Место лидера в общественном движении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 00:06, реферат

Описание работы

Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, ак правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.
Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений.

Содержание работы

Ведение 3
Глава 1. Понятие лидерства 4
1.1. Политический лидер 6
Глава 2. Типы лидеров и их функции 10
Глава 3. Природа политического лидерства 17
Заключение 25
Список использованной литературы: 26

Файлы: 1 файл

МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ123.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Определенные  психологические потребности отражает и подчинение лидеру. Субъективное принятие лидерства закладывается еще в детстве, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства.

Заметный  вклад в развитие психоанализа внесли ученые Э.Фромм и Т.Адорно. Они  выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающих массовые неврозы и стремление человека убежать от всего этого в сферу господства или подчинения. Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов, посредством навязывания своей воли другим. Обладание безграничной властью над другими, их полное подчинение, доставляют такому человеку особое наслаждение. Оно является формой своеобразного садизма. Одновременно авторитарная личность имеет и мазохистские черты, поскольку при столкновении с превосходящей силой, она восхищается и поклоняется ей. Слабость же других вызывает у нее презрение и желание унизить их. 
Такой тип поведения в психологическом смысле является проявлением не силы, а слабости. Авторитарная личность, не имея подлинной силы, пытается убедить себя в обладании ею с помощью господства над другими. Такая личность иррациональна, руководствуется в первую очередь эмоциями и не терпит равенства и демократии. Она воспринимает всех других людей, мир в целом, сквозь призму отношений "силы - слабости". 
Эмпирические исследования, подтвердили реальное существование авторитарного типа личности, выявили ее некоторые новые черты. В целом же это направление психоанализа значительно расширило представления о психологических мотивациях стремления к лидерству, хотя оно, конечно же, не исчерпывает все типы таких мотиваций. 
Совокупность различных интерпретаций политического лидерства позволяет увидеть его разнообразные стороны, аспекты, однако еще не дает целостной картины этого феномена. Попытку решить эту задачу, осуществив комплексное исследование лидерства, представляет его интерактивный анализ. Он учитывает четыре главных момента лидерства: черты лидера; задачи, которые он призван выполнять; его последователей и конституентов; систему их взаимодействия; механизм взаимоотношения лидера и его конституентов. И все же, создать единую универсальную концепцию лидерства, по всей вероятности, невозможно, поскольку само это явление чрезвычайно многообразно по своему проявлению и функциям, зависит от исторических эпох, типов политических систем, особенностей лидеров и их конституентов и других факторов. 
Богатство понятия лидерства отражается в его типологии. Существуют разнообразные классификации лидерства. Прежде всего, в зависимости от отношения руководителя к подчиненным оно делится на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применения силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их участии в управлении.

Одна  из наиболее распространенных типологий лидерства восходит к учению М.Вебера о способах легитимизации власти. В соответствии с этими способами лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.д.) - их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, способностями к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. 
Данная классификация лидерства достаточно проста и удобна, хотя, как и любая другая классификация, ограничена по своему применению. В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум, третьего - вера и эмоции. Основоположник этой классификации М.Вебер особое внимание уделял анализу харизматического лидерства. Он оценивал лидера этого типа как важнейшего двигателя, генератора революционного обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на реализацию задач социального обновления. В относительно же спокойные периоды развития, для общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В целом же, в истории многих государств наблюдается определенная последовательность в смене типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик) сменяется традиционным лидером-охранителем, который в свою очередь, уступает место реформатору-законодателю.

В современной  политологии нередко используются четыре собирательных образа лидера: знаменосца, или великого человека; служителя, торговца и пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, "мечта", способная увлечь массы. Яркими представителями были - Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни и др. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить "купить" эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный, ориентируется на самые актуальные общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.

Имеются и другие классификации лидерства. Так, политические деятели делятся  на правящих и оппозиционных; крупных  и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т.д. 
Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач. Эти задачи прямо зависят от конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство. Они возникают на базе определенных потребностей общества, социальных групп и организаций. Осознание таких потребностей проявляется в форме задачи. В этом аспекте функции лидера обычно сводятся к своевременному учету всех потребностей, четкой формулировке целей, взятию на себя ответственности за их реализацию, организации масс на ее осуществление. Это достаточно формальные функции, характеризующие основные этапы (стадии) осуществления социальной роли лидера. Что же касается характеристики функций лидера с точки зрения их содержания, то к ним можно отнести следующие:

1. Интеграция  общества, объединение масс. Лидер  призван воплощать в себе и  представлять во взаимоотношениях  с другими государствами национальное  единство, объединять граждан вокруг  общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, государству, отечеству.

