Местное самоуправление Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 17:58, реферат

Описание работы

Целью исследования в работе было изучения так называемого института самоуправления в Украине. Исходя, из этого я поставил перед собою такие исследовательские задачи:
1. Проследить исторический путь становления идей местного самоуправления в Украине.

2. Рассмотреть действующую систему самоуправления в Украине.
3. Осветить существенные проблемы, которые возникают при осуществлении самоуправление.
4. Проанализировав состояние местного самоуправления в нынешнее время, сделать выводы относительно его дальнейшего развития.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….
История становления местного самоуправления в Украине ……………
Система самоуправления в Украине ……………………………………..
Органы местного самоуправления …………………………………….
Органы исполнительной власти на местах ……………………………
Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления в Украине ………………………………………………….
Заключение …………………………………………………………………….
Библиографический список ………………………………………………......

Файлы: 1 файл

реферат украина.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение ……………………………………………………………………….

  1. История становления местного самоуправления в Украине ……………
  2. Система самоуправления в Украине ……………………………………..
    1. Органы местного самоуправления …………………………………….
    2. Органы исполнительной власти на местах ……………………………
  3. Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления в Украине  ………………………………………………….

Заключение …………………………………………………………………….

Библиографический список ………………………………………………......

 

3

5

11

11

17

 

19

21

23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Введение

 

Создания суверенного  правового демократического и социального  Украинского государства происходит вместе со становлением гражданского общества. Одним из важнейших элементов  взаимосвязи государства и общества есть местное самоуправление - общественно-политический и правовой институт, который приобретает все большего значения как демократическая форма организации публичной негосударственной власти на местах.

Статья 7 Конституции  Украины говорит о том, что  в Украине признается и гарантируется местное самоуправление.

Вопросом местного самоуправления посвященный раздел 11 Конституции  Украины. Статья 140 Конституции Украины  определяет местное самоуправление как право территориальной общины - жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселков и городов - самостоятельно решать вопроса местного значения в рамках Конституции и законов Украины.

Местное самоуправление осуществляется территориальной общиной  в порядке, установленном законом, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельского, поселкового, городского совета и их исполнительные органы.

В нынешнее время тема местного самоуправления в Украине  есть очень актуальной, так как  от успешного его развития во многом зависит будущее нашего государства. Поэтому местное самоуправление привлекает к себе внимание. Общественное отношение в сфере осуществления территориальной общиной власти на местах стало объектом рассмотрения в работе.

Целью исследования в  работе было изучения так называемого института самоуправления в Украине. Исходя, из этого я поставил перед собою такие исследовательские задачи:

1. Проследить исторический  путь становления идей местного  самоуправления в Украине.

 

2. Рассмотреть действующую  систему самоуправления в Украине.

3. Осветить существенные  проблемы, которые возникают при  осуществлении самоуправление.

4. Проанализировав состояние  местного самоуправления в нынешнее  время, сделать выводы относительно  его дальнейшего развития.

Для достижения поставленных задач было изучено законодательство Украины относительно местного самоуправления, рассмотренная соответствующая научная литература, статьи в периодических изданиях. При написании работы основным источником было, конечно ж, законодательство, как украинское, так и международные правовые акты. Они являются основной базой для исследования темы, так как именно они определяют осуществления на практике определенных функций и задач самоуправления.

Основной правовой базой  исследования стали Конституция Украины, Законы Украины "Про местное самоуправление в Украине", "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских председателей ", "Про местные государственные администрации".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УКРАИНЕ

 

Идеи  местного самоуправления основываются на давних самобытных и самоуправляющихся  традициях украинского общества, которые берут свои истоки еще  из времен существования территориальной  соседской общины. Местное самоуправление развивалось в разных формах и под влиянием разнообразных факторов. В частности, Киевская Русь имела достаточно развитую к тому времени городскую систему, основной чертой которой было общественное самоуправление. Развитию и процветанию Киевской Руси оказывали содействие местные княжества, хотя в дальнейшем расширения автономии привело к распаду государства.

