Место политологии в системе общественных наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 00:18, реферат

Описание работы

Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них - экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из этих сфер представляет собой определенную систему со своим типом организации и управления, со своими законами развития и традициями. Данные системы изучаются соответствующими общественными науками.
Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от экономической, социальной и духовной, а также всех других является организация и осуществление государственного управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном управленческом комплексе). Без политической системы жизнь общества уподобилась бы броуновскому движению, и оно просто не способно было бы существовать.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
2
1.
Структура политологии………………………………………………..
4
2.
Объект, предмет, методы и функции политологии…………………..
5
3.
Место политологии в системе общественных наук…………………..
11

Заключение……………………………………………………………….
17

Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Политология 1 вариант..docx

— 52.47 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

 

 

Введение………………………………………………………………….

2

1.

Структура политологии………………………………………………..

4

2.

Объект, предмет, методы и функции  политологии…………………..

5

3.

Место политологии в системе  общественных наук…………………..

11

 

Заключение……………………………………………………………….

17

 

Список литературы……………………………………………………..

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них - экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из этих сфер представляет собой определенную систему со своим типом организации  и управления, со своими законами развития и традициями. Данные системы изучаются  соответствующими общественными науками.

Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от экономической, социальной и духовной, а также  всех других является организация и  осуществление государственного управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в  государственном управленческом комплексе). Без политической системы жизнь общества уподобилась бы броуновскому движению, и оно просто не способно было бы существовать.

Политическая система одна из наиболее крупных и сложных. В ее рамках возникают и развиваются ключевые политические процессы, принимаются и реализуются важные для судеб общества решения. Поэтому не удивительно, что эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук, однако, специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука - политология.

Политология (от греческих слов: politika - государственные и общественные дела, искусство управлять государством и logos - слово, учение) - наука об управлении государством в самом широком смысле, то есть наука о политической системе общества. Это одна из самых древних общественных наук и одновременно самая молодая. Звучит парадоксально, но это правда. Одной из самых ее следует считать потому, что каждая из изучаемых тем (политическая власть, политические лидеры, политическая элита, политика, политический процесс и другие) с древних времен интересовала исследователей (Платон, Аристотель). В достаточно далеком прошлом были научно обобщены важные положения политологической науки (в частности, о необходимости разделения властей, о сущности и формах политического лидерства и другом). Самой молодой из фундаментальных общественных наук ее следует рассматривать в связи с тем, что как целостное, системное учение она возникла лишь в начале нашего столетия. Почему так произошло? Причины есть. Правы те, кто утверждает, что каждая наука появляется лишь тогда, когда в ее существовании заинтересовано общество. Речь идет о востребованности науки. Например, в нашей стране вплоть до современных демократических перемен она была просто не нужна, а могла оказать не лучшую «услугу» господствующему политическому режиму. Будучи наукой о политической системе общества, политология в СССР поставила бы много не желательных вопросов, о том, чего нет: о разделении властей, о многопартийности, о гражданском обществе, об альтернативных выборах и другом.

Политология становится по-настоящему востребованной наукой лишь в демократическом обществе. Она является наукой, адекватной демократическим политическим системам, поскольку способствует их дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому очевидно, что политология как целостная, независимая академическая наука могла появиться лишь в начале нашего столетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Структура политологии.

Политология представляет собой  широкий комплекс знаний о политике, охватывающий ее различные проявления.

Будучи единой и интегрированной  наукой о политике, политология включает в себя ряд частных дисциплин, которые исследуют те или иные стороны политической действительности. Среди них можно выделить политическую философию, политическую социологию, политическую историю, политическую психологию, политическую антропологию, политическую географию  и т. д.

Политическая философия  исследует ценностные мировоззренческие  аспекты политики, политические идеалы, нормы, на основе которых функционирует  политическая система, определяет смыслы важнейших политических явлений: власти, государства, прав человека; выявляет закономерности развития политических процессов. Политическая философия  – это наиболее высокий, абстрактный  уровень анализа политики.

Более конкретно политическая сфера исследуется в теории политики. Теория политики находится на стыке с целым рядом дисциплин: теориями государства и права, конституционного права, международного права и т. д. Теория политики исследует происхождение и роль государства и права, принципы их построения, роль правосознания. Теория политики изучает также проблемы политической власти, ее сущности, особенностей, ресурсов.

Теория политики развивается  на базе обобщения эмпирического  материала, конкретно-исторической практики. Значительную роль в создании теории политики играет сравнительная политология.

К теории политики тесно  примыкает политическая история, которая  изучает политические идеи, теории, институты и события в их хронологической  последовательности.

