Либерализм и неолиберализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:50, реферат

Описание работы

Либерализм (лат. liberalis - свободный) как идеология появился в период борьбы буржуазии против сословного неравенства и привилегий феодальной элиты в социально-экономической жизни общества. В XIX в. либерализм рассматривался как способ духовной и практической ориентации в мире, в основе которых лежал отказ от традиционных ценностей, сдерживавших возможности самореализации личности. Либералы рассматривают либерализм как образ мышления и деятельности, для которых характерны культ свободы личности, стремление к активному самоопределению в социуме, независимость по отношению к традициям и привычкам. Социально-экономической предпосылкой либерализма как идейно-политического движения стала цель ограничения различных форм государственного протекционизма по отношению к отдельным социальным группам – субъектам рынка.

Файлы: 1 файл

Либерализм и неолиберализм.docx

— 29.37 Кб (Скачать файл)

Либерализм и неолиберализм  

 

Либерализм (лат. liberalis - свободный) как идеология появился в период борьбы буржуазии против сословного неравенства и привилегий феодальной элиты в социально-экономической жизни общества. В XIX в. либерализм рассматривался как способ духовной и практической ориентации в мире, в основе которых лежал отказ от традиционных ценностей, сдерживавших возможности самореализации личности. Либералы рассматривают либерализм как образ мышления и деятельности, для которых характерны культ свободы личности, стремление к активному самоопределению в социуме, независимость по отношению к традициям и привычкам. Социально-экономической предпосылкой либерализма как идейно-политического движения стала цель ограничения различных форм государственного протекционизма по отношению к отдельным социальным группам – субъектам рынка. Обеспечить равенство субъектов товарно-денежных отношений можно было только посредством ограничения абсолютной власти монарха и контроля представительной власти над деятельностью исполнительной. Отсюда вытекали основные принципы классического либерализма:

·   свобода частной собственности и рыночной конкуренции;

·   разделение властей на законодательную, судебную, исполнительную;

·   ограничение абсолютной власти путем конституционных реформ сверху (в этом заключается принципиальное отличие идеологии либерала от демократических установок и принципов);

·   реализация естественных прав человека. (Гражданское право на участие в политическом управлении обществом ограничивалось имущественными и половозрастными цензами.)

Либералы выступали за невмешательство государства в  системы рыночных отношений. Они  считали, что частная собственность  и рынок являются естественными  регуляторами развития производства и  общества. Сторонники классического  либерализма всегда предпочитают описывать  отрицательные свойства и последствия  государственного насилия. Все рассуждения  о социальной справедливости отвергались  либералами на основании того, что  государство дает право принимать  решения политикам и чиновникам, которые могут использовать её произвольно. Развитие этих идей привело к доктрине «минимального государства», согласно которой деятельность правительства  должна базироваться на невмешательстве  в частную жизнь граждан. Синергетический  характер действия либерализма проявляется  в резкой активизации субъективного  фактора самоорганизации, который, в свою очередь, приводит к бифуркационным потрясениям социума и человечества.

Исторический опыт показал, что свободная конкуренция без  вмешательства государства невозможна, поскольку идет естественный процесс  монополизации производства и рынков сбыта. Монополия ограничивает свободную  конкуренцию, ведет к росту социального  неравенства, способствует развитию социально-политических конфликтов. Возникла необходимость  ограничения тенденций монополизации  производства и рынков сбыта. В этом вопросе возникает проблема: какая сила и как может ограничить тенденции монополизации. Необходимость снятия социально-экономических конфликтов, порождаемых монополизацией производства и рынков сбыта, стимулировала появление концепции социального договора Дж. Роулса.

Неолиберал Роулс поставил вопрос о том, признание каких прав индивид может требовать от себя и других? Существуют права на самую широкую свободу, которая не нарушает свободу других индивидов; на справедливость, согласно которой неравенство оправдано только тогда, когда оно способствует улучшению положения наименее привилегированных индивидов. Второе право есть главный принцип теории справедливости, которую Роулс называет максимально-минимальной. Социальная справедливость – это стремление привести к максимуму минимальный уровень расходов, ресурсов и потребления посредством вмешательства государства в экономику. Практика показала, что свобода личности как принцип функционирования и развития общества возможна только при регулировании деятельности субъектов рынка социально организованными формами контроля.

Либералы-реформаторы обратились к идеям государственного регулирования  экономики. Основными принципами неолиберализма стали следующие положения.

1. Государство должно регулировать рыночные отношения, целенаправленно поддерживать мелкий и средний бизнес, т.к. это дает: а) социальную устойчивость общества за счет формирования массовых средних слоев; б) совпадение интересов собственника и работника на малых предприятиях, т.е. значительный рост производительности труда и конкурентоспособности национального производства.

