Манипулирование в избирательных кампаниях: возможности и пределы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 13:54, контрольная работа

Описание работы

Основная цель работы: раскрыть сущность феномена политической манипуляции массовым сознанием и поведением;
В соответствии с обозначенной целью в работе поставлены следующие задачи:
— раскрыть сущность понятий «манипуляция», «политическая манипуляция»;
— рассмотреть различные способы и методы манипулятивного воздействия на массовое сознание и поведение людей в период избирательной кампании;
— ознакомиться с основными технологиями манипуляции сознанием и их возможностями;
— рассмотреть некорректные избирательные технологии.

Содержание работы

Введение 3
1. Манипуляция массовым сознанием 4
2. Избирательная кампания и воздействие на общество 8
3. Технологии политического манипулирования 10
4. Политическая пропаганда как вид манипуляции 12
5. Некорректные избирательные технологии 13
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

Кр.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

Факультет политики и международных отношений

Кафедра политических наук и технологий

 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина: политический маркетинг

Тема: «Манипулирование в избирательных кампаниях: возможности и пределы»

 

 

 

Выполнил: студент

4 курса гр. 10116

Пыкин А.А.

Проверил: Доцент кафедры,

к.пол.н

Некрасов С. Ф.

 

 

Новосибирск 2013

Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

Мы живем в такое время, когда меняются политические системы, развиваются демократические традиции и институты, совершенствуется избирательные технологии, но, с другой стороны, — множатся и методы манипуляции сознанием человека, всё больше становится разнообразных технологий манипулирования. Это и навязчивая реклама, и беспринципные формы борьбы за голоса избирателей, создание политического имиджа и жестокие приемы подавления личности в сектах, тайных обществах и экстремистских политических группировках. В данной работе нас интересуют технологии манипулирования сознанием масс, практикуемых в ходе избирательной кампании. Какими средствами пользуются нынешние политики, чтобы прийти к победе на выборах? Можно ли с помощью «грязных технологий» и многочисленных пиар-акций завоевать доверие электората? Учитываются ли в диалоге с избирателем местные особенности выборной кампании, способны ли современные технологи своевременно адаптироваться в конкретной ситуации с учётом норм законодательства?

Основная цель работы: раскрыть сущность феномена политической манипуляции массовым сознанием и поведением;

В соответствии с обозначенной целью в работе поставлены следующие задачи:

— раскрыть сущность понятий «манипуляция», «политическая манипуляция»;

— рассмотреть различные способы и методы манипулятивного воздействия на массовое сознание и поведение людей в период избирательной кампании;

— ознакомиться с основными технологиями манипуляции сознанием и их возможностями;

— рассмотреть некорректные избирательные технологии.

  1. Манипуляция массовым сознанием

 

Общество, выборы, избирательные технологии — все эти понятия лежат в плоскости единого информационного пространства. Возможности управления массами путём воздействия на массовые политические настроения в нынешнем мире очень широки и, в ходе многочисленных демократических выборов, достаточно отработаны. Вот только успех они имеют не всегда ожидаемый. Почему? Дело в том, что преследуя определенную цель — завоевать максимальное количество голосов на выборах, одни оказывают на сознание масс пропагандистки идеологическое влияние, другие – воздействие социально-политическое, включая социально-экономические акции. Но никто не желает заниматься прогнозированием развития массовых политических настроений, ведь проще применить манипулятивные технологии.

Между тем сама возможность такого рода воздействия на человека появилась сравнительно недавно, с развитием средств массовой коммуникации и информации. Понятие «массовая коммуникация», которое содержит широкое поле манипулятивых возможностей, активно вошло в практику общения в ХХ столетии. Связано это во многом с появлением принципиально новых средств передачи информации такого мощного средства манипуляции массовым сознанием, как телевидение. Этот информационный феномен за короткий срок оказал огромное влияние на жизнь общества. ТВ и другие средства производства массовой культуры находятся под контролем политических и экономических элит и служат их интересам. Совершенно очевидно, что они используются в качестве одного из ведущих инструментов манипулирования сознанием масс.

