Место России в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:23, доклад

Описание работы

На современную внешнеполитическую ситуацию России оказывают сильное влияние не только заслуги дипломатов и политиков в русле международных отношений, но внутриполитическая и экономическая обстановка в нашем государстве. Ослабление национальной безопасности и международных связей делает Россию весьма уязвимой для самых разнообразных угроз как внешнего, так и внутреннего характера. Среди наиболее серьезных угроз национальной безопасности, хотелось бы выделить такие как внешние международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма, давление со стороны США, так и внутренние социальные проблемы, научно-техническое отставание, коррупция, кризис.

Файлы: 1 файл

вэд.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Особняком на этом фоне выглядят российско-американские отношения. Если еще пять лет назад  число считающих США дружественной  страной было примерно таким же, как и сейчас (8% и 10% соответственно), то доля экспертов, оценивающих отношения США к России как недружественные, выросла в настоящее время более чем в два раза (с 22% до 59%). Тому много причин, и одна из них - балканский кризис 1999 года, в результате которого, было зафиксировано новое соотношение сил в мире с доминированием США. Среди экспертов не находит широкого распространения точка зрения о том, что во-первых, среди европейских держав возросли настроения дистанцирования от США, и, во-вторых, что в результате этого кризиса возникли предпосылки для более тесного политического союза между Россией и Европой. Другая причина охлаждения отношений России и США, по мнению экспертов, связана с первыми шагами новой американской администрации во главе с Дж. Бушем. Эти шаги дают основания считать, что внешняя политика США станет более жесткой по отношению к России, чем политика предшествующей администрации.

Не мало препятствий и на пути налаживания нормальных отношений  со странами  ЕС, причем, большинство  экспертов на первое место ставят  некоторую предубежденность   против  России со стороны европейских государств:

Основные причины сложностей в отношениях России и ЕС, в %

  • 71,9 - В ЕС сохраняются определенные предубеждения против России.
  • 57,6 - Интересы России и ЕС по объективным причинам не совпадают.
  • 51,9 - ЕС не заинтересован в интеграции России в европейские структуры.
  • 22,9 - Россия претендует на особый привилегированный статус в европейских делах, неприемлемый для ЕС.
  • 21,4 - На самом деле Россия просто не стремится интегрироваться в европейские структуры.

2. Основные этапы развития регулирования ВЭД

Проблемы преобразования экономики  отражаются и в сфере ВЭД. Чтобы  лучше понять существо и направленность изменений в этой сфере деятельности, рассмотрим основные этапы развития организации управления ВЭД в нашей стране. В этой связи можно выделить четыре этапа развития управления

ВЭД в России.

Первый – до 1918 года – дореволюционный. На этом этапе ВЭД до прихода к  власти большевиков развивалась  в основном на тех же принципах, что и в других европейских государствах,  т.е. практически многие предприятия царской России имели доступ на Внешнеэкономический рынок.

Второй этап, 1918 – 1986 гг. – советский. С приходом к власти большевиков  была установлена государственная  монополия на ВЭД.  Законодательно она была закреплена в апреле 1918 года декретом «О

национализации внешней торговли». Этим декретом был определен государственный  орган,  ведающий национализированной  внешней торговлей – Совет  внешней торговли. В 1920 году он был  преобразован в народный комиссариат внешней торговли.

Третий этап, 1986 –1991  гг. –  перестроечный.  Реформа ВЭД в СССР началась в 1986 году. В этот период были сделаны  первые шаги по расширению прав министерств, ведомств, предприятий и организаций  по самостоятельному выходу их на внешний рынок. (Постановление ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 19.08.86. № 991 «О мерах по совершенствованию управления ВЭС»).  Следующим шагом, юридические лица (1987-1989 гг.) получили возможность создавать совместные предприятия  (СП)  с участием иностранных фирм,  а так же создавать предприятия на территории зарубежных стран.

