Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:11, доклад
Неолиберализм, в отличие от классического либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики, но оставляет его функцию лишь для установления принципов конкуренции и законов свободного рынка, рассматривая свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом.
Неолиберализм, в отличие от классического либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики, но оставляет его функцию лишь для установления принципов конкуренции и законов свободного рынка, рассматривая свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом. Возникновение неолиберализма связывается с наступлением «второй эры глобализации» (не путать с новым либерализмом). Неолиберализм сформировался в качестве оппозиции развитию в середине XX века идей социал-либерализма, предполагавшего социальное сотрудничество и защиту, сочетания конкуренции с государственным регулированием и социальными программами.
Основой неолиберальной модели
является ставка на индивидуальную ответственность
за самообеспечение и свободу
выбора в вопросах благосостояния (так,
в США с 1 июля 1997 г. действует закон
«о личной ответственности и возможностях
трудоустройства»). Государство в
этой модели стремится создать каждому
условия для самореализации и
сократить неравенство в
Либерализм такого «государства всеобщего
благосостояния» проявляется и в отсутствии
единой общегосударственной системы социальной
помощи .
Так, в США многие социальные программы
находятся в непосредственной компетенции
каждого штата в соответствии с федеральным
законодательством, созданным еще в период
правления Ф. Рузвельта, когда государство
вынуждено было принять на себя ответственность
за экономическую безопасность и социальную
защищенность своих граждан. Федеральные
программы распространяются лишь на государственных
служащих, рабочих, страдающих профессиональными
заболеваниями (шахтеры).
Государство с помощью бюджетных средств
помогает только наиболее нуждающимся
категориям населения (в США - пенсионерам,
имеющим доход ниже установленного уровня;
ветеранам; инвалидам; слепым; несовершеннолетним
детям из бедных по американским стандартам
семей). Во избежание «эффекта замещения»,
лишь 25% государственных расходов на программы
вспомоществования приходится на денежную
помощь, а остальные 75% - непосредственно
на медицинскую, продовольственную помощь,
помощь в получении образования и оплате
коммунальных услуг .
В последнее время в США наблюдается еще
большая рационализация использования
средств бюджета в условиях «свободного
рыночного хозяйства» в направлении расширения
соответствующих полномочий штатов и
местных органов власти, ужесточения условий
выделения денежных пособий нетрудоспособным
гражданам, при одновременном расширении
помощи в получении образовательной, профессиональной
подготовки и в трудоустройстве. В перспективе
речь идет даже о частичной приватизации
средств государственных
Подобная практика приводит к широкому
разбросу в величине социальных выплат.
Например, средненедельные страховые
выплаты по безработице в конце 90-х гг.
составляли в США по штатам от 146 долл.
(Миссисипи) до 260 долл. (Нью-Джерси, Массачусетс,
Миннесота, Мичиган). Однако, несмотря
на самостоятельность штатов в вопросах
социального страхования, им было охвачено
93% рабочих мест.
Кроме того, дальнейшее повышение индивидуальной
ответственности в США видится в направлении
создания эффективных механизмов участия
рабочих в управлении производством, для
чего предлагается внедрить налоговые
льготы для предприятий, где рабочие являются
совладельцами доходов, акций, т.е. инвесторами
производства. Правительство же собирается
перейти от роли стороннего наблюдателя
к непосредственному участию в переговорах
между трудом и капиталом, превратившись
в акционера .
Впечатляющие успехи экономического развития
США в последние десятилетия свидетельствуют
о жизнеспособности и эффективности данной
модели. Но тот же американский опыт показывает,
что даже в стране, обладающей изрядным
экономическим потенциалом (в 2003 г. ВВП
на душу населения составил 39 676 долл.),
сохраняются очаги бедности при высокой
степени неравенства в обществе.
Свобода рынка подразумевает свободу политическую: этот тезис постулирует идеология неолиберализма. Эта политэкономическая теория привела к возврату форм общественно-экономической организации, которые существовали до Великой депрессии. До 1973 года мировая экономика находилась на подъеме. Она переживала очередную повышательную волну (волну Кондратьева): темпы экономического роста были очень высокими. Кейнсианская модель экономики или так называемый «социальный либерализм» способствовали успешному выходу из кризиса 1929 года; рыночные механизмы с государственным регулированием способствовали успешной борьбе с бедностью, безработицей и повысили качество жизни людей в развитых странах.
Но наступивший кризис в 1979 году оказался системным и волнообразным. Его проявлениями стали валютный и сырьевой кризисы, доллар полетел вниз, золото резко подорожало, а нефть поднялась в цене невиданно высоко, росла инфляция, безработица. Корпорации и экономическая элита были очень недовольны вмешательством государства в экономические дела, в то же время студенчество и молодежь начали масштабное движение за личные права.
Поворот в сторону неолиберализма и выход из кризиса начался лишь в 1982 году, с приходом к власти Маргарет Тэтчер в Великобритании и кардинальными изменениями в политике Федерального резервного банка США при администрации президента Картера. Окончательноидеология неолиберализма в США победила с избранием на должность президента Рональда Рейгана, которая сопровождалась новым этапом развития – глобализацией.
Абсолютная
экономическая свобода и
В первой половине XX века капитализм был заинтересован в укреплении государства, которое поддерживало крупные корпорации финансовыми вливаниями, налоговыми льготами и законодательными привилегиями. Сейчас ТНК, контролирующие мировую экономику, настаивают на приватизации государственных предприятий. Т. е. они настаивают на ослаблении государства и усилении рынка: меньше законов, больше разнузданной конкуренции. Государство минимизировало свое вмешательство в экономические и финансовые процессы и тем самым, по сути, стало только регулятором юридических контрактов и аппаратом подавления недовольных. Так, экономика и политика всё меньше определяются внутри государств и всё больше внутри МВФ, Всемирного банка, ВТО и ТНК.
