Неправительственные организации как субъекты мирового политического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 22:16, реферат

Описание работы

Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации — объединения, членами которых (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в гражданских, политических, культурных, социальных и экономических сферах) являются субъекты из разных стран и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации.

Файлы: 1 файл

Неправительственные организации как субъекты мирового политического процесса.docx

— 30.49 Кб (Скачать файл)

Неправительственные организации как субъекты мирового политического процесса.

Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации — объединения, членами которых (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов  и достижения уставных целей в  гражданских, политических, культурных, социальных и экономических сферах) являются субъекты из разных стран  и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет  иностранным физическим или юридическим  лицам создавать общественные организации  и быть избранными в состав руководящего органа такой организации. Пространство (территория) деятельности МНПО определяется Уставом организации. Международные  общественные организации наделены международной правосубъектностью в той мере, в которой такая  правосубъектность определена тем  или иным международным договором, например, правом обжалования нарушений  норм Европейской Конвенции о  Защите Прав Человека и Основных Свобод или, например, правом обжалования нарушений  норм Европейской Социальной Хартии.

Международная неправительственная организация  соответствует следующим общепринятым критериям:

• цели организации — международного значения;

• деятельность по достижению установленных целей — международного значения;

• государство регистрации выбирается учредителями организации, и учреждение организации осуществляется в соответствии с внутренним законодательством государства регистрации;

• членами (участниками) организации являются субъекты как минимум двух государств, либо результативная деятельность организации осуществляется как минимум в двух государствах.

Характерными  особенностями М.Н.О. являются: отсутствие целей извлечения прибыли; признание, по крайней мере, одним государством или наличие консультативного статуса  при международных межправительственных организациях; получение денежных средств  более чем из одной страны. Тайные общества, закрытые клубы и иные подобные объединения не могут рассматриваться  в качестве М.Н.О.

Первые MHO в  социально-политической области были в основном профессиональными. просветительскими. религиозными, пацифистскими. MHO играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. Более того, в ряде областей они являются лидерами. В частности, Международный институт по гуманитарному праву (создан в 1970 г.) регулярно созывает семинары по обучению офицеров законам и обычаям войны и нормам, направленным на защиту беженцев. Ассоциация международного права (создана в 1873 г.) координирует исследования по актуальным проблемам международного публичного и международного частного права, уделяя внимание исследованиям в области коллизионного права и права договоров. Международная ассоциация по уголовному праву (создана в 1924 г.) разрабатывает принципы применения конвенций по международному уголовному праву. Она разрабатывает рекомендации по коррективам национального законодательства и развитию науки международного уголовного права, созывает конференции и семинары в этой области. Международный комитет Красного Креста (МККК), принципами деятельности которого являются гуманность. беспристрастность, нейтральность. независимость, добровольность, единство и универсальность, внес огромный вклад в разработку норм международного гуманитарного права. При его активном участии разработаны Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1906 г., Гаагская конвенция по применению к войне на море принципов Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г. два дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г. Многие MHO активно сотрудничают с межправительственными организациями. Основная форма такого сотрудничества - консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет собственные правила предоставления консультативного статуса MHO. Получение такого статуса означает не только признание полезной деятельности MHO. но и отражает рост авторитета и влияния MHO на развитие современных международных отношений. Согласно ст. 71 Устава ООН ЭКОСОС уполномочивается проводить надлежащие консультации с MHO, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Отношения ООН с MHO регламентируются резолюцией ЭКОСОС "Мероприятия по консультации с неправительственными организациями", принятой в 1946 г. (в дальнейшем неоднократно пересматривалась). Консультативный статус при Совете предоставлен более 150 MHO. Они подразделяются на три категории: к категории I относятся организации, связанные с большинством аспектов деятельности Совета; к категории II - организации, обладающие особым опытом в конкретных областях; к категории III - содействующие Совету, его вспомогательным и другим органам ООН по мере необходимости. MHO. которым предоставлен консультативный статус, могут направлять своих наблюдателей на открытие заседания ЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представлять письменные заявления, касающиеся работы Совета, консультироваться с Секретариатом ООН. Специализированные учреждения ООН имеют свои правила предоставления консультативного статуса. Так, Международная морская организация (ИМО) предоставляет консультативный статус тем MHO. которые могут внести существенный вклад в ее работу, если цели и функции этих организаций полностью гармонируют с функциями и принципами ИМО. MHO. с которой может поддерживать отношения ЮНЕСКО, считается любая международная организация с целями и функциями, неправительственными по своему характеру, если она отвечает следующим условиям:

а) должна заниматься вопросами, входящими в компетенцию  ЮНЕСКО, желать и быть в состоянии  оказывать действенную помощь в  реализации ее задач согласно принципам, содержащимся в Уставе ЮНЕСКО;

