Методы исследования политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:41, реферат

Описание работы

Политология не разрабатывает собственных специфических методов исследования, а использует для изучения методы различных наук, на которых она базируется. Разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубже и всесторонней познать ее предмет.
Методы политологии:
1.Общенаучные (подходы) – выражающие универсальные принципы мышления и отличаются направленностью на изучаемый объект:
а) социологический подход – рассматривает влияние на политическую систему экономических отношений и социальной структуры;
б) системный подход – рассматривает политику как сложный механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой;

Файлы: 1 файл

Методы исследования и функции политологии.docx

— 38.87 Кб (Скачать файл)

Тема 1.1.   Методы исследования политологии

Политология не разрабатывает  собственных специфических методов  исследования, а использует для изучения методы различных наук, на которых  она базируется. Разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют  глубже и всесторонней познать ее предмет.

Методы политологии:

1.Общенаучные (подходы)  – выражающие универсальные принципы  мышления и отличаются направленностью  на изучаемый объект:

а) социологический  подход – рассматривает влияние  на политическую систему экономических  отношений и социальной структуры;

б) системный подход – рассматривает политику как  сложный механизм, находящийся в  непрерывном взаимодействии с окружающей средой;

в) стуктурно-функциональный подход – политика является структурой, каждый элемент которой имеет конкретное назначение и выполняет определённую роль;

г) сравнительный (компаративистский) – предполагает сопоставление однотипных политических явлений (например, государств, партий) с целью выявления их общих  черт и специфики;

д) историко-логический подход – политические явления изучаются  в последовательном временном развитии.

2. Частнонаучные методы, которые относятся к эмпирическим исследованиям получения информации о политических фактах:

а) использование  статистики (в первую очередь электоральной (3));

б) бихевиористский метод – исследование поведения отдельных личностей и групп.

Бихевиоризм (с англ. – поведение) – в буквальном смысле наука о поведении. Он возник в  американской психологии в конце 19 в., достиг расцвета в 20-е годы 20 в., в 50 – 60-е гг. подвергся критике, а  в последние десятилетия обновился. Бихевиоризм отвергает политические институты (2) в качестве объекта  исследования и признаёт поведение  индивидов в политических ситуациях. Этот метод во многом базируется на психологическом подходе и тесно  с ним связан;

в) контент-анализ –  изучение документов и политической информации;

г) факторный анализ – сведение множества данных к основным, определяющим. Этот методический приём позволяет фиксировать проявления того или иного политического поведения;

д) наблюдение, опрос. Метод наблюдения заключается в  целенаправленном, систематическом, непосредственном восприятии и регистрации политических фактов. Наблюдение бывает 2х типов: невключенным и включённым. При невключённом наблюдении события и факты отслеживаются как бы со стороны. Включённое наблюдение предполагает участие наблюдателя в том или ином событии, деятельности организаций. Наблюдатель становится участником митинга, демонстрации, входит в состав или руководство партии, и т.д.      Одним из самых распространённых методов сбора политической информации является опрос. В политологии опросы проводятся для изучения общественного мнения по самому широкому кругу проблем

 

Тема 8.10.  Основные черты плюралистической демократии

Плюралистическая  демократия - это такая демократия, которая исходит из того, что не личность, не народ, а группа является главной движущей силой политики в современном демократическом обществе. Поэтому она предполагает, что назначение демократии - стимулировать плюрализм, многообразие в обществе, предоставлять возможность всем гражданам объединяться, открыто выражать свои интересы, находить путем компромиссов их равновесие, выражаемое в политических решениях. 
 

Основные  черты плюралистической демократии:

  • 1) заинтересованная группа (группа специальных интересов) является центральным элементом демократической политической системы;
  • 2) общая воля как результат конфликтного взаимодействия различных групп и их компромиссов;
  • 3) соперничество и баланс групповых интересов являются социальной основой демократической власти, ее динамики;
  • 4) сдержки и противовесы распространяются не только на институциональную сферу (как считается в либеральной концепции демократии), но и на социальную область, где ими являются группы - соперники;
  • 5) «разумный эгоизм» индивидов и особенно групп является генератором политики;
  • 6) государство не «ночной сторож» (как у либералов), а орган, отвечающий за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддерживающий в обществе социальную справедливость;
  • 7) диффузия, распыление власти между различными политическими институтами;
  • 8) наличие в обществе консенсуса в сфере системы ценностей, предполагающего признание и уважение всеми участниками политического процесса основ существующего государственного строя;
  • 9) демократическая организация самих базисных групп как условие адекватного представительства интересов составляющих их граждан. 
     

 

Тема 10.19.  Типология, социальная результативность и рекрутирование элиты

Политическая элита — это составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и (или) непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе. Это относительно привилегированная, политически господствующая группа, претендующая на представительство народа и в демократическом обществе в той или иной мере подконтрольная массам и относительно открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные — лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные — непосредственные обладатели власти и функциональные — профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию. Среди элит различают правящую,непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую,воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

Сама элита делится  на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, его «кухонный кабинет», или положением в структурах власти. В западных демократиях на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. Среди самой высшей элиты часто выделяют ядро, характеризующееся особой интенсивностью коммуникаций, взаимодействия и насчитывающее обычно 200—400 человек. 

