Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. Основные процедуры избирательной кампании, работа с электоратом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:07, реферат

Описание работы

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 19.04 Кб (Скачать файл)

65.Мажоритарная  и пропорциональная избирательные системы. Основные процедуры избирательной кампании, работа с электоратом.

 

Мажоритарная избирательная  система

 

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает  кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем  другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может  снизить шансы небольших партий получить представительство в органах  власти.

 

Мажоритарная система  означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство  голосов избирателей округа или  всей страны, собравшие же меньшинство  голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся  на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских  выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного  большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются  все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Пропорциональная избирательная  система

 

Пропорциональная избирательная  система подразумевает голосование  избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1/4мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы  провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах  партиями. Пропорциональная система  возможна только в много мандатных  избирательных округах, т.е. таких, где  избирается несколько депутатов  и за каждого из них избиратель голосует персонально.

 

Суть пропорциональной системы  — в распределении мандатов пропорционально  количеству голосов, полученных партиями или избирательными коалициями. Главное  достоинство этой системы — представительство  партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди  избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан  в выборах и политике в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава  парламента, ограничить возможность  проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие  необходимый для получения депутатских  мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

 

 

Основные этапы избирательной  кампании

 

А) Назначение выборов;

 

Б) Выдвижение кандидатов;

 

В) Предвыборная борьба;

 

Г) Голосование;

 

Д) Определение результатов  выборов.

 

А) Назначение выборов –  это установление для голосования, закрепленного в конституции  страны или определяемого специальным  законодательным актом.

 

Б) Выдвижение кандидатов –  это формирование круга лиц, из числа  которых будут избраны депутаты (советники, губернаторы, судьи, президенты).

 

Существуют различные  способы выдвижения кандидатов:

 

- выдвижение группой избирателей;

 

- выдвижение политическими  партиями;

 

- самовыдвижение (обычно  требует поддержки подписями  некоторого числа избирателей).

 

В некоторых странах выдвижение кандидата предполагает внесение избирательного залога (определенной денежной суммы, возвращаемой в том случае, если кандидат наберет установленный  процент голосов). В других странах  предусмотрена дилемма: либо сбор подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов), либо внесение избирательного залога.

 

В) Предвыборная борьба –  это совокупность действий, предпринимаемых  кандидатами (политическими партиями) для достижения победы на выборах  и других своих предвыборных целей (привлечение внимания, укрепление известности, повышение престижа).

 

Предвыборная борьба предполагает создание штаба избирательной кампании, разработку её стратегии и тактики, аккумуляцию ресурсов. Стратегия  избирательной кампании – это  ее содержательная часть, а татикае  избирательной кампании – это  ее техническая сторона.

 

Для победы на выборах необходимо использование политического маркетинга (изучение общественных запросов, ожиданий); для этой цели привлекают политических технологов, в том числе, для создания оптимального имиджа кандидата, – имиджмейкеров.

 

Финансирование избирательной  компании кандидата (партии) проводится как за счет легальных источников (членские взносы, доходы от издательской деятельности партии, государственное  финансирование, добровольные пожертвование), так и за счет нелегальных источников (коммерческая деятельность партий, финансовая помощь из-за рубежа, превышение допустимых пределов пожертвований от граждан  и юридических лиц).

 

Государство стремится минимизировать использование нелегального финансирования и обеспечить равенство возможностей всех кандидатов. Для этого в большинстве  стран применяется законодательное регулирование финансовых параметров избирательной компании. Оно включает:

 

- ограничение предвыборных  расходов;

 

- сужение числа источников  финансирования;

 

- государственное финансирование  в виде субсидий или компенсации  предвыборных расходов;

 

- тщательный учет используемых  средств и гласность источников  финансирования.

 

Г) Голосование – кульминационный  этап избирательной кампании, прямое волеизъявление граждан. Электоральный  выбор граждан мотивируется различными факторами – социальными (принадлежность к определенному классу, этносу, территории, конфессии), психологическими (близость, симпатии к определенной партии, лидеру), рациональными (соответствием  кандидата и его программы  ожиданиям избирателя) и др. Во многих странах в настоящее время  наблюдается снижение электоральной  активности граждан, абсентеизм – уклонение  граждан от участия в выборах.

 

Д) Определение результатов  выборов – завершающий этап избирательной  кампании. Результаты выборов определяются избирательными комиссиями. В случае, если в выборах приняло участие  меньшее количество избирателей, чем  это предусмотрено законом, («порог явки избирателей»), избирательная  компания объявляет выборы несостоявшимися. В этом случае назначаются повторные  выборы. Процедура определения результатов  выборов заключается в подсчете голосов, поданных за каждого кандидата. (Фальсификация итогов голосования  может превратить выборы в фикцию).

 

Работа с электоратом

Для выделения из состава  электората применяют множество  классификаций, к одной из них  относится следущая:

- по демографическому  признаку (молодые и пожилые, женщины  и мужчины);

- по профессиональному  (военнослужащие, учителя, предприниматели  и т.д.);

- по  территориально-поселенческому (городские и сельские жители, жители больших и малых городов);

- по  уровню доходов  (богатые, средний класс, бедные);

- по  положению в политическом  спектре (сторонники левых, центристов, правых) и т.д.

