Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 00:18, реферат
Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них - экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из этих сфер представляет собой определенную систему со своим типом организации и управления, со своими законами развития и традициями. Данные системы изучаются соответствующими общественными науками.
Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от экономической, социальной и духовной, а также всех других является организация и осуществление государственного управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном управленческом комплексе). Без политической системы жизнь общества уподобилась бы броуновскому движению, и оно просто не способно было бы существовать.
Введение………………………………………………………………….
2
1.
Структура политологии………………………………………………..
4
2.
Объект, предмет, методы и функции политологии…………………..
5
3.
Место политологии в системе общественных наук…………………..
11
Заключение……………………………………………………………….
17
Список литературы…………………………………
Содержание.
Введение………………………………………………………… |
2 | |
1. |
Структура политологии………………………………………………. |
4 |
2. |
Объект, предмет, методы и функции политологии………………….. |
5 |
3. |
Место политологии в системе общественных наук………………….. |
11 |
Заключение…………………………………………………… |
17 | |
Список литературы………………………………… |
19 |
Введение
Общественная жизнь
Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от экономической, социальной и духовной, а также всех других является организация и осуществление государственного управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном управленческом комплексе). Без политической системы жизнь общества уподобилась бы броуновскому движению, и оно просто не способно было бы существовать.
Политическая система одна из наиболее крупных и сложных. В ее рамках возникают и развиваются ключевые политические процессы, принимаются и реализуются важные для судеб общества решения. Поэтому не удивительно, что эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук, однако, специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука - политология.
Политология (от греческих слов: politika - государственные и общественные дела, искусство управлять государством и logos - слово, учение) - наука об управлении государством в самом широком смысле, то есть наука о политической системе общества. Это одна из самых древних общественных наук и одновременно самая молодая. Звучит парадоксально, но это правда. Одной из самых ее следует считать потому, что каждая из изучаемых тем (политическая власть, политические лидеры, политическая элита, политика, политический процесс и другие) с древних времен интересовала исследователей (Платон, Аристотель). В достаточно далеком прошлом были научно обобщены важные положения политологической науки (в частности, о необходимости разделения властей, о сущности и формах политического лидерства и другом). Самой молодой из фундаментальных общественных наук ее следует рассматривать в связи с тем, что как целостное, системное учение она возникла лишь в начале нашего столетия. Почему так произошло? Причины есть. Правы те, кто утверждает, что каждая наука появляется лишь тогда, когда в ее существовании заинтересовано общество. Речь идет о востребованности науки. Например, в нашей стране вплоть до современных демократических перемен она была просто не нужна, а могла оказать не лучшую «услугу» господствующему политическому режиму. Будучи наукой о политической системе общества, политология в СССР поставила бы много не желательных вопросов, о том, чего нет: о разделении властей, о многопартийности, о гражданском обществе, об альтернативных выборах и другом.
Политология становится по-настоящему востребованной наукой лишь в демократическом обществе. Она является наукой, адекватной демократическим политическим системам, поскольку способствует их дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому очевидно, что политология как целостная, независимая академическая наука могла появиться лишь в начале нашего столетия.
1.Структура политологии.
Политология представляет собой широкий комплекс знаний о политике, охватывающий ее различные проявления.
Будучи единой и интегрированной наукой о политике, политология включает в себя ряд частных дисциплин, которые исследуют те или иные стороны политической действительности. Среди них можно выделить политическую философию, политическую социологию, политическую историю, политическую психологию, политическую антропологию, политическую географию и т. д.
Политическая философия исследует ценностные мировоззренческие аспекты политики, политические идеалы, нормы, на основе которых функционирует политическая система, определяет смыслы важнейших политических явлений: власти, государства, прав человека; выявляет закономерности развития политических процессов. Политическая философия – это наиболее высокий, абстрактный уровень анализа политики.
Более конкретно политическая сфера исследуется в теории политики. Теория политики находится на стыке с целым рядом дисциплин: теориями государства и права, конституционного права, международного права и т. д. Теория политики исследует происхождение и роль государства и права, принципы их построения, роль правосознания. Теория политики изучает также проблемы политической власти, ее сущности, особенностей, ресурсов.
Теория политики развивается на базе обобщения эмпирического материала, конкретно-исторической практики. Значительную роль в создании теории политики играет сравнительная политология.
К теории политики тесно примыкает политическая история, которая изучает политические идеи, теории, институты и события в их хронологической последовательности.
Между политологией и социологией находится политическая социология, играющая немалую роль в системе политологических дисциплин. Политическая социология исследует социальный срез политических явлений. Она изучает интересы, содержание сознания участников политики, политическое поведение индивидов и групп.
