Как всякая наука, политология
разделяется на теоретическую и прикладную.
Эти два уровня функционально взаимосвязаны
и дополняют друг друга. Научная теория
возникает из потребности объяснить эмпирические
факты и верифицируется практикой. В свою
очередь для решения многих практических
задач требуется «приложение» хорошей
теории.
Прикладная политология имеет
уникальное практическое значение, являясь
составной частью и специфическим уровнем
политической науки, непосредственно
сфокусированным на решении конкретных
политических, так называемые конъюнктурных
задач. Ее назначение состоит в формулировке
конкретных рекомендаций и научных прогнозов
определенным политическим субъектам
в целях повышения эффективности их деятельности.
Большую роль здесь играют не теоретические,
а специфические средства микрополитического
анализа, индуктивные методы, основывающиеся
на изучении частных, единичных явлений.
Это наблюдение событий в форме констатации
фактов и отслеживание конкретных событий
и долговременных последствий тех или
иных решений или в форме «включенного
наблюдения», когда исследователь в течение
определенного времени находится внутри
изучаемой социальной группы, т. е. «погружается»
в какую-нибудь конкретную социальную
или политическую ситуацию.
Контент-анализ предполагает
целенаправленное изучение определенных
документов (конституций, правовых актов,
кодексов, программ, инструкций) или же
других непосредственных носителей информации:
книг, картин, кинофильмов, лозунгов и
т. п. Этот метод опирается на широкое применение
компьютерных технологий, что позволяет
в результате индексирования ключевых
слов (понятий, терминов) подсчитать частоту
их использования и получить скрытую объективную
информацию о состоянии объекта.
В прикладной политологии также
широко используются метод опроса прямых
или косвенных участников политических
событий, квалифицированных экспертов,
способных дать профессиональный анализ
ситуации. Выявление, обобщение и систематизация
информации могут осуществляться через
интервьюирование отдельных граждан или
путем проведения массовых анкетных и
других опросов. Возможность широкого
использования математических методов
повышает достоверность данных и научную
обоснованность политических прогнозов.
В последнее время стали популярными
игровые методы, которые предполагают
предварительное конструирование ситуации,
имитацию того или иного варианта развития
процесса, конфликта и т. д. Это позволяет
просчитать различные модели действий
управленческих структур, распределить
роли участников событий, уточнить характер
их поведения и взаимоотношения между
ними.
В прикладной политологии широко
применяются и более частные методы исследований,
например, фактор-анализ, сводящий множество
эмпирических данных к основным, определяющим,
использование когнитивных карт-матриц,
в которых фиксируются типичные реакции
лидеров (или других лиц) на кризисные
ситуации, образцы их действий в стабильных
условиях, биографические данные и прочая
информация, помогающая прогнозировать
их будущее поведение, конфигуративные
исследования, использующие сравнительный
анализ для выявления признаков политических
объектов, биографический анализ и др.
Прикладные политологические исследования,
как правило, связаны с такими сторонами
действительности, которые обладают устойчивой
практической значимостью для государственной
политики. Важная сфера их использования
– определение путей предотвращения или
разрешения социальных конфликтов и достижения
необходимого обществу консенсуса. Близки
к кругу вопросов, связанных с управлением
конфликтами, проблемы ведения переговоров.
Переговорный процесс как сфера применения
прикладных политологических исследований
требует выработки «технологии торга»,
которая, со своей стороны предполагает
определение приемов и способов взаимодействия
сторон. Одной из самых распространенных
сфер применения прикладной политологии
является проведение избирательных кампаний.
Важная сфера применения прикладных исследований
– выработка и принятие политических
решений. Здесь прикладная политология
разрабатывает критерии выделения политически
значимых общественных проблем, обеспечивает
необходимую информацию, формирует варианты
принятия альтернативных решений, меры
по нейтрализации действий оппонентов
и т. д.
Соотношение
политической и других общественных наук.
В качестве центрального субъекта мира
политического выступает человек. Однако
человек является существом не только
социальным, политическим и экономическим,
но и одновременно духовным, социокультурным,
политико-культурным, морально-этическим
и др. Очевидно, что, обращаясь к человеку,
политология вторгается в сферу интересов
философии, этики, культурологии, антропологии,
психологии, а эти последние в свою очередь
– в сферу интересов самой политологии.
В основе взаимосвязи и взаимодействии
политологии с другими общественными
науками лежат, по меньшей мере, два обстоятельства.
Во-первых, это тесное и всеобщее переплетение
процессов общественного развития (экономических,
политических, психологических, религиозных
и др.) в самой жизни. Во-вторых, в обществе
возникают проблемы связанные с основными,
важнейшими общественными ценностями,
изучением которых и выработкой практических
мероприятий по поводу которых заняты
все общественные науки. Главные из этих
ценностей: материальное благосостояние
общества и его стабильность, национальная
безопасность, свобода и конституционный
порядок.
