Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 17:52, реферат
Племена народности, этнические группы, полисы, империи и государства на протяжении всей истории человечества не переставали враждовать друг с другом. Поэтому политики и мыслители издавна задумывались над тем, как избежать угроз нападения со стороны соседей, какими должны быть средства противостояния. Создавались все новые системы вооружений, разрабатывались самые разные стратегии. Одна из главных особенностей международных отношений - анархичность международной среды. Она признаётся всеми исследователями и связана с нерешенностью проблемы безопасности. Пока существуют государства, безопасность не будет тотальной или абсолютной, а останется относительной, и всегда будет зависеть от политической воли "государей". Конечно, отношения не сводятся к межгосударственным взаимодействиям, а международная политика - к внешне политической деятельности государства.
Введение …стр. 2
1. Понятие и сущность международной безопасности …стр. 3
2. Изменение среды безопасности и новые глобальные угрозы …стр.5
3. Глобализация политических процессов на современном этапе …стр.11
Заключение …стр.14
Список литературы …стр.16
Реферат по дисциплине «Политология»
На тему: «Международная безопасность и глобальный политический прогресс»
Содержание
Введение
1. Понятие
и сущность международной
2. Изменение
среды безопасности и новые
глобальные угрозы
3. Глобализация
политических процессов на
Заключение
Список литературы
Введение
Тема реферата – «Международная безопасность и глобальный политический прогресс.
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что проблема безопасности - одна из центральных в теории и практике государственного управления. С ней так или иначе связан практически любой вопрос международной политики.
Племена народности, этнические группы, полисы, империи и государства на протяжении всей истории человечества не переставали враждовать друг с другом. Поэтому политики и мыслители издавна задумывались над тем, как избежать угроз нападения со стороны соседей, какими должны быть средства противостояния. Создавались все новые системы вооружений, разрабатывались самые разные стратегии. Одна из главных особенностей международных отношений - анархичность международной среды. Она признаётся всеми исследователями и связана с нерешенностью проблемы безопасности. Пока существуют государства, безопасность не будет тотальной или абсолютной, а останется относительной, и всегда будет зависеть от политической воли "государей". Конечно, отношения не сводятся к межгосударственным взаимодействиям, а международная политика - к внешне политической деятельности государства. Однако, огромную роль играют государства в оценке вызовов и возможностей внешнего мира, в адаптации нации к международному окружению, в сохранении её идентичности, защите ценностей, то есть в национальной безопасности в широком смысле этого термина. Это особенно актуально в современных условиях глобализирующего мира, когда экономизация, информатизация и демократизация международных отношений создают беспрецедентные возможности для развития, но одновременно делают всю систему более уязвимой для терроризма, применения оружия массового поражения.
Целью работы является –
Задачи
работы: изучить и понять что
такое международная
1)Понятие и сущность международной безопасности
Под международной безопасностью в теории международных отношений понимается состояние международных отношений, обеспечивающих стабильность мирового сообщества. Другими словами, международная безопасность - это состояние международных отношений, при котором их субъектам не угрожает опасность войны либо другое посягательство извне на суверенное существование и независимое развитие. В соответствии с Уставом ООН, в настоящее время главная ответственность за поддержание международного мира возложена на Совет Безопасности. Именно ему принадлежит исключительное право применять санкции против агрессора.
Идея международной безопасности и ее практическая реализация обусловлены историческими условиями, экономическими, политическими, социальными и другими факторами. Возникнув с образованием такого института, как государство, проблема международной безопасности исторически всегда была органически связана с решением вопросов войны и мира. Многочисленные войны вынуждали государства заботиться о своей безопасности, выступавшей в качестве их способности различными средствами (самостоятельно либо в составе коалиции государств) обеспечить защиту от внешней угрозы своему существованию и развитию.
В каждую эпоху международная безопасность зависит от господствующего способа производства, характера и тенденций развития международных отношений и связей. На ее обеспечение оказывают прямое и опосредованное влияние уровень развития цивилизации, материальной и духовной культуры: состояние производства, военного дела, науки и техники, международной торговли, информации, связи и транспорта; развитие процессов интернационализации хозяйства и общественной жизни, географической среды; характер глобальных проблем и др.
