Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 23:46, доклад
За последние годы Россия восстановила позиции ведущей мировой державы. В прежние десятилетия наше государство испытало как тупиковую самоизоляцию, так и, можно сказать, наивную, без оглядки на интересы страны, открытость. Ни тот, ни другой подходы не отвечают российским национальным интересам. Поэтому наш выбор – полномасштабное использование возможностей глобализации, а также новейших достижений цивилизации и прогресса при последовательной ориентации на нужды собственного развития, отвечающие потребностям страны, всех её граждан.
. Международные отношения и безопасность страны
8.1. Приоритетные направления внешней политики
За последние годы Россия восстановила позиции ведущей мировой державы. В прежние десятилетия наше государство испытало как тупиковую самоизоляцию, так и, можно сказать, наивную, без оглядки на интересы страны, открытость. Ни тот, ни другой подходы не отвечают российским национальным интересам. Поэтому наш выбор – полномасштабное использование возможностей глобализации, а также новейших достижений цивилизации и прогресса при последовательной ориентации на нужды собственного развития, отвечающие потребностям страны, всех её граждан.
Статус мировой державы Россия унаследовала от страны, созданной трудом и подвигами предыдущих поколений. Мы имеем все основания гордиться своей великой историей. Наше наследие – это и стратегическое положение страны на стыке континентов, рас, культур, религий и конфессий, и уникальные природные ресурсы, и мощный оборонный потенциал, и статус постоянного члена Совета Безопасности ООН.
Но только этого в современных условиях уже недостаточно. Мир во всё возрастающей степени формируется не за счёт военной, а за счёт экономической мощи. Поэтому России необходима конкурентоспособная экономика. Не закрываться от мирового рынка, а работать на нем и использовать его во благо всего народа – такова непростая формула процветания в ХХI веке.
С учётом пройденного пути приоритеты внешней политики мы определяем исходя из следующих факторов:
- Возможности развития экономики России исключительно за счёт внутренних ресурсов ограничены. Выход производителей на новые внешние рынки, а также привлечение зарубежных инвестиций дают значительный импульс для развития отечественного производства. Точно так же усвоение и использование передового мирового опыта высокотехнологичного развития – непременное условие успешной модернизации страны. Создание модернизационных альянсов как с передовыми, так и с перспективными странами – путь к достижению целей внутреннего развития.
При этом открытое и взаимовыгодное сотрудничество с внешним миром мы понимаем и как возможность реформирования существующих схем функционирования мировой торговли и финансов. Нельзя одновременно лишать развивающиеся страны шанса на создание современных экономик и при этом надеяться на то, что в них не будут развиваться радикальные и экстремистские идеологии и практики, от которых в конечном счёте страдает и Россия.Обеспечение права на развитие, а не доведение бедных стран до статуса мировых «изгоев» – такой должна быть модель стратегической стабильности в ХХI веке.
- Современные межгосударственные экономические институты призваны не фиксировать несправедливость, а искать пути к её преодолению. Россия должна войти в ВТО на выгодных для себя условиях, но и для того, чтобы наравне с другими мировыми державами участвовать в определении базовых правил мировой торговли будущего, не быть в стороне от современных процессов в мировом хозяйстве. Россия имеет все права на то, чтобы «правила игры» на мировом рынке определялись не за её спиной, не в обход её интересов.
- Сознавая, что прочная экономическая основа – непреложное условие для эффективной внешней политики, мы не только не забываем, но и убеждены в том, что её опора – духовные и нравственные ценности и преимущества. Равенство и взаимное уважение, отказ от блокового мышления, упор на базовые принципы международного права, а не на идеологические догматы, сохранение и усиление роли ведущих международных институтов, прежде всего – ООН, устранение дисбалансов и иных конфликтных полей в мировых отношениях – всё это принципиально отвечает интересам российского народа.
- В отношениях со своими ближайшими соседями, на так называемом постсоветском пространстве, мы должны делать ставку на экономический и технологический прорыв, который государствам по силам совершить только сообща, опираясь на совокупные ресурсы и исторический опыт взаимодействия наших народов. В условиях ожесточающейся глобальной конкуренции и на фоне кризисных потрясений последних лет никакие внешние силы не будут заниматься благотворительностью и гуманитарным субсидированием благополучия других стран. Ведущим производителям нужны скорее рынки сбыта, нежели процветающие конкуренты. Тем самым, подъём национальных экономик – это важнейшее дело наших народов, у которых есть для этого опыт, ресурсы, кадры и исторические связи.
Содружество Независимых Государств, возникшее в своё время на пространстве СССР, сегодня уже не определяется по единственному признаку принадлежности к бывшему Союзу. Оно динамично развивается благодаря созданию новых форм взаимодействия, институтов, формирующих новое пространство развития. Таковы, в частности, ОДКБ, ЕврАзЭС, Таможенный союз.
Россия должна
максимально активно развивать
- Для России приоритет европейского вектора развития – это выбор ценностный, а не географический. Он сделан не под давлением, а осознан и глубоко выстрадан нашим народом, и он не противоречит, а дополняет, обогащает и версии евроазиатского выбора, и при этом не ограничивает свободы наших действий на любых направлениях внешней политики.