Между политологией и социологией  находится политическая социология, играющая немалую роль в системе  политологических дисциплин. Политическая социология исследует социальный срез политических явлений. Она изучает  интересы, содержание сознания участников политики, политическое поведение индивидов  и групп.

Субъективные механизмы  политических взаимодействий, связей и отношений, влияние на них сознания и подсознания человека, его разума, воли, эмоций, убеждений, мотивации, ценностных ориентаций изучает политическая психология.

Политическая антропология устанавливает связь политики с  социобиологическими качествами человека. Зависимость политических процессов  от их пространственного положения, обусловленность политики экономико-географическими, природными факторами изучает политическая география.

В рамках политической науки  активно развивается также прикладная политология, которая акцентирует  внимание на решении конкретных политических проблем [3].

 

2.Объект,предмет, методы и функции политологии. 
 
      Объектом политологии является политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство и общество. 
      Предметом служит та часть объекта, которая познана на данный период общественно-политического развития, выражена в законах и категориях данной отрасли знания и составляет определенную концепцию знаний об объекте. В плане предметного содержания развитие политической науки шло от сосредоточения внимания прежде всего на формальных институтах к проявлению интереса к политическим процессам, поведению индивидов и групп. Если господствующим в политологии XVIII–XIX вв. являлось институциональное направление – изучение политических институтов на основе теории разделения властей, то в XX в. его дополняют исследования политических систем, структур и культур, проявления человеческих качеств в политике. Существует дифференциация политической науки (политологии) на ряд научных дисциплин и направлений: философию политики, теорию политики и прикладную политологию, политическую Политические явления и процессы изучаются, как известно, не только политологией. В той или иной степени или сфере мир политики исследуется правовыми, экономическими и историческими науками. Среди правовых наук непосредственно политические объекты и проблемы государственной политики изучают теория и история государства и права, административное право, международное право. Политология достаточно "близка" к этим правовым дисциплинам и не может обойтись без использования достижений правовых наук, правовых норм, регулирующих политические отношения в обществе. Чем лучше политолог знает право, тем увереннее он чувствует себя в вопросах политического управления и др. Для юриста в свою очередь полезно ориентироваться в мире политики, знать закономерности развития политических процессов, участия (или неучастия) людей в политике, искусство политического лидерства, принципы и методы политического руководства и т.д. Можно сказать, что чем больше политология использует право, тем более основательно она изучает политику, и чем лучше юристы знают науку о политике, тем шире их политический кругозор и культура.       Предмет политологии (политическая наука, наука о политике) и политика как ее центральная категория объясняются с помощью одних и тех же понятий: власть, государство, господство, политический порядок. Поэтому в определении предмета политологии существует несколько точек зрения.      Однако вряд ли можно отрицать, что политика есть особая сфера жизнедеятельности людей, связанных с властными отношениями, с государством и государственным устройством, социальными институтами, принципами и нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей. И здесь вполне четко просматриваются связи и отношения, носящие закономерный характер и являющиеся предметом изучения науки политологии. Политология раскрывает природу, факторы формирования, способы функционирования и институционализации политики; определяет основные тенденции и закономерности, действующие в политической сфере общества, стратегические приоритеты и на этой базе способствует выработке долгосрочных целевых установок и перспектив развития политических процессов, показывает политику как борьбу за власть и ее удержание, формы и методы властвования; вырабатывает методологию политического анализа, политических технологий и политического прогнозирования, базирующихся на теоретическом видении проблемы, а также на результатах эмпирических исследований. Как всякая наука, она вычленяет из совокупности взаимодействий лишь некий момент, исследует то, “что в политике является политическим”. Предметом политологии являются закономерности-тенденции и проблемы политики и власти: структурные, институциональные и функциональные. Политология как научная дисциплина охватывает существующий политический порядок, где доминируют постоянные величины, и политический процесс, где доминируют переменные величины.     Она исследует, например, такие проблемы: политическое господство и правление, конституирование власти и политическое неравенство, механизмы правления в рамках различных государственно-политических систем, отношения людей с институтами власти, личность и социальные группы (включенные в политику) во всем многообразии их политико-психологических и политико-культурных характеристик.  
Методы политологии. 
Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, поскольку является междисциплинарной наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин. 
Большинство исследователей склонны выделять три группы методов. 
Первая группа — общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки. Сюда входят: 
·       анализ и синтез; 
·       индукция и дедукция; 
·       аналогия; 
·       моделирование; 
·       классификация; 
·       абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному; 
·       сочетание исторического и логического анализов; 
·       мысленный эксперимент. 
Вторая группа — методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся: 
·       использование статистики (прежде всего электоральной); 
·       анализ документов (количественный и качественный контент-анализ); 
·       опрос (анкетный и экспертная оценка); 
·       интервьюирование; 
·       лабораторные эксперименты; 
·       теория игр; 
·       современные компьютерные технологии, включая методы искусственного интеллекта, геоинформационные системы и другие. 
На основе вышесказанного можно выделить третью группу — методологии (концептуальные практико-теоретические подходы к исследованию, объединяющие совокупности специфических методов) политической науки. К ним относятся: 
·       Социологическая методология — предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. В своих крайних проявлениях представлена в марксизме — тезис зависимости политической структуры от экономического базиса. 
·       Бихевиоралистская — пришла на смену институциональной. Особое развитие получила в США в последней трети XIX в. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть бихевиоралистской методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов). 
Конституирующие начала данного подхода:  
1) политика имеет личностное измерение, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению отдельных личностей, которые и являются объектом исследования;  
2) доминирующие мотивы поведения людей — психологические, они могут иметь и индивидуальную природу;  
3) политические явления измеряются количественно; это открывает перед политологами возможность использования математики. 
·       Нормативно-ценностная — предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит политические институты и поведение. 
·       Функциональная — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой [1]. 
·      Системная, применительно к политике, была впервые разработана в 50-60-е годы XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе. 
·        Антропологический подход — противоположен во многом социологическому. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.). 
·       Психологический подход — сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. Важнейшее место здесь занимает психоанализ, основы которого разработал 3игмунд Фрейд. 
·       Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.). 
·       Критико-диалектический подход широко применялся в советском марксизме. Анализ политических явлений проводился в контексте выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики.  
 