2. Государство должно иметь значительные социальные фонды помощи, чтобы гарантировать реализацию прав человека и возможности самореализации граждан.

3. Социальные фонды дадут возможность формировать элиты на основе относительно свободной конкуренции деловых и моральных качеств претендентов и независимо от их происхождения.

4. Конкуренция альтернативных элит будет способствовать выделению наиболее эффективной, т.е. правящей, элиты, способной обеспечить стабильное развитие общества, повысить уровень и качество жизни.

Определенный пересмотр  позиции либералов в понимании  свободы личности зафиксировала  книга Ф. Фукуямы «Конец истории». Фукуяма отказался от концепции открытого общества К. Поппера, провозгласив конец истории в виде нового идеала – неолиберальной модели. Бестселлер Дж. Сороса «Кризис глобального капитализма» также стал свидетельством корректировки либералами своих позиций. Основной вывод книги заключается в том, что идея свободы как абсолютной ценности не состоятельна, а принцип «свободного рынка» при неконтролируемом развитии несет в себе мощные угрозы человеку и обществу. Переход от либерализма к неолиберализму означал стремление субъекта социально-политического действия сохранить ценности свободы и конкуренции, гарантируя при этом достойный уровень и качестов жизни рядовым гражданам в рамках устойчивого развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

Либерализм*. Классический либерализм. В соответствии с высказыванием Фредерика Уоткинса из Йейла, 1776 г . может считаться “годом определения возраста идеологии”, и не только из-за того, что в этот год произошла американская революция. В тот год шотландский экономист Адам Смит опубликовал свой труд “Богатство наций”, обосновав в нем классическую теорию невмешательства в экономику. Истинное богатство наций, писал Смит, составляют не запасы золота и серебра, которыми они владеют, а количество товаров и услуг, производимых их народами. Опыт опровергал применявшееся ранее понятие, так называвшийся меркантилизм, в соответствии с которым богатство страны определялось наличием или отсутствием слитков золота или серебра в ее казне. Именно этой точке зрения следовала Испания, грабившая страны Нового мира, однако от этого ставшая еще беднее. Франция также со времен, по крайней мере, Людовика XIV следовала

* Данная статья – извлечение  из американского учебника по  политологии.Майкл Дж. Роскин и др. Введение в политологию. НьюДжерси, 1988. принципам политики меркантилизма и ставила экономику под контроль правительства, которое создавало планы, представляло право на монополию, субсидии, устанавливало пошлины и другие ограничения торговли.

Смит утверждал, что этим путем невозможно обеспечить максимум экономического роста. Вмешательство  правительства всегда сдерживает экономический  рост. Если какой-либо одной компании предоставить монополию на производство определенной продукции, то исчезнет конкуренция, а вместе с ней и стремление к производству новой продукции  и снижению цен: в экономике наступает  застой. Если защищать интересы национальной промышленности путем установления высоких ввозных пошлин, такие  меры надежно устранят иностранную  конкуренцию, а у национальных производителей исчезнет побудительный мотив к  производству продукции более высокого качества по более низким ценам. Устранив правительство от вмешательства в экономику, оставив экономику в покое (по-французски “невмешательство”), можно действительно добиться улучшения системы.

132

ЛИБЕРАЛИЗМ

А как же хаос, который  воцарится с установлением свободной  конкуренции, не контролируемой правительством? Не беспокойтесь, сказал Смит: рынок  самотрегулирует экономику. Деятельные производители будут процветать, а ленивые разорятся. Общество получит продукцию высшего качества по самым низким ценам. Спрос и предложение определяют цены лучше, чем государственные чиновники. В условиях рынка “невидимая рука” регулирует и подправляет экономику. Если спрос на какие-то изделия повышается, то изготовители начинают увеличивать производство данного товара или же другие производители начинают поставлять данное изделие. Кроме того, возможно сочетание всех трех способов. “Невидимая рука” – на самом деле просто расчет миллионов людей, преследующих собственные интересы обогащения, – производит необходимую экономическую корректировку.

Идеология либерализма получила свое название от латинского слова  “ либер”, что означает “свободный”: род этим подразумевается, что общество должно быть свободным от вмешательства со стороны правительства. Как метко подметил Томас Джефферсон: “лучшее правительство то, которое меньше всего управляет”. Американцы настолько привержены классическому либерализму, что это отношение можно сравнить с любовью утки плавать. Эта теория, к a к нельзя лучше, подошла к стране со свободным и энергичным народом, занимавшим достаточно большую территорию. Внеэкономические элементы теории тоже устраивали американское общество. Точно так же, как правительство не управляет экономическим развитием, оно не должно вмешиваться в дела религии, прессы или свободы слова.