К средней элите относят  примерно 5 процентов населения, выделяющихся одновременно по трем признакам —  доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите. Как отмечает Карл Дойч, «в целом люди, чей образовательный уровень гораздо выше, чем их доход, обычно более критичны к существующим отношениям, в своих политических убеждениях тяготеют к центризму или левому радикализму. Лица, чей доход заметно превышает уровень образования, также зачастую не удовлетворены своим положением, престижем и, как правило, занимают правые политические позиции. Таким образом, взгляды 5 процентов взрослого населения страны, составляющего элиту общества, определяемые соотношением доходов, профессионального статуса и образовательного уровня, могут многое поведать о том, что политически приемлемо и что не приемлемо для данной страны».

Социальная результативность элиты, характеризующая эффективность выполнения ею функций руководства обществом, складывается из многих показателей. К числу важнейших из них относятся оптимальное сочетание горизонтальной и вертикальной интеграции и эффективная система рекругирования, обеспечивающая высокую профессиональную компетентность и необходимые для руководящих кадров ценностные ориентации: честность, уважение законов и прав человека, заботу об общем благе и т.п.

Существуют две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются довольно редко. Антрепренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий — в странах административного социализма, хотя ее элементы широко распространены и на Западе, особенно в экономике и государственно-административной сфере. 
Каждая из этих систем имеет свои специфические черты. Так, для системы гильдий характерны: 
 
1) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх. Примером здесь служит сложная чиновническая лестница, предполагающая постепенное продвижение по многочисленным ступенькам служебной иерархии; 2) высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров — формальных требований для занятия должностей. Это могут быть партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т.д.; 
 
3) небольшой, относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель — глава правительства, фирмы и т.п.; 
 
4) подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции; 
 
5) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. По существу, эта черта вытекает из предыдущих — наличия многочисленных формальных требований, назначения на должность высшим руководством, а также длительного пребывания претендента в рядах данной организации. 

Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают: 1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) небольшое число формальных требований, институциональных фильтров; 3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов; 5) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами. 

Эта система больше ценит  выдающихся людей. Она открыта для  молодых лидеров и нововведений. В то же время определенными недостатками ее использования являются относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом. В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.

 

Тема 15.1.   Что мы понимаем под миром политического?

В современном толковании предметом исследования политологии  является мир политического (политика) в его тотальности и многообразии, все то, что охватывается понятием "политическое". Вычленение и изучение мира политического из всей совокупности общественных институтов и отношений  представляет собой трудную, но весьма актуальную научную задачу.  

Мир политического, будучи одной  из основополагающих подсистем человеческого  общества, представляет собой весьма сложный и многослойный комплекс явлений, институтов, отношений, процессов  и т.д. Некоторые авторы убеждены в том, что политика включает в  себя все формы социальной активности, направленной на производство и распределение  всех материальных и человеческих ресурсов, проводя теснейшую параллель  между тем, что мы называем социальным, и тем, что может быть определено как политическое. Существует и противоположное  мнение, отрицающее за политическим какое-либо реальное содержание. Представители данной точки зрения считают, что политика не имеет собственной экзистенции и соответственно не способна самовоспроизводится. Она существует в виде мышления, говорения и поведения. 

Тем не менее, мир политического, политика, существует в качестве самостоятельного феномена.

При всей многозначности данного  понятия, можно говорить о том, что мир политического - это особая сфера жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми ,обществом и государством .  

Иначе говоря, под политикой  подразумевается все то, что имеет  касательство к феноменам, институтам, организационным формам и отношениям в обществе, за которыми окончательная  власть и авторитет, существующие в  нем для утверждения и сохранения порядка и реализации других жизненно важных для него целей. 

 

Тема 18. 2.    Парадигмы, сложившиеся в рамках бихевиоризма

Политология, как и другие социальные науки, относится к разряду  полипарадигматических дисциплин, т. е. допускает сосуществование различных концептуальных подходов к исследованию политики, которые поддерживают соответствующие группы и школы.

Парадигма (от греч. paradeigma -- пример, образец) -- теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

Понятие «парадигма» введено  в науковедение американским историком науки Т. Куном в 60-е гг. нашего столетия. По куновской концепции, парадигма задает направленность исследованию политики, в русле которой исследователь, опираясь на те или иные традиции, политические теории и идеи, осуществляет решение конкретной проблемы.

Логическая модель развития научного познания политики, по Куну, представляет собой процесс последовательной смены парадигм: накопление фактов, противоречащих принятой парадигме, выдвижение новых конкурирующих теорий, которые  ведут между собой борьбу за лидерство, заканчивающуюся победой одной  из них -- новой парадигмы. Таким образом, можно сказать, что история политологии -- это история постоянного обновления и обогащения парадигм.

Основные парадигмы политологии.

Теологическая парадигма. Эта парадигма сформировалась еще на начальном этапе развития политических учений, когда божественным признавался весь социально-политический строй, а власть, государство рассматривались лишь как часть универсального мирового порядка, созданного Богом. Конечно, такое объяснение природы политики вряд ли можно назвать научным. И все же следует помнить, что эта форма интерпретации политических явлений существовала несколько веков.

Натуралистическая парадигма. Эта парадигма объясняет политику преимущественно внесоциальными природными факторами -- географической средой, климатическими условиями, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д.

Натурализм возник еще  в древности. Так, Гиппократ, Платон, Аристотель в своих трудах указывали  на влияние географической среды  на политику. В XVII-XVIII вв. натурализм превратился  в один из ведущих принципов европейской  просветительской мысли. Сторонники этого  направления стремились распространить на общественную жизнь и поведение  человека закономерности, установленные  в физических науках. Особенно широко использовался принцип тождества  микро- и макрокосмоса, развития общества и биологического организма. В политологии  натурализм получил свое воплощение в геополитике, биополитике и психологизаторских концепциях.

Информация о работе Методы исследования политологии