Субъективные механизмы политических взаимодействий, связей и отношений, влияние на них сознания и подсознания человека, его разума, воли, эмоций, убеждений, мотивации, ценностных ориентаций изучает политическая психология.
Политическая антропология устанавливает связь политики с социобиологическими качествами человека. Зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики экономико-географическими, природными факторами изучает политическая география.
В рамках политической науки
активно развивается также
2.Объект,предмет,
методы и функции политологии.
Объектом политологии является политическая жизнь
людей, социальных общностей, интегрированных
в государство и общество.
Предметом служит та часть
объекта, которая познана на данный период
общественно-политического развития,
выражена в законах и категориях данной
отрасли знания и составляет определенную
концепцию знаний об объекте. В плане предметного
содержания развитие политической науки
шло от сосредоточения внимания прежде
всего на формальных институтах к проявлению
интереса к политическим процессам, поведению
индивидов и групп. Если господствующим
в политологии XVIII–XIX вв. являлось институциональное
направление – изучение политических
институтов на основе теории разделения
властей, то в XX в. его дополняют исследования
политических систем, структур и культур,
проявления человеческих качеств в политике.
Существует дифференциация политической
науки (политологии) на ряд научных дисциплин
и направлений: философию политики, теорию
политики и прикладную политологию, политическую
Политические явления и процессы изучаются,
как известно, не только политологией.
В той или иной степени или сфере мир политики
исследуется правовыми, экономическими
и историческими науками. Среди правовых
наук непосредственно политические объекты
и проблемы государственной политики
изучают теория и история государства
и права, административное право, международное
право. Политология достаточно "близка"
к этим правовым дисциплинам и не может
обойтись без использования достижений
правовых наук, правовых норм, регулирующих
политические отношения в обществе. Чем
лучше политолог знает право, тем увереннее
он чувствует себя в вопросах политического
управления и др. Для юриста в свою очередь
полезно ориентироваться в мире политики,
знать закономерности развития политических
процессов, участия (или неучастия) людей
в политике, искусство политического лидерства,
принципы и методы политического руководства
и т.д. Можно сказать, что чем больше политология
использует право, тем более основательно
она изучает политику, и чем лучше юристы
знают науку о политике, тем шире их политический
кругозор и культура.
Предмет политологии (политическая наука,
наука о политике) и политика как ее центральная
категория объясняются с помощью одних
и тех же понятий: власть, государство,
господство, политический порядок. Поэтому
в определении предмета политологии существует
несколько точек зрения. Однако
вряд ли можно отрицать, что политика есть
особая сфера жизнедеятельности людей,
связанных с властными отношениями, с
государством и государственным устройством,
социальными институтами, принципами
и нормами, функционирование и действие
которых призвано гарантировать жизнеспособность
того или иного сообщества людей, реализацию
их общей воли, интересов и потребностей.
И здесь вполне четко просматриваются
связи и отношения, носящие закономерный
характер и являющиеся предметом изучения
науки политологии. Политология раскрывает
природу, факторы формирования, способы
функционирования и институционализации
политики; определяет основные тенденции
и закономерности, действующие в политической
сфере общества, стратегические приоритеты
и на этой базе способствует выработке
долгосрочных целевых установок и перспектив
развития политических процессов, показывает
политику как борьбу за власть и ее удержание,
формы и методы властвования; вырабатывает
методологию политического анализа, политических
технологий и политического прогнозирования,
базирующихся на теоретическом видении
проблемы, а также на результатах эмпирических
исследований. Как всякая наука, она вычленяет
из совокупности взаимодействий лишь
некий момент, исследует то, “что в политике
является политическим”. Предметом политологии
являются закономерности-тенденции и
проблемы политики и власти: структурные,
институциональные и функциональные.
Политология как научная дисциплина охватывает
существующий политический порядок, где
доминируют постоянные величины, и политический
процесс, где доминируют переменные величины.
Она исследует, например, такие проблемы:
политическое господство и правление,
конституирование власти и политическое
неравенство, механизмы правления в рамках
различных государственно-политических
систем, отношения людей с институтами
власти, личность и социальные группы
(включенные в политику) во всем многообразии
их политико-психологических и политико-культурных
характеристик.
Методы политологии.
Политология имеет большой арсенал исследовательских
методов, поскольку является междисциплинарной
наукой и использует методологическую
базу всех смежных дисциплин.
Большинство исследователей склонны выделять три группы методов.
Первая
группа — общелогические методы, используемые
политологией как одной из обществоведческих
наук (философия, социология, экономика).
Это — не собственно методы политической
науки. Сюда входят:
· анализ и синтез;
· индукция и дедукция;
· аналогия;
· моделирование;
· классификация;
· абстрагирование и восхождение
от абстрактного к конкретному;
· сочетание исторического и
логического анализов;
· мысленный эксперимент.
