Молодежь и профсоюзы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:01, реферат

Описание работы

Обращение к молодежной теме сегодня более чем актуально, ибо общество переживает кризисные явления, затрагивающие все социальные слои, в том числе и молодежь. Молодое поколение является важнейшим социальным потенциалом общества, его постоянно воспроизводящимся ресурсом и одновременно – одной из целевых групп, требующей социальной поддержки и создания определенных условий для своей самореализации. Среди социальных проблем молодежи белорусские исследователи отмечают жилищную неустроенность, материальные трудности в молодой семье, ограниченные возможности достойного заработка и полноценного досуга, вопросы трудоустройства и др.

Файлы: 1 файл

профсоюзы КСР ст.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Молодежь и  профсоюзы в Республике Беларусь

 

 Обращение к молодежной теме сегодня более чем актуально, ибо общество переживает кризисные явления, затрагивающие все социальные слои, в том числе и молодежь. Молодое поколение является важнейшим социальным потенциалом общества, его постоянно воспроизводящимся ресурсом и одновременно – одной из целевых групп, требующей социальной поддержки и создания определенных условий для своей самореализации. Среди социальных проблем молодежи белорусские исследователи отмечают жилищную неустроенность, материальные трудности в молодой семье, ограниченные возможности достойного заработка и полноценного досуга, вопросы трудоустройства и др. Поэтому весьма актуальной для всего профсоюзного движения стала проблема социальной защиты молодежи, особенно учащейся, в условиях перехода экономики к рыночным отношениям.

На рынке труда Беларуси, как и во всем мире, молодежь выступает  одной из социально уязвимых категорий  трудоспособного населения. Это  обусловлено объективной противоречивостью статуса молодежи в сфере занятости. С одной стороны, конкурентное преимущество молодежи в глазах нанимателя, обусловленное большим ресурсным потенциалом молодых работников с другой – меньшее предпочтение молодежи при приеме на работу в связи с отсутствием у нее опыта трудовой деятельности с точки зрения сегодняшних возможностей.

Решение задач эффективной социальной защиты молодежи в условиях формирующихся рыночных отношений не может осуществляться в отрыве от проводимой государством социально-экономической политики в целом и молодежной политики в частности. Правовой базой молодежной политики выступают законы «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», «О государственно поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь»; Указы Президент Республики Беларусь «О специальном Фонде Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов», «О мерах по улучшению жилищных условий молодежи», «О государственной поддержке общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи», «Об утверждении республиканской программы «Молодежь Беларуси» на 2009-2011 годы», другие законодательные нормативно-правовые акты.

Одним из инициаторов повышения эффективности молодежной политики в белорусском обществе выступают профсоюзы. Определенную активизацию своих усилий в этом направлении в последние годы предпринимает Федерация профсоюзов Беларуси, которая объединяет в своих рядах более 4 млн. трудящихся, из которых более 320 тысяч являются учащимися. В соответствии с планом в тарифное соглашение между комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома, Минским областным комитетом Белорусского профсоюза работников  и Минским областным агропромышленным союзом на 2009-2011 годы включен раздел «Социальная защита молодежи». Учитывая, что одной из причин оттока кадров из села является отсутствие благоустроенного жилья, тарифное соглашение предусмотрело выделять в первую очередь жилье молодым специалистам, прибывшим в организации по распределению, а также приглашенным. Кроме того предоставлять, при наличии средств, молодым семьям из фонда организации долгосрочные льготные или беспроцентные кредиты на строительство и приобретение жилья, приобретение предметов длительного пользования для домашнего обихода.

Стало традиционным в  районах проводить конкурсы профессионального  мастерства среди молодых операторов машинного доения, конкурс пахарей  среди молодых механизаторов  с учреждением различных номинаций: «Творческая личность», «За волю к победе», «Верность любимой профессии» и другие с вручением ценных подарков за счет средств профсоюза.

Для пропаганды здорового  образа жизни среди молодых рабочих, ежегодно в трудовых коллективах, проводятся смотры – конкурсы на лучшую организацию массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Популярными стали мероприятия «Неделя здорового образа жизни», спартакиады, массовые мероприятия «День здоровья в коллективе», «Всей семьей на старт» и другие.

Одним из механизмов эффективной молодежной политики может выступать социальное партнерство в трудовой сфере. Социальное партнерство предполагает готовность органов государственной власти, объединений нанимателей и профсоюзов к социальному диалогу, учету взаимных интересов, обсуждению социально значимых решений в обстановке гласности, поиску согласия по широкому спектру социально-трудовых отношений.

В Беларуси, начиная с 90-х годов прошедшего века, получила формирование современная система трехстороннего взаимодействия государства, нанимателей и профсоюзов в лице их представительных органов.

В практике коллективно-договорного  регулирования трудовых отношений республики, прежде всего по инициативе профсоюзов, социально-трудовые проблем молодежи становятся предметом обсуждения при заключении коллективных договоров,  приложений к коллективным договорам  и соглашений на различных уровнях.

Анализ показывает, что в соглашениях в отношении молодежи наиболее часто принимаются обязательства по:

  • содействию временной занятости учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время;
  • установлению стипендий за высокие достижения учебе и активное участие в работе профсоюзных организаций студентам и учащимся учебных заведений, находящихся на профсоюзном обслуживании соответствующих организаций;
  • обеспечению реализации мероприятий республиканской программы «Молодежь Беларуси»;
  • соблюдению установленных гарантий для выпускников государственных образовательных учреждений направленных на работу не по месту жительства родителей;
  • созданию фондов поддержки молодых специалистов, средства из которых предполагается направлять на возмещение расходов по найму жилья, на компенсацию стоимости проезда до места работы, оказание материальной помощи.

