Место и роль государства в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи политической системы и государства, месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль государства в политической системе общества.

Содержание работы

Введение…...…………………………..……………………….………………2
Понятие, характеристика основных элементов политической системы общества…………...……………………………..………………………5
Место и роль государства в политической системе общества………..8
Заключение……………………………………………………..……….17
Список используемой литературы…………….………………………20

Файлы: 1 файл

Новая курсовая по тгп.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

     Введение…...…………………………..……………………….………………2

  1. Понятие, характеристика основных элементов политической системы общества…………...……………………………..………………………5

  1. Место и роль государства в политической системе общества………..8

  1. Заключение……………………………………………………..……….17
  2. Список используемой литературы…………….………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.

Что   представляет собой политическая система? Из каких   частей  состоит? Какое место  в ней  занимают  и какую  роль  играют  государство и  право?

От  того, как вопросы  понимаются,  в огромной степени  зависит  успех  в решении всех  других,  связанных  с ними  вопросов и проблем.

Таких, например, как проблемы «живучести»  политических систем, их  способности  решать задачи, возникающие  перед современным обществом, вопросы  эффективности  государства  и  политической системы и  др.

Политические системы  понимаются как совокупность государственных, партийных и общественных органов  и организаций,  участвующих  в  политической  жизни той или  иной страны.

Государство выделилось из общества на определенной ступени  его зрелости. Общество – «мать государства», соответственно государство – продукт общественного развития. Государство проявляет заботу об обществе либо напротив, паразитирует или сокрушает общественный механизм. По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство, оно также становится более совершенным, более цивилизованным. [4, с. 58 ]

Выявление  закономерностей соотношения  гражданского общества и государства  позволяет правильно проанализировать весь путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы  государственности, увидеть перспективы политических и собственно государственных форм, в которых развиваются живые сообщества различных стран.

В настоящее время  видится актуальным познание законов взаимовлияния политической системы и государства для того, чтобы в критические моменты развития общества и государства знать способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.

Данная тема видится  интересной не только в рамках курса  “Теории государства и права”. Изучением взаимодействия государства  и политической системы занимаются представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. С развитием общества идет развитие и политической системы и государства, как составной ее части.

Целью  настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи политической системы и государства, месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль государства в политической системе общества. 

Задачами, которые определяются целью работы, являются:

  • раскрытие понятия политической системы общества и его характеристика;
  • определение места и роли государства в политической системе общества;
  • рассмотрение особенностей  государства как  составного элемента политической системы.

Предметом  исследования являются  соотношение государство  – общество в теории российского государства и права.

Объектом исследования в курсовой работы являются  теоретические  положения правоведов- теоретиков, касающиеся  роли и места государства  в политической системе общества.

При написании работы  были использованы Конституция РФ и современные труды  по теории государства  таких авторов, как  С.С. Алексеев,  Н.И. Матузов и А.В.Малько, В.М. Корельский и В.Д. Перевалов и другие,  также была проанализирована литература  по теории государства советского периода таких авторов, как Манов Г.Н. Матузов  Н.И. [ 1,6,3,4,5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие,  характеристика основных  элементов  политической системы  общества.

В зависимости  от степени   участия   в политической   жизни  органы  и организации  – элементы политической системы  в научной литературе  подразделяются  на следующие   группы:

Собственно-политические. К их числу относятся государство, все политические партии, отдельные  общественные организации.

В чем их особенность?  Каковы их признаки?

Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику.

Непосредственной  целью  их создания и функционирования выступает  политическая цель.

Она заключается в  формировании и осуществлении внутренней  и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные слои и классы, существующие в обществе, в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти всего общества в жизнь.

Несобственно-политические объединения.

К ним относятся такие  организации, которые возникают  и развиваются не в силу непосредственно  политических, а в силу экономических  и других причин.

Это – профсоюзные, кооперативные  и иные организации. Прямой целью  их создания и функционирования, в отличие от собственно-политических объединений, никогда не выступает политическая цель.

Свою деятельность данные институты осуществляют не в политической, а в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни. Они  не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть.

Политическая деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования. Она не имеет  для них решающего значения.

Это не означает, разумеется, принижения роли и значения несобственно-политических объединений в политической  системе общества, ибо речь идет лишь об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не в отрицании его как такового вообще.

Следующую группу составляют организации, имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект.

Они возникают и функционируют  не основе личных склонностей и интересов  того или иного слоя людей к  занятию определенной деятельностью.

К их числу следует  отнести объединения типа нумизматов, филателистов, авто- и мотолюбителей, туристов и др.

Политический оттенок  в своей деятельности они приобретают  лишь как объекты воздействия  на них со стороны государственных  и иных политических по своему характеру  органов и организаций, но отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих политических отношений.

