую теорию невмешательства в экономику. Истинное богатство наций, писал Смит, составляют не запасы золота и серебра, которыми они владеют, а количество товаров и услуг, производимых их народами. Опыт опровергал применявшееся ранее понятие, так называвшийся меркантилизм, в соответствии с которым богатство страны определялось наличием или отсутствием слитков золота или серебра в ее казне. Именно этой точке зрения следовала Испания, грабившая страны Нового мира, однако от этого ставшая еще беднее. Франция также со времен, по крайней мере, Людовика XIV следовала
* Данная статья – извлечение из американского учебника по политологии.Майкл Дж. Роскин и др. Введение в политологию. НьюДжерси, 1988. принципам политики меркантилизма и ставила экономику под контроль правительства, которое создавало планы, представляло право на монополию, субсидии, устанавливало пошлины и другие ограничения торговли.
Смит утверждал, что этим путем невозможно обеспечить максимум экономического роста. Вмешательство правительства всегда сдерживает экономический рост. Если какой-либо одной компании предоставить монополию на производство определенной продукции, то исчезнет конкуренция, а вместе с ней и стремление к производству новой продукции и снижению цен: в экономике наступает застой. Если защищать интересы национальной промышленности путем установления высоких ввозных пошлин, такие меры надежно устранят иностранную конкуренцию, а у национальных производителей исчезнет побудительный мотив к производству продукции более высокого качества по более низким ценам. Устранив правительство от вмешательства в экономику, оставив экономику в покое (по-французски “невмешательство”), можно действительно добиться улучшения системы.
132
ЛИБЕРАЛИЗМ
А как же хаос, который
воцарится с установлением
Идеология либерализма получила свое название от латинского слова “ либер”, что означает “свободный”: род этим подразумевается, что общество должно быть свободным от вмешательства со стороны правительства. Как метко подметил Томас Джефферсон: “лучшее правительство то, которое меньше всего управляет”. Американцы настолько привержены классическому либерализму, что это отношение можно сравнить с любовью утки плавать. Эта теория, к a к нельзя лучше, подошла к стране со свободным и энергичным народом, занимавшим достаточно большую территорию. Внеэкономические элементы теории тоже устраивали американское общество. Точно так же, как правительство не управляет экономическим развитием, оно не должно вмешиваться в дела религии, прессы или свободы слова.
Но вы можете сказать: “То, что здесь называется либерализмом, на самом деле является консерватизмом. Это действительно так. В конце XI Х в. либерализм как идеология значительно видоизменился и раскололся на два течения – современный либерализм и то, что мы сейчас называем консерватизмом. Просто для того, чтобы придерживаться строгого соответствия терминологии, мы будем называть первоначальные воззрения a дама Смита “классическим либерализмом”, чтобы отличать его теорию от современных понятий о либерализме.
Либерализм стал исторически
первой формой идеологий в Новое
время. Он оформился в борьбе против
феодальных порядков в XVII–XVIII вв. С
тех пор вплоть до настоящего времени
либерализм является одним из ведущих
направлений в области
К “классикам” либерализма относятся
Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Д.С. Милль, В. Гумбольдт,
И. Бентам, А. де Токвиль и др. Многие представители
современной западной политической науки
относят себя к либералам.
Говоря о либерализме, как, впрочем, и о
других идеологиях, следует говорить не
о единой доктрине, а о целом “семействе”
близких и родственных друг другу взглядов
и политических позиций. Это объясняется
не только естественными различиями во
взглядах отдельных его представителей,
но и развитием либерализма во времени,
его попыткой в свете некоторых общих
исходных принципов и представлений давать
ответы на вызовы, которые ставит развивающаяся
общественная практика.
Либерализм – это прежде всего идеология
Просвещения, контрмодель абсолютизма.
Либералы выступили против социального
базиса абсолютизма – сословного порядка
и сословных привилегий. Основываясь на
христианской доктрине и идеях стоической
философии о “естественном праве” (с
их принципами свободы и равенства всех
людей), либералы расширили их до “основных
прав личности”. [c.348] “Права личности”
– это язык юридической аксиологии. Для
либерализма вообще характерно говорить
о проблемах на языке права и в самом праве
находить главное средство решения этих
проблем.
