Лоббизм в российской политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:29, реферат

Описание работы

Основная задача современности, определив эволюцию лоббизма, исследовав его историю, понять, как это явление будет развиваться в будущем. Станет ли лоббизм как прежде отождествляться с коррупцией и использованием черных и серых схем финансового влияния или получит цивилизованные формы взаимно эффективных отношений бизнеса и власти.

Содержание работы

Введение 3
1. Лоббизм в современной России 4
2. Лоббистская деятельность в общественной палате России 6
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Файлы: 1 файл

17.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Целенаправленное влияние на органы государственной власти с целью воздействия на процесс утверждения решений развивалось в течение многих веков. Приближенные к представителям власти, многочисленные советники всегда осуществляли определенное влияние на организацию власти. Но интересен тот факт, что только сравнительно недавно воздействие на органы государственной власти из простого увлечения стало обычной работой или, можно сказать, профессиональным занятием. Существует группа людей, которые уделяют этому занятию большую часть своего свободного времени и имеют доходы именно от занятия своей профессиональной деятельностью. Со временем подобная профессия, стала называться – «лоббизм», «лоббисткая деятельность».

В последнее время мероприятия, обеспечивающие взаимоотношения и влияние на органы государственной власти претерпевает огромные изменения. Многие специалисты утверждают необходимость постепенного перехода от лоббистской деятельности к системе определенных мероприятий по взаимоотношениям и взаимодействию с органами государственной власти. Появляются эксперты по управлению подобной деятельностью.

Основная задача современности, определив эволюцию лоббизма, исследовав его историю, понять, как это явление будет развиваться в будущем. Станет ли лоббизм как прежде отождествляться с коррупцией и использованием черных и серых схем финансового влияния или получит цивилизованные формы взаимно эффективных отношений бизнеса и власти.

 

 

1. Лоббизм в современной России

 

В нашей стране исторически лоббирование рассматривается большей частью как отрицательное явление, связанное с негативными факторами, явлениями, процессами в сфере права, экономики, политики и даже в области духовно-нравственных отношений. Но за последние годы в этом направлении предпринимаются определенные шаги, и к лоббизму как институционализированной форме представительства чьих-либо интересов возникает все больший интерес как со стороны государства, так и со стороны различных институтов гражданского общества. Основными причинами этого являются не только отношение к данному явлению, но и политические, правовые, социально-экономические реформы в государстве. В условиях становления рыночной системы отношений вполне объяснимо то, что властные структуры и предпринимательские круги оказались заинтересованными в налаживании постоянных и взаимовыгодных контактов между собой.

С политико-правовой точки зрения лоббизм - это целенаправленное воздействие заинтересованных ассоциаций и групп на публичную власть для реализации, защиты своих интересов при принятии решений государственными органами. Сложившиеся в современных реалиях политической практики институциональные формы лоббирования общественных и корпоративных интересов зависят от методов их осуществления. При изучении зарубежного и отечественного опыта механизма реализации лоббистской деятельности можно выделить ряд непосредственных методов лоббизма, осуществляющегося в следующих формах:

  1. "Неформальная" - влияние на государственных служащих аппарата законодательных и исполнительных органов власти.
  2. "Совещательная" - участие в работе заседания законодательного или правительственного комитетов и комиссий, рабочих групп, консультативно-совещательного органа.
  3. "Экспертная" - подготовка экспертных заключений, выводов и других информационно-аналитических материалов и распространение их среди представителей власти.
  4. "Консультационная" - консультирование чиновников относительно положений проекта нормативного акта, обсуждаемого в парламенте.
  5. "Правотворческая" - подготовка и обсуждение проекта нормативно-правового акта соответствующим органом государственной власти.

В качестве основного механизма, посредством которого производятся институциализация и регламентация лоббистской деятельности с целью повышения ее социальной эффективности, является правовое регулирование лоббизма, которое предполагает нормативное установление форм и методов взаимодействия лоббистов с представителями органов государственной власти.

Правовое регулирование лоббизма осуществляется как посредством собственно специального закона, так и через множество косвенных нормативно-правовых актов, которые, так или иначе, затрагивают лоббистскую деятельность. В Российской Федерации к системе нормативных актов, косвенно регулирующих лоббистскую деятельность, относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральные законы о выборах Президента Российской Федерации, о Правительстве Российской Федерации; Федеральные законы об общественных объединениях, о политических партиях, о выборах депутатов Государственной Думы, о порядке формирования Совета Федерации, о статусе депутата Государственной Думы и статусе члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, об общественных объединениях, о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, об Общественной палате Российской Федерации; законы, устанавливающие порядок проведения избирательных кампаний; законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций, и т.д.; регламенты и другие акты палат Федерального Собрания; указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации; нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Вместе с тем к целям правового регулирования лоббистской деятельности можно отнести.

1. Создание механизмов  политико-административного и общественного  контроля над процессами взаимодействия  органов государственной власти  и институтов гражданского общества.

2. Пресечение коррупции.

3. Обеспечение гласности  и открытости власти.

4. Ограничение непропорционального  влияния отдельных групп интересов  на публичную власть.

5. Увеличение круга субъектов  выработки и осуществления государственной  политики.

6. Демократизация государственной власти.

 

2. Лоббистская деятельность в общественной палате России

 

На фоне объявленной борьбы с коррупцией и теневым лоббизмом Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" предлагает новые легальные формы, институты и методы сотрудничества между властью и обществом, основанные на согласовании интересов при формировании и реализации государственной политики, так чтобы они не разрушали и не подрывали конституционные основы государства.

Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" предоставляет почти все возможные формы прямого и косвенного лоббирования интересов гражданского общества. Например, одной из таких форм является "Диалог с властью" (ст. 24 Регламента Общественной палаты Российской Федерации), под которой понимаются встречи с должностными лицами государственных органов, а также выступления членов Общественной палаты Российской Федерации на пленарных заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

К формам лоббизма в Общественной палате России можно отнести.

1. Общественную экспертизу  законопроектов и вынесение их  на публичное обсуждение - практикуется  в большей степени членами  Общественной палаты Российской  Федерации, иногда и органами законодательной и исполнительной власти, общественными организациями с участием заинтересованных групп.

2. В рамках проведения  общественной экспертизы член  Общественной палаты Российской  Федерации предлагает внести  поправки к законопроектам в форме замечаний и предложений. Официальную позицию Общественной палаты Российской Федерации по тому или иному вопросу освещает собственная пресс-служба. Материалы, выступления, заключения Общественной палаты Российской Федерации по актуальным вопросам часто передают в ведущие российские и зарубежные средства массовой информации.

3. Обращение членов Общественной  палаты Российской Федерации. Член  Общественной палаты Российской  Федерации (инициатор запроса) вправе направить обращение Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, Председателю Центральной избирательной комиссии РФ, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ и другим должностным лицам - по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения.

4. Комиссионное обращение. Обращение делается от одной  или нескольких комиссий общественных  рабочих групп.

5. Обращение совета Общественной  палаты России. Общественная палата Российской Федерации вправе направить его Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, Председателю Центральной избирательной комиссии РФ, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, Председателю Счетной палаты РФ, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ и другим должностным органам - по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов.

6. Проведение пленарных заседаний, совещаний, слушаний, круглых столов, семинаров, научно-практических конференций и других мероприятий с участием представителей органов государственной власти. Пленарные заседания или слушания, как правило, подразумевают рассмотрение всех точек зрения в отношении данной проблемы, привлечение к ней различных институтов гражданского общества.

В рамках общественных слушаний предоставляется возможность выступления члену Общественной палаты Российской Федерации, руководителю некоммерческой организации, приглашенному эксперту, специалисту, углубленно занимающемуся рассматриваемой проблемой. Выступления данного рода могут быть посвящены отстаиванию различных позиций и взглядов представителей гражданского общества России.

Создание рабочих групп по различным социально-экономическим и политическим направлениям.

Доклад Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества. Важной формой реагирования на неблагоприятные тенденции в отдельных областях взаимоотношений гражданского общества и государства, а также способом привлечения особого внимания к отдельным критическим вопросам общественной жизни является доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации.

При подготовке доклада о состоянии гражданского общества в Российской Федерации особое значение имеет осуществление непредвзятого, объективного анализа, основанного на фактических данных. Этот принцип особенно важен, поскольку довольно широкое распространение получили не подкрепленные фактами субъективные оценки положения в российском гражданском обществе, что отчасти можно объяснить недостатком информации. Все ежегодные доклады Общественной палаты Российской Федерации доводятся до всеобщего обозрения в официальном печатном органе Общественной палаты - "Информационном бюллетене Общественной палаты Российской Федерации" и размещаются на сайте Общественной палаты в международной сети Интернет.

Выступления в профильных комитетах Государственной Думы Совета Федерации Российской Федерации. В работе комитетов допускается участие как членов Общественной палаты Российской Федерации, так и других лиц. Участие в заседаниях общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, а также в Комиссии по законодательной деятельности Правительства Российской Федерации.

Взаимодействие со средствами массовой информации, влиятельными общественными организациями заключается в проведении пресс-конференций или встреч членов Общественной палаты Российской Федерации с руководителями некоммерческих организаций по конкретному вопросу с освещением их в средствах массовой информации для возбуждения общественного мнения по какому-либо вопросу или законопроекту, например о нарушениях прав человека в армии, ситуация с массовым обманом дольщиков. Возможность Общественной палаты широко разъяснять свою позицию в средствах массовой информации позволяет своевременно вносить серьезные коррективы в проекты законов об автономных учреждениях и едином государственном экзамене, а также в проект закона о ресурсном капитале.

Заинтересованные группы лоббистов можно классифицировать на политические, социальные, экономические, региональные и ведомственные. Именно они выступают субъектами лоббирования своих интересов в Общественной палате Российской Федерации.

 

Заключение

 

Правоведы и политики любят задавать вопрос: какая же модель лоббизма - "световая" или "теневая" утвердится в России? На наш взгляд, подобным образом ставить вопрос вообще не корректно. Существуют различные виды, формы лоббизма, но суть его - разнообразное законное давление на органы власти со стороны заинтересованных групп в целях принятия того или иного решения - неизменна. Поэтому "теневой контекст" лоббизма не имеет смысла: или существует нормальный лоббизм со всеми его атрибутами и возможными вариациями, или лобби нет, но процветает коррупция, взяточничество олигархов, т.е. пролоббизм, который, несмотря на кажущееся сходство, имеет мало общего с рассматриваемым политико-правовым явлением.

Отношения бизнеса и власти в настоящее время претерпевают значительную трансформацию. Для создания цивилизованных условий взаимодействия бизнеса и власти необходимо создавать соответствующие условия. В том числе вводить законодательные нормы, регламентирующее эти отношения, такие как существует во многих странах. Именно законодательное регулирование лоббирования и других технологий взаимодействия бизнеса и власти позволяет перевести эти отношения из теневой сферы в сферу открытых, предсказуемых и легальных отношений.

Информация о работе Лоббизм в российской политике