 

Имеют место примеры  принятия социальными партнерами обязательств в отношении молодежи на отраслевом уровне. В Соглашении между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2008-2011годы предусмотрены следующие меры социальной поддержки молодежи:

 

  •   устанавливать дополнительные меры стимулирования в оплате труда молодым специалистам, завершившим обучение с отличием, а также получившим академическую степень магистра;
  •   заключать контракты с молодыми специалистами при приеме их на работу только с их согласия;
  • не допускать отчисления обучающихся – членов Белорусского профессионального союза работников образования и науки, применения к ним мер дисциплинарного воздействия без согласования с соответствующими профсоюзными комитетами обучающихся;
  • установить, что учет обучающихся по дневной форме обучения, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, осуществляется соответствующим профсоюзным комитетом, а распределение путевок - с учетом его представлений и др.

Поскольку учащиеся не являются работниками учреждений образования и не могут быть самостоятельными субъектами коллективных договоров, Министерство образования Республики Беларусь и Белорусский комитет профсоюза работников образования и науки в своем отраслевом соглашении предложили заключить соглашение между администрациями и профсоюзами обучающихся, рассматривая их как приложения к соответствующим коллективным договорам. В учебных заведениях эта работа ведется по двум направлениям. Во-первых, в коллективные договоры между администрациями и профкомами работающих включаются разделы по вопросам учащейся молодежи (касательно основных прав и обязанностей студентов членов профсоюза, а так же администрации института).

Во-вторых, между студенческим профкомом и администрацией заключаются соглашения об участии студентов в распределении материальной помощи, о проживании студентов в общежитиях и др. Кроме того, разработаны положения о распределении фонда материального поощрения студентов (согласно положению, каждый семестр назначаются надбавки к стипендиям или о предоставлении скидок со сформированной оплаты за обучение), о работе отряда охраны и обеспечения общественного порядка.

 В  УО ФПБ Международном  Институте Трудовых и Социальных Отношений (МИТСО)  было принято соглашение между Ректором и Профсоюзной организацией студентов Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений» по социально-экономическим вопросам предоставляющие широкие права студентам в учебе, а так же  в сфере самоуправления.

Важное место в решении  молодежных проблем отводится низовому уровню социального партнерства – уровню предприятия. В подготовленных ФПБ методических материалах для разработки коллективных договоров в 2007 году выделяется отдельный раздел - «Социальная защита молодежи», содержащий рекомендации по принятию обязательств сторонами нанимателя и профсоюзного комитета.

Нанимателям в коллективном договоре рекомендуется брать на себя обязательства по: временному установлению молодым рабочим, выпускникам профессионально-технических училищ и общеобразовательных школ с производственным обучением в течение полугодия при первичном трудоустройстве пониженных норм выработки с сохранением заработной платы, а также сокращенного рабочего дня; предоставлению первого рабочего места выпускникам государственных учебных заведений, направленным на работу в соответствии с заключенными договорами и другие.

Профкомам рекомендуется  брать на себя обязательства по:

  • осуществлению контроля за соблюдением законодательных норм по охране труда и режиму рабочего времени несовершеннолетних;
  • предоставлению первого рабочего места выпускникам высших и средних специальных учебных заведений, улучшению жилищных условий молодежи;
  • сохранению и укреплению базы досуга, отдыха и оздоровления молодежи и детей работников;
  • содействию в создании трудовыми коллективами молодежных фондов, привлечению в него средств и др.

 

При подготовке данной работы, я ознакомилась с достаточно большим  количеством нормативно-правовых актов, которые отражают политику государства в молодежной среде. Я считаю, что вышеперечисленные законы в полной мере охватывают широкий круг проблем и трудностей, с которыми сталкивается современная молодежь. Также эти законы предлагают рациональные пути решения поставленных проблем, что является показателем активного участия государства в реализации молодежной политики, в лице министерств, общественных объединений и организаций, в том числе и Федерации профсоюзов Беларуси.

Федерация профсоюзов Беларуси принимает активное участие в молодежной политике Республики Беларусь. Путем создания первичных профсоюзных организаций в учреждениях образования,  Федерация профсоюзов способствует реализации задач, предусмотренных Республиканской программой «Молодежь Беларуси», таких как:

  • повышение образовательного уровня молодежи, ее готовности к труду;
  • патриотическое воспитание молодых граждан, формирование у них правовой и политической культуры, мотивации к осознанному, ответственному и активному участию в общественной жизни страны;
  • улучшение условий для активного и эффективного участия молодежи в социально-экономической жизни общества;
  • совершенствование позитивных молодежных инициатив, соответствующих идеологии и направлениям социально-экономического развития белорусского государства;
  • формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья молодежи;
  • совершенствование системы социальной защиты молодежи и молодой семьи;
  • развитие молодежного туризма и международного молодежного сотрудничества.

        Важным аспектом выступает широкое изучение международного опыта содействия решению социально-трудовых проблем молодежи.

Вышеизложенное не означает, что все вопросы, связанные с  социальной защитой учащейся молодежи, разрешены и в профсоюзной работе с молодежью нет проблем. В этой области имеется еще немало резервов в достижении общественного согласия и творческого отношения профсоюзного актива учебных заведений к решению наболевших проблем. Умение находить приемлемые компромиссы путем переговоров с администрацией будут способствовать выполнению главной задачи профсоюза – социально-экономической защиты учащейся молодежи.

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992г. ( в ред. 10.05.07г.)

      « О профессиональных союзах»

  1. Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2009-2011 годы от 28.02.2009.
  2. Соглашение между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2008-2011 гг.
  3. Соглашение между Ректором и Профсоюзной организацией студентов Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений» по социально-экономическим вопросам на 2007- 2011гг.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Молодежь и профсоюзы в Республике Беларусь