Вторая
группа — методы эмпирических исследований,
получения первичной информации о политических
фактах. Сюда относятся:
· использование статистики (прежде
всего электоральной);
· анализ документов (количественный
и качественный контент-анализ);
· опрос (анкетный и экспертная
оценка);
· интервьюирование;
· лабораторные эксперименты;
· теория игр;
· современные компьютерные технологии,
включая методы искусственного интеллекта,
геоинформационные системы и другие.
На основе вышесказанного можно выделить третью
группу — методологии (концептуальные
практико-теоретические подходы к исследованию,
объединяющие совокупности специфических
методов) политической науки. К ним относятся:
· Социологическая
методология — предполагает выяснение зависимости
политики от общества, социальной обусловленности
политических явлений, в том числе влияния
на политическую систему экономических
отношений, социальной структуры, идеологии,
культуры. В своих крайних проявлениях
представлена в марксизме — тезис зависимости
политической структуры от экономического
базиса.
· Бихевиоралистская — пришла на смену институциональной.
Особое развитие получила в США в последней
трети XIX в. Претендует на максимальную
научность в политологии, широко использует
методы естественных наук, конкретной
социологии. Суть бихевиоралистской методологии
заключается в изучении политики посредством
конкретного исследования многообразного
поведения отдельных личностей и групп
(но не институтов).
Конституирующие начала данного подхода:
1) политика имеет личностное измерение,
групповые действия людей так или иначе
восходят к поведению отдельных личностей,
которые и являются объектом исследования;
2) доминирующие мотивы поведения людей
— психологические, они могут иметь и
индивидуальную природу;
3) политические явления измеряются количественно;
это открывает перед политологами возможность
использования математики.
· Нормативно-ценностная
· Функциональная — требует изучения зависимостей
между политическими явлениями, проявляющихся
в опыте, например, взаимосвязей между
уровнем экономического развития и политическим
строем, между степенью урбанизации населения
и его политической активностью, между
количеством политических партий и избирательной
системой [1].
· Системная, применительно к политике,
была впервые разработана в 50-60-е годы
XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого
подхода состоит в рассмотрении политики
как целостного, сложного организма, саморегулирующегося
механизма, находящегося в непрерывном
взаимодействии с окружающей средой через
вход и выход системы. Политической системе
принадлежит верховная власть в обществе.
· Антропологический
подход — противоположен во многом
социологическому. Он требует изучения
обусловленности политики не социальными
факторами, а природой человека как родового
существа, имеющего инвариантный набор
основополагающих потребностей (в пище,
одежде, жилище, безопасности, духовном
развитии и т. д.).
· Психологический
подход — сходен с антропологическим.
Однако, в отличие от последнего, он имеет
в виду не человека вообще как представителя
рода, а конкретного индивидуума, что предполагает
учет его родовых качеств, социального
окружения, особенностей индивидуального
развития. Важнейшее место здесь занимает
психоанализ, основы которого разработал
3игмунд Фрейд.
· Социально-
· Критико-диалектический
подход широко применялся в советском
марксизме. Анализ политических явлений
проводился в контексте выявления внутренних
противоречий как источника самодвижения
политики.
· Сравнительная методология широко распространена в современной
политической науке, в которой выделяется
специальная отрасль знания — сравнительная
политология (например, политические мировые
системы: англо-американская, европейская,
континентальная, восточная и т. д.). Этот
подход предполагает сопоставление однотипных
политических явлений, например, политических
систем, различных способов выполнения
одних и тех же политических функций и
т. д. с целью выявления их общих и специфических
черт, нахождение наиболее эффективных
форм политической организации [5].
Функции политологии.
Само понятие "функция" (от лат. functio)
означает исполнение, обязанность, круг
деятельности. Реализуются функции политологии
во многих областях политической жизни
и поэтому могут быть соответственно дифференцированы.
В первую
группу - "классических
теоретических функций", - входят:
· концептуально-
· объясняющая функция, предоставляющая определенные
объяснения политических процессов и
событий на основе выявленных тенденций,
фактов, закономерностей. Это позволяет
ответить на вопрос "почему делается
так, а не иначе?";
· прогностическая
функция. Ее назначение состоит в формулировании
предвидения в соответствии с утверждениями,
которые прежде были использованы для
объяснения. Одна из основоплагающих целей
науки - это прогнозирование. Поэтому ценность
политологического исследования определяется
не только тем, насколько адекватно оно
отражает те или иные тенденции, но и тем,
в какой степени они завершаются научно
обоснованными прогнозами. Особый интерес
вызывает прогнозирование последствий
принимаемых сегодня политических решений,
а также политический мониторинг - слежение
и раннее предупреждение нежелательных
в будущем политических событий.
