Личность как субъект и объект политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:12, контрольная работа

Описание работы

Только через взаимодействие интересов и воли людей определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.
Цель - выявить сущность человека как существа политического.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Личность как субъект и объект политики…………………….…….5
1.1 Личность как субъект политики……………………………………….5
1.2 Личность как объект политики……….………………………………..8
2. Политическая социализация личности……………………………...10
Заключение…………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………….…….16

Файлы: 1 файл

кр политол.docx

— 39.46 Кб (Скачать файл)

Провозглашая верховенство личности, во взаимоотношениях с властью, либерализм вместе с тем суживает сферу политики и тем самым ограничивает диапазон политической активности граждан. В  либеральной классической теории личность выступает скорее первичным источником и высшим контролером власти, чем ее сознательным повседневным участником. Главной сферой самореализации личности, проявления ее творческой активности, инициативы и предприимчивости выступает гражданское общество.

Политическая деятельность осуществляется людьми и для людей. Главным её субъектом выступает именно личность, так как любая общественная и  политическая организация состоит  из реальных личностей. Большое значение имеет активное участие личности в жизни общества - как в социальной, так и в политической.

Субъект - это индивид, принимающий  непосредственное сознательное участие  в политической деятельности. Существует три группы субъектов: персональные, подданные и партиципанты. А объект - это всего лишь человек, над которым осуществляется управление с помощью других людей, находящихся на вершине власти. То есть он должен беспрекословно ей подчиняться и ничего не может с этим поделать.

Участие личности в демократическом  политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности.

 

2. Политическая социализация личности

Политическая  социализация — процесс включения личности в политику

Существует несколько  трактовок процесса социализации. Их можно свести к следующим двум.

Индивид всегда находится  в состоянии конфликта с обществом, репрессирующего его биологические  побуждения и инстинкты, с которыми он рождается. Социализация состоит  в обуздании этих разрушительных для общества побуждений. Контроль общества над природными инстинктами  создает напряженность и дискомфорт существования личности, которая  теряет свободу самовыражения. По сути, это деструктивный процесс. Он подразумевает разрушение и перестройку системы установок индивида на активность в окружающей среде. При этом разрушается эгоизм отдельной личности.

Социализация означает включение  индивида в социальную систему через  обучение социальным ролям, постоянную адаптацию к господствующим в  обществе ценностям и стандартам поведения. По сути, это конструктивный процесс. Он подразумевает создание (на «чистом листе») системы установок  на социальные отношения. При этом конструируется коллективизм.

Различают две фазы этой политической социализации:

  • первая выражается в политической адаптации, т.е. интеграции индивида в политическое сообщество посредством оснащения его опытом предыдущих поколений, закрепленным в политической культуре;
  • вторая - в политической интериоризации, т.е. включении политических норм и ценностей во внутренний мир человека.

В результате политической социализации формируется политическое сознание личности, ее политическое поведение, происходит становление личности гражданина. При этом понятие «политической социализации» шире, чем понятия «политическое воспитание» или «политическое просвещение», так как оно включает в себя не только целенаправленное воздействие на личность господствующей идеологии и политических институтов, но и стихийное влияние и собственную активность индивида. Личность обладает способностью выбирать из предложенного ей набора политических позиций такие, которые отвечают ее внутренним представлениям и убеждениям, причем не только рациональным, но и бессознательным.

 

Критерии политического  развития личности:

  • Наличие системы политических ценностей, норм
  • Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям
  • Степень активности в политической жизни
  • Уважение к другим взглядам и позициям
  • Общий уровень политической культуры
  • Способность включить других в политическую деятельность
  • Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике
  • Стабильность политических мотивов

С точки зрения уровней политической активности, различают личность:

  • гражданина с ничтожно малым политическим влиянием и активностью, отсутствием устойчивого интереса к политике вплоть до аполитичности. Согласно этой характеристике личность предстает почти исключительно как объект политики. По отношению к этому типу вполне применим афоризм: «Если Вы не занимаетесь политикой, политика все равно занимается Вами»;
  • гражданина - члена общественной организации или участника общественного движения, который опосредованно, т.е. через эту организацию, включен в политическую жизнь;
  • гражданина - члена сугубо политической организации (партии, политического союза и т.д.), который добровольно, по своей собственной воле, целенаправленно занимается политикой. Это тип политического активиста;
  • общественно-политического деятеля из числа крупных писателей, деятелей науки и культуры, которые благодаря своей популярности втягиваются в официальную политику в качестве ее оппонентов или приверженцев;
  • профессионального политика, для которого эта сфера выступает как источник «хлеба насущного», т.е. является основным (если не единственным) видом деятельности. Такого рода личность не мыслит себя вне политики;
  • политического руководителя высшей инстанции, т.е. организационного, идейного, формального (или неформального) лидера.