·        Сравнительная методология широко распространена в современной политической науке, в которой выделяется специальная отрасль знания — сравнительная политология (например, политические мировые системы: англо-американская, европейская, континентальная, восточная и т. д.). Этот подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации [5]. 
Функции политологии. 
Само понятие "функция" (от лат. functio) означает исполнение, обязанность, круг деятельности. Реализуются функции политологии во многих областях политической жизни и поэтому могут быть соответственно дифференцированы.  
В первую группу - "классических теоретических функций", - входят:  
·       концептуально-описательная, которая предоставляет исследователю в рамках политологии и за ее пределами определенный запас терминов, понятий и категорий, а также правил описания, отражающих охваченное в этих категориях и понятиях содержание политической действительности. Это позволяет ответить на вопрос "что и как делается?";  
·       объясняющая функция, предоставляющая определенные объяснения политических процессов и событий на основе выявленных тенденций, фактов, закономерностей. Это позволяет ответить на вопрос "почему делается так, а не иначе?";  
·        прогностическая функция. Ее назначение состоит в формулировании предвидения в соответствии с утверждениями, которые прежде были использованы для объяснения. Одна из основоплагающих целей науки - это прогнозирование. Поэтому ценность политологического исследования определяется не только тем, насколько адекватно оно отражает те или иные тенденции, но и тем, в какой степени они завершаются научно обоснованными прогнозами. Особый интерес вызывает прогнозирование последствий принимаемых сегодня политических решений, а также политический мониторинг - слежение и раннее предупреждение нежелательных в будущем политических событий.  
 Вторая группа функций политологии носит прикладной характер:  
·       методологическо-оценивающая, предоставляющая в распоряжение исследователя систему методов и исследовательских процедур. Это своего рода теория политических технологий и политического анализа, а также формулирования оценок их познавательной полезности;  
·       интегрирующая функция, которая состоит в создании возможности использования политологией достижений других дисциплин, то есть выявлении того, она на основе своего языка (терминов, понятий, категорий) и методического инструментария способна сотрудничать с родственными науками, обогащая себя и "соседей".  
       Третья группа состоит из функций, реализуемых за пределами политической науки:  
·       инструментально-рационализирующая (управленческая), дающая субъектам политики знания о политической обстановке, ситуации и средствах успешного воздействия на них. Она отвечает на вопрос - "как и почему?" Политология выступает здесь одним из элементов системы средств, реализующих политические цели и являющихся инструментом формирования ситуации, оптимальной для субъектов политических действий. Политология специально рассматривает проблему выработки, принятия и реализации политических решений, выдает рекомендации для оптимальной и эффективной политической деятельности;  
·       идеологическая функция, построенная вокруг вопроса - "для чего?" 
 Она состоит в перестройке содержания функционирующих общественно-политических ценностей, в обосновании существующих связей между ними и мотивациями действий участников политических событий [2].  
      Все рассмотренные функции политологии отражают ее тесную связь с жизнью. Их реализация на разных уровнях политической жизни показывает политологию как науку действующую, как одну из важных общественных дисциплин, значение которой в сегодняшней политической модернизации России неуклонно возрастает. 
      Существуют и другие описания функций политологии, среди которых обычно выделяются:  
·       теоретико-познавательная, которая формирует знания о политике и ее роли в обществе;  
·       мировоззренческая, способствующая выработке определенного видения политической действительности;  
·       методологическая, сводящаяся к тому, что выводы политической науки могут служить основой для более частных политических теорий;  
·       регулятивная, которая предполагает усвоение политических знаний посредством прямого влияния на политические действия;  
·       прогностическая, раскрывающая тенденции развития политических явлений с помощью методик предвидения;  
·       оценочная (аксиологическая), которая дает точную оценку политическим событиям. 

