Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 17:58, реферат
Целью исследования в работе было изучения так называемого института самоуправления в Украине. Исходя, из этого я поставил перед собою такие исследовательские задачи:
1. Проследить исторический путь становления идей местного самоуправления в Украине.
2. Рассмотреть действующую систему самоуправления в Украине.
3. Осветить существенные проблемы, которые возникают при осуществлении самоуправление.
4. Проанализировав состояние местного самоуправления в нынешнее время, сделать выводы относительно его дальнейшего развития.
Введение ……………………………………………………………………….
История становления местного самоуправления в Украине ……………
Система самоуправления в Украине ……………………………………..
Органы местного самоуправления …………………………………….
Органы исполнительной власти на местах ……………………………
Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления в Украине ………………………………………………….
Заключение …………………………………………………………………….
Библиографический список ………………………………………………......
Оглавление
Введение ………………………………………………………
Заключение ………………………………………………… Библиографический список ………………………………………………...... |
3 5 11 11 17
19 21 23 |
Создания суверенного
правового демократического и социального
Украинского государства
Статья 7 Конституции Украины говорит о том, что в Украине признается и гарантируется местное самоуправление.
Вопросом местного самоуправления
посвященный раздел 11 Конституции
Украины. Статья 140 Конституции Украины
определяет местное самоуправление
как право территориальной
Местное самоуправление осуществляется территориальной общиной в порядке, установленном законом, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельского, поселкового, городского совета и их исполнительные органы.
В нынешнее время тема местного самоуправления в Украине есть очень актуальной, так как от успешного его развития во многом зависит будущее нашего государства. Поэтому местное самоуправление привлекает к себе внимание. Общественное отношение в сфере осуществления территориальной общиной власти на местах стало объектом рассмотрения в работе.
Целью исследования в работе было изучения так называемого института самоуправления в Украине. Исходя, из этого я поставил перед собою такие исследовательские задачи:
1. Проследить исторический
путь становления идей
2. Рассмотреть действующую систему самоуправления в Украине.
3. Осветить существенные проблемы, которые возникают при осуществлении самоуправление.
4. Проанализировав состояние
местного самоуправления в
Для достижения поставленных задач было изучено законодательство Украины относительно местного самоуправления, рассмотренная соответствующая научная литература, статьи в периодических изданиях. При написании работы основным источником было, конечно ж, законодательство, как украинское, так и международные правовые акты. Они являются основной базой для исследования темы, так как именно они определяют осуществления на практике определенных функций и задач самоуправления.
Основной правовой базой исследования стали Конституция Украины, Законы Украины "Про местное самоуправление в Украине", "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских председателей ", "Про местные государственные администрации".
Идеи
местного самоуправления основываются
на давних самобытных и самоуправляющихся
традициях украинского
Важным шагом в развития самоуправления не только в Украине, но и во всей Европе было распространения Магдебургского права - права городов на самоуправление. Это приводило к экономическому возрастанию регионов. Впервые на Украине это право приобрели города Галицко-Волынского княжества в 1339 году. В 16-17 веке Магдебургское право получили большинство городов Украины. Оно регулировало такие сферы:
К сожалению, в 1831 году украинские города были лишены права на самоуправление. Магдебургское право было ликвидировано Указом Николая 1. В Киеве оно было ликвидировано в 1835 году.
Своеобразных форм приобретает
местное самоуправление во времена существования Украинского казацкого
государства, которое было обусловлено
его полково-сотенным устройством (XVІІ-XVІІІ
ст.). Полки и сотни одновременно были воинскими
и административно-
После подписания в 1654 г. договора между Украиной и Московским государством начинается процесс постепенной ликвидации украинских форм местного самоуправления.
В Украине вводится комендантская система, которая предусматривала административный надзор за деятельностью органов местного самоуправления со стороны русских комендантов.
В дальнейшем в Украине устанавливались общеимперские формы местного самоуправления. После земской реформы в 1864 г. вводится региональное самоуправление (земские собрания на уровне губернии).
В 1870 г. была осуществлена
реформа местного самоуправления, которая
предусматривала создание городских
дум и их исполнительных органов
- управ, во главе с городским
В 17-18 веках появились учения про природные права общества, в соответствии с которыми оно будет равной и независимой от государства частью мира. Таким образом, теоретики природного права увидели в местном самоуправлении самостоятельную форму публичной власти, полем деятельности, которой были местные дела, интересы, которые поднимают териториальные общины.[4,c.6 ]
В Украине идеи местного
самоуправления в их природно-правовой
интерпретации
Идея децентрализации власти и поиска соответствующих форм местного самоуправления были ведущими в творчества большинства представителей прогрессивной украинской интеллигенции того времени. Популярность идеи децентрализации власти среди украинских ученых и политиков имела свои объективные причины. Во-первых, это была своеобразная реакция на чрезмерную централизацию, которая существовала в условиях Русской империи. Во-вторых, децентрализация считалась мерой, которая отворачивает от возможного авторитарного перерождения власти в условиях независимой Украины. И, в-третьих, в самый раз "в конце 19-го начала 20-го веков в некоторых развитых странах состоялось реформирования механизмов в осуществлении публичной власти на основаниях реального местного самоуправления, которое не могло не отразиться на позициях украинской политической мысли. Практические проблемы конституционно-правового развития местного самоуправления в Украине возникали, главным образом, во время его становления конституционным государством. Первая попытка такого становления относится к временам казацкого государства, где изобиловали идеи децентрализации и созданию Конституцию П. Орликом в 1710 году. В этой Конституции в характерных для того времени формулах обобщается практика местного самоуправления и устанавливаются нормы обращения. Понятно, что тогдашнее местное самоуправление нельзя приравнивать с современным, но фактом есть то, что Конституция 1710 года уделяет ему внимание.
