Либерализм как политическая идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:34, контрольная работа

Описание работы

Исторически первой сформулированной политической идеологией была идеология либерализма, возникшая в XVIII веке. К этому времени в европейских городах созрел класс свободных собственников, не принадлежавших к дворянству и духовенству, так называемое третье сословие или буржуазия. Это была активная часть общества, не удовлетворявшаяся собственным материальным положением и видевшая свой путь в политическом влиянии.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 34.47 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Исторически первой сформулированной политической идеологией была идеология  либерализма, возникшая в XVIII веке. К  этому времени в европейских  городах созрел класс свободных  собственников, не принадлежавших к  дворянству и духовенству, так называемое третье сословие или буржуазия. Это  была активная часть общества, не удовлетворявшаяся  собственным материальным положением и видевшая свой путь в политическом влиянии.

Базовая ценность либерализма  состоит в свободе личности. Духовная свобода - это право на выбор в  религиозном вопросе, свобода слова. Материальная свобода - это право  на собственность, право купить и  продать из соображений собственной  выгоды. Политическая свобода - свобода  в буквальном смысле слова при  соблюдении законов, свобода в политическом волеизъявлении. Права и свободы  личности имеют приоритет над  интересами общества и государства.

Классический либерализм обосновывал идею о том, что каждый человек -наилучший судья собственных интересов. А потому общество должно обеспечивать своим гражданам наибольшую свободу, совместимую с равными правами других. При этом свобода интерпретировалась негативно, как отсутствие принуждения, как личная и гражданская свобода, как неприкосновенность сферы частной жизни.

Именно эта сторона  свободы представлялась наиболее значимой: политические свободы либералами начала XIX в. рассматривались как гарантия личных и гражданских прав.

Наибольшая свобода, совместимая  с равными правами других, обеспеченная разумными “правилами игры”, устанавливаемыми и поддерживаемыми государством - вот кредо “классического либерализма”. В качестве главной гарантии свободы  рассматривалась частная собственность, безопасности которой придавалось  важное значение, а главным предметом заботы была свобода экономическая.

Идеи “классического либерализма” оказали несомненное влияние  на историю Европы первой половины XIX в. Вместе с тем, некоторые положения, приписываемые этой форме либеральных  доктрин, не только никогда не были реализованы на практике, но и в  теории были сформулированы гораздо  более мягко, чем принято полагать. Это касается, прежде всего, идеи государства – «ночного сторожа», миссия которого якобы сводится к установлению и поддержанию права. “Классический либерализм” действительно выступал за минимальные функции государства, но никогда не ограничивал последние областью права (хотя и рассматривал эту область в качестве главной заботы государства). Правительство должно брать на себя то, с чем не могут справиться отдельные индивиды и частные ассоциации. Оно должно поощрять развитие промышленности и таким образом создавать рабочие места, законодательными мерами способствовать частной благотворительности в пользу тех, кто не может обеспечить себя сам, смягчать негативные проявления коммерции, культивировать в обществе дух взаимопомощи.

Критика либерализма никогда  не прекращалась. И особенно яростно  она стала звучать, когда эта  идеология воплотилась в тот  общественный строй, тот социально-экономический  уклад, который назвали капитализмом. Капитализм обеспечил небывалый  экономический рост и, соответственно, среднее благосостояние в тех  странах, где осуществлялись идеи либерализма.

Либеральные ценности с ростом производства и благосостояния населения  всё больше и больше начали укрепляться  в сознании и понятиях европейского общества, и закреплённые в конституциях, эти ценности стали во многом определять общественные отношения в государстве. Рост влияния либерализма постепенно рос, и в итоге он обрёл мировые  масштабы и стал одним из факторов, который смог повлиять на мировые  политические процессы.

 

 

    1. История развития либерализма

Либерализмом (от лат. liberalis – свободный) в самом широком понимании называют общественное движение, основанное на идеях освобождения человека и общества от социальных ограничений, сковывающих общественный прогресс. В более конкретном понимании либерализм – это идеология буржуазии.

Термин «либерализм» для  обозначения политического движения впервые стал применяться в начале XIX в. в Испании, где «либералами» называли одну из группировок в Кортесе (парламенте), составившую проект буржуазных преобразований испанского общества. Сама же идеология либерализма начала складываться в европейской мысли задолго до этого – в XVII – XVIII вв.

