Национализм как идеология Кара-Мурза С.Г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 22:55, доклад

Описание работы

Представления о нации неразрывно связаны с понятием национализма. Это – две стороны одного и того же явления. В практическом плане понимание взаимосвязи между нацией и национализмом важны в связи с межнациональными конфликтами внутри государства и между национальными государствами. Как видится сегодня сущность национализма? В последнее время на русский язык переведены ставшие классикой западные труды по этой теме [6-8, 11].
Краткий обзор определений национализма дан в статье В.В. Коротеевой «Существуют ли общепризнанные истины о национализме?» Она пишет: «С некоторыми оговорками большинство специалистов сходится в том, что основную доктрину национализма можно изложить так: существует такая общность, как нация, с присущими ей особыми качествами; интересы и ценности этой нации обладают приоритетом перед другими интересами и ценностями; нация должна быть как можно более независимой; для этого нужен, по крайней мере, некоторый политический суверенитет»

Файлы: 1 файл

Национализм как идеология.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Но проблема в том, что  использование национализма как политического оружия – искусство чрезвычайно сложное, это оружие легко выходит из-под контроля. Та же Ригон продолжает свою мысль так: «Национализм в какой-то момент становится реакционным, поскольку он абсолютно неспособен к выживанию в многонациональном мире» (см. [17, с. 159-160]).

За последние двадцать лет мы были свидетелями множества  трагедий целых народов, в массовом сознании которых этнонационализм  вышел из-под контроля. Так, он в  короткий срок разрушил Югославию. Э. Кисс пишет: «Результатом националистической политики может быть деструктивная поляризация населения, разительными примерами которой могут служить рассказы молодых людей из тех мест, что в прошлом были Югославией. Эти молодые люди и не подозревали ранее о тех национальных различиях, по поводу которых там идет теперь жестокая война. По словам молодой женщины, давшей интервью, «теперь все ненавидят Тито, потому что он был хорватом. До того, как все это началось, я даже и не знала, что он хорват. Но даже если бы я и знала об этом, это бы меня никак не волновало. До того, как все это началось, никого бы это не волновало». Она добавила также: «У меня совсем нет какого-то сербского самосознания, но меня вынуждают быть сербкой события, над которыми я совершенно не властна... Я югославка» [17, с. 161].

Наглядной иллюстрацией последствий, к которым может привести взрыв  этнонационализма, служит разожженный  во время перестройки вооруженный  конфликт в Нагорном Карабахе. Уроки  его мы обсудим ниже. Но вот как  обстоят дела в Грузии, где вооруженные столкновения на национальной почве (в Абхазии и Южной Осетии) были прекращены при участии российских миротворческих сил. Здесь этнонационализм загнал страну в порочный круг тлеющего противостояния.

Грузинская Ассоциация региональной прессы не так давно опубликовала результаты исследования, посвященного отношению грузин к национальным меньшинствам (в 1989 г. они составляли 30% населения Грузии, в 2001 г. 23%). Опросы обнаружили крайний, доходящий до расизма этнонационализм. 72,2% респондентов считают, что решить проблему национальных меньшинств возможно лишь их выдворением из страны. 8,8% считают, что данную проблему можно решить путем их ассимиляции, и только 18,5% предлагают создать такие условия, при которых национальные меньшинства смогли бы сохранить культурную и религиозную самобытность, изучить грузинский язык и стать полноправными участниками созидания грузинского государства.

Согласно данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., на территории Грузии проживало 308 тыс. азербайджанцев (5,7% населения). Азербайджанцами была населена область Квемо Картли. В 1990-е гг. сюда на земли по соседству с азербайджанскими селами началось интенсивное переселение сванов из горных районов Сванетии. Это создало очаг напряженности и приводило к неоднократным межэтническим столкновениям, которые при господстве в массовом сознании радикального этнонационализма создают большую угрозу. За период 1996-2002 гг. социальная дистанция между грузинами и другими народами возросла, при этом меньшинства относятся к грузинам лучше, чем грузины к меньшинствам. Отношения ухудшились даже в среде студентов, которые в середине 90-х годов были группой с самым высоким уровнем толерантности [32]. 

 


Информация о работе Национализм как идеология Кара-Мурза С.Г.