Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 12:29, реферат
Народничество является идеологической доктриной и общественно-политическим движением части интеллигенции Российской империи второй половины 19 – начала 20 в. Его сторонники ставили целью выработать национальную модель некапиталистической эволюции, постепенно адаптировать большинство населения к условиям модернизации хозяйства.
Либеральное народничество появилось в 70-е годы, но до 1881 г. народники-либералы не играли заметной роли в общественном движении. Это направление, разделяя основные теоретические взгляды революционных народников, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предпосылки появления либерального народничества……………………..4
2. Развитие Либерального народничества как политического движения……..7
3. Основные теоретические идеи либерального народничества……………...10
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17
Долг интеллигента-народника, с позиции Н.К.Михайловского, состоит не в том, чтобы только постигать чувства крестьянина, восхищаться «народно-психологической подкладкой», воспевать национальные особенности и черты народной жизни, говорить «голосом деревни», глядеть на мир «глазами мужиков», снявши «европейские очки», а в том, чтобы последовательно выражать интересы народа. Он поясняет: «Хороши бы мы были, если бы, прожив целые века на счет деревни и изуродовав ее крепостным правом, сложили теперь руки и сказали бы: шабаш, мы пусты, как шелуха ореха, мы ни во что не верим; нет у нас ничего своего заветного; выходи, мужик, выходи и поучай нас! Корми нас в придачу к хлебу, еще и духовной пищей! Это было бы верх барства, возмутительнейший его вид»8.
Н.К.Михайловский
продолжил разработку
Одновременно с его построениями свое мнение о перспективах развитие России высказывали П.П.Червинский и И.И.Каблиц (Юзова), чьи труды связывают с началом отхода от доктрины социалистической направленности. Критически осмыслив идеалы революционности, они выдвинули на первый план не моральный долг просвещенного меньшинства страны, а осознание нужд и запросов народа. Отказ от социалистических идей сопровождался новой расстановкой акцентов, повышениям внимания к «культурнической деятельности». Продолжатель идей Червинского и Каблиц, сотрудник газеты «Неделя» Я.В.Абрамов в 1890-х определил характер деятельности интеллигенции как помощь крестьянству в преодолении трудностей рыночной экономики; при этом он указал на возможную форму такой практики – деятельность в земствах. Сильной стороной пропагандистских работ Абрамова была ее четкая адресность – обращенность к врачам, учителям, агрономам с призывом помочь собственным трудом положению русского мужика. По существу, Абрамов выдвинул идею деполитизированного «хождения в народ» под лозунгом осуществления малых дел, из которых слагается жизнь миллионов. Для многих земских служащих «теория малых дел» стала идеологией полезности.
В других народнических теориях 1880–1890-х, получивших наименование «экономического романтизма», предлагалось «спасение общины» (Н.Ф.Даниельсон), выдвигались программы государственного регулирования экономики, при осуществлении которых крестьянское хозяйство могло бы приспособиться к товарно-денежным отношениям (В.П.Воронцов). Все отчетливей становилась принадлежность последователей землевольцев к двум направлениям – тех, кто разделял идею «приспособления» к новым условиям существования и тех, кто призывал к политическому реформированию страны с переориентацией на социалистический идеал. Однако объединяющим элементом для тех и других оставалось признание необходимости мирной эволюции России, отказ от насилия, борьбы за свободу личности и солидарность, артельно-общинный метод организации хозяйства. Будучи в целом ошибочной мелкобуржуазной теорией, «экономический романтизм» привлекал внимание общественной мысли к особенностям экономического развития России.
До 70-х гг. Михайловский надеялся на реформы, которые спасут Россию от "язвы пролетариатства" и дадут возможность принять "общие меры в пользу крестьянства". Когда Михайловский понял, что эта "теоретическая возможность" обратилась в "простую иллюзию", он сблизился с народовольцами, сотрудничал в нелегальных изданиях, после убийства Александра II редактировал "Письмо Исполнительного комитета "Народной воли" Александру III.