Теоретическое ядро либерализма составляют:
1) доктрина “естественного состояния”;
2) теория “общественного договора”; 3)
теория “суверенитета народа”; 4) неотъемлемые
права человека (жизнь, свобода, собственность,
сопротивление угнетению и т.д.).
Основными принципами либерализма являются:
абсолютная ценность личности и ее приверженность
свободе, выраженной в правах человека;
принцип индивидуальной свободы как социальной
выгоды, т.е. выгоды для всего общества;
закон как сфера реализации свободы, уравновешивающий
права отдельного человека и других людей,
как гарантия безопасности; господство
закона, а не людей, сведение вопросов
власти к вопросам права; разделение властей
как условие господства закона, независимость
судебной власти, подчинение политической
власти судебной; верховенство закона
как инструмента социального контроля;
приоритет прав человека над правами государства.
Развитие либеральных принципов находит
свое отражение в многообразных теориях,
создаваемых убежденными сторонниками
либерализма. Так, например, принцип индивидуальной
свободы как социальной выгоды нашел отражение
в теориях свободного рынка, религиозной
терпимости и др. Названные выше либеральные
принципы трактовки закона получили свое
выражения в теориях конституционного
закона, правового государства и др. А
принцип приоритета прав человека над
правами государства получил развитие
в теории “государства ночного сторожа”,
в соответствии с которой необходимо ограничить
объем и сферы деятельности государства
защитой прав человека, его жизни, собственности,
безопасности.
Главной ценностью либерализма является
свобода. Свобода является ценностью во
всех идеологических доктринах, только
вот трактовка свободы как ценности современной
цивилизации у них существенно различается.
Свобода в либерализме – это явление из
экономической сферы: под свободой первоначально
либералы понимали освобождение индивида
от средневековой зависимости от государства
и цехов. В политике требование свободы
означало право поступать до собственной
воле и, прежде всего, право в полной мере
пользоваться неотъемлемыми правами человека,
ограниченное лишь свободой других людей.
Раз в фокус зрения либералов попал такой
ограничитель свободы, как другие люди
с равными правами, то отсюда следовало,
что идея свободы дополнилась требованием
равенства (равенство как требование,
но не эмпирический факт). [c.349]
Свобода в либерализме трактуется как
внешняя свобода (свобода поступка, действия);
негативная свобода (“свобода от” – от
угнетения, эксплуатации и т.д.); абстрактная
свобода – как свобода человека вообще,
любого человека; индивидуальная свобода;
наиболее важный вид свободы – свобода
предпринимательства.
Несмотря на наличие общих либеральных
ценностей и принципов в западном классическом
либерализме XVII–XVIII вв. обозначились серьезные
разногласия в трактовке перечня и иерархии
неотъемлемых прав человека, в том числе
и по вопросу об их гарантиях и формах
реализации. В результате возникло два
течения: буржуазно-элитарное, отстаивающее
интересы и права собственников и требующее
невмешательства государства в социально-экономические
отношения, и демократическое, полагающее,
что поскольку права должны быть распространены
на всех, то государству необходимо создавать
для этого условия. До конца XIX в. в либерализме
господствовало первое направление, исходящее
их понимания частной собственности как
неотъемлемого права человека и защищающее
идею о том, что политические права должны
предоставляться только собственникам,
которые будут добросовестно распоряжаться
национальным богатством страны и принимать
разумные законы, поскольку за результаты
своей политической деятельности им есть
чем отвечать: своей собственностью. Манчестерская
школа классического либерализма первой
половины XIX в. с ее проповедью рыночного
детерминизма или социал-дарвинистская
школа конца XIX – начала XX в., основателем
которой являлся Г. Спенсер, являются характерными
примерами этого направления. В США последователи
этих взглядов удерживали свои позиции
до 30-х гг.