Политология тесно связана
с экономикой, без знания последней невозможно
понять суть политических отношений в
обществе. Экономика дает соответствующее
обоснование реализации экономических
интересов со стороны различных социальных
групп, распределение власти в обществе
зависит от способа производства и отношений
собственности, господствующих в обществе.
В то же время политика может оказывать
воздействие на развитие экономики, содействовать
ей или наоборот тормозить.
Политология связана с исторической
наукой, которая дает ключ к пониманию
изменений политических институтов и
норм в процессе эволюции общества. Политология,
однако, не смотрит на историю как на спектакль,
а воспринимает ее как действие. В этой
связи очень важна аналитическая работа.
Политология взаимодействует
с юридической наукой, так как правовые
и политические отношения тесно переплетены
друг с другом. Политическая власть не
может функционировать без правового
оформления. В некоторых аспектах предмет
политологии и юридической науки совпадает,
только рассматривается под различным
углом зрения.
Политология самым непосредственным
образом связана с социальной психологией.
И это естественно, так как вопросы изучае6мые
социальной психологией занимают большое
место в изучении политических явлений,
т.к. связаны с исследованиями конкретных
действий участников политического процесса,
изучением мотивации политического поведения
и настроения.
Политическая психология призвана изучать
роль установок, ориентации, убеждений,
ожиданий, мотиваций, восприятии в политическом
поведении людей. Особенно широко исследования
такого рода используются при изучении
общественного мнения, политической социализации,
политического конфликта и сотрудничества,
электорального поведения, политических
установок и т.д.
Своеобразно отношение политологии
с философией, которая изучает ценностные
аспекты властных отношений и дает мировоззренческое
обоснование направленности политических
явлений и процессов. Закладывает категориальный
аппарат. Политическая философия представляет
собой отрасль или подраздел философии.
Ее задача – установление добра и зла,
справедливого и несправедливого, совершенного
и несовершенного, подлежащего сохранению
или изменению, одобрению или осуждению
и т.д. в политике. Если философия призвана
постичь природу вещей вообще, то цель
политической философии – понимание природы
политических вещей.
Политология тесно связана
и с политической социологией, изучающей
систему взаимодействия политики с социальной
средой, и уделяющей большое внимание
изучению социальной структуры общества.
Под политической антропологией
традиционно понимается дисциплина, занимающаяся
системами и институтами управления этнических
сообществ, в особенности в развивающихся
и примитивных обществах. Она интересуется
связями политического поведения с более
широкой культурой группы, коллектива,
сообщества. Политико-антропологические
исследования позволили сравнить разнообразные
политические системы и выявить этнические
факторы в политическом поведении людей.
Помимо выше указанных связей,
многие положения и выводы как таковой
составляют теоретическую базу для развития
многих прикладных политических дисциплин:
теории государственного управления,
партийного строительства, стратегии
и тактики партий и т.д.
Политология сегодня активно
использует и данные естественных наук:
географии (при изучении влияния природных
факторов на политику), демографии, антропологии,
кибернетики. С их помощью она моделирует
политические системы, выявляет наиболее
целесообразные варианты государственного
устройства, соотношения центральной
и местной власти и т.п.
Таким образом, в системе гуманитарных
знаний политология представлена как
интегративная комплексная наука о политике
во всех ее проявлениях. Она объединяет
и синтезирует выводы других наук, и на
базе их выстраивает исследования и обеспечивает
объективные знания о политических системах.
Политология
в системе профессиональной подготовки
специалиста.
Высшее образование, являясь
важной составной частью общего социокультурного
процесса, включено в широкий контекст
жизни, общества.
Классическая профессионально
ориентированная модель подготовки специалиста
была направлена на овладение необходимой
суммой знаний, умений и навыков, связана
с трансляцией устойчивого, постоянно
воспроизводимого содержания. И в случае
стабильных технологий специалисты, подготовленные
по этой модели, вполне удовлетворяли
потребителей.
На пороге XXI в. содержание знаний
и условия их функционирования стремительно
меняются. Это порождает необходимость
перехода к социально и культурно ориентированной
модели подготовки специалиста, предусматривающей
не только высокую профессиональную компетентность,
но и интеллектуальное, эстетическое и
нравственное развитие личности, повышение
уровня образованности и культуры будущего
специалиста как важного условия для его
профессионального самоопределения в
последующей трудовой деятельности.
