Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:37, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи политической системы и государства, месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль государства в политической системе общества.
Введение…...…………………………..……………………….………………2
Понятие, характеристика основных элементов политической системы общества…………...……………………………..………………………5
Место и роль государства в политической системе общества………..8
Заключение……………………………………………………..……….17
Список используемой литературы…………….………………………20
Содержание
Введение…...…………………………..………………
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.
Что представляет собой политическая система? Из каких частей состоит? Какое место в ней занимают и какую роль играют государство и право?
От того, как вопросы понимаются, в огромной степени зависит успех в решении всех других, связанных с ними вопросов и проблем.
Таких, например, как проблемы «живучести» политических систем, их способности решать задачи, возникающие перед современным обществом, вопросы эффективности государства и политической системы и др.
Политические системы понимаются как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны.
Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости. Общество – «мать государства», соответственно государство – продукт общественного развития. Государство проявляет заботу об обществе либо напротив, паразитирует или сокрушает общественный механизм. По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство, оно также становится более совершенным, более цивилизованным. [4, с. 58 ]
Выявление закономерностей соотношения гражданского общества и государства позволяет правильно проанализировать весь путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть перспективы политических и собственно государственных форм, в которых развиваются живые сообщества различных стран.
В настоящее время видится актуальным познание законов взаимовлияния политической системы и государства для того, чтобы в критические моменты развития общества и государства знать способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.
Данная тема видится интересной не только в рамках курса “Теории государства и права”. Изучением взаимодействия государства и политической системы занимаются представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. С развитием общества идет развитие и политической системы и государства, как составной ее части.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи политической системы и государства, месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль государства в политической системе общества.
Задачами, которые определяются целью работы, являются:
Предметом исследования являются соотношение государство – общество в теории российского государства и права.
Объектом исследования в курсовой работы являются теоретические положения правоведов- теоретиков, касающиеся роли и места государства в политической системе общества.
При написании работы были использованы Конституция РФ и современные труды по теории государства таких авторов, как С.С. Алексеев, Н.И. Матузов и А.В.Малько, В.М. Корельский и В.Д. Перевалов и другие, также была проанализирована литература по теории государства советского периода таких авторов, как Манов Г.Н. Матузов Н.И. [ 1,6,3,4,5]
В зависимости от степени участия в политической жизни органы и организации – элементы политической системы в научной литературе подразделяются на следующие группы:
Собственно-политические. К их числу относятся государство, все политические партии, отдельные общественные организации.
В чем их особенность? Каковы их признаки?
Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику.
Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель.
Она заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные слои и классы, существующие в обществе, в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти всего общества в жизнь.
Несобственно-политические объединения.
К ним относятся такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин.
Это – профсоюзные, кооперативные и иные организации. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно-политических объединений, никогда не выступает политическая цель.
Свою деятельность данные институты осуществляют не в политической, а в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть.
Политическая деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования. Она не имеет для них решающего значения.
Это не означает, разумеется, принижения роли и значения несобственно-политических объединений в политической системе общества, ибо речь идет лишь об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не в отрицании его как такового вообще.
Следующую группу составляют организации, имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект.
Они возникают и функционируют не основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью.
К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, филателистов, авто- и мотолюбителей, туристов и др.
Политический оттенок в своей деятельности они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций, но отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих политических отношений.
Решающая роль среди всех вышеназванных объединений – составных частей политической системы общества - всегда играло и продолжает играть государство.
Будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления с соответствующими «вещественными придатками» в виде тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках любого господствующего класса или слоя, как важнейшее средство осуществления его политической власти. [2, с.100]
В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении всей истории развития общества, а, следовательно, и его самого.
В то же время, как все остальные звенья – политические партии и различные общественные организации, имеющие политический характер, могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезать.
В различных сферах жизни общества и экономики государство выступает как собственно-политическая организация, как сугубо политический институт.
Однако, относя государство
к числу собственно-
Дело в том, что в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, имеются не только «чисто» политические, но и неполитические аспекты.
Например, «чисто» организационные, финансовые, организационно-технические (связанные с разработкой и установлением всякого рода «технических» стандартов, норм) и другие. [2,с.118]
Они хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами по себе не являются таковыми.
Аналогичная картина наблюдается и с отдельными государственными органами – парламентом, правительством, различными министерствами и ведомствами, конституционным судом (в тех странах, где он есть) и другими судебными институтами.
Будучи неотъемлемыми составными частями политического, по своей сути и характеру государственного механизма, они в тоже время выполняют отнюдь не только политические функции и в силу этого являются отнюдь не только политическими органами и организациями.
Они выступают как институты, выполняющие и неполитические – экономические, финансовые и иные функции, играющие в структуре политической системы общества разностороннюю роль.
Государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация.
Оно объединяет или, по крайней мере, стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения.
Характеризуя роль и место государства в политической системе общества следует исходить, прежде всего, из того, что оно - в любой стране и на любом этапе развития общества - выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг себя различные слои населения.
В конституциях и других своих основополагающих актах государство стремится закрепить себя и представиться непременно как государство всего народа, государство всех и для всех.
Это особенно ярко, неприкрыто проявляется в конституциях таких государств, как Германия, США, Франция, Испания, Швеция, Япония и др.
В Конституции США, например, это стремление, закрепляется в следующей формуле: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, утверждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».[ 2, с. 254 ]
В Конституции Швеции подобное стремление государства выступать в качестве организации всего народа выражается в закреплении положения, согласно которому «вся государственная власть в Швеции исходит от народа».
Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления».[2,с.105]
В преамбуле к конституции
Японии подобное стремление проявляется
в декларации: «Мы, японский народ, действуя
через посредство наших должным
образом избранных
Аналогичные положения, указывающие на стремление государства выступать в качестве организации всех и для всех, в виде института, представляющего интересы всего народа, содержались в конституционных актах СССР и других, именовавших себя социалистическими, стран.
Так, ст. 1 конституции СССР 1977 года провозглашала, что «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Статья 2 этого же документа закрепляла, что «вся власть в СССР принадлежит народу» и что « народ осуществляет государственную власть через советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР». [7, с.123]
Информация о работе Место и роль государства в политической системе общества