Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:09, реферат
Личность и политика существовали не всегда. В первоначальном состоянии человеческого общества индивид составлял органическую часть социального целого, ничем не отличался от себе подобных со стороны социальных качеств и поэтому не представлял собой личности. Это был человек рода, племени, не обладающий даже собственным именем. Общественная жизнь его регулировалась всецело обычаями, ритуалами, традициями, а не политическими или правовыми нормами.
.
Введение.
Личность и политика существовали не всегда. В первоначальном состоянии человеческого общества индивид составлял органическую часть социального целого, ничем не отличался от себе подобных со стороны социальных качеств и поэтому не представлял собой личности. Это был человек рода, племени, не обладающий даже собственным именем. Общественная жизнь его регулировалась всецело обычаями, ритуалами, традициями, а не политическими или правовыми нормами.
С развитием экономики, появлением прибавочного продукта, индивидуального разделения труда и частной собственности возникает социальная индивидуальность - личность со специфическими интересами и целями. Одновременно происходит и дифференциация общественной жизни. Возникает политика, специфика и основная роль которой - согласовать разнообразные интересы и цели отдельных частных лиц и групп в обществе и тем самым обеспечить потребности суверенной личности и целостность общества.
Наряду с политическими элитами, партиями,
социальными и профессиональными группами,
организациями и движениями субъектом
политики выступает личность. Она является
исходным, первичным политическим субъектом,
поскольку из личностей состоят партии,
политические элиты, профессиональные
группы, движения, классы, нации. Наконец,
личности являются гражданами государства
и в этом качестве активно взаимодействуют
с властью. Когда-то Аристотель, определяя
сущность человека, назвал его политическим
животным. По мнению античного философа,
сущность человека – в его политических
свойствах. «Один только человек из всех
живых существ,
-писал Аристотель, - одарен речью... Это
свойство людей, отличающее их от всех
остальных существ, ведет к тому, что только
человек способен к чувственному восприятию
таких понятий, как добро и зло, справедливость
и несправедливость и т.п. А совокупность
всего этого и создает основу семьи и государства…»
Т. Гобс и Дж. Локк основывали различающиеся
между собой теории происхождения государства
на диаметрально противоположных концепциях
природы человека. В гуманистической интерпретации
марксизма личность является центром
всей жизнедеятельности общества, в том
числе и политической.
Роль человека в политических отношениях крайне специфична. Собственно, человек – это одновременно и субъект и объект политики. Политические отношения возникают именно в человеческом обществе. Они призваны поддерживать целостность общества, как сложной социальной системы. Человек как индивид – относительно самостоятельное и свободное существо. Его интересы, так или и иначе, противостоят обществу и государству. В этом смысле отношения власти и индивида выражают отношения власти и человека. Организуя совместную жизнь людей, государство принуждает их к поддержанию определённых политических порядков и форм поведения. Следовательно, государство неизбежно ограничивает права и свободы человека. Со своей стороны, человек имеет определённые притязания к государству, связанные с его возможностью к реализации собственных интересов. С этой точки зрения именно человек может влиять на государственную политику. Общая характеристика субъектов политики состоит в том, что все они принимают активное сознательное участие в политической жизни общества. К ним относятся классы, политические партии, профсоюзы, социальные группы и организации, этнические и демографические общности и объединения и т.д. Но среди всех субъектов политики исходным, первичным субъектом выступает личность. И в конечном счете именно она -- главный творец политики. Однако и сама политика в свою очередь творит личность. Личность, таким образом, является одновременно и субъектом и объектом политики.
Политическая роль личности или роль личности в политике в общем плане рассматривалась во многих политических учениях и, как правило, под углом зрения определенных политических интересов, которые эти учения отражали. При этом менее всего оказался разработанным вопрос о роли в политике “рядовой” или “массовой” личности. Лишь во второй половине ХХ века под влиянием крушения тоталитарных режимов и дальнейшей демократизации общественной жизни, это направление в политических учениях стало постепенно занимать подобающее ей место. Общество стало рассматриваться уже не как обезличенный коллектив, которым руководит герои и вожди, а как совокупность индивидуальностей, личностей.
1. Политическая социализация личности. Факторы определяющие её характер и содержание.
Гражданское созревание человека или
приобщение его к политике происходит
поэтапно. Оно наминается уже в раннем
возрасте, когда через семью, ближайшее
окружение, СМИ, ребенок приобретает первые
сведения о политике. На этапе первичной
социализации дети получают начальные
представления о правильном или неправильном
поведении, поступках.
Считается, что ребенок проходит триэтапа
первичной социализации: 1)политизация
- осознание детьми существования внешней
(по отношению к семье) власти;
2) персонализация - понимание детьми политической власти через персонализирующие их фигуры; идеализация - приписывание политическим деятелям исключительно положительных качеств;
3) институциализация - поворот в сознании детей к более безличному, деперсонифицированному представлению о власти.
С психологической точки зрения в процессе своего созревания ребенок проходит три фазы когнитивно-морального развития. На доконвеициональном уровне проявляется эгоцентризм, а затем индивидуализм. На конвенциональном уровне осознается связь индивидуума с обществом. На постконвенциональном уровне вырабатывается моральная оценка, позволяющая интегрироваться в общество и критиковать его. Итак, с самого раннего возраста человек испытывает воздействие процесса социализации, который тем эффективнее, чем свободнее его поле деятельности. Ребенок открывает для себя роль власти; в семье и школе - это отец, мать, учитель; он на опыте узнает о конфликтах и способах их разрешения; он учится повиноваться или восставать; он пытается приобщиться к нормам функционирования той группы, которой принадлежит или отходит от нее. Этот своеобразный «дополитический» опыт пополняется возрастающей информацией об истории его страны, о политических деятелях, об активных периодах политической жизни. Наблюдения показывают, что политическая социализация может пойти различными путями, в зависимости от социокультурной среды (системы), принадлежности к тому или иному поколению, классовой принадлежности и даже анкетных данных индивидуума. Под воздействием настроений и взглядов, преобладающих в семье, политические предпочтения, нормы, ценности «закладываются» часто на всю жизнь, отличаются стойкостью.