«Общие пространства»,
создаваемые Россией и
Мы считаем перспективным развитие взаимодействия между Россией и европейскими государствами, а в более широком смысле – между Россией и державами западного мира. Сегодня мы наравне с ними и за одним столом обсуждаем общие проблемы и дела. Само наличие таких общих дел – лучший залог взаимопонимания и положительной взаимозависимости. Полномасштабное участие в этом многостороннем диалоге России – подтверждение невозможности решения глобальных проблем без нас.
- Мы осознаем неделимость общей безопасности, невозможность обеспечить собственную обороноспособность за счёт или в ущерб безопасности других. «Серые зоны» в сфере безопасности, разность потенциалов в военной сфере являются постоянным источником возникновения взаимного недоверия и конфликтных очагов.Новые вызовы в сфере безопасности – международный терроризм, трансграничная организованная преступность, торговля оружием, наркотиками и людьми – затрагивают всех без исключения и могут преодолеваться только сообща.
- России нет необходимости ни выстраивать новые «стены» – будь то таможенные либо визовые, ни противостоять какой-либо другой державе планеты, как в своё время СССР противостоял США. Российско-американское Соглашение по ограничению СНВ, равно как и продуктивное взаимодействие в двустороннем и многостороннем формате по ситуациям в Афганистане и на Ближнем Востоке, по иранской и северокорейской ядерным программам подтверждают наличие огромного потенциала сотрудничества между нашими странами на благо всего человечества.
Так называемому Западу нужно пережить опыт своего лидерства, осознав, что ни через насильственный экспорт собственного опыта политического развития, ни через создание систем противоракетной обороны нельзя ни принудительно «осчастливить» мир, ни даже построить «остров» абсолютной безопасности. Как нельзя решать глобальные финансовые проблемы перекладыванием их на плечи других государств и печатанием не обеспеченных реальными ресурсами денег. Создание альтернативных мировых и региональных резервных валют, расширение участия государств мира в определении финансовых параметров мировой экономики – это требование времени.
Сегодня в
одиночку решать не только глобальные,
но и даже локальные проблемы невозможно.
Каждая страна, каждый регион – это
сложная и плотная ткань
- Россия в последние годы совершила подлинный и необходимый для мира прорыв наазиатском, африканском и латиноамериканском направлениях. Эти регионы, куда сегодня смещается центр тяжести мировой экономики, мы рассматриваем как территории будущего. Туда сегодня устремились мировые финансовые, товарные, транспортные потоки. Тем более естественно для России активное участие в соответствующих субрегиональных процессах. Успешное наложение постсоветской интеграции на процессы в Азии приводит сегодня к образованию таких эффективных структур, как ШОС. Динамичное развитие России в экономической и политической сферах позволяет ей полноценно участвовать в новых форматах международного сотрудничества, в частности в формате БРИКС. Всё более актуальными становятся проекты в рамках АТЭС.
- Россия играет важную роль не просто на стыке цивилизаций, но в качестве страны, умеющей мирно и продуктивно сочетать в себе самой части разных цивилизаций. Мы не поддержим никакие соображения, будь то цивилизационного, гуманитарного или идеологического свойства, которые втянут Россию в конфронтационные сценарии развития отношений со странами любых рас, культур и религий. Мы считаем, что ни государство, ни общественность не вправе оскорблять другие народы и их святыни. Терпимость и уважение к другим нациям – такая же неотъемлемая составная часть демократии, как и свобода самовыражения.
При этом России жизненно важно расширение своего культурного и экономического влияния в мире. Необходимо использовать достижения нашей культуры, науки, искусства, спорта для создания благоприятного отношения к России. Мы должны поддерживать изучение русского языка за рубежом, открыть нашу страну для туристов и бизнесменов, поощрять молодёжные, в первую очередь образовательные обмены. Огромные возможности для этого открываются в связи с предстоящими Форумом АТЭС во Владивостоке, Универсиадой в Казани, Олимпийскими играми в Сочи и Чемпионатом мира по футболу.
- Отдельного внимания требует работа с соотечественниками за рубежом, русскими общинами и диаспорами, всеми, кто хочет говорить и мыслить по-русски и порой вынужден в непростых условиях отстаивать это базовое демократическое право в странах, причисляющих себя к эталонно-демократическим. Наше взаимодействие с ними должно быть построено на системной основе, что подразумевает последовательную политику со стороны России, гарантированную и эффективную поддержку в обеспечении законных прав и потребностей русских за рубежом. При этом мы вправе ожидать активной самоорганизации соотечественников, преодоления раздробленности и пассивности в их повседневной работе. Для тех же, кому тяжело на чужбине, Россия должна создавать все возможности для возвращения на Родину.
Российская Федерация не ищет специальных предлогов для увеличения своего влияния. Напротив, возросший авторитет страны делает её участие в международных делах всё более востребованным и логичным. Это естественный и объективный процесс, который продолжится и будет востребован гражданами нашей страны, заинтересованными в том, чтобы их расширяющиеся контакты с внешним миром имели в качестве самого надёжного страхового обеспечения незыблемый общепризнанный авторитет Родины.
Информация о работе Международные отношения и безопасность страны