Четвертый период-  с 1991  года –  современный.  В результате предоставления права всем предприятиям и организациям с 1 апреля 1989 года самостоятельного выхода на внешний рынок, они становятся главным звеном ВЭД. Это право было предоставлено Постановлением СМ СССР от 02.12.1988  г.  № 1405 «О дальнейшем развитии ВЭД государственных, кооперативных и иных предприятий, объединений, организаций», т.е. в основе ВЭД был заложен принцип валютной самоокупаемости. С созданием суверенного государства РФ были заложены основы становления новой системы государственного регулирования ВЭС

Указом Президента  «О либерализации  ВЭД на территории РФ от 15.11.91  г.  № 213.  В настоящее время осуществляется дальнейшее становление системы управления ВЭД в России.

Организация управления ВЭД в России.

Основы ВЭД заложены Конституцией РФ. Президент РФ наделен определенными  полномочиями в области государственного регулирования ВЭД:

- осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой;

-  определяет порядок экспорта  драгоценных металлов,  камней  расщепляющих материалов;

- вводит экономические санкции,  в т.ч. во ВЭД;

- приостанавливает действие исполнительной  власти в вопросах ВЭД.

В области государственного регулирования  ВЭД  Правительство РФ:

-обеспечивает проведение единой  внешнеторговой политики;

-  разрабатывает и представляет  на утверждение Федерального  собрания РФ программу развития  внешнеторговой деятельности;

- принимает меры по защите  внутреннего рынка; 

- регулирует величину ставок  таможенного тарифа;

- вводит количественные ограничения  экспорта и импорта и др.

В управлении ВЭД России наибольшее значение имеют следующие органы исполнительной власти: Министерство торговли РФ

(МТ),  которому преданы функции  упраздненного Министерства внешнеэкономических  связей,  Министерство экономики  РФ;  Государственный таможенный  комитет;  Федеральная служба  России по валютному и экспортному  контролю (ВЭК); Центральный банк РФ и др.

Методы государственного регулирования ВЭД

ВЭД РФ является частью внешней политики государства,  поэтому подлежит регулированию с его стороны.

Основные принципы государственного регулирования ВЭД в РФ:

- единство ВЭ политики как  части внешней политики РФ;

-  единство системы государственного  регулирования ВЭД и контроля за ее осуществлением;

- единство таможенной территории  РФ;

- приоритет экономических мер  регулирования; 

- равенство всех участников  ВЭД и их не дискриминация; 

- защита государством прав и законных интересов участников ВЭД.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер. Во-первых, все меры могут быть разделены

от направленности действия на экономические процессы, на протекционистские и либерализационные.  Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции.  Меры либерализации в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле.

Во-вторых, все меры в зависимости  от характера воздействия на экономические процессы, могут быть разделены на экономические и административные. К административным могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта или импорта (установление квот, лицензий,  эмбарго и другие). К    экономическим могут быть отнесены меры,  которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников. Согласно закону  «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» все меры могут быть разделены на таможенно-тарифные и нетарифные. Таможенно-тарифные меры государственного регулирования ВЭД в РФ регламентируются Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе» и другими нормативными актами. Меры,  относимые к    нетарифным,  отличаются большим разнообразием. Их совокупность можно разделить на три категории.

1) Меры прямого ограничения. К ним относятся лицензирование – предполагает, что на экспорт или импорт отдельных товаров необходимо получить у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). Другим инструментом количественного ограничения является квотирование. Квоты –  это ограничения в стоимостном или физическом выражении.

2)  Меры,  направленные на ограничение ввоза могут быть импортные налоги и депозиты. К числу импортных налогов относятся:

- пограничный  налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;

- сборы,  связанные с оформление документов  на таможне; 

- другие  сборы (портовые, статистические, фитосанитарные  и др.).

Импортные депозиты представляют собой денежный залог под оплату таможенных пошлин.

3) Особое  место в ряду нетарифных мер занимают валютные ограничения и валютный контроль.  Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций с валютой и другими валютными ценностями.  Основные понятия права и обязанности валютных ограничений содержатся в законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль за поступлением валюты в страну осуществляется на основе регистрации экспортных контрактов.