Но вы можете сказать: “То, что здесь называется либерализмом, на самом деле является консерватизмом. Это действительно так. В конце XI Х в. либерализм как идеология значительно видоизменился и раскололся на два течения – современный либерализм и то, что мы сейчас называем консерватизмом. Просто для того, чтобы придерживаться строгого соответствия терминологии, мы будем называть первоначальные воззрения a дама Смита “классическим либерализмом”, чтобы отличать его теорию от современных понятий о либерализме.

 

 

 

 

 

 

 

 

Либерализм стал исторически  первой формой идеологий в Новое  время. Он оформился в борьбе против феодальных порядков в XVII–XVIII вв. С  тех пор вплоть до настоящего времени  либерализм является одним из ведущих  направлений в области социально-философской, политической мысли и одним из влиятельнейших социально-политических течений. 
 
К “классикам” либерализма относятся Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Д.С. Милль, В. Гумбольдт, И. Бентам, А. де Токвиль и др. Многие представители современной западной политической науки относят себя к либералам. 
 
Говоря о либерализме, как, впрочем, и о других идеологиях, следует говорить не о единой доктрине, а о целом “семействе” близких и родственных друг другу взглядов и политических позиций. Это объясняется не только естественными различиями во взглядах отдельных его представителей, но и развитием либерализма во времени, его попыткой в свете некоторых общих исходных принципов и представлений давать ответы на вызовы, которые ставит развивающаяся общественная практика. 
 
Либерализм – это прежде всего идеология Просвещения, контрмодель абсолютизма. Либералы выступили против социального базиса абсолютизма – сословного порядка и сословных привилегий. Основываясь на христианской доктрине и идеях стоической философии о “естественном праве” (с их принципами свободы и равенства всех людей), либералы расширили их до “основных прав личности”. [c.348] “Права личности” – это язык юридической аксиологии. Для либерализма вообще характерно говорить о проблемах на языке права и в самом праве находить главное средство решения этих проблем. 
 
Теоретическое ядро либерализма составляют: 1) доктрина “естественного состояния”; 2) теория “общественного договора”; 3) теория “суверенитета народа”; 4) неотъемлемые права человека (жизнь, свобода, собственность, сопротивление угнетению и т.д.). 
 
Основными принципами либерализма являются: абсолютная ценность личности и ее приверженность свободе, выраженной в правах человека; принцип индивидуальной свободы как социальной выгоды, т.е. выгоды для всего общества; закон как сфера реализации свободы, уравновешивающий права отдельного человека и других людей, как гарантия безопасности; господство закона, а не людей, сведение вопросов власти к вопросам права; разделение властей как условие господства закона, независимость судебной власти, подчинение политической власти судебной; верховенство закона как инструмента социального контроля; приоритет прав человека над правами государства. 
 
Развитие либеральных принципов находит свое отражение в многообразных теориях, создаваемых убежденными сторонниками либерализма. Так, например, принцип индивидуальной свободы как социальной выгоды нашел отражение в теориях свободного рынка, религиозной терпимости и др. Названные выше либеральные принципы трактовки закона получили свое выражения в теориях конституционного закона, правового государства и др. А принцип приоритета прав человека над правами государства получил развитие в теории “государства ночного сторожа”, в соответствии с которой необходимо ограничить объем и сферы деятельности государства защитой прав человека, его жизни, собственности, безопасности. 
 
Главной ценностью либерализма является свобода. Свобода является ценностью во всех идеологических доктринах, только вот трактовка свободы как ценности современной цивилизации у них существенно различается. Свобода в либерализме – это явление из экономической сферы: под свободой первоначально либералы понимали освобождение индивида от средневековой зависимости от государства и цехов. В политике требование свободы означало право поступать до собственной воле и, прежде всего, право в полной мере пользоваться неотъемлемыми правами человека, ограниченное лишь свободой других людей. Раз в фокус зрения либералов попал такой ограничитель свободы, как другие люди с равными правами, то отсюда следовало, что идея свободы дополнилась требованием равенства (равенство как требование, но не эмпирический факт). [c.349] 
 
Свобода в либерализме трактуется как внешняя свобода (свобода поступка, действия); негативная свобода (“свобода от” – от угнетения, эксплуатации и т.д.); абстрактная свобода – как свобода человека вообще, любого человека; индивидуальная свобода; наиболее важный вид свободы – свобода предпринимательства. 
 