Решающая роль среди  всех вышеназванных объединений  – составных частей политической системы общества -  всегда играло и продолжает играть государство.

Будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления с соответствующими «вещественными придатками» в виде тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках любого господствующего класса или слоя, как важнейшее средство осуществления его политической власти. [2, с.100]

В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым ее составным  элементом на протяжении всей истории  развития общества, а, следовательно, и  его самого.

В то же  время, как все остальные звенья – политические партии и различные общественные организации, имеющие политический характер, могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и,  выполнив возложенные на них задачи, исчезать.

В различных сферах жизни общества и экономики государство выступает как собственно-политическая организация, как сугубо политический институт.

Однако, относя государство  к числу собственно-политических объединений, не следует абсолютизировать его политический характер и рассматривать его как «чисто» политический институт.

Дело в том, что в  многогранной деятельности государства, равно как и его различных  органов, имеются не только «чисто»  политические, но и неполитические аспекты.

Например,  «чисто»  организационные, финансовые, организационно-технические (связанные с разработкой и установлением всякого рода «технических» стандартов,  норм) и другие. [2,с.118]

Они хотя и ассоциируются  с политической деятельностью государства, но сами по себе не являются таковыми.

Аналогичная картина  наблюдается и с отдельными государственными органами – парламентом, правительством, различными министерствами и ведомствами, конституционным судом (в тех  странах, где он есть) и другими  судебными институтами.

Будучи неотъемлемыми  составными частями политического, по своей сути и характеру государственного механизма, они в тоже время выполняют отнюдь не только политические  функции и в силу  этого являются отнюдь   не только политическими органами и организациями.

Они выступают как  институты, выполняющие и неполитические – экономические, финансовые и иные функции, играющие в структуре   политической системы  общества разностороннюю роль.

 

2. Место и роль  государства   в политической  системе  общества.

Государство  в  любой  стране  и на любом  этапе  развития    общества выступает  как  самая массовая, самая широкая  организация.

Оно объединяет или, по крайней  мере, стремится  объединить  вокруг  себя самые  различные слои населения.

Характеризуя роль и место государства  в политической системе общества следует исходить, прежде всего, из того, что оно - в любой стране и на любом этапе развития общества - выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг себя  различные слои населения.

В конституциях и других своих основополагающих актах государство  стремится закрепить себя   и представиться непременно  как   государство всего народа, государство всех  и для всех. 

Это особенно  ярко, неприкрыто  проявляется  в конституциях  таких государств, как Германия,   США,   Франция,   Испания,   Швеция,  Япония  и др.

В Конституции США,  например, это стремление,  закрепляется    в следующей формуле: «Мы, народ   Соединенных Штатов, в целях    образования   более совершенного  Союза, утверждения  правосудия, охраны  внутреннего спокойствия, организации  совместной обороны, содействия   общему  благосостоянию  и обеспечения нам  и нашему  потомству  благ  свободы,  утверждаем  и вводим  эту  Конституцию  для  Соединенных  Штатов Америки».[ 2, с. 254 ]

В Конституции  Швеции  подобное стремление  государства  выступать в качестве  организации  всего народа  выражается  в  закреплении  положения,  согласно   которому  «вся  государственная  власть  в Швеции  исходит от народа». 

Правление шведского  народа основывается на свободном   формировании  мнений  и на   всеобщем   и равном    избирательном    праве.  Правление осуществляется  посредством государственного   строя,  основанного на представительной  и парламентской системе,   и  посредством   коммунального самоуправления».[2,с.105]

В преамбуле к конституции  Японии подобное стремление проявляется  в декларации: «Мы, японский народ, действуя через посредство наших должным  образом избранных представителей в Парламенте и исполненные решимости обеспечить для себя и для своих потомков плоды мирного сотрудничества со всеми нациями и благословение свободы для всей нашей страны, исполненные решимости не допустить  ужасов новой войны в результате действий правительства, провозглашаем, что народ облечен суверенной властью, и устанавливает настоящую конституцию». [ 2, с. 304 ]

Аналогичные положения, указывающие на стремление государства  выступать в качестве организации  всех и для всех, в виде института, представляющего интересы всего народа, содержались в конституционных актах СССР и других, именовавших себя социалистическими, стран.

Так, ст. 1 конституции  СССР 1977 года провозглашала, что «Союз  Советских Социалистических Республик  есть социалистическое общенародное государство,  выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций  и народностей страны». Статья 2 этого же документа закрепляла, что «вся власть в СССР принадлежит народу» и что « народ осуществляет государственную власть через советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР». [7, с.123]

Информация о работе Место и роль государства в политической системе общества