Вторая
группа функций политологии
носит прикладной характер:
· методологическо-
· интегрирующая функция, которая состоит в создании
возможности использования политологией
достижений других дисциплин, то есть
выявлении того, она на основе своего языка
(терминов, понятий, категорий) и методического
инструментария способна сотрудничать
с родственными науками, обогащая себя
и "соседей".
Третья группа состоит из функций,
реализуемых за пределами политической
науки:
· инструментально-
· идеологическая
функция, построенная вокруг вопроса
- "для чего?"
Она состоит в перестройке содержания
функционирующих общественно-политических
ценностей, в обосновании существующих
связей между ними и мотивациями действий
участников политических событий [2].
Все рассмотренные функции
политологии отражают ее тесную связь
с жизнью. Их реализация на разных уровнях
политической жизни показывает политологию
как науку действующую, как одну из важных
общественных дисциплин, значение которой
в сегодняшней политической модернизации
России неуклонно возрастает.
Существуют и другие описания
функций политологии, среди которых обычно
выделяются:
· теоретико-
· мировоззренческая, способствующая
выработке определенного видения политической
действительности;
· методологическая, сводящаяся
к тому, что выводы политической науки
могут служить основой для более частных
политических теорий;
· регулятивная, которая предполагает
усвоение политических знаний посредством
прямого влияния на политические действия;
· прогностическая, раскрывающая
тенденции развития политических явлений
с помощью методик предвидения;
· оценочная (аксиологическая),
которая дает точную оценку политическим
событиям.
3. Место политологии в системе общественных наук.
Исследование проблем
и закономерностей развития политической
системы тесно связано с
-исследование общих и
специфических условий
-создание и совершенствование
механизма, позволяющего
-анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии политической системы и путей их урегулирования;
-аргументированное объяснение
происходящих политических
-выработка практических
рекомендаций по созданию
Перечисленные задачи и цели политологии свидетельствуют о том, что исследовательская, прогностическая и практическая роль политологии велика и многообразна. Естественно, что эту свою миссию политология выполняет, используя достижения других общественных наук.
В основе взаимосвязи и взаимодействия политологии с другими общественными науками лежат, по меньшей мере, два обстоятельства. Во-первых, это тесное и всеобщее переплетение процессов общественного развития (экономических, политических, психологических, религиозных и других) в самой жизни. Поэтому любая общественная теория не может не основываться на существовании этих связей, их воздействии на развитие общества. Во-вторых, в обществе возникают проблемы, связанные с основными, важнейшими общественными ценностями, изучением которых и выработкой практических мероприятий, по поводу которых заняты, можно смело утверждать, все общественные науки. Главные из этих ценностей: материальное благосостояние общества и его стабильность; национальная безопасность; свобода и конституционный порядок [3].
Указанные проблемы отражают основные ценности, которые движут (управляют) развитием любого общества, каждой социальной системы. В реализации этих целей заинтересовано и общество в целом, и каждый его гражданин. В зависимости от степени достижения данных целей судят об эффективности работы тех, кто возглавляет страну. Очевидно также, что достижение перечисленных целей - очень сложная задача, порождающая многочисленные проблемы [1].
Отмеченные обстоятельства
вскрывают существование
Взаимодействие общественных наук имеет и другие причины и осуществляется в других конкретных формах. Основанием для этого служит, например, то, что практически все общественные науки изучают в связи со своими специфическими проблемами явления политической жизни. И это не случайно, так как многие жизненно важные экономические, социальные, культурные, этические, психологические и другие проблемы нередко становятся политическими. Так происходит в случае, если решение проблемы средствами той сферы, где она возникла, становится невозможным. Возникает потребность в политических средствах. Такое взаимодействие различных общественных систем с политической системой находит отражение и в теории общественного развития.
Как пример можно привести экономическую теорию. Специалисты в этой области изучают не только законы и закономерности развития рыночного хозяйства, его самоорганизацию, саморегулирование, самонастраиваемость, но и методы, приемы, средства государственной политики в отношении функционирования экономической системы общества в целом. Этой наукой анализируются принципы выработки и реализации экономической теории, разрабатываются основы и направления государственного регулирования экономических процессов, экономической стратегии и тактики. Само по себе данное обстоятельство позволяет экономической теории сделать выводы, важные для политологии. Один из них заключается в том, что в основе многих экономических процессов следует видеть борьбу за реализацию политических целей, преследуемых определенными слоями общества. Можно привести много примеров. В частности, такое обстоятельство. Хорошо продуманная и многообещающая гражданам страны экономическая программа кандидата в президенты страны (или на какой-либо другой руководящий пост) становится мощным средством завоевания власти. А успешное выполнение этой программы, при прочих разных условиях, способствует удержанию политической власти и продление пребывания на руководящем посту. В свою очередь политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов [3].
Информация о работе Место политологии в системе общественных наук