2. Нахождение  и принятие оптимальных политических  решений. И хотя лидеры не  застрахованы от ошибок, часто  действуют не лучшим образом,  все же именно способностью  найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание на руководящих постах.

3. Социальный  арбитраж и патронаж, защита масс  от беззакония, самоуправства бюрократии, дворянства и т.п., поддержание  порядка и законности с помощью  контроля, поощрения и наказания. Эта функция достаточно детально обоснована в концепции плебисцитарной вождистской демократии М.Вебера. Хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в "хорошего царя", "отца народов", покровителя слабых и т.д. до сих пор широко распространена не только в массовом сознании государств с патриархальной политической культурой, но и в странах с вековыми демократическими традициями.

4. Коммуникация  власти и масс, упрочения каналов  политической и эмоциональной  связи и тем самым предотвращения отчуждения граждан от политического руководства. В условиях сложной многоступенчатой иерархии власти, ее бюрократизации, эта функция особенно значима. С помощью средств массовой информации, и прежде всего телевидения, а также в ходе встреч с избирателями и других мероприятий, президент и иные политические руководители имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.

5. Инициирование  обновления, генерирование оптимиза  и социальной энергии, мобилизация  масс на реализацию политических целей. В этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, своевременно замечать ростки нового, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в общественные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам, однако не только им. Так, например, достаточно успешно справился с задачей преодоления вьетнамского синдрома, национального пессимизма и апатии, американский президент Р.Рейган.

6. Легитимация  строя. Эта функция присуща  главным образом лидерам в  тоталитарных обществах. Когда  политический режим не может  найти своего оправдания в  исторических традициях и демократических  процедурах, то он вынужден искать  его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями, и в большей или меньшей степени обожествляются. Так было и в нашей стране, когда большевистская власть, безжалостно разрушая многовековые традиции, узаконивала свои действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств.

 

Заключение

Человек,  желающий  стать  лидером,  должен   обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях  должны быть  разными.  Нужно признать, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря  этим  качествам  человек

может приобрести авторитет, и люди признают его лидером.

      Лидер выполняет множество социальных  ролей, каждая из которых   требует наличия  конкретных  знаний,   навыков. 

Роль лидеров особенно значительным в переломные периоды развития, когда от них требуется быстрое принятие решений, способность правильно понять конкретные задачи. Очень распространено мнение, что «сильный лидер» может решить все проблемы. Действительно, на каком этапе жесткий, требовательный лидер может повысить эффективность управления группой, партией или государством. Однако этот период продлится сравнительно недолго: основная задача лидера - возбуждать активность, поощрять всех членов партии или правительства к эффективному труду. 

 

Список использованной литературы:

  1. В.П. Пугачев «Основы политологии», М, «Знание», 1992г.
  2. Политология. Энциклопедический словарь.
  3. «Ставьте на лидера», Московский Комсомолец, ноябрь 1993.
  4. Смольков  В.  Г.  Сущность  и  типология  социального   лидерства. Социально-гуманитарные знания. №6 2001
  5. В.Одайник “Психология политики” , 1996
  6. Шестопал Е.Б. “Личность и политика”, М., 1988
  7. Политология: личность, власть, демократия. Учебник из серии гуманитарного образования. 1996
  8. Рощин С.К. “Психология и журналистика”, М., 1995
  9. Мухаев Р.Т. “Политология”, М., 1997

 

 

 

    

 
 

1 Политология. Энциклопедический словарь.

2 Основы политологии : курс лекций / ред. В. П. Пугачев. – Москва : Знание, 1992.

3 Основы политологии : курс лекций / ред. В. П. Пугачев. – Москва : Знание, 1992.

4 Смольков  В.  Г.  Сущность  и  типология  социального   лидерства. Социально-гуманитарные знания. №6 2001

5 «Ставьте на лидера», Московский Комсомолец, ноябрь 1993.

6 Политология: личность, власть, демократия. Учебник из серии гуманитарного образования. 1996

 


Информация о работе Место лидера в общественном движении