Модели политического конфликта и политического консенсуса, их исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 21:52, контрольная работа

Описание работы

Поскольку они являются природным явлением общественной жизни, изучение конфликта в общественном развитии, методов социального управления, гармонизации общественных отношений обусловило возникновение конфликтологии как самостоятельной отрасли знаний на грани социологии, политологии, политической психологии.

Цель контрольной работы - ознакомиться с понятием политического конфликта и его составляющих.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность и многообразие политических конфликтов…………………..4
2. Сущность консенсуса………………………………………………………11
3. Опишите политический конфликт и его разрешение посредством консенсуса………………………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………..16
Список использованной литературы………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Исслед-е соц эконом.doc

— 172.21 Кб (Скачать файл)

Реалистический подход. Его называют еще методом торга, или принудительно-переговорным. При таком подходе суть конфликта рассматривается как урожденное стремление человека к господству. Поскольку все главенствовать не могут, происходит принуждение со стороны тех, кто главенствует. Поклонники данного подхода понимают, что мира не может быть никогда, возможно только перемирие, которое долговременной стабильности не приносит, ибо происходит не решение, а временное урегулирование проблемы. Этот подход является актуальным учитывая противоречивые коллизии становления новых экономических отношений в Украине.

 

Идеалистический подход. Эффективен, когда между заинтересованными сторонами, независимо от состояния и статуса, устанавливаются отношения, которые вполне отвечают индивидуальным взглядам каждой. В основу положено признание того, что на данное время все стороны испытывают нежелательные потери, но в то же время и все выигрывают. Удовлетворение интересов происходит без явного или скрытого принуждения, что обеспечивает «самоподдержку» достигнутой ситуации. Много отечественных политиков конца 80-х -- начала 90-х годов XX ст. считали такой подход компромиссом, наилучшим способом решения конфликтов.

Интегративний подход. Предусматривает, когда каждая из сторон, отказавшись от своих предыдущих целей и ценностей, находит новые, взаимоприемлемые. А поскольку выбор целей и средств их достижения теоретически безграничен, то обязательно найдется выбор неконфликтного характера.

Относительно поведения в конфликтной ситуации выделяют такие ее типы: прямое противоборство или конкуренция; уклонение; приспособленчество; уступки, сотрудничество.

 

2. Сущность консенсуса.

Слово консенсус происходит от латинского consentio, которое в свою очередь , образовано от глагола - sentire (чувствовать, думать, понимать) с помощью приставки con, имеющей значение совместного, взаимного развития, т.е. в своей основе консенсус означает общность чувств и мыслей, взаимопонимание.

Консенсус - это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях. В демократических системах обычно различают три объекта возможного соглашения:

 

1) конечные цели (свобода, равенство и т.д.), которые составляют структуру системы представлений;

2) правила игры, или процедуры;

3) конкретные правительства и правительственная политика.

 

Эти три объекта могут быть трансформированы в три уровня консенсуса:

1) консенсус на уровне сообщества, или основной, ценностный;

2) консенсус на уровне режима, или процедурный;

3) консенсус на уровне политики.

 
Первый объект или уровень консенсуса - основной - показывает, разделяет ли данное общество одинаковые ценностные представления и цели.

Второй объект или уровень консенсуса - процедурный устанавливает правила игры, фиксируемые в конституциях.

Третий объект или уровень консенсуса (в отношении политики и правительства) выдвигает на передний план параллель "власть-оппозиция". Несогласие по вопросам политики и оппозиция правительствам - это отношение к членам правительства, а не к форме управления.

Консенсус - универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе.

Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.

 

Кризис консенсуса обычно связывают с кризисом отношений церковь-государство, традиционной политики и включением в нее нетрадиционных групп, перераспределением ролей и статусов, разрывом элит и масс и т.д.

 

 

3. Политический конфликт и его разрешение посредством консенсуса.

Консенсус как средство решения конфликтов употреблялся в период буржуазной демократии.

В современном либерально-демократическом государстве «консенсус распространяется только на очень гибкие процедуры решения конфликтов внутри общества. В тоталитарном государстве требуется полное, безоговорочное согласие , которое при необходимости внушается с помощью соответствующей, адаптированной для этого пропаганды». В авторитарном обществе «властьимущие не терпят внешнего проявления инакомыслия в отношении а целей, так и средств политики».

Следовательно в любом государстве обязаны существовать политические университеты, способные справиться с конфликтом и владеющие монополией на законное принуждение. Объективно конфликт и консенсус являются неразрывно связанными в политической практике как неотъемлемые элементы социальной системы Процесс институализации конфликтов предполагает три относительно самостоятельных этапа: предупреждение возникновения конфликта, контроль за его протеканием, разрешение конфликта.

Современная политическая наука выделяет следующие пути и способы управления конфликтами:

· стратегические, ориентированные на предупреждение конфликтов и кризисов на базе научного прогноза и упреждающего создание правовых, политических, экономических и социально-психологических институтов и условий для стабильного развития социальной системы.· тактические, включающие контроль и урегулирование возникающих конфликтов с внедрением силовых средств по отношению к их участникам посредствам налаживания переговорного процесса.

· оперативные, которые предполагают разовые деяния по ограничению конфликта и устранению его последствий.

В условиях консенсусной демократии стратегические, тактические и оперативные пути управления конфликтами взаимодополняют друг друга.

Относительная оценка уровня консенсуса в обществе может быть «дана на базе трех разных характеристик; во-первых, системы правил и регулирующих устройств разрешения конфликтов, возникающих внутри данной системы; в третьих, способа разрешения конфликта».

 

Для либерально демократического страны характерна демократия, т.Е. Маленький уровень оппозиции к существующему внутри страны своду правил и устройств разрешения политических конфликтов, что является свидетельством легитимности имеющегося государственного строя и стабильности страны; низ0ий уровень конфликтности относительно имеющейся власти, т.е. речь идет о характере и интенсивности политических расхождений меж партиями; широкие способности сотворения коалиции, наличие эффективного механизма предупреждения конфликта, заложенного в корпоративных отношениях.

Полнота реализации принципа консенсуса и содержание консенсусной демократии обусловлены таковыми факторами, как формы правления, тип политического режима, направленность деятельности партий и публичных движений, исторические, этнические, религиозные, культурные особенности страны и т.д.

Путь к консенсусу предполагает сложный и долгий процесс обмена требованиями, встречными предложениями, которые обоснованы, объяснены с точки зрения полезности, справедливости, взаимной выгоды сторон, участвующих в конфликте.

«Именно таковым образом политические и законодательные программы прокладывают путь к исполнительным учреждениям, законопроекты проводятся через законодательные органы, административные нормы, находят поддержку у бюрократии. Неувязка поиска соглашений в этих системах обширна и сложна не лишь в силу обилия интересов и идей, но и потому, что процесс формирования и реализации политики открыт для разных влияний и интересов, и правительство вынуждено реагировать на бессчетные противоречивые требования».

Более благоприятные условия заслуги политического консенсуса появляются при всеобщей распространенности норм приверженности легитимным процедурам, идеям всеобщего благосостояния, рвению разрешить противоречия интересов личности, этических, экономических, религиозных, лингвистических и других групп. Роль примирения разных интересов призваны решать политические университеты, законодательные органы, суды, коалиционные политические партии, общественные школы. Гражданское согласие на базе консенсуса увеличивает легитимностный характер политической системы, делает её более стабильной, укрепляет взаимосвязь с гражданским обществом.

 

При этом различают два вида консенсуса: персонифицированный и публичный.

Персонифицированный консенсус распространяется на тех, кто занимает ключевые позиции в государственных органах и публичных органах и воспринимает решение, влияющее на жизнедеятельность людей. Публичный консенсус предполагает достижение согласия меж подавляющим большинством людей по более принципиальным социальным проблемам.

Консенсусу в обществе может способствовать система контроля за конфликтной ситуацией. Она включает:

- взаимное воздержание от внедрения силы либо опасности внедрения силы.

- привлечение арбитров, беспристрастный подход которых конфликтующим сторонам гарантирован.

- полное внедрение имеющихся либо принятых новейших правовых норм, административных актов и процедур, способствующих сближению позиций противоборствующих сторон.

- готовность к созданию атмосферы делового партнерства, доверительных отношений на стадии завершения конфликта и в постконфликтный период.

Эти и остальные процедуры в зависимости от конкретных условий употребляются по отношению не лишь к внутренним, но и интернациональным конфликтам.

Особенное значение имеет консенсус, в процессе принятия решения.

Последовательность выработки соглашения может содержать такие деяния, как выделение объективных критериев для оценки вероятных решений, утверждение решений на базе консенсуса представителями всех сторон, экспертиза решения, внесение дополнений и поправок, оформление итогового документа, система контроля за исполнением решения и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Правила «хорошего тона» требуют начинать изучение любого предмета, учебной дисциплины или науки с ясного обозначения и по возможности четкого определения того, что именно будет изучаться. Конечно, бывают исключения и из этих правил, но в данном случае - при изучении конфликта -следовать им, казалось бы, нетрудно. Я уверен, что нет ни одного человека, кто хотя бы раз в жизни не участвовал в каком-либо конфликте. Ведь конфликт - неизбежный спутник каждого человека, живущего среди людей, он неизменно обнаруживается в любой социальной группе, стране, в любом обществе и государстве. «Отдохнуть» от конфликта можно разве что оказавшись, подобно Робинзону Крузо, на необитаемом острове, но и то лишь до Пятницы. Итак, уж в чем-чем, а в конфликтах все мы имеем опыт и отличать конфликт от «неконфликта» вроде бы умеем.

Однако многочисленные попытки определить, казалось бы, очевидные черты, признаки конфликта, начавшиеся едва ли не с возникновением человечества и продолжающиеся по сей день, так и не дали универсального для всех конфликтов и приемлемого для всех их исследователей ответа.

Поэтому так остро стоит вопрос об изучении и систематизации политических конфликтов, а эти знания принесут свои «плоды», которые будут помогать выходить из трудных конфликтных ситуаций и решать их простым договорным путем, а не при помощи насильственных действий.

В контрольной работе рассмотрены вопросы о понятии политического конфликта и его составляющих, а также основные способы урегулирования конфликтных ситуаций.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Демидов А.И., Долгов В.М., Малько А.В. Политология: Учебник. - М.: Гардарики, 2009. - 397 с.

2. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. - М.: Юристъ, 2009. - 511 с.

3. Кравченко А.И. Политология: учеб. - М.: Изд-во Проспект, 2010. - 448 с.

4. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М.: Зерцало, 2008. - 210 с.

5. Панарин А.С. Политология. Учебник. - М.: «Проспект», 2009. - 408 с.

6. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 559 с.

7. Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2010. - 416 с.

 

 


Информация о работе Модели политического конфликта и политического консенсуса, их исследование