Демократическое направление в либерализме
развивалось Б. Франклином и Т. Джефферсоном
в США. Борясь за воплощение “американской
мечты”, либерально-демократическое правительство
США в 60-х гг. XIX в. при президенте А. Линкольне
одобрило акт о праве каждого американца
старше 21 года на приобретение в полную
собственность 64 га земли из государственного
фонда, положившее начало успеху фермерского
пути в сельскохозяйственном производстве.
Демократическое направление усилило
свои позиции и стало доминирующей формой
либерализма на рубеже XIX-XX вв. В этот период
оно вело активный диалог с социализмом
и заимствовало у последнего ряд важных
идей. Демократическое направление выступило
под именем “социального либерализма”.
С позиций социального либерализма выступал,
например, М. Вебер. Среди политических
деятелей, разделявших убеждения социального
либерализма. были Д. Ллойд Джордж, В. Вильсон,
Т. Рузвельт. Особых успехов в сфере практической
политики социальный либерализм добился
в 30–40 гг., на которые пришлась политика
“нового курса” в США, разработанная
еще в 20-х гг. Д. Кейнсом как теоретическая
модель и претворенная в жизнь Ф.Д. Рузвельтом.
[c.350] Модель “неокапитализма”, разработанная
в США, была предложена и успешно использовалась
в условиях послевоенной разрухи в Западной
Европе для восстановления либерально-демократических
основ жизни. Во второй половине XX в. социальный
либерализм стал прочно доминировать
в либеральной традиции, поэтому когда
кто-то называет себя сегодня либералом,
то нужно думать, что он разделяет взгляды
не двухсотлетней давности, а взгляды
современного типа либерализма. Суть их
в следующем.
1. Частная собственность имеет частно-общественную
природу, поскольку в ее создании, умножении,
охране участвуют не только собственники.
2. Государство вправе регулировать частнособственнические
отношения. В связи с этим важное место
в либеральной теории занимает проблема
государственного манипулирования производственно-рыночным
механизмом спроса и предложения и концепция
планирования.
3. Либеральная теория промышленной демократии
развивает идею соучастия рабочих в управлении
(на производстве создаются наблюдательные
советы за деятельностью администрации
с участием рабочих).
4. Классическая либеральная теория государства
как “ночного сторожа” заменена концепцией
“государства благосостояния”: каждому
члену общества полагается прожиточный
минимум; государственная политика должна
содействовать экономической стабильности
и предотвращать социальные потрясения;
одна из высших целей общественной политики
– полная занятость. В XX в. люди в большинстве
– наемные работники, и поэтому государство
не может не быть заинтересованным в том,
чтобы уменьшить болезненные последствия
их экономической зависимости и беспомощности
перед современной экономикой.
5. Важное место в современном либерализме
принадлежит концепции социальной справедливости,
строящейся на принципах вознаграждения
индивида за предприимчивость и талант,
и одновременно учитывающей необходимость
перераспределения общественного богатства
в интересах наименее защищенных групп.
Либерализм существует не только как идейно-политическое
направление мысли, отвечающее потребностям
развития современной цивилизации (однако
крайним упрощением было бы считать либерализм
лишь отражением капитализма), но и как
идейно-политическое течение. Первые политические
партии либералов возникли в XIX в. В 1947
г. 19 партий-учредителей и еще 13 партий,
стоящих на либеральных позициях, объединились
в “Либеральный интернационал” и выступили
с программным “Манифестом либералов”.
[c.351] Среди либеральных Партий одной из
самых первых и влиятельных в прошлом
была либеральная партия Великобритании,
образованная в 1832 г., много раз формировавшая
правительство (до Первой мировой войны).
Среди партий либеральной направленности
с большим политическим весом в своих
странах можно отметить Итальянскую либеральную
партию, образованную в 1922 г., Венстре –
либеральную буржуазную партию в Норвегии
(существует с 1884 г.), Либеральную партию
Швейцарии (1923), Народную партию за свободу
и демократию (НПСД) в Нидерландах (1948),
Демократическую партию в США (1828).