Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:54, статья
17 октября 1905 г., под давлением революционной атмосферы и главы правительства С.Ю. Витте, был издан царский Манифест о Государственной Думе – выборном законодательном органе, имевшем возможность влиять на решения правительства. Переработанные Основные Законы несколько ограничили права монарха – в частности, бюджетными полномочиями Думы.
Манифест 17 октября
17 октября 1905 г., под давлением революционной атмосферы и главы правительства С.Ю. Витте, был издан царский Манифест о Государственной Думе – выборном законодательном органе, имевшем возможность влиять на решения правительства. Переработанные Основные Законы несколько ограничили права монарха – в частности, бюджетными полномочиями Думы. Законопроекты могли превратиться в законы лишь после утверждения обеими палатами: Думой и Государственным Советом (существовал с 1810 г. как законосовещательный орган). И хотя правительство по-прежнему назначалось Царем и имело право прекращения деятельности Думы, «если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере», – все же монархия превратилась в конституционную, а народ получил широкие политические свободы, которых десятилетиями добивались либералы и буржуазия.
Однако политические партии использовали
свободу не для того, чтобы вместе
с верховной властью
«Им нужны великие потрясения – нам нужна великая Россия» – эти слова премьер-министра Столыпина стали афоризмом. Прогресс же у большинства партий непременно отождествлялся с тем или иным западным учением: от либерализма до марксизма – при отрицании русской традиции. На этой основе возник своеобразный "орден русской интеллигенции", который (по позднему признанию одного из его представителей) отличался «идейностью своих задач и безпочвенностью своих идей». Вместо личной нравственности и христианского подвижничества культивировался героический активизм с самолюбованием и стяжанием общественного признания. Вместо ответственного реализма – утопичный фанатизм вплоть до пожертвования не только своими, но и чужими жизнями. Религия отрицалась как "мракобесие", в ранг же новой религии возводился утилитарный морализм ради достижения "народного счастья". Но абсолютизация борьбы вела лишь к разрушению того, что народ уже имел...
Л.А. Тихомиров справедливо порицал учреждение Думы по образцу западного парламентаризма вместо воссоздания Земского Собора. Он писал, что подражательство западному парламентаризму – разрушительно для России, что «представительством могут пользоваться только гражданские группы, а не элементы антигосударственные, как ныне. В законодательных учреждениях не могут быть представительства ни от каких групп, враждебных обществу или государству...». Под должными гражданскими группами имелись в виду не политические партии и организации, а сословно-корпоративные.