Личность и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей. Только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества. Цель данной контрольной работы – рассмотреть типы личностей в политике и факторы их политического поведения; охарактеризовать понятие «политическая социализация», выделить ее основные уровни, факторы, типы и стадии; дать сравнительный анализ отношения личности и политики в различных политических идеологиях.

Файлы: 1 файл

контрольная политология.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Важную роль в политической социализации личности играют и такие неполитические факторы, как социально-экономические условия и образ жизни человека, национальные традиции и даже отдельные важные для жизни индивида общественные факторы. Речь, в частности, идет о таких событиях, как невыплата заработной платы, безработица, обман населения со стороны государства или отдельных политических лидеров и т д.

В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения современная политология выделяет четыре равных типа политической социализации личности:

  • гармонический – характеризуется принятием личностью существующего политического порядка и власти. Личность рассматривается как сознательный и добровольный участник политической жизни, активный субъект политики. Наблюдается гармония между властью и личностью, предполагается обоюдное и ответственное выполнение правил, норм и обязанностей личности перед властью и власти перед личностью;
  • плюралистический – предполагает терпимость по отношению к ценностям и убеждениям других людей, нормы политического поведения которых признаются равноправными. Личность рассматривается здесь как равноправный и независимый гражданин. Подразумевается защищенность прав и свобод человека и всеобщая ответственность гражданина перед законом, т.е. право выступает как основание и как реальность свободы личности;
  • гегемонистский – характерен для общества закрытого типа, где установлено резко отрицательное отношение личности к любым политическим системам и организациям, кроме той, с которой она себя идентифицирует;
  • конфликтный тип – характеризуется борьбой между различными политическими группировками общества, в основе которых лежат различные, но вместе с тем взаимосвязанные интересы.

Сущность четырех описанных типов наглядно иллюстрируется таблицей, показывающей их зависимость от уровня общей культуры общества и уровня однородности, единства общества:

Тип политической социализации общества

Уровень культуры общества

Уровень единства общества

Гармонический

Высокий

Высокий

Плюралистический

Высокий

Низкий

Гегемонистский

Низкий

Высокий

Конфликтный

Низкий

Низкий


 

Исходя из таблицы, можно сказать, что благодаря низкой политической культуре для России характерен либо гегемонистский, либо конфликтный тип политической социализации. Очевидно, что до 1989 года это был гегемонистский тип. В последующем десятилетии проявились черты конфликтного типа. Однако едва ли можно говорить, что это устойчивая тенденция, поскольку жесткой приверженности индивида местным клановым ценностям у нас на большинстве территорий не наблюдается, а нищета большинства населения, если и существует, то временно.

Основными качественными этапами политической социализации являются первичная и вторичная стадии. В основе их различия лежат такие основания, как возраст, наличие политического опыта и уровень политической идентификации личности.

Первичная социализация, т.е. приобретенная в детстве, является определяющей, прежде всего в создании положительной установки, поскольку базовые детские чувства труднее вытесняются и изменяются, чем те, которые были приобретены позже. Отсюда следует вывод о той ответственности, которую несут на себе семья и школа.

Вторичная политическая социализация продолжается уже с подключением опыта собственной политической практики, освоением новых социальных и политических ролей. К этому времени у человека уже складываются основные социально-политические ценности, установки, представления и нормы, которые дают ему возможность самостоятельно и конструктивно выполнять свои политические роли. Личность уже способна выступать сознательным субъектом политики, способна независимо от группового мнения и давления сформулировать собственную точку зрения и действовать в соответствии со своей политической позицией. Этот этап продолжается на протяжении всей сознательной  жизни человека.

 

3. Сравнительный анализ предполагаемого отношения личности и политики в идеологиях либерализма, консерватизма и социализма

Развитие общественно-политической жизни и политической науки приводит к формированию и утверждению идеи личности как суверенного субъекта политической деятельности и политических отношений с присущими ей неотъемлемыми правами и свободами. Основой этого превращения личности из объекта в субъект политики стало утверждение частной собственности и частного интереса.

Как отражение этого процесса возникает и первая политическая идеология – идеология либерализма. Либерализм – направление в политике, которое выступает за признание политических и экономических прав индивидов в пределах, ограниченных действием законов. За основание законов берется естественное право человека, основанное на его природе.

Положительной чертой политической идеологии либерализма является то, что личность признается высшей ценностью государства и её возможности ограничиваются только законом. Личности в такой политической системе предоставлено максимальное количество прав и свобод, однако, для успешной их реализации должна быть идеально составлена законодательная база, которая будет охватывать абсолютно все общественные отношения. Но, к сожалению, создание подобного свода законов в настоящее время практически не представляется возможным в связи с высокой интенсивностью развития общества.