Эти факторы придают большое конкретно-историческое своеобразие содержанию международной безопасности, ее видам, формам, путям формирования, способам осуществления, международно-правовым и другим механизмам реализации, эффективности используемых гарантий и пр. Вместе с тем они не являются фатально предопределенными. Большую роль играет сознательная деятельность людей, классов, партий, общественных движений и международных организаций.
В прошлом традиционными средствами обеспечения международной безопасности считались: объединение государств в двусторонние и многосторонние военно-политические союзы, пакты, блоки, группировки и пр.; создание крупных оборонительных систем (линий) и сооружений; обладание государствами максимально возможным количеством современного оружия и военной техники, оснащение ими вооруженных сил, способных решить поставленные перед ними военно-политические и стратегические задачи. Соответственно этому разрабатывались концепции международной безопасности, военные доктрины, на основе которых развертывалась подготовка государств, их армий и флотов к действиям в условиях войны. Такая историческая практика, сложившаяся в обстановке военного соперничества и непрекращающихся войн между государствами, оказалась неспособной обеспечить надежную международную безопасность.
До середины XX в. в международных отношениях отсутствовали универсальные международные организации и устойчивые региональные соглашения и институты, целью которых было бы обеспечение безопасности. Военные и военно-политические союзы государств служили не столько средством региональной и национальной безопасности входивших в эти союзы стран, сколько орудием подготовки новых войн и наиболее выгодного использования их результатов. В новейшее время глубокие антагонистические противоречия между враждующими военно-политическими группировками государств породили многочисленные вооруженные конфликты, интервенции, колониальные войны и привели к двум мировым войнам. Созданная в 1919 г. Лига Наций не смогла обеспечить, согласно ее Уставу, международного “мира и безопасности”.
В настоящее время, как представляется современным политологам и политикам, сложилась новая расстановка политических и социальных сил в мире, обусловливающая необходимость и возможность обеспечения международной безопасности в интересах всего человечества.
Система безопасности включает в себя военную, политическую, экономическую, гуманитарную и экологическую сферы. Каждая из этих сфер относительно самостоятельна, имеет свои особенности и проблемы, от решения которых зависит степень прочности международной безопасности.
В социально-экономической сфере обеспечению такой безопасности способствуют: общая заинтересованность народов в безопасном развитии достигшего огромных размеров мирового хозяйства и широких мирохозяйственных связей; растущая интернационализация социальной и экономической жизни; наличие осложняющихся глобальных проблем современности, решение которых возможно лишь в безопасном мире, с позиций общечеловеческих интересов и потребностей, удовлетворение которых невозможно без прекращения гонки вооружений, разоружения и упрочения мира.
В политической сфере в пользу международной безопасности действуют такие мощные факторы, как относительная целостность современного мира, растущая взаимозависимость государств, миролюбивая политика большинства стран мирового содружества; деятельность международных, региональных и национальных демократических движений и организаций; прекращение холодной войны между Востоком и Западом, налаживание между ними нормальных, цивилизованных отношений во всех областях.
В военной сфере произошли изменения, не имевшие места в прошлом: как отмечалось выше, стало ясно, что в ядерной войне невозможно достичь политических целей. Ядерная война перестала быть рациональным средством политики. К наиболее актуальным проблемам в военной сфере в новых условиях относятся нераспространение, сокращение и ликвидация ядерного оружия, отказ от ядерной войны, демилитаризация космоса, сокращение обычных вооружений и военных бюджетов.
В гуманитарной сфере необходимость и возможность создания международной системы безопасности обусловлены крупными позитивными переменами в общественном сознании: упрочением современного политического мышления с присущей ему трактовкой приоритета общечеловеческих интересов выживания над всеми другими интересами и целями; ростом антимилитаристских взглядов значительных масс населения, их убежденностью в недопустимости ядерной войны; широким развитием гуманитарной сферы, сближающей народы и стимулирующей их совместные действия в защиту мира и укрепления безопасности.
