Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:31, реферат
Толкотт Парсонс (1902—1979)— один из основоположников современной социальной науки. Окончил Амхерстский колледж, затем Лондонскую школу экономики и Гейдельбергский университет, где защитил докторскую диссертацию по экономике. К началу 50-х годов Парсонс становится самым авторитетным социологом-теоретиком США. Он стоял у истоков зарождения профессиональной социологии, создания Американской социологической ассоциации, президентом которой являлся. Его основные работы — “Структура социального действия” (1937), “Социальная система” (1951), “К созданию общей теории действия” (1951), “Экономика и общество” (1956), “Теория действия и человеческое существование” (1978). Целью поиска ученого являлось построение теоретической системы, охватывающей человеческую реальность во всем ее многообразии.
Модель политической системы Т. Парсонса
Толкотт Парсонс (1902—1979)— один из основоположников современной социальной науки. Окончил Амхерстский колледж, затем Лондонскую школу экономики и Гейдельбергский университет, где защитил докторскую диссертацию по экономике. К началу 50-х годов Парсонс становится самым авторитетным социологом-теоретиком США. Он стоял у истоков зарождения профессиональной социологии, создания Американской социологической ассоциации, президентом которой являлся. Его основные работы — “Структура социального действия” (1937), “Социальная система” (1951), “К созданию общей теории действия” (1951), “Экономика и общество” (1956), “Теория действия и человеческое существование” (1978). Целью поиска ученого являлось построение теоретической системы, охватывающей человеческую реальность во всем ее многообразии.
Теория систем зародилась в биологии в 20-х годах XX века. Людвиг фон Берталанфи исследовал клетку как «совокупность взаимозависимых элементов», т. е. как систему, связанную с внешней средой. Эти элементы «так связаны между собой, что если изменить один элемент, то изменятся остальные тоже и, следовательно, изменится вся совокупность».
В социологии применение системного подхода связано с именем Т. Парсонса. Он ввел теорию социального действия.
Он рассматривает общество
как бесконечное множество
1) функцию адаптации, т. е. установления связей системы с окружающей средой. Приспосабливаясь к окружающей среде, система черпает из нее ресурсы, которые ей необходимы; трансформирует внешнюю систему в соответствии со своими «потребностями», давая ей взамен собственные ресурсы;
2) функцию целедостижения, состоящую в определении целей системы, а также мобилизации энергии и ресурсов для ее достижения;
3) функцию интеграции, направленную на поддержание координации взаимоотношений составляющих элементов систе мы. Такая координация позволяет предохранять систему от радикальных изменений и потрясений;
4) латентную функцию, нацеленную как на сохранение ориентации субъектов на нормы и ценности системы, так и на обеспечение необходимой мотивации своих сторонников.
Общество Т. Парсонс рассматривает как социальную систему, состоящую из четырех взаимодействующих подсистем. Каждая подсистема, в свою очередь, также выполняет определенные функции. Скажем, функцию адаптации общества к потребностям в потребительских товарах осуществляет экономическая подсистема. Функцию целедостижения системы, проявляющегося в стремлении к коллективным действиям, мобилизации субъектов и ресурсов на их достижение, выполняет политика. Функция институтов социализации (семья, система образования и т. д.) заключается в передаче норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации общественного поведения субъектов. Наконец, функцию интеграции общества, установления и сохранения связей солидарности между его элементами осуществляют институты «социального сообщества» (мораль, право, суд и т. д.).
Политическая подсистема включает, по Т. Парсонсу, три института: лидерство, органы власти и регламентацию. Каждый из названных институтов тоже выполняет определенные . функции. Так, институт лидерства обеспечивает занятие определенного положения, предписывающего обязанность проявлять инициативы и привлекать к достижению общих целей членов сообщества. Институт регламентации способствует изданию норм и правил, создающих правовую основу для социального контроля.
Согласно системному анализу, любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики: 1) система состоит из многих частей; 2) части составляют единое целое; 3) система имеет границы. Политическая жизнь рассматривается как функционирующая система, то есть между многообразными аспектами политики и политическими явлениями существует относительно стабильная взаимосвязь.
Системная теория делит процессы взаимодействия на три цикла: ввод, конверсия, преоб-разование и вывод. Что касается границы политической системы. то она может расширяться или сужаться. Поскольку индивидуумы в обществе являются субъектами ряда систем и подсистем, то они фактически выполняют различные роли в многообразии систем, с которыми они связаны: политической, экономической, религиозной и т.д.
В политической системе индивидуумы, прежде всего выполняют роли граждан, подданных, избирателей. В день выборов, например, граница политической системы расширяется, ибо люди бросают свою непосредственную работу и «пересекают» границу политической системы. В период войны границы политической системы значительно раздвигаются, поскольку большое число людей привлекается к военной службе, деятельность ком-мерческих компаний регулируется и предпринимаются дополнительные меры по обеспечению внутренней безопасности.
Понятие институционализированной системы власти прежде всего выдвигает на первый план систему отношений, в рамках которой некоторые виды обещаний и обязательств, навязанных или взятых добровольно — например, в соответствии с договором, — рассматриваются как подлежащие исполнению, т. е. в нормативно установленных условиях уполномоченные деятели могут потребовать их выполнения. Кроме того, во всех установленных случаях отказа или попыток отказа от повиновения, посредством чего деятель пробует уклониться от своих обязательств, их “заставят уважать”, угрожая ему реальным применением ситуационно-негативных санкций, выполняющих в одном случае функцию устрашения, в другом — наказания. Именно события в случае с деятелем, о котором идет речь, намеренно изменяют (или угрожают изменить) ситуацию ему во вред, каково бы ни было конкретное содержание этих изменений.
Власть, таким образом, является реализацией обобщенной способности, состоящей в том, чтобы добиваться от членов коллектива выполнения их обязательств, легитимизированных значимостью последних для целей коллектива, и допускающей возможность принуждения строптивых посредством применения к ним негативных санкций, кем бы ни являлись действующие лица этой операции.
Власть, таким образом, является реализацией обобщенной способности, состоящей в том, чтобы добиваться от членов коллектива выполнения их обязательств, легитимизированных значимостью последних для целей коллектива, и допускающей возможность принуждения строптивых посредством применения к ним негативных санкций, кем бы ни являлись действующие лица этой операции.