Консерватизм – идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. Эта идеология во многом противоположна либерализму, хотя она защищает частную собственность, как основу общественного устройства, вместе с тем всячески стремится к обеспечению его стабильности и незыблемости. Государство в консерватизме является результатом естественной эволюции жизни, поэтому личности не следует активно вмешиваться в политический процесс. Следовательно, консерватизм отрицает важность политической активности рядовой личности и в целом народных масс.  Данная идеология не отрицает свободу личности как таковой, однако в политическом плане акцент делается на её подчинение власти, которая должна принадлежать политической элите.

К положительным чертам политической идеологии можно отнести: стабильность и наличие возможности участия личности в политическом управлении государством. Однако, любая стабильность и слепая приверженность к традиционным традициям и порядкам, которые не приемлют проведению реформ, отвечающих вызовам нового времени,  рискуют оказаться в изоляции от внешнего мира, вследствие которой возникнет коллапс государственной и политической системы общества.

Основным противником консерватизма и либерализма является социалистическая идеология. Наиболее внушительное и последовательное развитие идеи социализма получили в учении Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Следует отметить, что марксистская идеология была первой в истории теоретической концепцией, которая открыто объявила, что она защищает интересы определенного класса. Создатели этого учения были уверены, что их историческое предназначение – дать рабочему движению теоретически выверенную стратегию, определить четкие конечные цели политической борьбы рабочего класса.

Центральное место в идеологии социализма занимают три радикальные цели: социалистическая революция; диктатура пролетариата; установление общественной собственности на средства производства. Одним из главных недостатков идеологии можно считать растворение нужд и интересов отдельного человека в интересах и нуждах классов, наций, государств и других больших социальных общностей и, как следствие, игнорирование проблемы прав и свобод человека, несбыточное стремление насильно осчастливить все человечество.

Если мы подразумеваем социальное равенство, то большинство  органов управления должно быть коллегиальными, а в идеале вся политическая власть должна осуществляться посредством самоуправления трудящихся. Однако, как мы видим, положения идеи крайне утопичны, и в большинстве известных нам в истории примеров построения социалистических государств, устанавливался так называемый плановый социализм, основанный на полном контроле государства над экономикой. Личности в этих государствах хотя формально и предоставлялся большой спектр политических прав и свобод, фактически же ими нельзя было воспользоваться.

Таким образом, политическая идеология социализма предоставляет возможность личности быть максимально активной и непосредственно влиять своими действиями на государство. Но на практике идея социализма утопична, и реализовать их в соответствии с догматами данной идеологии практически не представляется возможным.

Таковы в целом предполагаемые отношения личности и политики в идеологиях либерализма, консерватизма и социализма. Эти идеологии имеют давние исторические традиции и ныне представляют собой разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Данные системы воззрений оказываются настолько мощными, что фактически перешагивают формальные рамки собственно политической сферы и превращаются в своеобразные типы или способы мышления, определяющие отношение людей ко всему окружающему миру.

 

 

 

 

 

Заключение

Личность – одновременно и субъект, и объект политики. Одни люди проявляют большую политическую активность, другие  – меньшую, а третьи вообще стараются «уйти» подальше от политики. Одни стремятся к утверждению существующего политического строя и проявляют конструктивное политическое поведение, другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение, и демонстрируют деструктивную позицию. Есть и такие, кто легко приспосабливается к любому политическому режиму и всякой власти.

Политологи усматривают общую закономерность новейшего времени: происходящую смену регуляторов поведения человека. На место жесткого внешнего контроля государства и его институтов приходят внутриличностные регуляторы: совесть, убеждения, ценности, в которые человек верит. Поэтому сегодня перед государством стоят не только экономические и политические задачи, но и психолого-политические проблемы. Государство на деле должно показать, что способно служить интересам всего общества и отдельной личности, что оно заинтересовано в развитии политической активности личности, в превращении человека из объекта политики в её главный субъект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Политология: Учебник / К.С. Гаджиев, Э.Н. Примова. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 384 с.

2. Политология: Учебник для студентов вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 591 с.

3. Политология: Учебник / А.Г. Грязнова, Е.А. Звонова и др.; Финансовая Академия при Правительстве РФ. – 3-e изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ Инфра-М, 2012. – 396 с.

4. Хейвуд Э. Политология: учебник для студентов вузов; пер. с англ. под ред. Г. Г. Водолазова, В. Ю. Бельского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 544 с.

5. Шестопал Е.Б. Политическая психология: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 448 с.

6. Щеглов И.А. Политическая социализация. Теория и методология проблемы: Монография. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. – 17,5 п.л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Личность и политика