Позиционирование — это  выявление тех групп, на которые  в дальнейшем будет оказываться  воздействие, определение параметров, которыми будет отличаться предлагаемый этим группам образ кандидата (политической партии).

Существуют как минимум  две причины необходимости технологии позиционирования.

Во-первых, ее использование  позволяет избежать рассеивания  информационного воздействия. Если кандидат раздает предвыборные обещания по принципу «морякам — воду, детям  — мороженое», стремясь охватить как  можно более широкую аудиторию, то он рискует потерять даже часть  своих твердых сторонников.

Во-вторых, технология позиционирования позволяет предотвратить распыление ресурсов. Если кандидат апеллирует ко всём избирателям округа, то определенная доля ресурсов расходуется и на тех, кто ни при каких обстоятельствах  не собирается голосовать за него, а  значит — впустую. В то же время  редкий кандидат  обладает неограниченными  финансовыми или материально-техническими ресурсами, не говоря уже об остальных. Соответственно, необходимо такое проведение кампании, которое даст наилучшее  соотношение затрат и прибыли.

Для того чтобы избежать обозначенных недостатков в проведении избирательной  кампании, необходимо решить, на что  направить основные усилия, т.е. определить те электоральные сегменты, которым  будет уделено приоритетное внимание.

Суть ведущей к успеху политической стратегии заключается  в том, чтобы делать выбор, и часто, жесткий выбор. Это, конечно, не означает, что кандидат должен полностью исключить  из поля зрения тех, кто не входит в  избранную им группу; просто тем, кто  в нее входит, должно быть уделено  приоритетное внимание.

Технология позиционирования строится на том, что следует не только определить группы избирателей, на которые  будет оказываться воздействие, но и разработать для каждой группы отдельный комплекс мероприятий. В  терминах политического маркетинга эта процедура представляет собой  дифференцированный охват рынка. Правда, как уже было сказано выше, если число выбранных сегментов значительно, это может разрушить цельность  кампании.

Исключительно эффективной  в этом отношении можно признать избирательную кампанию Б. Ельцина 1996 г. В ее рамках были разработаны  два разных комплекса мероприятий, ориентированных на неопределившихся избирателей (как в смысле своих  предпочтений, так и участия в  голосовании вообще). Для молодежи это была акция «Голосуй или проиграешь», для остальных избирателей —  акция «Выбирай сердцем».

При позиционировании следует  подумать и о том, кто из потенциальных  конкурентов кандидата может  ориентироваться на те же сегменты рынка, и оценить в связи с  этим собственную конкурентоспособность.

Электоральные исследования, сегментирование избирательного корпуса  и позиционирование позволяют перейти  к реализации технологии формирования имиджа, которая, является осью всей стратегии  кампании.

Имидж в избирательной  кампании — это сложившееся в  сознании избирателей представление  о кандидате (политической партии).

Ядром имиджа кандидата или  партии является какая-либо основная черта, на которую при формировании имиджа накладываются и другие, дополняющие  и усиливающие ее.

Формирование имиджа ни в  коем случае не может быть произвольным. На этот процесс определяющее влияние  оказывают три фактора: сам кандидат, избиратели и конкуренты.

Центральным компонентом  электорального образа является какая-либо одна главная черта. Однако это не исключает его многомерности. В  числе других составляющих имиджа кандидата  можно выделить следующие:

•   социальное происхождение, возраст, этническая и конфессиональная принадлежность, семейное положение, образование, сроки проживания в округе;

•   профессия и этапы  трудовой деятельности;

•   личностные качества (особенности темперамента и характера, ораторские и организационные способности, коммуникабельность и пр.);

•   внешние данные (физиологические  параметры, одежда, аксессуары, мимика, жесты и т.д.);

•   жизненный и политический опыт;

•   членство в политических и общественных организациях;

•   наличие судимостей или подозрений в махинациях;

•   окружение кандидата (семья, соратники, друзья}. Важно отметить, что характеристики формируемого по этим параметрам образа должны подчеркивать основное качество и не вступать с  ним в явное противоречие.

Ключевое положение технологии формирования имиджа в избирательной  кампании определяется тем, что имидж  и есть главная идея кампании, и  его раскрытию должны быть подчинены  все коммуникативные мероприятия. Это, однако, не означает, что кандидат должен представлять свой имидж, напрямую сообщая избирателям, что он самый  сильный или самый честный. Предъявление имиджа происходит через тематику кампании.

Тема избирательной кампании — это идея, на которой строятся обращения кандидата (лидеров политической партии) к избирателям с целью  получения их поддержки.

Число разрабатываемых в  кампании тем должно быть ограничено тремя-пятью, причем одна из них является ключевой, а остальные — вспомогательными.

Основное требование при  выборе тем кампании — это их соответствие имиджу кандидата. Например, для кампании кандидата, имеющего имидж  «сильной личности», в качестве ключевой темы могут выступать борьба с  коррупцией или наведение порядка.

Другое важное требование — злободневность тематики кампании. Темы кампании — это всегда отражение  имиджа кандидата. С другой стороны, одному и тому же образу может соответствовать  целый набор тем. Среди них  следует выбрать ту (прежде всего  это касается ключевой темы), которая  в большей степени отвечает конкретной электоральной ситуации.


Информация о работе Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. Основные процедуры избирательной кампании, работа с электоратом