Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 20:23, контрольная работа
В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей. Только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества. Цель данной контрольной работы – рассмотреть типы личностей в политике и факторы их политического поведения; охарактеризовать понятие «политическая социализация», выделить ее основные уровни, факторы, типы и стадии; дать сравнительный анализ отношения личности и политики в различных политических идеологиях.
Важную роль в политической социализации личности играют и такие неполитические факторы, как социально-экономические условия и образ жизни человека, национальные традиции и даже отдельные важные для жизни индивида общественные факторы. Речь, в частности, идет о таких событиях, как невыплата заработной платы, безработица, обман населения со стороны государства или отдельных политических лидеров и т д.
В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения современная политология выделяет четыре равных типа политической социализации личности:
Сущность четырех описанных типов наглядно иллюстрируется таблицей, показывающей их зависимость от уровня общей культуры общества и уровня однородности, единства общества:
Тип политической социализации общества |
Уровень культуры общества |
Уровень единства общества |
Гармонический |
Высокий |
Высокий |
Плюралистический |
Высокий |
Низкий |
Гегемонистский |
Низкий |
Высокий |
Конфликтный |
Низкий |
Низкий |
Исходя из таблицы, можно сказать, что благодаря низкой политической культуре для России характерен либо гегемонистский, либо конфликтный тип политической социализации. Очевидно, что до 1989 года это был гегемонистский тип. В последующем десятилетии проявились черты конфликтного типа. Однако едва ли можно говорить, что это устойчивая тенденция, поскольку жесткой приверженности индивида местным клановым ценностям у нас на большинстве территорий не наблюдается, а нищета большинства населения, если и существует, то временно.
Основными качественными этапами политической социализации являются первичная и вторичная стадии. В основе их различия лежат такие основания, как возраст, наличие политического опыта и уровень политической идентификации личности.
Первичная социализация, т.е. приобретенная в детстве, является определяющей, прежде всего в создании положительной установки, поскольку базовые детские чувства труднее вытесняются и изменяются, чем те, которые были приобретены позже. Отсюда следует вывод о той ответственности, которую несут на себе семья и школа.
Вторичная политическая социализация продолжается уже с подключением опыта собственной политической практики, освоением новых социальных и политических ролей. К этому времени у человека уже складываются основные социально-политические ценности, установки, представления и нормы, которые дают ему возможность самостоятельно и конструктивно выполнять свои политические роли. Личность уже способна выступать сознательным субъектом политики, способна независимо от группового мнения и давления сформулировать собственную точку зрения и действовать в соответствии со своей политической позицией. Этот этап продолжается на протяжении всей сознательной жизни человека.
Развитие общественно-политической жизни и политической науки приводит к формированию и утверждению идеи личности как суверенного субъекта политической деятельности и политических отношений с присущими ей неотъемлемыми правами и свободами. Основой этого превращения личности из объекта в субъект политики стало утверждение частной собственности и частного интереса.
Как отражение этого процесса возникает и первая политическая идеология – идеология либерализма. Либерализм – направление в политике, которое выступает за признание политических и экономических прав индивидов в пределах, ограниченных действием законов. За основание законов берется естественное право человека, основанное на его природе.
Положительной чертой политической идеологии либерализма является то, что личность признается высшей ценностью государства и её возможности ограничиваются только законом. Личности в такой политической системе предоставлено максимальное количество прав и свобод, однако, для успешной их реализации должна быть идеально составлена законодательная база, которая будет охватывать абсолютно все общественные отношения. Но, к сожалению, создание подобного свода законов в настоящее время практически не представляется возможным в связи с высокой интенсивностью развития общества.
Консерватизм – идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. Эта идеология во многом противоположна либерализму, хотя она защищает частную собственность, как основу общественного устройства, вместе с тем всячески стремится к обеспечению его стабильности и незыблемости. Государство в консерватизме является результатом естественной эволюции жизни, поэтому личности не следует активно вмешиваться в политический процесс. Следовательно, консерватизм отрицает важность политической активности рядовой личности и в целом народных масс. Данная идеология не отрицает свободу личности как таковой, однако в политическом плане акцент делается на её подчинение власти, которая должна принадлежать политической элите.
