Лоббирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:12, контрольная работа

Описание работы

Различные источники связывают возникновение профессиональных лоббистов с гостиницей «Виллард» в Вашингтоне. Именно в этой гостинице останавливались приехавшие на сессию парламентарии на рубеже 18-19 веков. В ее вестибюле, лоббисты могли донести свою позицию по поводу принятия того или иного закона.

Цель данной работы – рассмотреть такое политическое явление как лоббизм с акцентом на изучение технологий лоббирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ЛОББИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 4

Субъекты лоббирования 5

Предмет лоббирования 7

Объект лоббирования 7

Технологии лоббирования 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, Лоббирование.docx

— 37.22 Кб (Скачать файл)

8. PR-кампания (нацелена на создание, распространение желаемого имиджа физического лица или организации).

9. Рекламная кампания (нацелена на увеличение объема продаж, привлечение потребителей).

10. Избирательная кампания (цель - собрать голоса).

11. Религиозная кампания (формирование мировоззрения, привлечение  сторонников).

Все эти кампании можно  организовывать в ходе лоббирования. Конечно, многое зависит от содержания лоббируемого проекта решения, ситуации, плана осуществления лоббистских  действий и т. п. При определенных условиях кампания может оказаться  не только не полезной, но даже вредной  для успеха лоббирования.

Рассмотрим некоторые  формы прямого лоббирования подробнее.

1. Непосредственный контакт.

Практически любая организация, когда-либо вовлеченная в лоббирование, использовала такую форму лоббирования, как прямой контакт с официальными лицами, принимающими решение, - по телефону, по почте, а также непосредственно  при личной встрече. Основная техника лоббиста в данном случае состоит в том, чтобы продемонстрировать избранному должностному лицу, каким образом повлияет на электоральные настроения проведение им той или иной политики.

2. Предоставление информации.

Для политиков и чиновников, которые стремятся к выбору лучшей альтернативы решения, особую важность представляет не только техническая  информация, сбор которой является относительно дорогостоящим процессом, но и политическая информация. Организации, заинтересованные в лоббировании того или иного решения, проводят аналитические  исследования или собирают техническую  информацию по вопросам, волнующим  их членов. Обычно и законодатели, и  представители исполнительной власти обладают ограниченными экспертными  ресурсами для проведения исследований по вопросам последствий всех решений, которые они принимают.

3. Экспертиза.

Лоббисты могут представлять лицам, принимающим решения, экспертные заключения по проектам законов или  иных решений. В таких экспертных заключениях, наряду с анализом текста, должны содержаться конкретные предложения по улучшению формулировок, по включению новых положений или исключению отдельных положений. В некоторых случаях лоббисты как вариант решения предлагают готовый законопроект для внесения его на рассмотрение парламента. Очевидно, что предоставленная лоббистами информация может быть селективной относительно того, каким образом она отразится на интересах их заказчика.

4. «Обеды» - частные встречи кулуарного характера.

Практика «wining and dining» описывается в американской научной литературе как одна из форм прямого лоббирования. В российской практике она развита не меньше.

5. Выступления на парламентских слушаниях.

На проводимых слушаниях по законопроекту, обычно организуемых представительной ветвью власти, либо на заседаниях профильных советов, создаваемых при органах исполнительной власти, лоббисты могут выступать с оценкой последствий принимаемых решений. Этот метод позволяет представителям тех или иных интересов высказать свою точку зрения, которая может найти отражение в рекомендациях парламентских слушаний или отчете. Хотя такой метод играет незначительную роль с точки зрения воздействия на позицию представителей власти, если вообще он действует, однако, по мнению ряда лоббистов, впоследствии можно ссылаться на рекомендации парламентских слушаний или отчет.

6. Проведение круглого  стола, конференции, общественных  слушаний.