Важнейшими составляющими социально
и культурно ориентированной модели подготовки
специалиста являются: формирование и
развитие коммуникационных способностей
и навыков, системности взглядов на мир
и место в нем человека, формирование гражданской
позиции и осознания профессиональной
ответственности за принятие решений.
Для создания такой модели необходима
гуманитаризация образования, которая
связана не только с тем, что возрастает
доля гуманитарных знаний в подготовке
специалиста, но и с созданием условий
для раскрытия духовных устремлений студентов,
их творческих способностей.
Необходимость гуманитаризации
высшего образования вызвана в частности
и тем, что значительному числу выпускников
вузов приходится заниматься не только
профессиональной, но и управленческой
деятельностью. Это требует от них глубоких
знаний в области политологии.
Политология, объясняя политические
процессы и раскрывая закономерности
функционирования и развития политических
систем, государственных институтов и
общественно-политических организаций,
способствует осознанию членами общества
– руководителями и рядовыми гражданами
– общественных потребностей и интересов,
пониманию проблем, подлежащих решению,
которые за элементарными повседневными
нуждами утрачивают отчетливые очертания
или вовсе теряются.
На уровень и характер преподавания
политологии оказывают существенное влияние
неоднозначные процессы, происходящие
в российском обществе. В последние годы
кризис общественного сознания развивается
по формуле: от конформизма к плюрализму
и от него к тотальному негативизму. В
обществе с размытыми духовными ориентирами
утрачивается доверие к рациональной
социальной мысли, к способности разума
критически воспринимать те или иные ценности,
традиции, взгляды, обостряется кризис
политической социализации молодежи:
воздействие политической культуры на
личность через традиции, опыт предшествующих
поколений становится все более сложным.
Переходные периоды всегда
связаны с усложнением общественной жизни,
динамичностью, изменчивостью ситуации,
возрастанием неустойчивости.
Российское общество находится
в процессе ломки, изживания, вытеснения,
крушения ранее сложившихся институтов,
норм, ценностей и идеалов, в обстановке
формирования новых учреждений, правовых
установлений, миропонимания, ценностных
ориентации. Часть общества находится
в плену прежних представлений, привычек,
поведенческих стереотипов, другая же
часть сравнительно быстро адаптируется
к новым условиям, открыта новым воззрениям,
ориентируется на иной, чем прежде, образ
жизни. Также следует принимать во внимание,
что сегодня в России ни одна из систем
мировоззренческих, политических, нравственных
взглядов не имеет бесспорного признания,
долговременной устойчивости.
Основная цель преподавания
политологии в современных условиях заключается
не только в передаче определенной суммы
знаний о политике, но и в выработке у студентов
умений и навыков отстаивать и защищать
свои права, реализовывать личные и групповые
интересы через представительные политические
институты, терпимо относиться к инакомыслию,
находить компромиссы и достигать согласия
по ключевым вопросам.
Изучение политологии развивает
способности к элементарному рационально-критическому
осмыслению политики, позволяет студентам
овладеть техникой и методикой организации
митингов, избирательных кампаний, составления
петиций, ведения политических дискуссий
и переговоров, способствует развитию
навыков самовыражения и аргументации.
Это крайне необходимо в условиях укорененности
в массовом сознании популистского образа
мира, для которого характерны упрощенное
объяснение событий, плоское видение реальности,
радикализм и непримиримость.
Изучение политологии позволяет
приобщиться к таким важным компонентам
гражданской культуры, как:
- научные представления об отношениях
между гражданами, гражданином и обществом;
- оправдавшие себя в гражданских
отношениях способы деятельности, практические
умения, модели гражданского поведения,
одобряемые обществом;
- гражданские ценностные ориентации
и, прежде всего, ценности, представляемые
в Конституции Российской Федерации, включая
отношение к человеку, его правам и свободам
как высшей ценности, гражданский мир
и согласие, государственное единство,
любовь и уважение к Отечеству, вера в
добро и справедливость и др.;
- опыт самостоятельного решения
многообразных проблем, возникающих в
частной и публичной жизни гражданина
как субъекта гражданского общества.
Все это будет способствовать
формированию гражданской позиции будущего
специалиста, его самореализации в условиях
возросшей свободы экономического, политического,
мировоззренческого выбора.
Долгие годы вульгарного толкования
политической теории, подмена ее политической
мифологией обернулись сегодня для общества
политическим суеверием и нигилизмом.
Без твердых социальных и духовных основ
демократия остается либо мифом, либо
неустойчивым политическим режимом, легко
заменяемым той или иной формой диктатуры.
Демократию нельзя ввести декретом, демократии
надо учиться.
Политическое образование один
из способов современной социализации
личности и формирования политической
культуры, приобщения к демократическим
ценностям.