Мораль и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:57, реферат

Описание работы

В данном реферате будут рассмотрены учения Конфуция и Макиавелли, мораль и политика данных учений. Учение Конфуция было в древние времена, когда существовал Древний Рим, Древняя Греция и Древний Восток, а учение Макиавелли было во времена нового времени, но в их учении была политика, которая существует и в наше время, но в измененной форме. В современной политике присутствуют многие проявлении макиавеллизма. Именно Макиавелли хорошо описал политику во многих своих трудах.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……3
Глава 1.Мораль и политика в учении Конфуция………………….……...4
Глава 2. Мораль и политика в учении Макиавелли…………….…...……9
Глава 3. Современный макиавеллизм…………………………………….17
Заключение…………………………………………………………..……..19
Список литературы…………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………….……3

Глава 1.Мораль и политика в учении Конфуция………………….……...4

Глава 2. Мораль и политика в учении Макиавелли…………….…...……9

Глава 3. Современный макиавеллизм…………………………………….17

Заключение…………………………………………………………..……..19

Список литературы…………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В данном реферате будут  рассмотрены учения Конфуция и Макиавелли, мораль и политика данных учений. Учение Конфуция было в древние времена, когда существовал Древний Рим, Древняя Греция и Древний Восток, а учение Макиавелли было во времена нового времени, но в их учении была политика, которая существует и в наше время, но в измененной форме. В современной политике присутствуют многие проявлении макиавеллизма. Именно Макиавелли хорошо описал политику во многих своих трудах.

           Имя Конфуций известно любому  образованному человеку, где бы  он ни жил: в Китае, в Европе, в Америке или в Австралии.  Это очень существенно и не  случайно. Человек, в течение тысячелетий  почитавшийся в одной из цивилизаций земного шара за то, что провозгласил ценности, на которые ориентировались потом многие поколения, не может быть незначительной фигурой. Не может он быть и простым передатчиком того, что возникло раньше, - если бы это было так, разум народа указал бы на его предшественника, а не на него.

            Множество столетий спустя появляется  ещё один политический деятель,  который тоже хотел довести  свои идеи до исполнения. Его  имя знают все, он написал  философию для своего времени,  но это не значит, что его философия не действует за границами Возрождения, напротив, политики, дипломаты, философы до сих пор спорят о его книгах, разбираются в его идеях, не всегда соглашаются с ним, но всё равно следуют его рекомендациям. Его имя Николо Макиавелли итальянский мыслитель, политический деятель, историк, писатель и военный теоретик и всё это сочетается в одном великом человеке. 
Сколько столетий разделяют этих мыслителей, сколько разных видоизменений пережили нации, а мысли всегда остаются одни и тежи. Просто со временем они принимают другую форму, оболочку и поселяются в умах других достойных людей, способных пронести эти идеи ещё через столетия, при этом не меняю сути, а нести тот же смысл что и много веков назад.

Глава 1. Мораль и политика в учении Конфуция

 

Политико-правовые теории стран Древнего Востока являлись сложными идеологическими образованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Соотношение  этих элементов в различных учениях  было неодинаково.

Вследствие завоевательных войн и ряда других причин многие государства  Древнего Востока утратили независимость  или погибли. Возникавшие в них  политические учения, как правило, не получали дальнейшего развития. Последовательная преемственность истории политико-правовой мысли сохранялась лишь в Китае и Индии. В конце третьего периода истории Древнего Китая возникает китайская философия, в рамках которой развиваются представления о власти, государстве и праве. Наивысший расцвет древнекитайской мысли приходится на период «борющихся царств», его часть называют «золотым веком китайской философии». В то время свободно и творчески существовало шесть основных философских школ: 1) конфуцианство; 2) моизм; 3) легизм (фа-цзя); 4) даосизм; 5) школа «инь-ян» (натурфилософия); 6) школа имен (мин цзя).

При этом в большинстве  школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской  мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится  к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие  основания политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например, из даосизма — наиболее философичной из шести школ древнекитайской философии.