Регулирование ВЭД на уровне региона

В современных условиях экономической реформы в РФ основным ее звеном становятся субъекты федерации – регионы. В этой

связи, разграничение  полномочий, относящихся к сфере  ВЭД определяется законом «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии с этим законом в совместном ведении федерального центра и субъекта РФ находятся следующие вопросы:

-       координация внешнеторговой деятельности  субъектов РФ;

-  формирование  и реализация региональных    и межрегиональных программ внешнеторговой деятельности;

-     получение иностранных кредитов  под гарантии бюджетных доходов  субъектов РФ, их использование  и погашение; 

-  выполнение  международных договоров РФ в  области внешнеторговой деятельности,  непосредственно затрагивающих  интересы соответствующих субъектов РФ;

-    координация деятельности субъектов  РФ по созданию итфункционированию  свободных  экономических   зон, регулированию

приграничной  торговли;

-       информационное обеспечение ВЭД.

3. Гос. органы регулирования и содействия развитию внешнеэкономической деятельности

Регулирование и контроль в сфере  внешнеэкономической деятельности на общегосударственном уровне осуществляют федеральные органы власти и управления.

К ним относятся прежде всего  Федеральное Собрание, Президент  РФ и Правительство РФ.

Федеральное Собрание разрабатывает и принимает законы регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, через соответствующие комитеты и комиссии парламента осуществляет руководство ее основными направлениями. контроль за деятельностью исполнительных органов.

Президент Российской Федерации осуществляет общее руководство внешнеэкономической политикой, подписывает международные соглашения, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, в случае необходимости использует согласительные процедуры для разрешения, разногласий между органами государственной власти Российской Федерации в данной области.

Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой внешнеэкономической политики, представляет соответствующие программы деятельности, принимает решения по основным направлениям внешнеторговой политики, а также принимает в пределах своей компетенции решение о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации.

Непосредственную реализацию задач  государственной внешнеэкономической  политики, а также разработку и  принятие мер в данной области  осуществляют общеэкономические и  специализированные органы исполнительной власти на федеральном уровне, внешнеэкономический аппарат местных органов власти, а также зарубежный торговый аппарат.

Правовое обеспечение  экспортно-импортных операций в  России

Проводимые с начала 90-х годов  в России экономические реформы непосредственно распространялись на внешнеэкономическую сферу, где осуществлялась последовательная либерализация ВЭД. Одним из ее непосредственных результатов явилась ликвидация монополии государства на ведение внешнеэкономических операций, подавляющая часть которых стала осуществляться негосударственными фирмами и организациями. Активно формируется новый механизм регулирования внешней торговли и всей внешнеэкономической деятельности, отвечающий условиям переходного периода. Он основывается преимущественно на ограниченном использовании нетарифных методов регулирования экспорта, применяемых в отношении стратегически важных сырьевых товаров, продукции военного и двойного назначения, обязательной продаже 50% (ас октября 1998 г. – 75%) валютной выручки и использовании таможенного тарифа для защиты внутреннего рынка от разрушительного воздействия периода адаптации к мировым ценам, а также на проведении политики ограниченного протекционизма по небольшому числу товарных позиций. |

Юридической основой регулирования внешнеэкономической деятельности в России является совокупность норм, изложенных в законах Российской Федерации, которые либо прямо распространяются на данную сферу деятельности, либо оказывают на нее непосредственное влияние, а также общепризнанные нормы международного права и международные договора в области экономических отношений.

Регулирование экспорта товаров и услуг

В соответствии с ныне действующим  в сфере внешне торговли законодательством  экспорт товаров из Росси освобожден от каких-либо количественных или тарифных ограничительных мер. Существующие ограничительные меры распространяются лишь на относительно небольшую группу товаров, экспорт которых осуществляется с использованием элементов государственного регулирования.

Информация о работе Место России в современном мире