В экологической сфере обеспечение международной безопасности должно существенно ослабить загрязнение поверхности земли и атмосферы индустриальными и транспортными отходами, хищническое и неумелое использование природных богатств.
Прочность международной безопасности должна строиться на справедливых принципах. В общем виде они сформулированы в Уставе ООН. Применительно к Европе эти принципы конкретизированы в Заключительном акте Хельсинкского общеевропейского совещания (1975). Среди принципов, относящихся к военно-политической сфере безопасности, важнейшее значение имеют принцип равенства и одинаковой безопасности и принцип ненанесения ущерба ничьей безопасности в отношениях между государствами. Так, принцип одинаковой безопасности требует поддержания военно-стратегического равновесия сторон (чем его уровень ниже, тем безопасность выше); пресечения попыток получения односторонних военных преимуществ; сбалансированного пропорционального сокращения вооруженных сил и вооружений в соответствии с соглашениями сторон; осуществления одинакового по объему и другим основным параметрам согласованного контроля (международного, национального, с использованием инспекции на местах) в отношении военной деятельности и разоружения.
Основные гарантии международной безопасности разработаны и изложены в документах ООН, других международных форумов и являются общепризнанными в отношениях между государствами (союзами, коалициями). К средствам обеспечения международной безопасности относятся: сотрудничество государств в области прекращения гонки вооружений, ограничения вооружений, частичного и полного разоружения, в первую очередь ядерного; предотвращение и ликвидация очагов войны, вооруженных конфликтов; снижение международной напряженности; отказ от курса на достижение военного превосходства, последовательное снижение уровня военного противостояния, сокращение вооруженных сил до размеров разумной достаточности, целей обороны; искоренение неоколониализма, государственного терроризма, расизма; совместное решение в интересах народов назревших общечеловеческих, глобальных проблем; превращение согласованных коллективных принципов международной безопасности в конкретные договорные обязательства государств и создание надежной системы контроля с помощью национальных и международных средств за их строгим выполнением.
2) Изменение среды безопасности и новые глобальные угрозы
В условиях распада жесткой биполярной структуры, определявшей степень и характер участия факторов не только в «высокой» (касающейся вопросов безопасности, войны и мира), но и в «низкой» политике (охватывающей вопросы культурных обменов, научных и профессиональных контактов...), вторжение новых действующих лиц в обе эти сферы приобрело поистине обвальный характер1. Это касается традиционных международных факторов — государств и межгосударственных институтов, и в еще большей мере новых участников, таких, как субнациональные структуры, транснациональные корпорации, неправительственные организации, различного рода ассоциации, устойчивые группы (вплоть до мафиозных структур) и выдающиеся личности. Но, пожалуй, еще более впечатляющими являются те изменения, которые вносит сегодня в характер и состояние международных отношений участие в них различного рода временных объединений и «неорганизованных» частных лиц. Как уже было показано в главе 8, такое участие становится источником абсолютной случайности в сфере международных отношений и влечет за собой переход от ситуации риска свойственной периоду «холодной войны», к ситуации сомнения и связанному с ней парадоксу участия .
Процессы взаимозависимости стирают грань между внутренними и внешними, между государственными и общественными интересами. Внутренняя и внешняя политика становятся тесно связанными. Соответственно происходят изменения и в сфере безопасности. Как подчеркивается в Хартии Европейской безопасности, принятой в Стамбуле в ноябре 1999 г., «стало все более очевидным, что угрозы нашей безопасности могут быть следствием конфликтов, как между государствами, так и внутри государств» (Хартия Европейской безопасности. 1999). Учитывать национальные интересы становится все труднее. Традиционные максимы международной политики, которые используются государствами в их национальных интересах или те, с помощью которых они пытаются увеличить свою силу, становятся сомнительными.
Информация о работе Международная безопасность и глобальный политический прогресс