В 1979 году мировыми лидирующими правительствами и господствующими экспертными группами был создан так называемый «Вашингтонский консенсус» для принятия целого ряда политических и экономических соглашений. «Вашингтонский консенсус» предполагал финансово-бюджетную дисциплину, резкое снижение социальных расходов, налоговую реформу, финансовую либерализацию, конкурентный валютный курс, либерализацию торговли, снятие ограничений на движение капиталов, приватизацию, дерегулирование и права собственности.
В 80-е – 90-е г.г. сложились благоприятные условия для распространения этих идей. С одной стороны, долговой кризис, унаследованный от второго значительного экономического спада в начале 1980-х, дал МВФ и Всемирному банку рычаги, в которых они нуждались, чтобы заставить правительства стран «третьего мира» принять неолиберальные программы; с другой стороны, крах коммунизма позволил Соединенным Штатам, в частности, оказать поддержку в Центральной и Восточной Европе, а также в бывшем Советском Союзе при проведении «шоковой терапии», которая внезапно вывела их экономику из состояния контролируемой государством и способствовала вхождению в высоко конкурентный мировой рынок.
Словом, для установления неолиберальных идей необходимы были политические и экономические катастрофы.
Сущность неолиберальной концепции.
Эта
экономическая доктрина должна была
привести к резкому экономическому
росту. Но к началу 2000-х годов эти
ожидания не подтвердились. В целом,
период с 1980 по 2003 год оказался, по данным
мирового экономического развития, гораздо
менее результативным, чем, скажем,
период после Второй мировой войны
вплоть до конца 60-х, когда использовались
методы государственного регулирования
и смешанной экономики. Более
того, если рассматривать период с 70-х
по начало 80-х, который считается
периодом кризиса системы
Процесс перераспределения между странами центра и периферии существует в трех формах. Первая форма – это прямой вывоз капитала, который в большинстве случаев для стран периферии оказывается больше, чем ввоз. И суммарно страны периферии субсидируют страны Запада настолько, что это многократно перекрывает всю поставляющуюся по официальным каналам помощь. Вторая форма – это финансовая эксплуатация стран-должников через кредитную систему. И третье – это вывоз товаров, т.е. производство товаров дешевой рабочей силой для реализации по ценам дорогих рынков в США, в странах Западной Европы, но без возвращения той прибыли, которая получена за счет этого производства. Иными словами, производство находится в Малайзии, головная контора – в Нью-Йорке, реализация тоже происходит в Нью-Йорке. Значит, в Малайзию поступает только небольшая часть для покрытия издержек, а все прибыли аккумулируются в головной конторе в Штатах. В этом случае даже не происходит вывоза капитала или вывоза прибыли из Малайзии, потому что малазийское подразделение даже может работать в убыток. Для ТНК не важно, чтобы каждое ее подразделение работало с прибылью, вполне возможна ситуация, когда все национальные подразделения работают в убыток, а головная контора подсчитывает прибыль.
Мировая
экономическая система работает
по принципу поляризации ресурсов (прежде
всего, финансовых) и централизации
капитала, поэтому ускорение развития
той или иной страны в условиях
свободного движения капитала не обязательно
ведет к тому, что у этой страны
будут возможности для
Прежде
для капитализма главной
Итоги и кризис неолиберализма.
Свободный рынок привел к небывалому расслоению общества, снижению уровня жизни и торможению экономического роста всего мира.
Например,
в США установленный законом
уровень заработной платы до 1980 года
был соизмерим с прожиточным
минимумом, тогда как уже в 1990
году, после неолиберального
В 1978 году 0,1% наиболее богатых людей США получали 2% национального дохода. В 1999 году, уже после осуществления неолиберальной программы их доля выросла до 6%. Так, если в начале 1970 годов средняя заработная плата топ-менеджера была в 30 раз больше зарплаты рабочего, то до 2000 года разрыв между ними достиг 500 раз. Аналогичная ситуация в Великобритании, где с 1982 года 1% наиболее богатых людей удвоили свою долю в национальном доходе страны с 6,5% до 13% (День).
Выходу из кризиса конца 1970-х г.г. в значительной степени способствовало расширение мировой торговли за счет новых, постсоветских рынков. Промышленный подъем 2000-х годов давал уже признаки вызревания предстоящего большого кризиса. Одним из них был новый взлет мировых цен на нефть и иное сырье, другим – ослабление доллара. Его стабильность в 1990-е годы отражала стабильность всей системы иерархичной глобальной экономики (Взгляд).
Первый удар по неолиберальному произволу был нанесен в конце ноября 1999 года в Сиэтле, когда против очередного съезда «Вашингтонского консенсуса» восстали 40 000 демонстрантов среди которых были самые разные люди: от представителей основных американских профсоюзов до многочисленных неправительственных организаций и объединений активистов, озабоченных проблемами, к примеру, окружающей среды, взаимовыгодной торговли и долга «третьего мира».
Выступления протеста, направленные главным образом против этих встреч, распространялись с невероятной скоростью – Вашингтон (16 апреля 2000 года), Мийо (30 июня 2000 года), Мельбурн (11 сентября 2000 года), Прага (26 сентября 2000 года), Сеул (10 октября 2000 года), Ницца (6-7 декабря 2000 года), вновь Вашингтон (20 января 2001 года), Квебек-Сити (20-21 апреля 2001 года), Гетеборг (14-16 июня 2001 года)… (SITUATION.RU)
Назначение
обрушившегося на мир кризиса
состоит в глубинном изменении
его экономики. Он не может завершиться
до выполнения этой работы. Момент выхода
из кризиса определяет не оживление
в реальном секторе, способное оказаться
ложным: искусственным или