В возможность пробуждения самосознания масс и их активное участие в деле свержения самодержавно-бюрократического строя Михайловский не верил. По его мнению, скорее был возможен обратный вариант развития событий: "По-настоящему раскачается народ тогда, когда этот режим уже станет достоянием истории".
Важнейшей проблемой народнической социологии, как и в либерализме, является проблема личности и ее место в «формуле прогресса». По мнению Николая Константиновича Михайловского, «самое слово «прогресс» имеет смысл только по отношению к человеку». Суть прогресса, с точки зрения Михайловского, заключается в развитии индивидуальности, а смыслом истории является борьба за индивидуальность. Прогресс личности есть условие прогресса общества, считал Николай Константинович.
Народнический социолог Василий Павлович Воронцов подчеркивал, что «с человеческой точки зрения, общественные формы и их изменения важны постольку, поскольку они связаны с интересами, с жизнью и деятельностью людей». «Жизнь, жизнь и опять жизнь – вот единственная практическая точка зрения на формы общества и их изменение», – утверждал он.
Место личности в формуле прогресса сильно волновала и идеолога правого, антилиберального народничества Иосифа Ивановича Каблица (Юзова), бывшего радикального революционера, последователя М.А. Бакунина. Он был убежден в том, что «плох тот прогресс, от которого горько приходится народу и сладко только избранным вести по пути этого мнимого прогресса». «Если для существования прогресса необходимо уменьшать счастье человечества, то спрашивается: зачем же нам этот прогресс? Ради его самого, что ли? – недоумевал Каблиц. – Ведь весь смысл ратований за прогресс только и состоит в том, что под этим названием подразумевается все то, что необходимо для увеличения счастья человечества». С точки зрения Каблица, «единственным судьей того, что отнести к явлениям прогрессивным, а что к регрессивным, должна быть личность человека, руководствующаяся своими чувствами, мыслями и желаниями»9.
Заявляя, что прогресс – это освобождение и развитие личности, народники фактически повторяли идеи философов эпохи Просвещения, и тем самым они показывали себя, по выражению В.И. Ленина, «дюжими либералами».
Роднили их с
либералами и их практические требования.
Исходной установкой народников-реформистов
с середины 70-х гг. прошлого века
становится требование перейти от конструирования
«несбыточных» общественных идеалов
к выработке идеалов
Кроме того, на рубеже 70-80-х гг. народники-реформисты (одновременно с народниками революционными) пришли к мысли об огромном значении государственной власти в деле модернизации страны. В дальнейшем они развивали идею о надклассовости русского государства. По мнению либерального народника Василия Павловича Воронцова, русское государство «возникло самостоятельно», а «привилегированные классы были созданы и поддерживаемы властью, как ее орудие», «самостоятельной, необходимой для страны, экономической или политической роли» они не играли» и «могли лишиться привилегированного положения по одному мановению руки» правительства. С точки зрения Воронцова, правительство в России – выразитель «бессословной государственной идеи». «Верность высказанного соображения, – объяснял он, – подтверждается тем фактом, что многие из правителей сами возбуждали прогрессивное движение в обществе, сами заботились о распространении идей, которые позже считались опасными. Они действительно были опасны, но не для власти, а для устарелых учреждений, которые впоследствии и были уничтожены соединенными силами правительства и интеллигенции».
В.П. Воронцов был убежден, что в конце XIX века вновь появилась потребность в союзе власти и интеллигенции, правительство должно прислушаться к мнению народников и отказаться от насаждения капитализма «сверху», а направить Россию по пути самобытной модернизации, которая не разрушала, а укрепляла традиционные социальные формы, прежде всего – институт крестьянской общины.