Для истории политических и правовых учений первостепенный интерес  представляет конфуцианство, ставшее господствующей идеологией в императорском Китае. Его родоначальником выступил Кун Фу-цзы (латинизированная форма Конфуций), т. е. учитель Кун. Он жил в 551— 479 гг. до н. э. в царстве Лу. Конфуций не выступал со своими собственными учениями. Конфуций сам о себе говорил: “Излагаю старое и не создаю нового”. Но собрал, прокомментировал и пересказал 5 классических произведений Древнего Китая. Их основное содержание составляет 5 простых и великих добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы и являющиеся важнейшими условиями разумного порядка в совместной жизни людей: мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужество.

Эти добродетели в  определенной мере и определенных границах должны быть признаны. Практически  это означает добросовестность и глубокое уважение к себе и к другим, на что действительно способны лишь избранные и полноценные люди. В то же время простое нагромождение законов не может быть признано. Исправление имен” должно теоретически помогать практическому самосознанию, для того, чтобы могло возникнуть общественное устройство, основанное на разуме и дающее индивиду возможность не только заниматься самоусовершенствованием, но и выполнять свое назначение в действиях для всех.

Самая краткая формулировка учения Конфуция содержится в его ответе Цзин-чуну (царю государства Ци) на его вопрос, как управлять государством. Конфуций сказал: “Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном”.

Конфуций  считал, что  стабильности и эффективности бюрократического направления можно достичь лишь в том случае, если построить его на принципах патриархально-клановой формы подчинения – по старшинству в семье. Государство у Конфуция выступает как одна большая семья, где власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям: народ (“простые люди”), как и младшие в семье, должны подчиняться старшим, а последние в свою очередь, обязаны заботиться и опекать младших членов государственной “большой семьи”. Соотношение между правителем и народом по Конфуцию таково: император – всадник, чиновники и законы – “узда” и “вожжи”, народ – лошадь. Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно правильно их взнуздать, нужно правильно держать вожжи и стимул, следует соразмерить силы лошадей и наблюдать за согласованным бегом последних; при этих условиях правителю можно не издавать ни одного звука, вовсе не хлопать вожжами и не подстрекать стимулом – лошади сами собой побегут.

Мысли Конфуция сохранились  в форме его бесед с учениками. Записи изречений Конфуция  и его учеников в книге “Беседы и суждения” (Лунь юй) являются наиболее надежным источником для исследования его воззрений. Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредотачивает внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу.  В его социальной этике личность является личностью не “для себя”, но для общества. Этика Конфуция понимает человека в связи с его социальной функцией, а воспитание – это подведение человека к надлежащему исполнению этой функции. Такой подход имел большое значение для политического и социально-экономического упорядочения жизни в аграрном Китае, однако он вел к редукции индивидуальной жизни, к определенному социальному положению и деятельности. Индивид был функцией в социальном организме общества.

Изначальное значение понятия  порядок (ли) как нормы конкретных отношений, действий, прав и обязанностей в эпоху династии Западных Чжоу Конфуций поднимает до уровня образцовой идеи. Порядок у него устанавливается благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе и, в частности, отношения между людьми. Порядок выступает как этическая категория, включающая также правила внешнего поведения – этикет. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей. “Если благородный муж (цзюнь цзы) точен и не растрачивает времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядок, то люди между четырьмя морями являются его братьями”. Порядок наполняется добродетелью (дэ): “О Цзы-чане говорил учитель, что он имеет четыре из добродетелей, принадлежащих благородному мужу. В частности поведения он вежлив, на службе – точен, человечен и справедлив к людям”.

Такое исполнение функций  на основе порядка с необходимостью приводит к появлению человечности (жэнь). Человечность – основное из требований, предъявляемых к человеку.

Люди различаются в  зависимости от семейного, а затем  социального положения. Из семейных патриархальных отношений Конфуций выводит принцип сыновей и  братской добродетели (сяо ти). Социальные отношения являются параллелью отношений семейных.

Квинтэссенция политической философии Конфуция заключена в  тезисе “руководить народом с  помощью добродетели и вносить  в народ порядок с помощью  правил поведения”. “Хорошее” политическое администрирование должно строиться, по Конфуцию, на этических нормативах внутрикланового патернализма. Принципиальная однотипность строения клановых структур и структур “восточного” государства дает возможность эффективного, результативного внедрения в ткань последнего апробированных и отшлифованных в течение веков принципов “семейного” управления. Конфуций предлагает строить отношения внутри государства на основе ненасильственных принципов добродетели (среди которых ключевое место занимает человеколюбие); эти приемы формализуются им через систему “правил поведения” – норм и ритуалов ли.  Глубинный смысл правил ли заключается прежде всего во всеобъемлющей  функции социального контроля и повседневного строгого регулирования поведения. Только механизм власти, действующий на основе правил ли, обеспечивает стабильность социальной структуры общества и успешное управление им.

