Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:23, реферат
В данном реферате будут рассмотрены учения Конфуция и Макиавелли, мораль и политика данных учений. Учение Конфуция было в древние времена, когда существовал Древний Рим, Древняя Греция и Древний Восток, а учение Макиавелли было во времена нового времени, но в их учении была политика, которая существует и в наше время, но в измененной форме.
Конфуций впервые в истории Китая с помощью образа цзюнь цзы поднял значение бюрократии в системе управления и обществом в целом. Бюрократия обязана была не только следить за соблюдением правил ,но и воплощать их в жизнь на собственном примере. Конфуций, будучи сторонником авторитарной системы, в то же время был противником изменений абсолютизации императорской власти. Его модель государства свидетельствует о том, что Конфуций стремился ограничить права императора.
Каким же должен быть сам государь, какими личными качествами он должен обладать? Главное моральное качество, которое объединяет у Макиавелли все прочие и является самоцелью - к нему он наиболее расположен - это честь Конечно, результаты поиска истины у Макиавелли и сейчас признаются ценными и оригинальными. Но результаты этих поисков закрепили за автором дурную репутацию. Крайнее выражение идей Макиавелли до сих пор остаётся камнем преткновения.
Изречения, мысли, афоризмы и цитаты
Конфуция и Макиавелли о политике и о морали
Изречения Конфуция
- «Мораль, добродетель всегда будут укреплены,
если с достоинством мы будем относиться
к памяти умерших предков и с достоинством
будем припоминать их поступки».
- «Не думай о том, что кто-то из людей не
знает тебя, а больше думай о том, что ты
сам хорошо не знаешь людей».
- «Всегда хорошо там, где есть мораль,
поэтому человеку лучше поселиться там,
где отсутствует всякое нечеловеколюбие
и зло».
- «Тот человек, который не обладает человеколюбием,
не может долго бытийствовать в условиях
нищеты, но он также не может долго жить
в постоянном благополучии. Человеколюбивому
человеку человечность должна приносить
радость, удовольствие, а мудрому человеку
человечность всегда приносит только
пользу».
- «Тот, кто искренен в своей человечности,
тот и не совершит зла».
- «Я ещё не видел тех, кому по душе высокая
мораль и претит нечеловеколюбие. Те, кто
любит человечность, полагают, что нет
ничего выше её. Те же, кто ненавидят бесчеловечность,
те стараются избегать всего того, что
связано с нею. Но может ли кто-нибудь из
людей в течение всего дня следовать только
морали? Я не встречал таких людей, которым
бы хватало бы на это выдержки. Такие люди
все же есть, но я их никогда не видел».
- «Каждый ошибается в зависимости от своего
характера. Присмотритесь к ошибкам человека,
и вы узнаете, был ли он добродетельным,
честным».
- «Благородный муж много размышляет о
морали; низкий человек думает лишь о том,
как бы получше устроить свою жизнь. Низкий
человек думает о том, как бы заполучить
побольше милостей, а благородный муж
размышляет о том, как жить согласно с
законами».
- «Осторожный человек реже других совершает
ошибки».
- «Истинно добродетельный человек не
может быть одиноким, у него всегда есть
близкие ему по разуму люди».
- «Четыре качества благородного мужа
– вести себя с достоинством, прислуживать
старшим, проявлять доброту, заботится
о простом народе, быть справедливым к
простым смертным».
- «Вряд ли что изменишь! Я ещё не видел
человека, который, обнаружив свои ошибки,
осуждал бы за них самого себя в душе».
- «Мне грустно когда мораль не улучшается,
когда не понимают то, что изучают, а зная
о высокой морали не в состоянии за ней
следовать и не могут исправлять плохие
деяния».
- «Если я нахожусь с двумя людьми, то обязательно
чему-то у них сумею научиться, надо только
взять то хорошее, что есть у них и следовать
этому, а плохого избегать».
- «Я не могу предвидеть встречу с весьма
мудрым человеком. Если же мне удастся
повстречать благородного мужа, то и этого
мне будет достаточно. Я не жду также встречи
с человеком высоких принципов морали,
а если бы мне удалось повстречать человека
твердых убеждений, то и этого бы оказалось
достаточно. Сложно тому быть благородным,
кто ничего не имея претендует на большее,
пустячное пытается выдать за высокое,
а горестями, несчастьями считает бедность».
- «Можно творить и без знаний, но я не таков.
Зная многое, отбираю в нем лучшее, следуя
лучшему, держу пари многое из того, что
вижу, постигаю – это и есть обретение
знаний».
- «Благороден тот муж, которому можно
доверить сироту, судьбу страны больших
размеров и кто не изменяет своим принципам
морали. Разве он не воистину справедливый?».
- «Учись так, словно ты не можешь все заполучить
и опасаешься многое потерять».
- «На моем пути не встречался человек,
который любил бы мораль сильнее, чем чувственные
удовольствия».