Важным шагом в развития самоуправления не только в Украине, но и во всей Европе было распространения  Магдебургского права - права городов  на самоуправление. Это приводило  к экономическому возрастанию регионов. Впервые на Украине это право приобрели города Галицко-Волынского княжества в 1339 году. В 16-17 веке Магдебургское право получили большинство городов Украины. Оно регулировало такие сферы:

  • устанавливало порядок выборов;
  • определяло функции органов самоуправления, суда, купеческих объединений, цехов;
  • решало вопросы связанные с торговлей, опекой, наследованием;
  • определяло наказания за преступления;
  • узаконивало неравенство в правах, в зависимости от пола, происхождения, вероисповедания.

К сожалению, в 1831 году украинские города были лишены права на самоуправление. Магдебургское право было ликвидировано  Указом Николая 1. В Киеве оно было ликвидировано в 1835 году.

Своеобразных форм приобретает  местное самоуправление во времена существования Украинского казацкого государства, которое было обусловлено его полково-сотенным устройством (XVІІ-XVІІІ ст.). Полки и сотни одновременно были воинскими и административно-территориальными единицами и пользовались военно-административным самоуправлением.

После подписания в 1654 г. договора между Украиной и Московским государством начинается процесс постепенной  ликвидации украинских форм местного самоуправления.

В Украине вводится комендантская  система, которая предусматривала  административный надзор за деятельностью органов местного самоуправления со стороны русских комендантов.

В дальнейшем в Украине  устанавливались общеимперские  формы местного самоуправления. После  земской реформы в 1864 г. вводится региональное самоуправление (земские  собрания на уровне губернии).

В 1870 г. была осуществлена реформа местного самоуправления, которая  предусматривала создание городских  дум и их исполнительных органов - управ, во главе с городским председателем.

В 17-18 веках появились  учения про природные права общества, в соответствии с которыми оно будет равной и независимой от государства частью мира. Таким образом, теоретики природного права увидели в местном самоуправлении самостоятельную форму публичной власти, полем деятельности, которой были местные дела, интересы, которые поднимают териториальные общины.[4,c.6 ]

В Украине идеи местного самоуправления в их природно-правовой интерпретации пропагандировались такими общественно-политическими  деятелями, как Н. Драгоманов, И. Франко, М. Грушевский, а также украинскими народниками конца 19 - начала 20 века. Так, в программе Российско-украинской радикальной партии, созданной в 1890 году под идейным влиянием М. Драгоманова, одним из главных задач партии рядом с обеспечением основных прав человека указывался на необходимость достижения автономии территориальных общин.

Идея децентрализации  власти и поиска соответствующих  форм местного самоуправления были ведущими в творчества большинства представителей прогрессивной украинской интеллигенции  того времени. Популярность идеи децентрализации власти среди украинских ученых и политиков имела свои объективные причины. Во-первых, это была своеобразная реакция на чрезмерную централизацию, которая существовала в условиях Русской империи. Во-вторых, децентрализация считалась мерой, которая отворачивает от возможного авторитарного перерождения власти в условиях независимой Украины. И, в-третьих, в самый раз "в конце 19-го начала 20-го веков в некоторых развитых странах состоялось реформирования механизмов в осуществлении публичной власти на основаниях реального местного самоуправления, которое не могло не отразиться на позициях украинской политической мысли. Практические проблемы конституционно-правового развития местного самоуправления в Украине возникали, главным образом, во время его становления конституционным государством. Первая попытка такого становления относится к временам казацкого государства, где изобиловали идеи децентрализации и созданию Конституцию П. Орликом в 1710 году. В этой Конституции в характерных для того времени формулах обобщается практика местного самоуправления и устанавливаются нормы обращения. Понятно, что тогдашнее местное самоуправление нельзя приравнивать с современным, но фактом есть то, что Конституция 1710 года уделяет ему внимание.

Со временем практические проблемы конституционно-правового развития местного самоуправления в Украине возникли в связи с формированием конституционной системы УНР.

В широко известных ныне Универсалах Украинского Центрального Совета (1917-1918 гг.), что заложили основы украинской государственности, значительное внимание отводилось вопросом местного самоуправления как составной части нового демократического конституционного порядка.

Так, в 3-му Универсале ЦР речь шла о демократизации и расширении прав местного самоуправления как органов высочайшей административной власти на местах". Появление 4-го Универсала в секущие 1918 г. прибавила к действующей системе местного самоуправления еще и "Совета рабочо-сельских и солдатских депутатов".