Для соблюдения субординации и порядка  Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности. Справедливость и  исправность не связаны с онтологическим пониманием истины, чем Конфуций специально не занимался. Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение – это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо “благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно”. Таков путь (дао) образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом.

Политическую “сверхзадачу” конфуцианства  – постоянное воспроизведение механического подчинения народа и иерархической централизации – четко определил другой великий конфуцианец Мэн-цзы (372-279 гг. до н.э.). “Одни напрягают свой ум, другие напрягают мускулы. Те, кто напрягает свой ум, управляют людьми. А те, кто напрягает свои мускулы, управляемы другими людьми. Управляемые содержат тех, кто ими управляет. А те, кто управляет людьми, содержатся теми, кем они управляют. Таков всеобщий закон в Поднебесной” (Мэн-цзы. Глава 3. Часть 1). Народ – это дети, которые нуждаются  в опеке старших, в неустанной заботе со стороны тех, кто призван ими управлять, думать и заботиться о них; благо народа – высшая цель деятельности политической администрации.

Главной причиной триумфа конфуцианства  было то, что оно оказывалось наиболее созвучным тем идеалам, которые китайцы уже издавна впитывали с молоком матери. Их привлекала его рациональная этика, лишенная мистицизма, оно покоряло своим духом гуманности, умеренности и «середины». Конфуций был целиком обращен к земле, он не интересовался тем, что такое жизнь человека, а учил лишь тому, как жить, чтобы достичь мира и изобилия. Он не был ни святым, ни пророком, но именно таким, практичным, рассудительным, прозаическим, он был дорог китайцам; он привлекал симпатии всех: простой народ видел в нем защитника своих интересов, имущие классы — поборника их прав, вся нация — великого вождя, который призван дать ей процветание.

 

 

 

 

Глава 2. Мораль и политика в учении Н. Макиавелли

 

Одним из первых теоретиков новой эпохи был итальянец  Николо Макиавелли (1469-1527 гг.). Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентийской республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн. Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. Бывшей самой передовой страной Западной Европы. В северной и средней Италии еще в XII-XIII вв. сложились города-республики (Венеция, Флоренция, Генуя и др.) с развитой ремесленной и торговой экономикой. Промышленная и торговая верхушка этих городов сумела, опираясь на народ, подчинить себе феодалов своего округа, создать свою коммунальную государственность. Однако перемещение главных торговых путей в связи с открытием Америки, развитие производства в других странах Европы вели к упадку итальянской промышленности и торговли, подрывали силы буржуазии итальянских городов. В Италии не сложилось единое государство – на ее территории существовали городские республики, папское государство, а также владения Испании. Раздробленная Италия подвергалась нашествиям иноземных войск; в ряде городов-государств силами феодальной реакции учреждались тирании, опиравшиеся на наемные войска. После установления во Флоренции синьории Медичи Макиавелли был лишен должности. Последний период жизни он занимался литературной деятельностью. Кроме сочинений на темы политические («Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Государь», «О военном искусстве» и др.) и исторические («История Флоренции») его перу принадлежит ряд художественных произведения.

Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии  Нового времени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях участников политической жизни. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или по примеру древних определить средства и способы действий, полезных в настоящем. «Чтобы знать, что должно случиться, достаточно проследить, что было... Это происходит от того, - пояснял Макиавелли, - что все человеческие дела делаются людьми, которые имели, всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты». Природа человека одинакова во всех государствах и у всех народов; интерес является наиболее общей причиной человеческих действий, из которых складываются их отношения, учреждения, история. Для того чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства и его деятельность должны основываться на изучении природы человека, его психологии и влечений. «Природа создала людей таким образом, - писал Макиавелли, - что люди могут желать всего, но не могут всего достигнуть». Из-за этого люди беспокойны, честолюбивы, подозрительны и никогда не довольствуются своей долей. Поэтому в политике всегда следует рассчитывать на худшее, а не на доброе и идеальное.

Информация о работе Мораль и политика