- «Разумный не сомневается, человечный
не тоскует, смелый не боится страха».
Принципы морали: «Человечен тот, кто сдерживает
себя и ведет соответственно ритуалу.
Все в Поднебесной признают, что ты человеколюбив,
если будешь сдерживать себя и отдавать
дань ритуалу. Быть человечным зависит
от самого человека и вовсе не зависит
от других».
- «Управляя царством, которое может иметь
тысячу боевых повозок, колесниц, нужно
посерьезнее относиться к делу, быть правдивым,
уважать людей, экономить средства в расходах
и побуждать сам народ к труду в зависимости
от времени года».
- «Правитель, который проповедует справедливость,
сходен с северной полярной звездой, которая
занимает свое почтительное место среди
обращающихся возле неё созвездий».
- «Если править народом прибегая к законам,
а порядок удерживать с помощью наказаний,
то народ будет склонен уклоняться от
наказаний и вряд ли будет испытывать
стыд. Если же руководить народом, беря
за основу добродетель и сохранять мир,
порядок при помощи ритуалов, то сам народ
и будет выражать покорность, стыд и исправляться».
- «Я не хочу смотреть на царские жертвоприношения
после того, как земля облита вином».
- Сущность царских жертвоприношений:
«Я не знаю, а тот, кто познал бы эту сущность,
мог бы управлять поднебесной так, как
легко можно управлять другими».
- «Если угодничать перед государем, соблюдая
ритуал, то люди увидят в этом лесть».
- «Как же я должен почитать людей, которые,
находясь на высоких должностях, не проявляют
добродетели по отношению к низам, кои
совершают ритуалы без почтения и не желают
скорбеть во время похорон?».
- «Разве можно управлять государством,
если уступаешь? И зачем нужен ритуал,
если не способны управлять государством
соответственно принципам уступчивости?».
Изречения Макиавелли
- «Фортуна всё равно что женщина, и тот,
кто хочет ее покорить, должен спорить
с ней и бороться, как борьба с женщиной
требует битья ее и помыкания ею».
- «Большая часть людей довольны жизнью,
пока не задеты их честь или имущество».
- «Люди - враги всяких затруднительных
мероприятий».
- «Добрые советы, кто бы их ни давал, родятся
из мудрости государей, а не мудрость государей
родится из добрых советов».
- «Это сила легко получает наименования,
а не наименования силу».
- «Кому не ведомо всегдашнее несоответствие
между тем, что человек ищет и что находит?»
- «Люди большей частью судят по виду, так
как увидеть дано всем, а потрогать руками
— немногим. Каждый знает, каков ты с виду,
немногим известно, каков ты на самом деле,
и эти последние не посмеют оспорить мнение
большинства, за спиной которого стоит
государство».
- «Не стоит лишь надеяться на то, что можно
принять безошибочное решение, наоборот,
следует сразу примириться с тем, что всякое
решение сомнительно, ибо это в порядке
вещей, что, избегнув одной неприятности,
попадаешь в другую, однако в том и состоит
мудрость, чтобы, взвесив все возможные
неприятности, наименьшее зло почесть
за благо».
- «И сколько в аду дивных людей! И разве
стыдно тебе будет очутиться в их обществе?
Смотри своей судьбе в лицо, сторонись
зла, но коли не сможешь его избежать -
сноси ожидающую тебя расплату как мужчина».
- «Всегда недруг призывает отойти в сторону,
тогда как друг зовет открыто выступить
за него с оружием в руках. Нерешительные
государи, как правило, выбирают невмешательство,
чтобы избежать ближайшей опасности, и,
как правило, это приводит их к крушению».
- «Промедление может обернуться чем угодно,
ибо время приносит с собой как зло, так
и добро, как добро, так и зло».
- «Человек не может заставить себя свернуть
с пути, на котором он до сих пор неизменно
преуспевал».
- «Люди, привыкнув к определенному укладу
жизни, не любят его менять, особенно когда
они не сталкиваются со злом лицом к лицу...».
- «Расстояние между тем, как люди живут
и как должны бы жить, столь велико, что
тот, кто отвергает действительное ради
должного, действует скорее во вред себе,
нежели на благо, так как, желая исповедовать
добро во всех случаях жизни, он неминуемо
погибнет, сталкиваясь со множеством людей,
чуждых добру».
- «Война есть единственная обязанность,
которую правитель не может возложить
на другого. Нельзя попустительствовать
беспорядку ради того, чтобы избежать
войны, ибо войны не избежишь, а преимущество
в ней утратишь».
- «Добрыми делами можно навлечь на себя
ненависть точно так же, как и дурными».
- «Люди не умеют быть ни достойно преступными,
ни совершенно хорошими; злодейство обладает
известным величием или является в какой-то
мере проявлением широты души, до которой
они не в состоянии подняться».
- «Нет дела, коего устройство было бы труднее,
ведение опаснее, а успех сомнительнее,
нежели замена старых порядков новыми.
