Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:23, доклад
На современную внешнеполитическую ситуацию России оказывают сильное влияние не только заслуги дипломатов и политиков в русле международных отношений, но внутриполитическая и экономическая обстановка в нашем государстве. Ослабление национальной безопасности и международных связей делает Россию весьма уязвимой для самых разнообразных угроз как внешнего, так и внутреннего характера. Среди наиболее серьезных угроз национальной безопасности, хотелось бы выделить такие как внешние международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма, давление со стороны США, так и внутренние социальные проблемы, научно-техническое отставание, коррупция, кризис.
Особняком на этом фоне выглядят российско-американские
отношения. Если еще пять лет назад
число считающих США
Не мало препятствий и на пути налаживания нормальных отношений со странами ЕС, причем, большинство экспертов на первое место ставят некоторую предубежденность против России со стороны европейских государств:
Основные причины сложностей в отношениях России и ЕС, в %
2. Основные этапы развития регулирования ВЭД
Проблемы преобразования экономики отражаются и в сфере ВЭД. Чтобы лучше понять существо и направленность изменений в этой сфере деятельности, рассмотрим основные этапы развития организации управления ВЭД в нашей стране. В этой связи можно выделить четыре этапа развития управления
ВЭД в России.
Первый – до 1918 года – дореволюционный. На этом этапе ВЭД до прихода к власти большевиков развивалась в основном на тех же принципах, что и в других европейских государствах, т.е. практически многие предприятия царской России имели доступ на Внешнеэкономический рынок.
Второй этап, 1918 – 1986 гг. – советский. С приходом к власти большевиков была установлена государственная монополия на ВЭД. Законодательно она была закреплена в апреле 1918 года декретом «О
национализации внешней
Третий этап, 1986 –1991 гг. – перестроечный. Реформа ВЭД в СССР началась в 1986 году. В этот период были сделаны первые шаги по расширению прав министерств, ведомств, предприятий и организаций по самостоятельному выходу их на внешний рынок. (Постановление ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 19.08.86. № 991 «О мерах по совершенствованию управления ВЭС»). Следующим шагом, юридические лица (1987-1989 гг.) получили возможность создавать совместные предприятия (СП) с участием иностранных фирм, а так же создавать предприятия на территории зарубежных стран.
Четвертый период- с 1991 года – современный. В результате предоставления права всем предприятиям и организациям с 1 апреля 1989 года самостоятельного выхода на внешний рынок, они становятся главным звеном ВЭД. Это право было предоставлено Постановлением СМ СССР от 02.12.1988 г. № 1405 «О дальнейшем развитии ВЭД государственных, кооперативных и иных предприятий, объединений, организаций», т.е. в основе ВЭД был заложен принцип валютной самоокупаемости. С созданием суверенного государства РФ были заложены основы становления новой системы государственного регулирования ВЭС
Указом Президента «О либерализации ВЭД на территории РФ от 15.11.91 г. № 213. В настоящее время осуществляется дальнейшее становление системы управления ВЭД в России.
Организация управления ВЭД в России.
Основы ВЭД заложены Конституцией РФ. Президент РФ наделен определенными полномочиями в области государственного регулирования ВЭД:
- осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой;
- определяет порядок экспорта драгоценных металлов, камней расщепляющих материалов;
- вводит экономические санкции, в т.ч. во ВЭД;
- приостанавливает действие
В области государственного регулирования ВЭД Правительство РФ:
-обеспечивает проведение
- разрабатывает и представляет
на утверждение Федерального
собрания РФ программу
- принимает меры по защите внутреннего рынка;
- регулирует величину ставок таможенного тарифа;
- вводит количественные
В управлении ВЭД России наибольшее значение имеют следующие органы исполнительной власти: Министерство торговли РФ
(МТ), которому преданы функции
упраздненного Министерства
Методы государственного регулирования ВЭД
ВЭД РФ является частью внешней политики государства, поэтому подлежит регулированию с его стороны.
Основные принципы государственного регулирования ВЭД в РФ:
- единство ВЭ политики как части внешней политики РФ;
- единство системы
- единство таможенной
- приоритет экономических мер регулирования;
- равенство всех участников ВЭД и их не дискриминация;
- защита государством прав и законных интересов участников ВЭД.
Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер. Во-первых, все меры могут быть разделены
от направленности действия на экономические процессы, на протекционистские и либерализационные. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Меры либерализации в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле.
