Международный опыт противодействия политическому экстремизму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

В последние годы все большую значимость для развития современного общества получают проблемы распространения экстремизма. Актуальность темы, таким образом, вытекает непосредственно из особенностей политической ситуации в мире в целом, и в России в частности. Нынешний этап политического развития во всем мире характеризуется разрастанием экстремизма в самых разных его формах. Можно констатировать, что даже благополучные с экономической и политической точки зрения страны, гордящиеся давними демократическими традициями, не остались в стороне от этого процесса. В современных условиях в связи с усилением противоречий в обществе, кризисным состоянием общественных отношений происходит резкая активизация политического противоборства, использование в практике разрешения политических конфликтов, наряду с цивилизованными, правовыми методами, антиконституционных форм политической борьбы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Определение понятия политического экстремизма 4
Виды экстремизма 6
Политический экстремизм в России 14
Международный опыт противодействия политическому
экстремизму 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

В свою очередь международный  и внутренний экстремизм также могут  быть подвергнуты дополнительной систематизации.

Так, во внутреннем экстремизме в зависимости от его субъектов можно выделить:

- государственный экстремизм (когда насилие в отношении  оппозиции, групп, категорий или  целых слоев населения инспирируется  самим государством и реализуется через силовые структуры под предлогом защиты государственных, общественных или общенациональных интересов);

- экстремизм проправительственный (осуществляется неправительственными  общественными объединениями и  партиями в интересах защиты  институтов власти и, как правило, поощряется этой властью)

- экстремизм оппозиционный,  при котором противоправное насилие  направлено против государственных  институтов, их представителей и  защитников;

- межпартийный экстремизм, проявляющийся  в процессе обострения политической борьбы, а также разновидности экстремизма, субъектами которого являются сторонники различных экстремистских идеологических течений (крайнего национализма, фашизма, сепаратизма).

Международный же экстремизм может быть:

- государственным (в случае, если он является одним из методов реализации внешней политики государства, причем эти методы состоят на вооружении спецслужб или финансируемых государством экстремистских центров и организации)

- негосударственным (когда акции  экстремизма готовятся и осуществляются международными экстремистскими организациями, имеющими собственные источники финансирования).

Если классифицировать экстремизм по целям, то можно выделить:

- сплачивающий экстремизм, акции которого направлены на  объединение различных структур  криминального толка; 

- экстремизм демонстрационный, призванный обеспечить «рекламу»  той или иной экстремистской  организации и проводимой ею  в жизнь идеологии и политике, а также продемонстрировать силу и готовность ее членов к решительным действиям;

- конфронтационный экстремизм, проявляющийся в применении насилия  в борьбе между противостоящими  политическими блоками, движениями, организациями, а также между  государственными структурами и оппозицией;

- экстремизм провокационный, когда субъекты насильственных  действий стремятся заставить  своего политического противника  перейти к непопулярным среди  населения или тактически выгодным  для экстремистов действиям.

По средствам, используемым при осуществлении акций экстремизма, последний подразделяют на два вида:

- традиционный (применением  огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ, ядов и  других средств совершения политических  убийств, известных человечеству  в течение ряда веков);

- технологический (использование  в экстремистских акциях новейших  достижений науки и техники  в области компьютерных и информационных  технологий, радиоэлектроники, ядерных  материалов, генной инженерии, имуннологии  и т.д.).

Итак, каждому из видов политического экстремизма, перечисленных в приведенных выше классификациях, а также присущих другим систематизациям этого социально-политического явления, проведенным по иным основаниям (например, по объектам посягательства, географии проявлений, специфике идеологической основы и другие), соответствуют свои наиболее типичные и часто встречающиеся формы экстремистских акций. Так, для проявлений международного экстремизма характерны угоны воздушных судов международных авиалиний, захваты заложников из числа представителей дипломатического корпуса, крупных политических и общественных деятелей, убийства и иные виды насилия в отношении таких лиц, инспирация межнациональных конфликтов и массовых противоправных проявлений в целях дестабилизации обстановки в той или иной стране, срыва международных договоренностей, осложнения отношений между государствами и т.п.

В качестве субъектов  политического экстремизма могут  выступать государство, его специальные службы, международные или национальные экстремистские центры и организации, политические течения и партии экстремистского толка, группы граждан и даже отдельные лица, стремящиеся достичь своих целей с применением методов политического экстремизма.

По своему идеологическому  содержанию политический экстремизм условно можно разделить на левый и правый.