Манипулятивная деятельность негативно влияет на выбор граждан, превращая его из свободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию массового сознания. Современные манипуляторы, понимая огромную роль масс в политическом процессе, умело используют закономерности массовой психологии.

Термин «манипуляция» лексически многозначен, поскольку претерпел некоторые изменения в своём значении. В буквальном смысле слова он обозначает сложные виды действий, выполняемых руками, требующих мастерства и сноровки. Латинский прародитель термина – manipulus – имеет два значения: 1) пригоршня, горсть (manus – рука + ple – наполнять); 2) маленькая группа, кучка, горсточка. В этом значении данное слово обозначало небольшой отряд воинов (около 120 человек) в римском войске. Затем слово приобретает метафорический оттенок. Поначалу слово «манипуляция» употреблялось применительно к демонстрации фокусов и карточным играм, в которых ценится искусность в проведении ложных отвлекающих приёмов, создании обманчивого впечатления или иллюзии. В метафорическом значении манипуляция может быть определена как способ влияния на людей или ловкого управления ими или вещами. Метафорическое определение психологической манипуляции в итоге предполагает «прибирание к рукам», сохранение иллюзии самостоятельности действий манипулятора, а также искусность приёмов воздействия. Вид применения власти, скрытое управление и обработка — вот три кита, на которых строится манипулятивные действия заинтересованной группы лиц.

Манипуляция массовым сознанием или манипуляция общественным мнением — это один из способов подавления воли людей путем сознательного воздействия через программирование их поведения. Такое воздействие направлено на психику человека, осуществляется скрыто и ставит своей задачей изменить мнение, побуждения, цели людей в нужном для кого-то направлении.

Многие ученые на протяжении столетий пытались всесторонне осмыслить специфику психологии масс, подверженность масс манипуляциям. Еще З.Фрейд, описывая массовую психологию, заострял внимание на том, что толпа поддаётся внушению и гипнозу. Его теория манипулирования массами строится отчасти на чисто психологических особенностях массового сознания.

Среди отечественных работ последних десятилетий, посвящённых рассмотрению проявлений массового сознания, представляют интерес изучение общественного мнения, массовых настроений, действий масс, в том числе и в избирательные кампании.

Открытия многих зарубежных и отечественных исследователей в области политической психологии придали новый импульс развитию демократических обществ, перепуганных революционными потрясениями начала XX века. Для того чтобы управляться с силой народных масс, есть два пути: первый - тоталитарная модель управления, строящаяся на сплочении масс в организованную силу путем устрашения и идеологической обработки, и второй – разобщение людей, пропаганда индивидуалистических ценностей, потакание животным инстинктам. Но если при тоталитарном режиме используются террор и страх, причем не только как инструмент уничтожения и запугивания, но и как логичный инструмент управления массами, то в демократическом обществе манипуляции нередко заменяют механизмы физического принуждения, характерные для тоталитарных режимов, и потому становятся еще изощрённее. Все происходящее в обществе определяется поведением масс. И сегодня политическое манипулирование массами, массовым сознанием становятся обычной практикой людей, стремящихся, во что бы то ни стало к власти.

Невозможно не задумываться над теми последствиями, к которым политические манипуляции привели многие страны, и как они повлияли на Россию. Актуальность данной темы определяется также и тем, что если жертвами межличностных манипуляций становятся отдельные индивиды, то жертвами политических манипуляций – огромные массы людей. Политические манипуляции включают в себя как межличностные, так и массовые манипуляции. В первом случае для их осуществления манипулятор прибегает к определённой технике, т. е. набору манипулятивных приёмов, работающих на межличностном уровне. Во втором случае на помощь манипулятору приходят манипулятивные технологии.

Политические манипуляции массами представляют собой средство достижения определённых целей неким политическим субъектом. А целью деятельности любого политического субъекта является приход к власти. Придя к власти, субъект политического процесса стремится эту власть реализовать и сохранить, поскольку всегда есть много желающих её отнять. Итак, вырисовываются три основные цели, которые преследуют политические лидеры: приход к власти, её реализация и её сохранение.