Со временем практические проблемы конституционно-правового развития местного самоуправления в Украине возникли в связи с формированием конституционной системы УНР.
В широко известных ныне
Универсалах Украинского
Так, в 3-му Универсале ЦР речь шла о демократизации и расширении прав местного самоуправления как органов высочайшей административной власти на местах". Появление 4-го Универсала в секущие 1918 г. прибавила к действующей системе местного самоуправления еще и "Совета рабочо-сельских и солдатских депутатов".
"В провозглашенной 29 апреля 1918 г. Конституции УНР закреплялась определенная система местного самоуправления, которую соответственно ее ст. 5 составляли "земли, волости и общины", а их отношения с государством строились по принципу: "не поднимая единой своей власти, УНР предоставляет своим землям, волостям и общинам право широкого самоуправления, придерживаясь принципа децентрализации".[4,c.17]
Политические режимы,
которые выступали
Но, несмотря на это, Центральный Совет испытал поражение, одной из главных причин которой было отсутствие административного аппарата.
Итак, конституционные акты и проекты 1914-1920 гг. с их организацией местного самоуправления не воплотились в жизнь - в ноябре 1920 г. УНР прекратило свое существование, но они имеют определенное значение для обогащения современной конституционной теории местного самоуправления, опыта муниципального строительства.
После установления на востоке Украины большевистского режима в 1917-1920 гг. система местного самоуправления была ликвидирована. На украинских землях, оккупированных после первой мировой войны Польшей, Чехословакией и Румынией, местное самоуправление в разнообразной мере сохранилось, но везде оно находилось под контролем колониальной администрации. В годы второй мировой войны и на этих землях местное самоуправление было ликвидировано фашистскими оккупантами.
В Украинской ССР после победы большевиков власть на местах формально перешла к местным Советам рабочих, крестьян и солдатских депутатов, которые выступали органами диктатуры пролетариата, а со временем - местными органами власти социалистического государства.
Исторический опыт работы местных Советов, например 20-30-х лет, свидетельствует о том, что по своему правовому статусу эти Советы и их исполком были инстанциями единого централизованного аппарата самоуправления и не могли выполнять функции местного самоуправления в следствии отсутствия самостоятельности как материально-хозяйственной, так и управленческой. Советы были чисто государственными структурами с жестким вертикальным подчинением.
После принятия Конституции УССР (1937 г.) происходит переименования Советов рабочих и других депутатов в Совет депутатов трудящихся, а с принятием Конституции УССР 1978 г. - последних у Совета народных депутатов. Переименования Советов не сделало их ближе к европейским требованиям: сохранилась все та же иєрархическая пирамида Советов - от местных к Верховной раде УССР, которое при этом ничего не решали и были лишь фасадом для территориальной вертикали всевластного партийного аппарата.
В советской науке и практике термин "местное самоуправление" до конца 80-х лет не употреблялся. Только в начале 1990 г. под влиянием перестройки был принятый закон СССР "Об общих принципах местного самоуправления и хозяйства в СССР". [4,c.20]
Соответственно этому закона система местного самоуправления включала Советы народных депутатов и органы территориального общественного самоуправления. При этом Советы определялись как главная инстанция этой системы. Вместе с тем они остались элементом централизованной системы органов государственной власти, где продолжал действовать принцип демократической централизации. Изменения в законодательстве про местные Совета не были подкреплены соответствующими поправками в Основном Законе - Конституции.
Начало реального построения местного самоуправления в Украине было положено принятием Верховной радой Украинской ССР Декларации о государственном суверенитете Украины, которая провозгласила распределение власти по демократическому принципу на законодательную, исполнительную и судебную. Соответственно местные Советы могут быть только негосударственными представительными органами местного самоуправления. А уже 7.12.1990 г. Закон УССР "Про местные советы народных депутатов УССР и местное самоуправление' провозгласил демократические принципы местного самоуправления.
26.03.1992 г., в связи с учреждением в 1991 г. института Президента Украины как главы государства и исполнительной власти, был принят новый Закон Украины "Про местные Совета народных депутатов и местное и региональное самоуправление'.