"В провозглашенной  29 апреля 1918 г. Конституции УНР закреплялась определенная система местного самоуправления, которую соответственно ее ст. 5 составляли "земли, волости и общины", а их отношения с государством строились по принципу: "не поднимая единой своей власти, УНР предоставляет своим землям, волостям и общинам право широкого самоуправления, придерживаясь принципа децентрализации".[4,c.17]

Политические режимы, которые выступали правопреемниками УНР 1918 года (Гетьманат, Директория), так  или иначе, использовали идеи местного самоуправления, как с политической, так и с законодательной целью. Идея широкого самоуправления возрождается до конца 1920 г., когда обрабатываются два официальных проекта Конституции УНР. В этих проектах местное самоуправление включало систему общин, волостей, уездов и высших единиц самоуправления. На уровне общин и волостей выборы в органы самоуправления были прямыми.

Но, несмотря на это, Центральный  Совет испытал поражение, одной  из главных причин которой было отсутствие административного аппарата.

Итак, конституционные акты и проекты 1914-1920 гг. с их организацией местного самоуправления не воплотились в жизнь - в ноябре 1920 г. УНР прекратило свое существование, но они имеют определенное значение для обогащения современной конституционной теории местного самоуправления, опыта муниципального строительства.

После установления на востоке  Украины большевистского режима в 1917-1920 гг. система местного самоуправления была ликвидирована. На украинских землях, оккупированных после первой мировой  войны Польшей, Чехословакией и Румынией, местное самоуправление в разнообразной мере сохранилось, но везде оно находилось под контролем колониальной администрации. В годы второй мировой войны и на этих землях местное самоуправление было ликвидировано фашистскими оккупантами.

В Украинской ССР после победы большевиков власть на местах формально перешла к местным Советам рабочих, крестьян и солдатских депутатов, которые выступали органами диктатуры пролетариата, а со временем - местными органами власти социалистического государства.

Исторический опыт работы местных Советов, например 20-30-х лет, свидетельствует о том, что по своему правовому статусу эти Советы и их исполком были инстанциями единого централизованного аппарата самоуправления и не могли выполнять функции местного самоуправления в следствии отсутствия самостоятельности как материально-хозяйственной, так и управленческой. Советы были чисто государственными структурами с жестким вертикальным подчинением.

После принятия Конституции  УССР (1937 г.) происходит переименования Советов рабочих и других депутатов в Совет депутатов трудящихся, а с принятием Конституции УССР 1978 г. - последних у Совета народных депутатов. Переименования Советов не сделало их ближе к европейским требованиям: сохранилась все та же иєрархическая пирамида Советов - от местных к Верховной раде УССР, которое при этом ничего не решали и были лишь фасадом для территориальной вертикали всевластного партийного аппарата.

В советской науке  и практике термин "местное самоуправление" до конца 80-х лет не употреблялся. Только в начале 1990 г. под влиянием перестройки был принятый закон СССР "Об общих принципах местного самоуправления и хозяйства в СССР". [4,c.20]

Соответственно этому  закона система местного самоуправления включала Советы народных депутатов  и органы территориального общественного самоуправления. При этом Советы определялись как главная инстанция этой системы. Вместе с тем они остались элементом централизованной системы органов государственной власти, где продолжал действовать принцип демократической централизации. Изменения в законодательстве про местные Совета не были подкреплены соответствующими поправками в Основном Законе - Конституции.

Начало реального построения местного самоуправления в Украине  было положено принятием Верховной  радой Украинской ССР Декларации о государственном суверенитете Украины, которая провозгласила распределение власти по демократическому принципу на законодательную, исполнительную и судебную. Соответственно местные Советы могут быть только негосударственными представительными органами местного самоуправления. А уже 7.12.1990 г. Закон УССР "Про местные советы народных депутатов УССР и местное самоуправление' провозгласил демократические принципы местного самоуправления.

26.03.1992 г., в связи с  учреждением в 1991 г. института  Президента Украины как главы государства и исполнительной власти, был принят новый Закон Украины "Про местные Совета народных депутатов и местное и региональное самоуправление'.

Информация о работе Местное самоуправление Украины