 

Агенты политической социализации — это институты, которые формируют политическую культуру. К ним относится прежде всего государство в лице его законодательных, исполнительных и судебных органов.

Государство определяет важные параметры политической культуры: разрабатывает  законодательные нормы, определяющие политическое поведение граждан; формирует  и закрепляет национальные политические символы; и т. д.

Большинство из названных  агентов выполняют свою функцию  на поздних стадиях социализации, когда основы политических знаний и  моделей поведения уже заложены в сознание человека. На ранней стадии политической социализации эту роль выполняют семья, школа, ближайшее окружение, а также лидеры общественного мнения.

Следует иметь в виду, что процесс политической социализации личности сродни процессу общей социализации и предстает, с одной стороны, как интеграция индивида в политическое сообщество через оснащение закрепленным в политической культуре опытом предыдущих поколений (политическая адаптация). С другой стороны, — как включение политических норм и ценностей во внутренний мир человека, выработка на этой основе политических убеждений(политическая интериоризация).

Особо следует остановиться на разборе различных моделей политической социализации личности, среди которых наиболее распространенными выступают две: модель «подчинения», уходящая своими истоками к концепции Т.Гоббса, который утверждал, что отдельный человек неразумен, эгоистичен и не способен совладеть со своими страстями. Поэтому его подчинение монополисту власти является единственной альтернативой анархии, «войне всех против всех». Имодель «интереса», связанная своими корнями с именами А.Смита, Г.Спенсера, У.Годвина и др., в рамках которой развитие общества и обеспечение порядка видится не в силе подавления, а в рациональном осознании индивидами своих выгод и преимуществ от общих усилий.

Наряду с этими «традиционными»  моделями следует уяснить и существо новых подходов, проявляющихся в таких концепциях политической социализации личности, как «теория ролей», «теория черт», политический бихевиоризм, «гуманистической психологии» и др.

Заслуживают самого пристального внимания и существующие типологии политически социализированной личности:

  • по критерию отношение к личному участию в политике и ролевым функциям (следует различать такие типы, как гражданин с ничтожно малым политическим влиянием и активностью; гражданин — член общественной организации или общественного движения; гражданин — член сугубо политической организации; общественно-политический деятель; профессиональный политик; политический лидер)
  • по объему и характеру интереса ко всему тому, что происходит в политической сфере (следует различать политически социализированные типы активиста, компетентного наблюдателя, компетентного критика, пассивного гражданина, аполитичного обывателя)
  • по критерию управляемости и уровню сопричастности политической системе (следует различать личность в облике «вольного стрелка», идеолога-романтика, проповедника, конформиста, послушного властям. А также в облике законопослушного гражданина, активиста-неформала, чиновника, идеолога-прагматика, лидера-популиста);
  • по психологическому складу (следует различать такие психологические типы, как критик, апологет, соглашатель, скандалист, консерватор, революционер или путчист. А также тип прирожденного ведущего и тип прирожденного ведомого).

 

                              Заключение

Большинство современных  политических учений считает личность приоритетной по отношению к государству. Политическая активность человека зависит  от экономического благосостояния и  уровня образования. Кроме того, для  участия людей в политике необходима соответствующая правовая основа. Демократическое  государство создает условия  для реализации своих граждан  во всех сферах общественной жизни, в  том числе и в политике. Подлинным  субъектом политики человек становится только в рамках какой-либо социальной или политической общности. Для сознательного  включения в политическую деятельность большое значение имеет политическая социализация. Процесс социализации протекает как стихийно, так и  организованно. Его результатом  могут быть как политическое участие, так и политическое отчуждение. Задачей  политической системы общества является максимальное приобщение населения  к политическому участию, поскольку  лишь в этом случае возможно обеспечение  сознательной поддержки осуществляемой государством политики.

Литература

 

  1. Василенко И.А. Политическая  философия. М.,2004
  2. Мельвиль А.Ю. и др. Политология. М., 2005
  3. Мухаев Р.Т. Политология. М., 2005.
  4. Политология.// Под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. М.,2007

 

 


Информация о работе Личность как субъект и объект политики