Правый экстремизм придерживается идеи борьбы между нациями и расами, культурами и цивилизациями. Среди  форм правового экстремизма называют правый популизм, ультраконсерватизм, религиозный фундаментализм, а также  фашизм.

Левый экстремизм эксплуатирует  просветительскую идеологию классовой  борьбы, выступает за разрушение существующей государственной системы; создание декларируемого «более справедливого» общества на идеологической основе заимствований  как из социалистических и коммунистических концепций, так и собственных новейших левоэкстремистских доктрин; которое осуществляется всеми доступными средствами.

 

3.Политический  экстремизм в России

С учетом состояния политической ситуации в России в современных  условиях выделяют следующие основные формы политического экстремизма: осуществление террористических актов; «чеченский» экстремизм, расширяющий свое влияние на Северном Кавказе; совершение угроз расправы над государственными и политическими деятелями, представителями власти и их родственниками; захваты заложников, захваты и угоны транспортных средств вместе с пассажирами; массовые беспорядки; совершение взрывов в общественных местах; несанкционированные митинги, уличные шествия и демонстрации, способные перерасти в массовые беспорядки; нападение и избиение участников митингов, уличных шествий и демонстраций членами оппозиционных им политических организаций и движений; насильственные захваты административных зданий с находящимися в них людьми; блокирование транспортных магистралей, объектов народного хозяйства, учреждений органов власти и управления; демонстративное уничтожение в общественных местах портретов руководителей государства, государственной символики и многие другие.

Двадцать лет с момента распада Советского Союза ознаменовались практически непрерывной террористической войной. Захваты заложников в рейсовых автобусах, беспрецедентный захват заложников в г. Буденовске, взрывы на транспорте по всей России, взрывы на вокзалах и рынках, взрывы станций метро и многоквартирных жилых домов, события на Дубровке и в Беслане. Последствия терактов ужасны.

Осуществление террористической деятельности – лишь одна из форм экстремизма. Ненависть и вражда к представителям другой национальности, расы, вероисповедания  – это не только психологическая проблема определенного, причем весьма широкого, слоя людей. Это еще и мотив совершения преступлений, как насильственного, так и ненасильственного характера. По мнению большинства исследователей, политический экстремизм является исторически и социально обусловленным явлением, его появление и воспроизводство вызвано совокупностью объективных и субъективных причин социального, экономического, национального, идеологического, психологического характера. Применительно к российской ситуации наиболее существенными называют следующие причины:

- распад единого государства  и усиление сепаратизма и национализма;

- глубокий системный  кризис, охвативший все сферы  жизни и как следствие –  ухудшение социально-экономического  положения населения, нарастание  социального напряжения в обществе;

- борьба за власть  политических партий и движений;

- криминализация общества  и политизация уголовной преступности; правовой нигилизм граждан.

 

 

4. Международный  опыт противодействия политическому  экстремизму

Законодательство значительной группы государств и прежде всего государств, имеющих тоталитарное прошлое, запрещает деятельность различного рода крайне правых и левых экстремистских партий и организаций, пропагандирующих и применяющих в своей деятельности подрывные, насильственные методы. Помимо введения конституционных запретов на деятельность антидемократических организаций, а также соответствующего уголовного законодательства, в ряде государств приняты специальные законы, запрещающие создание и деятельность профашистских, пронацистских организаций. Это, в частности, австрийский конституционный закон о запрете Национал-социалистической рабочей партии Германии 1945 г. (закон действует и сегодня); итальянский закон о запрещении фашистской деятельности 1948 г., действовавший до 1952 г., а также закон о запрещении неофашистской деятельности 1952 г.; португальский закон о запрещении фашистских организаций 1978 г. .

Международное сообщество отрицает экстремизм и терроризм  как средство для достижения политических целей. Борьба с этими явлениями провозглашена ООН одной из приоритетных задач своей деятельности. Основными направлениями усилий, предпринимаемых для противодействия политическому экстремизму, являются: создание международной и национальной правовой базы, формирование мощных антитеррористических центров и привлечение вооруженных сил для борьбы с экстремизмом, а также оздоровление социально-экономической обстановки в странах и регионах, являющихся источниками вооруженных конфликтов.