Во-вторых, все меры в зависимости от характера воздействия на экономические процессы, могут быть разделены на экономические и административные. К административным могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта или импорта (установление квот, лицензий, эмбарго и другие). К экономическим могут быть отнесены меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников. Согласно закону «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» все меры могут быть разделены на таможенно-тарифные и нетарифные. Таможенно-тарифные меры государственного регулирования ВЭД в РФ регламентируются Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе» и другими нормативными актами. Меры, относимые к нетарифным, отличаются большим разнообразием. Их совокупность можно разделить на три категории.
1) Меры прямого ограничения. К ним относятся лицензирование – предполагает, что на экспорт или импорт отдельных товаров необходимо получить у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). Другим инструментом количественного ограничения является квотирование. Квоты – это ограничения в стоимостном или физическом выражении.
2) Меры, направленные на ограничение ввоза могут быть импортные налоги и депозиты. К числу импортных налогов относятся:
- пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;
- сборы,
связанные с оформление
- другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и др.).
Импортные депозиты представляют собой денежный залог под оплату таможенных пошлин.
3) Особое место в ряду нетарифных мер занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия права и обязанности валютных ограничений содержатся в законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль за поступлением валюты в страну осуществляется на основе регистрации экспортных контрактов.
Регулирование ВЭД на уровне региона
В современных условиях экономической реформы в РФ основным ее звеном становятся субъекты федерации – регионы. В этой
связи, разграничение полномочий, относящихся к сфере ВЭД определяется законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии с этим законом в совместном ведении федерального центра и субъекта РФ находятся следующие вопросы:
-
координация внешнеторговой
- формирование
и реализация региональных
и межрегиональных программ
-
получение иностранных
- выполнение
международных договоров РФ в
области внешнеторговой
-
координация деятельности
приграничной торговли;
-
информационное обеспечение
3. Гос. органы регулирования и содействия развитию внешнеэкономической деятельности
Регулирование и контроль в сфере
внешнеэкономической
К ним относятся прежде всего Федеральное Собрание, Президент РФ и Правительство РФ.
Федеральное Собрание разрабатывает и принимает законы регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, через соответствующие комитеты и комиссии парламента осуществляет руководство ее основными направлениями. контроль за деятельностью исполнительных органов.
Президент Российской Федерации осуществляет общее руководство внешнеэкономической политикой, подписывает международные соглашения, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, в случае необходимости использует согласительные процедуры для разрешения, разногласий между органами государственной власти Российской Федерации в данной области.
Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой внешнеэкономической политики, представляет соответствующие программы деятельности, принимает решения по основным направлениям внешнеторговой политики, а также принимает в пределах своей компетенции решение о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации.
Непосредственную реализацию задач
государственной
Правовое обеспечение экспортно-импортных операций в России
Проводимые с начала 90-х годов в России экономические реформы непосредственно распространялись на внешнеэкономическую сферу, где осуществлялась последовательная либерализация ВЭД. Одним из ее непосредственных результатов явилась ликвидация монополии государства на ведение внешнеэкономических операций, подавляющая часть которых стала осуществляться негосударственными фирмами и организациями. Активно формируется новый механизм регулирования внешней торговли и всей внешнеэкономической деятельности, отвечающий условиям переходного периода. Он основывается преимущественно на ограниченном использовании нетарифных методов регулирования экспорта, применяемых в отношении стратегически важных сырьевых товаров, продукции военного и двойного назначения, обязательной продаже 50% (ас октября 1998 г. – 75%) валютной выручки и использовании таможенного тарифа для защиты внутреннего рынка от разрушительного воздействия периода адаптации к мировым ценам, а также на проведении политики ограниченного протекционизма по небольшому числу товарных позиций. |
Юридической основой регулирования внешнеэкономической деятельности в России является совокупность норм, изложенных в законах Российской Федерации, которые либо прямо распространяются на данную сферу деятельности, либо оказывают на нее непосредственное влияние, а также общепризнанные нормы международного права и международные договора в области экономических отношений.
Регулирование экспорта товаров и услуг
В соответствии с ныне действующим в сфере внешне торговли законодательством экспорт товаров из Росси освобожден от каких-либо количественных или тарифных ограничительных мер. Существующие ограничительные меры распространяются лишь на относительно небольшую группу товаров, экспорт которых осуществляется с использованием элементов государственного регулирования.