Несмотря на наличие общих либеральных ценностей и принципов в западном классическом либерализме XVII–XVIII вв. обозначились серьезные разногласия в трактовке перечня и иерархии неотъемлемых прав человека, в том числе и по вопросу об их гарантиях и формах реализации. В результате возникло два течения: буржуазно-элитарное, отстаивающее интересы и права собственников и требующее невмешательства государства в социально-экономические отношения, и демократическое, полагающее, что поскольку права должны быть распространены на всех, то государству необходимо создавать для этого условия. До конца XIX в. в либерализме господствовало первое направление, исходящее их понимания частной собственности как неотъемлемого права человека и защищающее идею о том, что политические права должны предоставляться только собственникам, которые будут добросовестно распоряжаться национальным богатством страны и принимать разумные законы, поскольку за результаты своей политической деятельности им есть чем отвечать: своей собственностью. Манчестерская школа классического либерализма первой половины XIX в. с ее проповедью рыночного детерминизма или социал-дарвинистская школа конца XIX – начала XX в., основателем которой являлся Г. Спенсер, являются характерными примерами этого направления. В США последователи этих взглядов удерживали свои позиции до 30-х гг. 
 
Демократическое направление в либерализме развивалось Б. Франклином и Т. Джефферсоном в США. Борясь за воплощение “американской мечты”, либерально-демократическое правительство США в 60-х гг. XIX в. при президенте А. Линкольне одобрило акт о праве каждого американца старше 21 года на приобретение в полную собственность 64 га земли из государственного фонда, положившее начало успеху фермерского пути в сельскохозяйственном производстве. Демократическое направление усилило свои позиции и стало доминирующей формой либерализма на рубеже XIX-XX вв. В этот период оно вело активный диалог с социализмом и заимствовало у последнего ряд важных идей. Демократическое направление выступило под именем “социального либерализма”. 
 
С позиций социального либерализма выступал, например, М. Вебер. Среди политических деятелей, разделявших убеждения социального либерализма. были Д. Ллойд Джордж, В. Вильсон, Т. Рузвельт. Особых успехов в сфере практической политики социальный либерализм добился в 30–40 гг., на которые пришлась политика “нового курса” в США, разработанная еще в 20-х гг. Д. Кейнсом как теоретическая модель и претворенная в жизнь Ф.Д. Рузвельтом. [c.350] Модель “неокапитализма”, разработанная в США, была предложена и успешно использовалась в условиях послевоенной разрухи в Западной Европе для восстановления либерально-демократических основ жизни. Во второй половине XX в. социальный либерализм стал прочно доминировать в либеральной традиции, поэтому когда кто-то называет себя сегодня либералом, то нужно думать, что он разделяет взгляды не двухсотлетней давности, а взгляды современного типа либерализма. Суть их в следующем. 
 
1. Частная собственность имеет частно-общественную природу, поскольку в ее создании, умножении, охране участвуют не только собственники. 
 
2. Государство вправе регулировать частнособственнические отношения. В связи с этим важное место в либеральной теории занимает проблема государственного манипулирования производственно-рыночным механизмом спроса и предложения и концепция планирования. 
 
3. Либеральная теория промышленной демократии развивает идею соучастия рабочих в управлении (на производстве создаются наблюдательные советы за деятельностью администрации с участием рабочих). 
 
4. Классическая либеральная теория государства как “ночного сторожа” заменена концепцией “государства благосостояния”: каждому члену общества полагается прожиточный минимум; государственная политика должна содействовать экономической стабильности и предотвращать социальные потрясения; одна из высших целей общественной политики – полная занятость. В XX в. люди в большинстве – наемные работники, и поэтому государство не может не быть заинтересованным в том, чтобы уменьшить болезненные последствия их экономической зависимости и беспомощности перед современной экономикой. 
 
5. Важное место в современном либерализме принадлежит концепции социальной справедливости, строящейся на принципах вознаграждения индивида за предприимчивость и талант, и одновременно учитывающей необходимость перераспределения общественного богатства в интересах наименее защищенных групп. 
 
Либерализм существует не только как идейно-политическое направление мысли, отвечающее потребностям развития современной цивилизации (однако крайним упрощением было бы считать либерализм лишь отражением капитализма), но и как идейно-политическое течение. Первые политические партии либералов возникли в XIX в. В 1947 г. 19 партий-учредителей и еще 13 партий, стоящих на либеральных позициях, объединились в “Либеральный интернационал” и выступили с программным “Манифестом либералов”. [c.351] Среди либеральных Партий одной из самых первых и влиятельных в прошлом была либеральная партия Великобритании, образованная в 1832 г., много раз формировавшая правительство (до Первой мировой войны). Среди партий либеральной направленности с большим политическим весом в своих странах можно отметить Итальянскую либеральную партию, образованную в 1922 г., Венстре – либеральную буржуазную партию в Норвегии (существует с 1884 г.), Либеральную партию Швейцарии (1923), Народную партию за свободу и демократию (НПСД) в Нидерландах (1948), Демократическую партию в США (1828).


Информация о работе Либерализм и неолиберализм