Формирование нормативно-правовой базы по противодействию различным проявлениям экстремизма получило наибольшую активность в Европе сразу после Второй мировой войны. В ряде пост тоталитарных стран имеется законодательный опыт предупреждения фашистской угрозы, реставрации нацизма. Законодательство значительной группы государств запрещает деятельность различного рода крайне правых и левых экстремистских партий и организаций, предусматривает ответственность за такие составы преступления, как призывы к мятежу, оскорбление нации, республики, конституции, конституционных учреждений, пропаганду и применение подрывных, насильственных методов. Помимо введения конституционных запретов на деятельность антидемократических экстремистских организаций, а также соответствующего уголовного законодательства, в ряде государств приняты специальные законы, запрещающие создание и деятельность профашистских, пронацистских организаций. Разработаны и международные стандарты, направленные против злоупотреблений свободой слова, информации, выражения своего мнения. Особенно жестко борются с проявлениями фашизма в Германии. В середине 80-х годов там были приняты специальные поправки к Конституции, запрещающие как использование профашистской идеологии, так и любую деятельность экстремистских организаций. Тем не менее, в Германии существует большое количество ультраправых организаций, как правило, объединяющих молодых людей в возрасте 18-25 лет. И хотя многие экстремистские движения в Германии имеют свои сайты в Интернете, публичных акций они стараются избегать, т.к. германское правосудие сурово карает последователей гитлеровской идеологии и оперативно реагирует на малейшие ее проявления. Выражается это в массовых обысках и разгромах штаб-квартир группировок, уголовном преследовании их лидеров.

Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии предусматривает уголовную ответственность за публичную демонстрацию нацистской символики и ее пропаганду. Запрет на деятельность экстремистских организаций вправе налагать министры внутренних дел земель, входящих в Федерацию. Официально контроль за деятельностью групп, признанных экстремистскими, осуществляет Ведомство по охране Конституции, причем методы открытого наблюдения сочетаются с оперативно-агентурными. Для предотвращения возможных злоупотреблений и нарушения прав человека, деятельность самого Ведомства находится под постоянным контролем специальной комиссии бундестага. Большое количество актов насилия, согласно полицейским данным, совершают иностранные экстремисты.

Гораздо более терпимо  относятся к радикалам во Франции: во французском законодательстве нет запрета на деятельности подобных движений (но пункт о запрещении использования фашистской символики есть). Одним из наиболее известных французских радикальных течений является Народный фронт во главе с Жаном-Мари Ле Пеном.

В Италии в 1975 году был принят закон, который ратифицировал Международную Конвенцию по ликвидации всех форм расовой дискриминации и в уголовный кодекс введен ряд новых составов преступления. В строгом соответствии с Конвенцией было запрещено создание и деятельность организаций, пропагандирующих идеи национальной и религиозной вражды, дискриминации, установлены меры наказания для организаторов, участников и «содействующих им лиц». Позднее, в 1993 году, был принят закон, внесший ряд существенных дополнений в прежний закон в части предупреждения преступлений путем применения превентивных мер, расширения спектра наказаний, установления уголовной ответственности за демонстрацию в общественных местах и на митингах запрещенных эмблем и символов. Этим же законом был введен особый порядок приостановления деятельности и роспуска экстремистских организаций, ведущих подстрекательскую деятельность, включая подстрекательство к дискриминации. Правом роспуска таких организаций с соблюдением соответствующей предварительной процедуры, включающей доклад Совету Министров, наделен министр внутренних дел республики.

Конституция Португалии запрещает создание фашистских объединений. В Уголовном кодексе Испании  предусматривается тюремное заключение за разрушение или ослабление национального  чувства, посягательство на единство испанской нации, поддержку или пропаганду деятельности сепаратистов распространение ложных, искаженных слухов или сообщений с намерением причинить вред авторитету или мощи государства.

Определенный интерес  представляет система обеспечения внутренней безопасности США, где борьба с различными проявлениями экстремизма объявлена одной из приоритетных задач Правительства. Это связано с тем, что несмотря на относительную стабильность американского общества, реальностью сегодняшних дней стала резкая активизация деятельности радикальных организаций различного толка. Общие принципы борьбы и использования военных структур США во внутригосударственных кризисных ситуациях содержатся в американской Конституции, сводах законов и федеральных законоположений. Их конкретизация дается в целом ряде актов, прежде всего, самого Министерства обороны и Министерств видов вооруженных сил. Опыт борьбы с экстремизмом в США и правовые основы его обеспечения положены в основу деятельности силовых структур многих государств, особенно стран Латинской Америки.

Информация о работе Международный опыт противодействия политическому экстремизму