Либерализм возник в период ломки феодальных устоев как идеология  нарождающегося «третьего сословия»  – буржуазии. Либерализм появился как  идеология, направленная против феодально-сословных  притеснений, произвола абсолютистского  государства, церковного засилья в  общественном сознании. В современном  понимании либерализм – это идеология, направленная, прежде всего, против ограничений  свободного развития товарной экономики  и других институтов гражданского общества со стороны государства. Как и  триста лет назад, либерализм остается идеологией буржуазии.

Социально-политическая программа  либерализма выросла из разработанной  английскими философами Т. Гоббсом  и Дж. Локком и развитой французскими просветителями Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье и др. теории естественного  права. Согласно этой теории, человек  от рождения наделен естественными  правами – правом на жизнь, личную свободу, собственность. Важнейшим  правом человека является также право  на свободу мысли.

«Под свободой, согласно точному значению слова, подразумевается  отсутствие внешних препятствий, которые  нередко могут лишить человека части его власти делать то, что он хотел бы, но не могут мешать использовать оставленную человеку власть сообразно тому, что диктуется ему его суждением и разумом», – писал Гоббс в трактате «Левиафан».

Основными политическими  постулатами либерализма являются идеи равенства всех перед законом, необходимости представительного  правления, разделения властей, конституционности. Важнейшим источником либерализма  стало учение Канта о правовом государстве.

Ядро либеральной идеологии  составило учение классиков политэкономии  У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо об экономической свободе. Идеологи либерализма выступали за свободу индивидуального предпринимательства, частной собственности, товарно-денежных отношений. Основополагающим принципом либерализма является лозунг государственного невмешательства в экономику: «Laissez faire» (Пусть идет, как идет).

Либерализм – это апология принципа индивидуализма. Либерализм проповедует полную свободу личности в рамках закона, в том числе  и самостоятельную ответственность  личности за все предпринимаемые  шаги. Программным пунктом современного либерализма является сокращение социальных программ и ориентация индивидуумов на самовыживание.

Русская либеральная идеология  начала складываться в 1830 – 1840-х г.г. в основном в рамках учений славянофилов – И.В. Киреев­ского (1806 – 1856), П.В. Киреевского (1808 – 1856), А.С. Хомякова (1804 – 1860), К.С. Аксакова (1817 – 1860) и западников – Т.Н. Грановского (1813 – 1855), П.Г. Ред­кина (1808 – 1891), В.П. Боткина (1811/12 – 1869), П.В. Аннен­кова (1813 – 1887) и др. Эти мыслители выражали необходимость проведения в России либеральных реформ либо по западноевропейскому образцу (западники), либо по образцу допетровского, т.е. доабсолютистского, общественного устройства России (славянофилы).

Классической формы русский  либерализм достиг в период подготовки и проведения либеральных буржуазных реформ конца 1850‑х – 1870‑х гг. Основным руслом формирования классической либеральной теории в этот период стала так называемая государственная школа в историографии, правоведении и социальной философии, представители которой К.Д. Кавелин (1818 – 1885), Б.Н. Чичерин (1828 – 1904) считаются основоположниками социально-политической теории русского либерализма.

На рубеже XIX – XX вв. либеральная  идеология лежала в основе деятельности либеральных политических организаций  – Союза земцев-конституционалистов, Союза освобождения, Конституционно-демократической (кадетской) партии и др. Русские  либералы являлись противниками самодержавия и феодально-крепостнических пережитков, но в то же время выступали за умеренность в проведении буржуазно-демокра­тических реформ.

В современной России идеи либерализма заложены в основу программ таких партий, как СПС, Яблоко и  др. «правых».

На рубеже XIX – XX вв. классический либерализм пережил период острого  кризиса, связанного с подъемом европейского и мирового революционного движения. Первая половина XX в. прошла для либерализма  под знаком некоторого сближения  с социалистическими учениями. Либерализм этого периода часто называют социальным, или демократическим, либерализмом.