Эти мероприятия могут  оказаться более эффективными, чем  парламентские слушания, если на них  придут лица, принимающие решения, поскольку  программу и сценарий таких мероприятий  готовят сами заинтересованные организации. Вполне допустимо, когда в выступлениях звучат разные точки зрения, но главное, чтобы аргументация заинтересованной группы была весомой и значимой. В ходе таких мероприятий можно также выяснить позицию лиц, принимающих решения, чтобы лучше разобраться, до какой степени она может быть скорректирована и в каком направлении необходимо действовать.

7. Судебные процессы.

Еще один подход к лоббированию, несколько выделяющийся, - это подача судебных исков.

Теперь обратимся  к формам косвенного лоббирования.

1. Организация различных  кампаний.

Определенный настрой  общественного мнения усиливает  действенность прямого лоббирования. Фактически выборное должностное лицо ориентируется на общественное мнение, поскольку оно может серьезно повлиять на результаты выборов в  дальнейшем. Впрочем, и назначенный  служащий прислушивается к общественному  мнению, так как его действия вразрез  с господствующим у общественности настроением могут привести к  потоку жалоб. В данном контексте весьма важной проблемой для лоббистов является абсентеизм (игнорирование политики) общественности. Ведь в таких условиях невозможно сформировать общественное мнение и распространить его достаточно широко. Для преодоления политической апатии используются всевозможные тактики работы с общественным мнением, как ориентированные на большие аудитории, так и сфокусированные на немногочисленные социальные группы: PR; финансирование опросов; публикации поименного голосования парламентских представителей или документов, подписываемых руководителями отраслевых комитетов исполнительной ветви власти, и т. п.

Если не срабатывают «мягкие» приемы, заинтересованные группы прибегают  к протестным акциям: пикетирование, демонстрации, цель которых - создание информационного повода для средств  массовой информации. Предполагается, что способность воздействия  средств массовой информации на общественное мнение имеет значение для лиц, принимающих  решения, и в силу этого может  на них влиять. Основной недостаток - это то, что процесс принятия политического решения является долговременным и дифференцированным, тогда как протесты обладают краткосрочным эффектом, что вызвано сложностью поддерживания активности сторонников «организованных интересов» на высоком уровне. Исключение составляют события, затрагивающие основные ценности людей, одновременно сопровождаемые осознанием долгосрочных интересов.

2. Финансирование избирательных  кампаний.

Финансирование избирательных  кампаний кандидатов в выборные органы власти - способ воздействия, который, с одной стороны, основывается на расширении возможностей кандидата  со сходными с заинтересованной группой  позициями победить на выборах благодаря  поддержке, а с другой стороны - приносит такой заинтересованной группе личные связи или возможность доступа  к лицам, принимающим решения. Во-первых, у лоббистов появляется возможность  влиять на программу кандидата на выбоpax. Во-вторых, получение впоследствии доступа к лицам, принимающим решения, служит мотивацией при поддержке кампаний. То есть таким путем образуются каналы коммуникации заинтересованной группы и политиков. Как показывает практика проведения избирательных кампаний за рубежом и в России, потенциальные кандидаты, которые не найдут союзника хотя бы в одной из групп интересов, не смогут провести успешной избирательной кампании. Поэтому выборные должностные лица (в частности, депутаты) чувствуют себя заранее обязанными отвечать интересам той группы, которая способствовала им занять должность (например, стать депутатом).

3. Рассылка информационных и аналитических материалов.

Речь идет не о целенаправленной посылке информационных и аналитических  материалов в связи с подготовкой  проекта какого-либо решения, а более  или менее регулярная рассылка таких  материалов. Важно, чтобы они были подготовлены качественно и были полезны для должностных лиц. С одной стороны, это создает  хорошую репутацию рассылающей  эти материалы организации. А  выше уже отмечалось, сколь значима хорошая репутация для убедительности мнения организации. С другой стороны, привыкнув знакомиться с материалами и пользоваться ими в своей работе, лица, принимающие решения, внимательно отнесутся и к аргументам, содержащимся в материалах, касающихся лоббируемого проекта решения.

