Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 21:25, реферат
Цель данной работы: изучить сущность политического лидерства, роль и значение в политической жизни. Описать типы политических лидеров и их функции.
Введение
1. Понятие лидера. Политическое лидерство
2. Теория лидерства Н. Макиавелли.
3. Понятие политического лидера по М. Веберу.
4. Типы политических лидеров.
5. Функции политического лидера
Заключение
Литература
Оглавление
Введение
Заключение
Литература
Введение
Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация. Любая совместная деятельность нуждается в упорядочении поведения индивидов, в выработке общих целей и определении путей и способов их достижения. Важность феномена лидерства осознавалась уже в глубокой древности. Внимание многих поколений политических мыслителей прошлого было приковано к личности великих правителей. Проблема “идеального правителя” занимала одно из центральных мест в истории политической мысли, начиная с эпохи античности и вплоть до конца ХIХ века.
Важность проблемы лидерства многократно возрастает в политической сфере. Здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников. Во многих странах политическое лидерство есть существенный, хотя отнюдь не всесильный элемент в общественной жизни. Лидеры наиболее значимых государств, политических партий и движений обладают таким влиянием, что о них знают во всех уголках Земли.
Цель данной работы: изучить сущность политического лидерства, роль и значение в политической жизни. Описать типы политических лидеров и их функции.
Лидерство – понятие многогранное,
оно изменялось вместе с развитием
общества. Первоначально, в примитивных
обществах, где еще не были отчетливо
выражены и осознаны частные интересы
автономной личности, а существовали
потребности нерасчлененного
Рост разнообразия потребностей,
появление новых видов
В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.
Богатство феномена лидерства отражается в его определениях.
В современной политической науке существует несколько подходов к определению политического лидерства. Выделим следующие основные подходы к его трактовке:
1. Определение лидерства
как постоянного приоритетного
влияния со стороны
2. Лидерство - это управленческий
статус, социальная позиция, связанная
с принятием властных решений,
это руководящая должность.
3. Лидерство - это влияние на других людей (В.Кац, Л. Эдингер и др.). Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. Во-вторых, руководящее воздействие должно осуществляться на всю группу (организацию, общество). В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. В-четвертых, влияние лидерства опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы правомерности руководства.
4. Политическое лидерство
- это особого рода
Лидерство в политике
обладает рядом специфических
Выполнение функции придания отношения между людьми целесообразности, разумности, упорядоченности побуждало к осмыслению сложной природы лидерства. Уже в древности политика, история изучались с позиций тех людей, которые управляли и руководили другими. Первоначально их право на руководство обосновывалось высокими моральными качествами и достоинствами. Сами лидеры представали в обрезе героев, наделенных особыми физическими качествами и нравственными добродетелями. Так, Платон изображал лидера как человека, имеющего прирожденную склонность к знанию, обладающего любовью к истине, решительным непринятием лжи. Его отличают скромность, благородство, справедливость, великодушие, духовное совершенство. Лидеры, в понимании Платона, выступали подлинными творцами истории: «Достаточно появиться одному такому лицу, имеющему в своем подчинении государство, и человек этот совершит все то, чему теперь не верят».
Этико-мифологическая традиция
в анализе политического
Новый этап в осмыслении идеи лидерства связан с именем Николо Макиавелии, который перенес проблему политического лидерства из области воображаемого и должного в плоскость реальной жизни. Он выяснил природу, функции и технологию лидерства, а анализ его содержания проводил на основе наблюдений за реальным поведением правителя и его взаимоотношения с подданными.
Н. Макиавелли перенес проблему политического лидерства из области воображаемого и должного в плоскость реальной жизни. В работах "Государь" и "Размышления о первой декаде Тита Ливия" он определил природу, функции и технологию лидерства. Н. Макиавелли смог вычленить содержание лидерства, при этом исходя из наблюдений за реальным поведением правителя и его взаимоотношений с подданными. Таким образом, в основе лидерства, по Макиавелли, лежит ориентация на власть. Обладание властью связано прежде всего с получением богатства и
привилегий. Свойство стремиться к власти не зависит от личных достоинств или недостатков. Оно действует наподобие объективного закона, не зависящего от воли и сознания людей. Успех в продвижении к вершинам власти обусловлен не столько интенсивностью ориентации на власть, сколько наличными средствами. Правитель, желающий добиться успеха в своих начинаниях, должен сообразовывать свои действия с законами необходимости, иначе говоря, судьбы, а также с образом поведения подчиненных. Сила бывает на его стороне тогда, когда он учитывает
психологию людей, знает особенности их образа мыслей, нравственные принципы, достоинства и недостатки.