Во второй половине XX в. сложилось  течение неолиберализма. Его основной характеристикой является признание  необходимости частичного участия  государства в регулировании  социально-экономических процессов. В этом состоит главное отличие  неолиберализма от классического либерализма, провозглашавшего принцип полного  невмешательства государства в  социально-экономическую жизнь общества. Другие основополагающие принципы классического  либерализма (индивидуальная свобода, равноправие, конституционализм, частная  собственность) сохраняются и неолиберализмом.

На современном этапе  наметилось сближение неолиберализма с неоконсерватизмом. Обе эти  идеологии выступают за умеренный  реформизм, ограниченное вмешательство  государства в экономику, поддержку  государством рыночных структур. Это  сближение дало возможность некоторым  исследователям говорить о формировании так называемой интегративной идеологии  в рамках общей глобализации общественных процессов и развития общественной мысли.

 

 

 

2. Либерализм в экономической  сфере

Экономические принципы либерализма  в основе своей просты.  Можно  сформулировать несколько основных, фундаментальных принципов, которые  только и отличают экономический  либерализм.

Принцип 1.

Частная собственность: люди усерднее трудятся и рациональнее используют ресурсы, когда собственность является частной.

Ни одно правительство  не может отбирать частную собственность, частично или полностью, основываясь  на своем праве отчуждения или  регулирования, равно как и на любом другом, за исключением тех  случаев, когда это делается для  общественных нужд через установленную  законом процедуру и после  компенсации владельцу полной рыночной стоимости отчуждаемой собственности.

Принцип 2.

Свобода обменов: любые меры, препятствующие законным обменам, сдерживают экономический рост.

Право людей открыто торговать  легальными товарами и оказывать  услуги на взаимовыгодных условиях не может подвергаться ограничению  федеральными и местными властями.

Свобода обмена является краеугольным камнем экономического прогресса, это  одно из фундаментальных прав личности, зафиксированное в Основном законе, в частности, в статье 8 Конституции  РФ, гарантирующей в России единство экономического пространства, свободное  перемещение товаров, услуг и  финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.

Контроль за ценами, ограничения на занятие определенными видами деятельности, законы, административные постановления и другие предписания, ограничивающие торговлю, должны быть запрещены.

Важно провести различие между  лицензированием и сертификацией. Лицензионные требования запрещают  какую-либо профессиональную деятельность без разрешения государства. Они являются явным ограничением торговли. В противоположность этому, сертификация просто требует от человека предоставления клиенту определенной информации (например, о сданных квалификационных экзаменах или достигнутом образовательном уровне, качестве и характеристиках товара). До тех пор, пока сертификация носит лишь информативный характер, она имеет право на существование. Но если с помощью сертификации проводится линия на ограничение того или иного вида деятельности - это злоупотребление властью в ущерб обществу.

    Принцип 3.

Конкуренция: соревнование заставляет с максимальной выгодой использовать ресурсы и является постоянным источником прогрессивных нововведений.

Федеральные власти не имеют  права облагать налогом либо ограничивать квотами импорт или экспорт. Еще  опаснее, если этим начинают заниматься регионы, устанавливая произвольные таможенные границы, вводя пошлины и другие ограничительные меры под каким  бы предлогом это ни делалось. Любые  шаги в этом направлении ведут, в  конечном счете, к большим экономическим  потерям, значительно большим, чем полученная от ограничений возможная выгода. Этот вопрос ясно и недвусмысленно разрешен в ст. 47, п. 1 Конституции РФ: На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

    Принцип 4.

Рынок капитала: чтобы рационально  использовать свои ресурсы, страна должна иметь механизм направления капитала в эффективные производства и  разумные правила ведения бизнеса.

Высокие издержки торговли, риски капиталовложений, бегство  капиталов, повальное воровство  порождаются самим обществом - существованием запредельных налогов, надуманных лицензий, тарифов, квот, государственного регулирования заработной платы и ценового контроля, чиновничьим рэкетом.

Кем бы они ни были созданы - природой или людьми - высокий риск и издержки торговли снижают, если не уничтожают полностью все преимущества рынка. Любые злоупотребления в  этой сфере ведут, в конечном счете, к торможению развития страны, любого, даже самого богатого, региона.

    Принцип 5.

Информация о работе Либерализм как политическая идеология