4. Выступления в средствах массовой информации.

Выше уже говорилось, что  лица, принимающие решения, реагируют  на материалы, подаваемые в средствах  массовой информации, поскольку средства массовой информации влияют на общественное мнение. Поэтому для лоббистов важно не только создавать информационные поводы, чтобы журналисты обратили внимание на ту или иную проблему, а также на предполагаемое решение такой проблемы, но и самим выступать в средствах массовой информации, так как никто лучше самих заинтересованных лиц не изложит их аргументы и предложения.

5. Поддержка организаций, уже лоббирующих соответствующее решение.

Если организация обнаруживает, что какое-либо решение, в принятии или отклонении которого она заинтересована, уже лоббируется другой организацией или группой организаций, то эффективнее  всего поддержать уже действующую  организацию или группу организаций, вступив с ней (ними) в коалицию (формальную или неформальную).

 

В качестве вывода, подводящего итог данной работе, автор  хотел бы сформулировать некоторые  особенности лоббизма в России.

В мировой практике цивилизованный лоббизм — один из публичных инструментов гражданского правотворчества, признанных государственной  властью. Он заставляет ее учитывать  частные требования и идеи многочисленных групп интересов при условии  их поддержки общественным мнением.

По мнению автора, понимание лоббизма на Западе и в России различно: если на Западе лоббизм — законная форма коммуникаций, в России он зачастую сводится к коррупции, взяткам и откатам. 

Дискуссии на тему регулирования лоббистской деятельности в стране ведутся уже лет 20. Однако попытки законодательного оформления института лоббизма неизменно заканчивались  провалом. Напрашивается вывод, что  российский истеблишмент до сих пор  не готов играть открыто.

Если на Западе лоббизмом занимаются специальные  подразделения либо профессиональные лоббисты, то в России лоббизм носит  персонифицированный характер: в  России лоббистами являются первые лица компании, сами чиновники, депутаты Государственной  Думы.

Что касается технологий лоббизма в России, то основные технологии лоббизма связаны с прямым денежным стимулированием. То есть в основной массе приходится говорить о теневом характере российского лоббизма.

Автор считает, что  критериями цивилизованности лоббистской  деятельности являются:

    • открытость, прозрачность деятельности;
    • результат должен отвечать интересам всех сторон;
    • отсутствие коррупционной составляющей;
    • соблюдение закона и этических норм;
    • консолидированная позиция разных групп давления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В контрольной работе автор  изложил теоретические основы понятия  «лоббизм» через реализацию следующих задач:

- достигнуто понимание термина «лоббизм» через рассмотрение различных определений термина;

- раскрыта суть лоббизма  как явления через выделение  и рассмотрение его составляющих  элементов;

- рассмотрены основные  технологии лоббирования.

- сформулирован краткий  вывод, отражающий мнение автора  о лоббистской деятельности в  России.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Автономов А.С. Азбука лоббирования. Lobbing.ru – российский профессиональный портал о лоббировании и GR

http://lobbying.ru/content/sections/articleid_2273_linkid_64.html;

  1. Киселева И. Лоббизм крепчал… Новая газета, выпуск № 92 от 22.08.2011

http://www.novayagazeta.ru/politics/48158.html;

  1. Минченко Е.Н., Студеникин Н.В., Современные тенденции в технологиях лоббизма. STRATAGEMA.ORG (информационная и дискуссионная площадка, созданная и поддерживаемая Международным институтом политической экспертизы), 21.05.2004

http://www.stratagema.org/publications/lobby/item_68.html?template=89;

  1. Толстых П.А. Технологии лоббирования в органах власти. Lobbing.ru – российский профессиональный портал о лоббировании и GR, 15.02.2005.

http://lobbying.ru/index.php?article_id=771

 


Информация о работе Лоббирование