Широкое целенаправленное воздействие на миллионные массы, ставшее возможным в ХХ веке (хотя еще в период Реформации можно обнаружить множество примеров внушения массам), всё более усиливается благодаря новым технологическим возможностям. Главной «наступательной силой» здесь выступают средства массовой информации (СМИ). Общественное мнение, эффект гласности, возможность манипулировать сознанием приобрели такую силу, с которой уже невозможно не считаться.

Таким образом, рассматривая политическую манипуляцию как скрытое воздействие на широкие массы, посредством внушения, пропаганды и т. д. имеющее своей целью заставить массы думать и действовать в интересах манипулятора, мы подошли к непосредственной связке «приёмы манипуляция — избирательная кампания».

 

 

  1. Избирательная кампания и воздействие на общество

 

Политическая кампания — это хорошо спланированное и организованное целенаправленное действие, проводящееся в определенный период времени и направленное на достижение организатором кампании своей амбициозной цели. Привлекая внимание общественности к проблеме, решение которой имеет принципиальное значение для социальной или политической ситуации, политические кампании используют приемы, способные повлиять на общественное мнение, изменить поведение людей.

В зависимости от того, какие цели преследуются, политические кампании делятся на следующие подвиды:

— привлекающие внимание к явлению или событию (преследует задачу своевременного извещения населения, использование приемов, вынуждающих запомнить важную для организаторов кампании информацию);

— информирующие общественность (создание готовой системы фактов, характеризующих в нужном русле определенную проблему);

— образовательные, разъясняющие общественности важность усвоения определенных материалов, чтобы применять полученные знания позже разными способами;

— использующие закрепление определенных установок и линий поведения, чтобы подчеркнуть значимость общности, единения, с целью объединить необходимые установки с именами субъектов, в чьих интересах проводится кампания;

— в результате которых меняются установки и ценностные ориентиры общественного мнения;

— под воздействием которых происходит модификация поведения общественных групп.

Политические кампании имеют свои характерные черты. Они информируют общественность, неся с собой новые знания, не всегда объективные, однако в данный момент выгодные для имиджа определенного политика. Каждая политическая кампания заранее формирует арсенал агитационной литературы, технические средства, материальные ресурсы. А еще в такой кампании используются методы принудительного воздействия, использования системы санкций для воздействия на тех, кто не интересуется политическим процессом. Важен также в такой практике анализ общественного мнения.

Избирательная кампания – это система агитационных мероприятий, которые проводят политические партии и независимые кандидаты с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Избирательная кампания -- сложное и многогранное понятие.

К примеру, для политолога избирательная (предвыборная) кампания является определенной стадией избирательного процесса, которая включает в себя выдвижение и официальную регистрацию кандидатов, их предвыборную борьбу, ознакомление избирателей с предложенными программами и платформами, с личностью кандидатов.

Для самого кандидата и его команды избирательная кампания — это скорее последовательные усилия, которые осуществляются на протяжении определенного законодательством отрезка времени, для того чтобы организовать поддержку кандидата избирателями и обеспечить его победу в день выборов.

Для обычных граждан-избирателей избирательная кампания — время, когда, что называется, на каждом углу широко рекламируются программы кандидатов, которых объединяет одна цель - прийти к власти. А общественное мнение и есть та мишень, по которой ведут прицельный огонь средства массовой информации.

 

 

  1. Технологии политического манипулирования

 

В предвыборной борьбе есть свои специалисты в области избирательных технологий. По сути, у кандидата и его команды нет законных инструментов, с помощью которых можно было бы заставить гражданина прийти на избирательный участок и проголосовать должным образом, потому он пытается повлиять на своего избирателя. И далеко не всегда достойными средствами.

Влияние строится, как правило, на убеждении, внушении. Избирательные технологии можно рассматривать как воплощение информационного воздействия.

Все многообразие технологий информационного воздействия сводится к двум типам: маркетинговым и немаркетинговым.

Информация о работе Манипулирование в избирательных кампаниях: возможности и пределы