Значительная часть политического воспитания и обучения детей протекает в школе, период прохождения в которой составляет вторичный этап политической социализации. За это время происходит изучение и усвоение учащимися в той или иной мере основных общепринятых политических ценностей и взглядов, получение ими начального опыта социальной практики, особенно через участие в деятельности молодежных организаций.
Очередной этап политической социализации приходятся на возраст от 16 до 30 лет. Вступая в этот период своего развития, молодые люди получают право участвовать в выборах и быть избранными в различные представительные органы, что влияет на их отношение к политике. Они также получают более глубокие познания в области политики благодаря учебе в институте, последующей профессиональной деятельности и т.д.
Политическая социализация продолжается и в зрелом возрасте. На их политическое поведение, кроме общих факторов, в значительной степени влияют жизненный опыт, наличие детей, устоявшиеся политические ориентации. Они могут глубоко понимать изменчивые и противоречивые общественные события, вносить необходимые корректировки в свои политические взгляды и поведение.
Социализирующие факторы воздействуют
и на людей пенсионного возраста.
Некоторые из них начинают живее, чем прежде,
интересоваться политическими событиями.
Многие пенсионеры получают определенное
удовлетворение от возможности хотя бы
минимального участия в общественной
жизни, передачи своего политического,
жизненного опыта молодежи.
В процессе политической социализации возрастает роль средств массовой информации. Современные СМИ способны воздействовать на максимальное число людей в короткий промежуток времени. В известном смысле СМИ - кратчайший путь политической социализации.
В политической социализации важны все составляющие, все посредники. В то же время в различных странах эти посредники могут различаться по степени воздействия на данный процесс. Так, повсеместно наблюдается тенденция к повышению роли телевидения и компьютерных технологий в политической социализации; в ряде стран уменьшается число лиц, состоящих в партиях; в некоторых государствах из-за возросших цен газеты становятся недоступными для определенных слоев населения.
Типы и модели политической социализации:
- гармонический
тип политической социализации
характеризуется
- гегемонистский
тип, характеризующийся
- плюралистский тип - признание человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод и характеризующий его способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам;
- конфликтный
тип, формирующийся на основе
межгрупповой борьбы и
Результатом политической социализации является определенная структура личности, политические ценности которой являются устойчивыми элементами, трансформируясь в убеждения к установки. В человеке изначально не заложены ни консервативные, ни демократические, ни либеральные, ни анархистские взгляды. Они формируются на протяжении длительного процесса под воздействием рассмотренных выше факторов. При этом определяющую роль играет непосредственный жизненный и политический опыт гражданина, который позволяет ему сопоставить предлагаемые различными посредниками и агентами политические теории и концепции с соответствующими жизненными реалиями.
Личность приобретает черты, вытекающие из специфики условий жизнедеятельности особых социальных общностей, членами которых являются индивиды: социально-профессиональных, национально-этнических, социально- территориальных, половозрастных и др. Освоение черт, присущих этим многообразным общностям, а также социально-политических ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в социально-типических проявления поведения и сознания, а с другой – придает личности неповторимую индивидуальность, так как эти социально-обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизиологических свойств субъекта.
Психологическое ядро личности – это индивидуально-целостная система ее субъективных, оценочных и избирательных отношений к действительности, представляющих собой обобщенный опыт взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми. Рассмотрение различных проявлений личности с учетом ее общественной природы позволяет полагать, что ее интегрирующим и ведущим свойством как субъекта политики является социально-политическая направленность.
Любая личность объективно включена в политическую деятельность. Степень же понимания ее механизма, желания и умения в нее включиться предопределяет место гражданина в сфере политики. Иногда это приобретается, порой достается по наследству в прямом или переносном смысле, даже в силу обычаев или традиции.
Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.
Во-первых,
через такое участие создаются
условия для более полного
раскрытия всех потенций человека,
для его творческого
Во-вторых,
всеобщее развитие человека как субъекта
политики является непременным условием
тесной связи политических институтов
с гражданским обществом, контроля за
деятельностью политико-управленческих
структур со стороны народа, средством
противодействия бюрократическим извращениям
в деятельности аппарата управления, отделения
функций управления от общества.
Известно, например, что авторитарный,
административно-командный стиль руководства
отчуждает людей от власти, порождает
замкнутость, неискренность, отдаляет
аппарат управления от народа. Очевидно,
что этот стиль настолько же неэффективен,
насколько неэффективен преимущественно
экстренный путь развития экономики. Альтернатива
авторитаризму – демократический метод
руководства и общения с людьми, уважительное
отношение к мнению и политической позиции
человека.
В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства. Не хлебом единым жив человек. Любые достижения предприятия, отрасли, региона, народного хозяйства в целом – это по большему счету все-таки промежуточный результат, конечный же – всегда человек. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. Можно предположить, что по мере все более полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоутверждения будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни. Всесторонне развитый человек – это, помимо прочего, и активный общественный деятель. Очевидно, чем дальше, тем в более широких масштабах наше общество будет сталкиваться с этой тенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни – это способ возвышения человеческого в человеке.