Кто бы ни выступал с подобным начинанием,
его ожидает враждебность тех, кому выгодны
старые порядки, и холодность тех, кому
выгодны новые. Холодность же эта объясняется
отчасти страхом перед противником, на
чьей стороне — законы; отчасти недоверчивостью
людей, которые на самом деле не верят
в новое, пока оно не закреплено положительным
опытом. Когда приверженцы старого видят
возможность действовать, они нападают
с ожесточением, тогда как сторонники
нового обороняются вяло».
- «Хотя новые порядки и изменяют сознание
людей, надлежит стараться, чтобы в своём
изменении порядки сохраняли как можно
больше от старого».
- «Фортуна - это лишь пока непознанные,
естественные закономерности: времени
и истории, но которые могут быть познаны
и таким образом подчинены человеку».
- «Тот, кто желает сохранить власть, должен
прибегнуть ко злу».
- «Свидетельство моей честности и верности
- моя бедность».
- «Цель - вот что надо иметь в виду при
всех обстоятельствах».
- «Дела, неугодные подданным, государи
должны возлагать на других, а угодные
- исполнять сами».
- «Победа никогда не бывает полной в такой
степени, чтобы победитель мог ни с чем
не считаться и в особенности - мог поправить
справедливость».
- «После смерти я хочу попасть в ад, а не
в рай. Там я смогу наслаждаться обществом
пап, королей и герцогов, тогда как рай
населен одними нищими, монахами и апостолами».
- «Заблуждается тот, кто думает, что новые
благодеяния могут заставить великих
мира сего позабыть о старых обидах».
- «Люди, веря, что новый правитель окажется
лучше, охотно восстают против старого,
но вскоре они на опыте убеждаются, что
обманулись, ибо новый правитель всегда
оказывается хуже старого».
- «Достойную осуждения ошибку совершает
тот, кто не учитывает своих возможностей
и стремится к завоеваниям любой ценой»
- «Человеку разумному надлежит избирать
пути, проложенные величайшими людьми,
и подражать наидостойнейшим, чтобы если
не сравниться с ними в доблести, то хотя
бы исполниться ее духа».
- «С врагом можно бороться двумя способами:
во-первых, законами, во-вторых, силой.
Первый способ присущ человеку, второй
– зверю».
- «Государю нет необходимости обладать
всеми добродетелями, но есть прямая необходимость
выглядеть обладающим ими».
- «Всякий видит, чем ты кажешься, немногие
чувствуют, кто ты на самом деле».
- «Нет дела, коего устройство было бы труднее,
ведение опаснее, а успех сомнительнее,
нежели замена старых порядков новыми».
- «Лучше проиграть со своими, чем выиграть
с чужими, ибо не истинна та победа, которая
добыта чужим оружием».
Заключение
Мораль можно определить как общее выражение ряда сил, действующих в обществе, а именно - идеальных сил, размеры и границы которых зависят от возможностей мнения. Специфика моральных воззрений состоит в том, что она претендует на безусловную, абсолютную ценность, поскольку отражают общий нравственный опыт людей, общий интерес во взаимоотношениях человека и общества.
В эпоху традиционных обществ была характерна неразделенность политики и морали. Особенно четко это проявилось, да и продолжает проявляться в наиболее устойчивых районах традиционализма – на Востоке. Конфуций видел в самосовершенствовании основу хорошего управления, не верил в регулирующую силу закона. Он считал, что народ будет избегать его, при этом не испытывая стыда. Добродетель объявлялась единственным, что может подчинять людей порядку, так как с добродетелью народ будет знать стыд. Его учение было отправной точкой для последующих мыслителей; одни продолжали и развивали его взгляды, другие подвергали их яростной критике. Но никто не остался равнодушным.
Множество столетий спустя, появляется ещё один политический деятель, который тоже хотел довести свои идеи до исполнения. Его имя Николо Макиавелли итальянский мыслитель, политический деятель, историк, писатель и военный теоретик и всё это сочетается в одном великом человеке.
Сколько столетий разделяют этих мыслителей, сколько разных видоизменений пережили нации, а мысли всегда остаются одни и те же. Просто со временем они принимают другую форму, оболочку и поселяются в умах других достойных людей, способных пронести эти идеи ещё через столетия, при этом не меняю сути, а нести тот же смысл что и много веков назад.
Список литературы
1. Таранов П. С. Макиавелли
«Философский биографический
2. Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М., 2007.
3. Пондопуло Г.К. Древний Китай. Формирование культурной традиции. Москва: ВГИК, 2006г.
4. Конфуций. «Жизнь, учение; мысли изречения, афоризмы»: Современное слово, 2009.
5. Юсим М. А. «Этика Макиавелли». М., 1990.
6. www.filisof.history.ru
Информация о работе Мораль и политика в учениях Конфуция и Н. Макиавелли