Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:09, реферат
Комплексный, полный анализ политики предполагает ее изучение как на национальном, так и на международном уровнях. Внутренняя политика изучается через анализ ее различных направлений и их реализацию внутри государства, через развитие национального политического процесса (процессов). Система международных отношений – это взаимодействие между двумя или более государствами, а внешняя политика – внешнее действие одной нации, одного государства. Внешняя политика государства формируется под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. В целом существует тесная взаимосвязь и взаимовлияние внутриобщественных и международных отношений.
Мировая политика и мировой политический процесс
Комплексный, полный анализ политики предполагает ее изучение как на национальном, так и на международном уровнях. Внутренняя политика изучается через анализ ее различных направлений и их реализацию внутри государства, через развитие национального политического процесса (процессов). Система международных отношений – это взаимодействие между двумя или более государствами, а внешняя политика – внешнее действие одной нации, одного государства. Внешняя политика государства формируется под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. В целом существует тесная взаимосвязь и взаимовлияние внутриобщественных и международных отношений.
Международные
отношения характеризуются
В качестве основных субъектов мирового сообщества (и международного права) выступают прежде всего государства и международные организации. Государства – наиболее могущественные и организованные субъекты, сосредоточившие в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь. [c.436] Именно через государство народы и нации организованно представляют свои интересы на мировой арене. Ни одно развитое общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни. Государства опосредуют и контролируют деятельность иных участников международных связей – административных единиц (области, края, региона), общественных организаций, фирм, индивидов. Существуют и нетипичные государственные субъекты международных отношений – Ватикан, вольный город и др.
К ведущим субъектам международных отношений, непосредственно создаваемым государствами, относятся их международные политические или военно-политические организации. Среди них: Организация Объединенных Наций (ООН), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейский Союз (ЕС), Лига арабских стран (ЛАГ) Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Содружество Независимых Государств (СНГ) и др.
К числу важных
субъектов международных
Можно говорить о международно-правовой субъектности народа, нации, борющихся за создание независимого государства, когда оно находится в стадии формирования.
В современных условиях проявляются объективные тенденции расширения числа участников международных отношений. Усиление взаимозависимости народов и обществ привело к тому, что к главным действующим лицам международных отношений можно относить не только государства, но и конкретные личности. Все в большей степени признается международно-правовая субъектность индивида. В соответствии с ней отношения между индивидом и международным правом проходят через его государство. Так, международные нормы, непосредственно касающиеся индивида (например, принципы уважения прав человека) должны признаваться и осуществляться государством1. Международно-правовая субъектность индивида особенно ярко проявляется в деятельности известных национальных политических или общественных лидеров, которые обычно выступают и как лидеры мировой политики. [c.437]
В целом можно говорить о растущей значимости общепризнанных норм международного права для мирового сообщества. Так, в п. 4 ст. 17 Конституции Российской Федерации указывается, что “общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”.
Международные отношения прошли длительный исторический путь и только в Новейшее время стали подлинно всемирными. В основе этого развития – поступательное развитие производительных сил и их интернационализация; мощные интеграционные тенденции и процессы в социально-экономической, научно-технической, информационной и других сферах; выход на мировую арену на рубеже третьего тысячелетия многих государств, остро нуждающихся в координации усилий при решении глобальных и национальных проблем; невиданное расширение связей и контактов между людьми во всем мире.
Международные
отношения и внутренняя политика
государств находятся во взаимосвязи,
влияют друг на друга. С одной стороны,
международные отношения во многом
отражают и выражают внутреннюю политику
ведущих держав в ту или иную историческую
эпоху; а с другой – любое государство
вынуждено учитывать
Следует признать,
что внешние факторы оказывают
возрастающее влияние на отношения
внутри любой страны. Это связано
с обострением экологических
и сырьевых проблем, с нарушением
социального равновесия и серьезными
конфликтами в различных
В практике современных
международных отношений
Международные
отношения формируют облик
В условиях мира
и социально-культурного
Международные отношения как совокупность интеграционных связей между государствами, межгосударственными организациями, партиями, частными лицами разных государств есть та среда, где реализуются принципы внешней и международной политики.
Международная (мировая) политика представляет собой целенаправленную политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т.д.), связанную с согласованием их интересов, с решением вопросов войны и мира, выживания всего человечества, обеспечения всеобщей безопасности и разоружения, предотвращения и урегулирования глобальных, региональных и национальных конфликтов, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней, разрешения других глобальных проблем человечества, создания справедливого порядка в мире. [c.439]
Мировая (международная) политика – совокупная, целенаправленная политическая деятельность основных субъектов международных отношений; интегрированный интерес, выраженный в деятельности ООН и других законных и общепризнанных органах и организациях мирового сообщества.
Мировая политика структурно представлена внешнеполитической деятельностью национальных государств, глобальной деятельностью ООН, международных союзов, организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами.
Сфера мировой
политики охватывает все поле политических
отношений, складывающееся между государствами
ив надгосударственных рамках. Поскольку
основные элементы мировой политики
взаимосвязаны, постольку можно
и нужно говорить о мировых
политических отношениях, о едином
мировом политико-временном
Ведущая роль политики в международных отношениях обусловлена следующими факторами:
Во-первых, субъекты
мировой политики располагают колоссальными
ресурсами и возможностями
Во-вторых, международные отношения имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, усложнению и расширению, что требует совершенствования международных политических механизмов для их регулирования.
В-третьих, как
никогда остро стоят вопросы
безопасности всего человечества, проблемы
его выживания. Именно на этом направлении
концентрируется главное
В-четвертых, все
большее значение приобретает разрешение
противоречия современного мирового развития,
между растущим разнообразием мира
и функционирующих в нем
Сущность и
содержание международной политики
раскрывается как через анализ общечеловеческих
проблем, так и через понятие
национального интереса, который
лежит в основе деятельности любого
государства. Национальный интерес
представляет собой осознание и
отражение в деятельности политических
лидеров государства его
Действительно,
достижение “баланса сил и интересов”
представляется весьма важным фактором
в обеспечении стабильности в
мировой политике. Г. Киссинджер отмечал,
что “в международной системе, для
которой характерно наличие, возможно,
пяти или шести великих держав
и множества меньших
Информация о работе Мировая политика и мировой политический процесс