В идеологии народничества мы находим принципиальные черты, характерные для классического либерализма. Однако в отличие от классических либералов народники не вырывали личность из социального контекста. Как верно подметил исследователь В.В.Зверев, «народничество на первое место ставит коллектив личностей», в то время как «либерализм в качестве главного условия развития социума считает конкуренцию и столкновение интересов в различных областях жизни».
Таким образом, либеральное народничество – это либерализм особого рода, свойственный странам, где сохранились традиционные социальные формы. Русская интеллигенция появилась и развилась как надклассовая («внесословная», по выражению В.П. Воронцова) прослойка, которая, сочувствуя угнетенной крестьянской массе, обосновывала освободительные идеи с помощью либеральных и просветительских идей западной «сословной» (буржуазной) интеллигенции. На российской почве произошла деконструкция либерализма и та философия, которая на Западе служила матрицей социально-политической программы третьего сословия, русскими народниками использовалась для обоснования социалистического идеала, необходимости сохранения крестьянской общины и некапиталистического развития экономики страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в 80-90-х гг. в результате острого организационного и идейного кризиса революционного народничества в интеллигентской среде получили широкое распространение идеи реформаторского народничества (В.П. Воронцов, И.И. Каблиц, Н.К. Михайловский и др.)
Теоретики либерального народничества, осуждая капитализм, пытались обосновать преимущество мелкого производства, основанного на общинных или артельных началах; доказывали возможность мирного перехода к социализму в результате реформ, проводимых правительством. Они считали, что марксизм в крестьянской России не применим, а попытки его утверждения приведут к установлению диктатуры меньшинства над большинством населения; считали идеалом общественного устройства гармоничное сочетание свободы личности и общинной солидарности, обеспечивающее, по их мнению, необходимые условия для всестороннего развития человека.
В итоге, они выступали как против реакции, так и против революции, осуждали насильственные методы преобразований. В годы "контрреформ" получила широкое распространение либерально народническая теория и практика "малых дел", призывавшая интеллигенцию, в первую очередь, честно выполнять свои профессиональные обязанности во благо народа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времен до начала 20 века. М., 2007.
2. Балуев Б.П. Либеральное народничество на рубеже XIX-XX веков. М.: Наука, 1995.
3. Богучарский В.Я. Активное народничество семидесятых годов. М., 1912.
4. Гринин Л. Е. Личность в истории: эволюция взглядов // История и современность. 2010. № 2. с. 38-39
5. Зверев В.В. Реформаторское народничество и проблема модернизации России. М., 1997.
6. Леонтович В. В. История либерализма в России. — М.: «Русский путь», 1995.
7. Пантин Б.М., Плимак Н.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. М., 1986.
8. Секиринский С. С., Шелохаев В. В. Либерализм в России. Очерки истории: середина XIX — начало XX в. Учеб. пособие. М.: Памятники исторической мысли, 1995.
9. Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции 1905—1907 гг. М.: Наука, 1985.
1 Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времен до начала 20 века. М., 2007. – С.159
2 Секиринский С. С., Шелохаев В. В. Либерализм в России. Очерки истории: середина XIX — начало XX в. Учеб. пособие. М.: Памятники исторической мысли, 1995. – С. 103
3 Секиринский С. С., Шелохаев В. В. Либерализм в России. Очерки истории: середина XIX — начало XX в. Учеб. пособие. М.: Памятники исторической мысли, 1995. – С. 103
4Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времен до начала 20 века. М., 2007. – С.161
5 Секиринский С. С., Шелохаев В. В. Либерализм в России. Очерки истории: середина XIX — начало XX в. Учеб. пособие. М.: Памятники исторической мысли, 1995. – С. 106
6 Леонтович В. В. История либерализма в России. — М.: «Русский путь», 1995. – С.89
7 Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времен до начала 20 века. М., 2007. – С.179
8 Леонтович В. В. История либерализма в России. — М.: «Русский путь», 1995. – С.92
9 Леонтович В. В. История либерализма в России. — М.: «Русский путь», 1995. – С.96