К положительным чертам политической идеологии можно отнести: стабильность и наличие возможности участия личности в политическом управлении государством. Однако, любая стабильность и слепая приверженность к традиционным традициям и порядкам, которые не приемлют проведению реформ, отвечающих вызовам нового времени, рискуют оказаться в изоляции от внешнего мира, вследствие которой возникнет коллапс государственной и политической системы общества.
Основным противником консерватизма и либерализма является социалистическая идеология. Наиболее внушительное и последовательное развитие идеи социализма получили в учении Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Следует отметить, что марксистская идеология была первой в истории теоретической концепцией, которая открыто объявила, что она защищает интересы определенного класса. Создатели этого учения были уверены, что их историческое предназначение – дать рабочему движению теоретически выверенную стратегию, определить четкие конечные цели политической борьбы рабочего класса.
Центральное место в идеологии социализма занимают три радикальные цели: социалистическая революция; диктатура пролетариата; установление общественной собственности на средства производства. Одним из главных недостатков идеологии можно считать растворение нужд и интересов отдельного человека в интересах и нуждах классов, наций, государств и других больших социальных общностей и, как следствие, игнорирование проблемы прав и свобод человека, несбыточное стремление насильно осчастливить все человечество.
Если мы подразумеваем социальное равенство, то большинство органов управления должно быть коллегиальными, а в идеале вся политическая власть должна осуществляться посредством самоуправления трудящихся. Однако, как мы видим, положения идеи крайне утопичны, и в большинстве известных нам в истории примеров построения социалистических государств, устанавливался так называемый плановый социализм, основанный на полном контроле государства над экономикой. Личности в этих государствах хотя формально и предоставлялся большой спектр политических прав и свобод, фактически же ими нельзя было воспользоваться.
Таким образом, политическая идеология социализма предоставляет возможность личности быть максимально активной и непосредственно влиять своими действиями на государство. Но на практике идея социализма утопична, и реализовать их в соответствии с догматами данной идеологии практически не представляется возможным.
Таковы в целом предполагаемые отношения личности и политики в идеологиях либерализма, консерватизма и социализма. Эти идеологии имеют давние исторические традиции и ныне представляют собой разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Данные системы воззрений оказываются настолько мощными, что фактически перешагивают формальные рамки собственно политической сферы и превращаются в своеобразные типы или способы мышления, определяющие отношение людей ко всему окружающему миру.
Личность – одновременно и субъект, и объект политики. Одни люди проявляют большую политическую активность, другие – меньшую, а третьи вообще стараются «уйти» подальше от политики. Одни стремятся к утверждению существующего политического строя и проявляют конструктивное политическое поведение, другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение, и демонстрируют деструктивную позицию. Есть и такие, кто легко приспосабливается к любому политическому режиму и всякой власти.
Политологи усматривают общую закономерность новейшего времени: происходящую смену регуляторов поведения человека. На место жесткого внешнего контроля государства и его институтов приходят внутриличностные регуляторы: совесть, убеждения, ценности, в которые человек верит. Поэтому сегодня перед государством стоят не только экономические и политические задачи, но и психолого-политические проблемы. Государство на деле должно показать, что способно служить интересам всего общества и отдельной личности, что оно заинтересовано в развитии политической активности личности, в превращении человека из объекта политики в её главный субъект.
1. Политология: Учебник / К.С. Гаджиев, Э.Н. Примова. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 384 с.
2. Политология: Учебник для студентов вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 591 с.
3. Политология: Учебник / А.Г. Грязнова, Е.А. Звонова и др.; Финансовая Академия при Правительстве РФ. – 3-e изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ Инфра-М, 2012. – 396 с.
4. Хейвуд Э. Политология: учебник для студентов вузов; пер. с англ. под ред. Г. Г. Водолазова, В. Ю. Бельского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 544 с.
5. Шестопал Е.Б. Политическая психология: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 448 с.
6. Щеглов И.А. Политическая социализация. Теория и методология проблемы: Монография. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. – 17,5 п.л.