3. Место политологии  в системе общественных наук.

Исследование проблем  и закономерностей развития политической системы тесно связано с решением задач, которые ставит политология: они позволяют достаточно точно  видеть возможность политологической науки, а также границы этих возможностей. Главной целью политологии как  научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения  ряда задач. Главными из них являются:

-исследование общих и  специфических условий возникновения  и развития политической системы  общества в целом и составляющих  ее политических институтов (политическая  власть, политические партии, политическое  лидерство, политическая элита,  избирательные системы и другое), политических отношений, политических  процессов;

-создание и совершенствование  механизма, позволяющего находить  оптимальную корректировку политической  системы в целом и ее основных  элементов;

-анализ причин возникновения  кризисных ситуаций в развитии  политической системы и путей  их урегулирования;

-аргументированное объяснение  происходящих политических процессов,  причин их возникновения, роли  в развитии общества;

-выработка практических  рекомендаций по созданию условий  стабильного развития политической  системы общества.

Перечисленные задачи и цели политологии свидетельствуют о  том, что исследовательская, прогностическая  и практическая роль политологии  велика и многообразна. Естественно, что эту свою миссию политология  выполняет, используя достижения других общественных наук.

В основе взаимосвязи и  взаимодействия политологии с другими  общественными науками лежат, по меньшей мере, два обстоятельства. Во-первых, это тесное и всеобщее переплетение процессов общественного  развития (экономических, политических, психологических, религиозных и  других) в самой жизни. Поэтому  любая общественная теория не может  не основываться на существовании этих связей, их воздействии на развитие общества. Во-вторых, в обществе возникают  проблемы, связанные с основными, важнейшими общественными ценностями, изучением которых и выработкой практических мероприятий, по поводу которых  заняты, можно смело утверждать, все общественные науки. Главные  из этих ценностей: материальное благосостояние общества и его стабильность; национальная безопасность; свобода и конституционный  порядок [3].

Указанные проблемы отражают основные ценности, которые движут (управляют) развитием любого общества, каждой социальной системы. В реализации этих целей заинтересовано и общество в целом, и каждый его гражданин. В зависимости от степени достижения данных целей судят об эффективности  работы тех, кто возглавляет страну. Очевидно также, что достижение перечисленных целей - очень сложная задача, порождающая многочисленные проблемы [1].

Отмеченные обстоятельства вскрывают существование объективных  причин, которые составляют основу взаимодействия общественных наук в  решении многих проблем социального  развития.

Взаимодействие общественных наук имеет и другие причины и осуществляется в других конкретных формах. Основанием для этого служит, например, то, что практически все общественные науки изучают в связи со своими специфическими проблемами явления политической жизни. И это не случайно, так как многие жизненно важные экономические, социальные, культурные, этические, психологические и другие проблемы нередко становятся политическими. Так происходит в случае, если решение проблемы средствами той сферы, где она возникла, становится невозможным. Возникает потребность в политических средствах. Такое взаимодействие различных общественных систем с политической системой находит отражение и в теории общественного развития.

Как пример можно привести экономическую теорию. Специалисты  в этой области изучают не только законы и закономерности развития рыночного  хозяйства, его самоорганизацию, саморегулирование, самонастраиваемость, но и методы, приемы, средства государственной политики в отношении функционирования экономической системы общества в целом. Этой наукой анализируются принципы выработки и реализации экономической теории, разрабатываются основы и направления государственного регулирования экономических процессов, экономической стратегии и тактики. Само по себе данное обстоятельство позволяет экономической теории сделать выводы, важные для политологии. Один из них заключается в том, что в основе многих экономических процессов следует видеть борьбу за реализацию политических целей, преследуемых определенными слоями общества. Можно привести много примеров. В частности, такое обстоятельство. Хорошо продуманная и многообещающая гражданам страны экономическая программа кандидата в президенты страны (или на какой-либо другой руководящий пост) становится мощным средством завоевания власти. А успешное выполнение этой программы, при прочих разных условиях, способствует удержанию политической власти и продление пребывания на руководящем посту. В свою очередь политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов [3].

Информация о работе Место политологии в системе общественных наук