Н. Макиавелли сделал вывод, что в основе поведения людей лежат два мотива - страх и любовь. Их и должен использовать правитель в первую очередь.
При осуществлении власти лучше сочетать оба мотива. Однако в реальной жизни это почти недостижимо, и для личной выгоды правителя лучше держать подданных в страхе. Но надо действовать так, чтобы страх не перерос в ненависть, иначе лидера могут свергнуть возмущенные подданные. Для того чтобы это не произошло, лидер не должен посягать на имущественные и личные права граждан.
Помимо этих двух мотивов поведением людей правит честолюбие. Оно
присуще каждому человеку. Лидеру необходимо знать, кто именно более честолюбив а, следовательно, опаснее для него как правителя. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедные жаждут приобретения того, что есть у богатых. Оба мотива к власти, за которыми нередко скрывается обыкновенная страсть к разрушению, одинаково порочны. И богатые, имеющие в своем распоряжении рычаги власти, и бедные, стремящиеся завоевать эту власть, в принципе ведут себя одинаково.
Технология стабильного лидерства, по Н. Макиавелли, заключается в умелом сочетании средств поощрения и наказания, иначе говоря,
использование «политики кнута и пряника». Лидер, который стремится к абсолютной власти, должен держать своих подданных в таком страхе, чтобы отнять всякую надежду на сопротивление. Поощрения должны цениться только тогда, когда они выполняют свое предназначение. Наградами и повышениями по службе дорожат в том случае, если они редки и раздаются «малыми дозами». Напротив, негативные стимулы, наказание лучше применять сразу и в «больших дозах». Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, нежели растянутая во времени.
Н. Макиавелли выводил характер лидера из взаимодействия «правитель -
подданные». Мудрый лидер соединяет в себе качества льва (силу и
честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство).
Таким образом, он обладает как прирожденными, так и приобретенными качествами.
Прямодушен, хитер или талантлив он бывает по рождению, но честолюбие, жадность, тщеславие, трусость формируются в процессе социализации индивида.
В дальнейшем исследователи лидерства сосредотачивали внимание на тех или иных составляющих этого многогранного явления. Акцент в анализе лидерства на какой-либо переменной приводил к неоднозначной трактовке данного феномена и инициировал появление ряда теорий, в которых исследовалась природа лидерства.
Эми́ль Максимилиа́н Ве́бер (Макс Ве́бер нем. Max Weber;(21 апреля 1864 - 14 июня 1920) — немецкий социолог, историк и экономист.
М. Вебер в своей классической работе «Политика как призвание и профессия» поставил вопрос о политическом лидерстве в этическом плане: каким надо быть человеку, чтобы ему было позволительно приложить руку к движению истории?
Главными качествами политического
лидера должны быть: страсть, чувство
ответственности и глазомер. Страстная
ориентация на существо политического
дела, полная самоотдача делу, тому богу
или демону, который этим делом
повелевает, - вот первый закон лидерства.
Но одной только страсти недостаточно.
Она не сделает вас политическим
лидером, если страстное служение не
будет ответственным. Ответственность
— «путеводная звезда»
Вебер утверждал, что глазомер лидера — это «способность с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей, иными словами, требуется дистанция по отношению к вещам и людям».
Отсутствие дистанции — один из смертных грехов политика, ибо проблема в том и состоит, чтобы «втиснуть» в одну и ту же душу и жаркую страсть, и холодный глазомер. М. Вебер писал: «Политика есть мощное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером... Лишь тот, кто уверен, что он не дрогнет, если, с его точки зрения, мир окажется слишком глупым, или слишком подлым для того, что он хочет ему предложить; лишь тот, кто вопреки всему способен сказать "и все-таки!", — лишь тот имеет профессиональное призвание к политике»2.
Можно заниматься политикой,
т.е. стремиться влиять на распределение
власти между политическими
М. Вебер подчеркивал, что есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить для политики, либо жить за счет политики и политикой. Данная противоположность отнюдь не исключительная. Напротив, обычно, по меньшей мере, духовно, но чаще всего и материально, делают то и другое: тот, кто живет для политики, в каком-то внутреннем смысле творит «свою жизнь из этого» — либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает свое внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит делу, и тем самым придает смысл своей жизни.
4. Типы политических лидеров
Формы проявления лидерства достаточно разнообразны. Попытки их классификации, предпринимавшиеся в науке, обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров, обладающих теми или иными качествами. Общепризнанной и сохраняющей свою актуальность является типология лидерства М. Вебера. Он понимал под лидерством вид авторитетного, властного руководства, смысл которого заключается в способности отдавать приказы и вызывать повиновение. В качестве основания типологии лидеров он использовал понятие «авторитет», то есть «вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей».