Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:35, статья
Африка как никакой другой регион мира в последние годы пользуется огромным вниманием на международных форумах, встречах, симпозиумах, конференциях, в том числе на самом высоком уровне. Данный регион остается наиболее крупным получателем помощи по государственной линии. За последние 30 лет, ее приток достиг почти 300 млрд. долларов (в текущих ценах), что во много раз превышает финансовую составляющую «Плана Маршала». Ведущие страны Запада делают вид, что озабочены судьбой континента, инвестируя финансы, разрабатывая программы принимая различные проекты по модернизации на перспективу в долгосрочном периоде.
Федосов А.А.
Дьяконова С.А.
ЮУрГУ, г. Челябинск
Модернизация на Африканском континенте: проблемы и перспективы
На сегодняшний момент Африка является наиболее обширной зоной бедности: 300 из 800 млн. африканцев живут на доход 0,65 доллара в день, а 34 наименее развитые страны планеты находятся именно на Африканском континенте.
Африка как никакой другой регион мира в последние годы пользуется огромным вниманием на международных форумах, встречах, симпозиумах, конференциях, в том числе на самом высоком уровне. Данный регион остается наиболее крупным получателем помощи по государственной линии. За последние 30 лет, ее приток достиг почти 300 млрд. долларов (в текущих ценах), что во много раз превышает финансовую составляющую «Плана Маршала». Ведущие страны Запада делают вид, что озабочены судьбой континента, инвестируя финансы, разрабатывая программы принимая различные проекты по модернизации на перспективу в долгосрочном периоде.
Одним из первых и важнейших шагов региона на пути модернизации и интеграции в мировую экономику стал процесс объединения Африканских стран, результатом чего явилось появление Организации Африканского Единства (ОАЕ), переименованной в 2002 году в Африканский союз. С 70-х годов XX века, со стороны африканских лидеров предпринимался ряд попыток по модернизации. В данном контексте стоит отметить такие проекты как «Монровийская стратегия по экономическому развитию Африки» 1970г., «Лагосский план действий» 1980 г., в рамках которого впервые была озвучена идея создания Африканского Экономического Сообщества, «Африканская альтернатива программам структурной перестройки» 1989 г.
Особый политический вес имеет Декларация тысячелетия, единогласно принятая в 2000 г. всеми государствами-членами ООН. В ней были определены конкретные задачи в области развития и искоренения нищеты, имеющие прямое отношение к Африке.
В частности, к 2015 году намечено:
- сократить вдвое количество людей в мире, живущим менее чем на один доллар в день;
- сократить вдвое количество людей в мире, страдающих от голода;
- сократить вдвое количество людей в мире, не имеющих доступа к чистой питьевой воде;
- добиться всеобщего начального образования;
- добить равенства полов в доступе к образованию;
- снизить уровень материнской смертности на 3/4;
- снизить уровень смертности в возрасти до пяти лет на 2/3;
- уменьшить
и обратить вспять
Стоит отметить тот факт, что необходимые для достижения этих целей инвестиции значительны, но отнюдь не астрономические.
Рабочим инструментом АС для достижения вышеупомянутых задач призвана стать программа НЕПАД, или Новое партнерство для развития Африки (New Partnership for Africa’s Development – NEPAD). Данная программа развития Африки была разработана и осуществляется самими африканцами. Однако во многих отношениях она базируется на разработках мировых экономических и финансовых организаций. Программа действий «нового партнерства» определяет три стратегических направления: а) выполнение ряда предварительных условий, необходимых для начала выхода из кризиса, прежде всего установления на континенте мира, безопасности и демократических форм правления и обуздания коррупции; б) определение приоритетных секторов для поддержки со стороны НЕПАД, в число которых включены инфраструктура и развитие человеческих ресурсов; в) стратегия мобилизация ресурсов в поддержку НЕПАД.
«Созидательная способность государства, - отмечают авторы программы, - является решающим аспектом созданий условия для развития. Государство призвано сыграть важнейшую роль, однако, реальность состоит в том, что многие правительства неспособны выполнять эту роль. Величайшую трудность для Африки создают слабые государства. Так, субсахарские страны (Мал, Нигерия, Буркина-Фасо, Сьерра-Леоне и Гвинея), оказались абсолютно не готовы к переменам – их ресурсный потенциал утратил свою былую значимость, а основные параметры их государственного устройства стали несовместимы с требованиями «новой экономики». С целью решения данной проблемы должны быть предусмотрены следующие меры, такие как: объединение усилий на базе регионального сотрудничества и экономической интеграции, создание механизмов страхования и финансовых инструментов, проведение реформ многосторонних институтов с учетом потребностей стран Африки, а также создания эффективных механизмов борьбы с коррупцией для создания соответствующей системы распределения средств.
Наряду с этим, самая слабая составляющая программы НЕПАД это надежда на резкое увеличение иностранных инвестиций в Африку в расчете на то, что объемы официальной помощи достигнуть уровня 0,7 % ВВП развитых стран.
Помимо этого масса денег из Африки утекла по каналам теневой экономики или преступной параэкономики. В результате беднейший континент планеты обескровливается став финансовым донором развитых стран. И маловероятно, что страны-доноры пойдут на существенное снижение задолженностей или на распространение льготного режима списания долгов. Однако «большая восьмерка» призывала ускорить реализацию договоренностей об облегчении долгового бремени наиболее бедных стран.
Кроме того, Африка лишена внутренних условий для расширенного производства, для самозарождения новых предприятий и видов деятельности. Проблема заключается в том, что выталкивание африканских стран из мирового производства превращает их, так сказать, в международных «люмпенов». Результат такой политики – рост неформального, теневого сектора во всех африканских странах, криминализация жизни и бизнеса, расширение зоны вооруженных конфликтов. В рамках решения данной проблемы существует два альтернативных варианта: отмена субсидий сельскому хозяйству в развитых странах и отмена таможенных барьеров на пути многих товаров Африки в Европу или США. Первый вариант является обоюдоострым оружием, поскольку отмена субсидий привела бы к повышению цен (если бы одни страны смогли бы увеличить свой экспорт, то другие, зависящие от импортов продовольствия, оказались бы на грани голода), а второй вариант, отмена таможенных барьеров, увеличивала бы доходы развивающихся стран на 130 млрд. в год.
Последней, но немаловажной проблемой является распространение ВИЧ/СПИДа. Африка – наиболее пораженный пандемией континент. В странах к югу от Сахары проживает 25,3 млн. человек больных ВИЧ/СПИДом. Если не остановить и не повернуть вспять пандемию, многие страны Африки просто обречены.
Усиление обнищаний
Роль Африки в современных международных отношениях сложна и многогранна. Ее основные проблемы являются на современном этапе ключевыми задачами в системе внешнеполитических приоритетов глобального развития. Представляется, что в недалеком будущем мировое сообщество обратится к более активному поиску региональных решений проблем Африканского континента. Новая сфера внешнеполитического взаимодействия может возникнуть в результате расширения связей африканских государств со странами Южной и Юго-Восточной Азии. Так, например, постепенно укрепляет свои позиции в Африке Япония, также расширяется на Африканском континенте влияние КНР, активно действующей как в политической, так и в торгово-экономической сферах. Кроме этого стоит отметить, что политика России в Африке в последние годы приступила к формированию новых долгосрочных приоритетов двустороннего и многостороннего сотрудничества. В настоящее время одним из наиболее важных направлений политики России в Африке является участие в разблокировании кризисных ситуаций. Россия вносит вклад в выработку основ политического урегулирования конфликтов на Африканском континенте (являясь членом Совбеза ООН). Важную роль в подкреплении политико-дипломатических усилий России играют конкретные акции, проводимые по линии Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) и Министерства обороны. Россия неоднократно участвовала в проведении международных операций по поддержанию мира в Африке, участвовала в организации чрезвычайных поставок в различные районы Африки, предоставляла значительную гуманитарную помощь.
Делая вывод из всего вышесказанного, можно сказать что, разорвать порочный круг нищеты и отсталости в Африке очень трудно и по объективным причинам и по субъективным причинам. Намеченные программы дадут результат лишь при соблюдении целого ряда условий.
Возможность резкого увеличения размера помощи развитых стран Африке на конкретные цели, согласованные на принципах партнерства. Урегулирование существующих и предотвращение зарождающихся вооруженных конфликтов. Улучшение правления и возможность сделать его более прозрачным и подотчетным и предсказуемым и ограничить коррупцию. Обеспечение большей вовлеченности женщин в экономическую, социальную жизнь. Продолжение вложения в образование и здравоохранение. Прекращение бегства капитала и квалифицированных специалистов из Африки. Возможность подключить Африку к информационной революции. Однако следует отметить, что ситуация в Африке все-таки лучше чем в начале XX века. Распространилось образование, появилась прослойка профессионалов, увеличилась продолжительность жизни, появились коммуникации. Можно предположить, что Африка все-таки начнет возрождаться, хотя для достижения этой цели необходимы громадные усилия и благоприятное стечение обстоятельств. Надежда есть, она, как известно, умирает последней.
Библиографический список:
Информация о работе Модернизация на Африканском континенте: проблемы и перспективы