б) должна объединять значительное число групп или  отдельных лиц. заинтересованных в одном или нескольких видах деятельности, входящих в ведение ЮНЕСКО, и иметь постоянных членов в достаточно большом числе различных стран, что дает такой организации возможность выступать в качестве действительного представителя различных культурных регионов мира;

в) в случае, когда дело идет об организации регионального  характера(с географической или культурной точки зрения), она должна иметь достаточно большое число членов, чтобы быть в состоянии выступать в качестве действительного представителя всего данного региона;

г) она должна иметь постоянный руководящий орган, созданный на международной основе, и располагать рабочим аппаратом  и процедурой, позволяющими ей поддерживать регулярную связь со своими членами  в различных странах. Отношения  между ЮНЕСКО и MHO могут быть отнесены к трем категориям: категория А (консультативная  и сотрудничающая);категория В (информационная и консультативная): категория С (взаимная информация). MHO, отнесенные к этим категориям, имеют строго определенные права и обязанности.

Теневые структуры как субъекты мирового политического процесса.

ТЕНЕВЫЕ СТРУКТУРЫ  -организации, лица, вновь созданные структуры и т.п., до поры до времени остающиеся в тени, предпочитающие держаться в тени и делать свое дело, воплощать свои замыслы, не привлекая особого внимания, ждущие своего часа. О широком распространении такой практики говорит и растущее число понятий: теневая власть, теневая политика, теневая экономика, теневое правительство, теневой кабинет,  теневой премьер и т.п.

Теневая экономика: определение, формы проявления

Что такое  теневая экономика? На этот вопрос даются самые разные ответы. Высказывается  мнение, согласно которому теневая  экономика — это экономическая  деятельность, противоречащая данному  законодательству, т.е. представляющая собой совокупность хозяйственных  нелегальных действий, которые подпитывают  уголовные преступления различной  степени тяжести.

Согласно  другому мнению, под теневой экономикой понимаются не-учитываемые официальной  статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ.

С третьей  точки зрения под теневой экономикой подразумеваются все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки.

Каждая из указанных точек зрения по-своему правильна и отражает в той  или иной степени наблюдающиеся в экономике реальные процессы. Они характеризуют теневую экономику с различных сторон и по существу не противоречат друг другу. Таким образом, теневая экономика как бы распадается на три крупных блока:

1). Неофициальная  экономика. Сюда входят все  легально разрешенные виды экономической  деятельности, в рамках которых  имеют место не учитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения.

2). Фиктивная  экономика. Это приписки, хищения,  спекулятивные сделки, взяточничество  и всякого рода мошенничества,  связанные с получением и передачей  денег.

3). Подпольная  экономика. Под ней понимаются  запрещенные законом виды экономической  деятельности.

Ключевым  признаком теневой деятельности можно считать уклонение от официальной  регистрации коммерческих договоров  или умышленное искажение их содержания при регистрации. При этом основным средством платежа становятся наличные деньги и особенно иностранная валюта. В решении же деловых вопросов преобладают так называемые «разборки».

Если приоткрыть «теневую завесу», то за ней окажется «пирамида» движущих сил неформального  сектора экономики.

Своеобразная  надстройка теневой экономики —  сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками, оружием, угонщики автомобилей, наемные убийцы, сутенеры. К этой категории можно отнести и представителей органов власти и управления, если они берут взятки или торгуют государственными должностями и интересами.

В середине — теневики-хозяйственники. К ним следует отнести предпринимателей, коммерсантов, финансистов, промышленников, мелких и средних бизнесменов, в том числе и «челноков». Эти люди — «мотор» экономической деятельности, и не только нелегальной.

Третья группа представлена наемными работниками, причем как физического, так и интеллектуального  труда. К ним могут примыкать  коррумпированные государственные  служащие, в доходах которых (по некоторым  данным) до 60% составляют взятки.

Механизм  функционирования теневой экономики

Механизм  функционирования теневой экономики  можно представить в виде двух больших классов: основного и  вспомогательного механизма.

Первый, основной, предполагает наличие «объекта эксплуатации», при этом в роли «дойной коровы»  выступает государство или крупное  предприятие.

Соответствующие схемы:

Первая: При  предприятии создаются товарищества с ограниченной ответственностью (или  акционерные общества закрытого  типа и т.п.), в число учредителей  которых входят руководящие работники  базового предприятия. Закупка ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этих товариществ  так, что ресурсы предприятию  обходятся дороже, чем при прямых поставках, но члены товарищества в  результате увеличивают свой доход.

Схема является симметричной, действующей в обе  стороны — продажа излишков сырья  и материалов на сторону тоже осуществляется при посредничестве этих организаций, имеющих и здесь свой процент  дохода.

Вторая: Некая  коммерческая структура арендует у  базового предприятия производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную  продукции завода. В число работников, так или иначе задействованных  в этой структуре, входят сотрудники отделов сбыта завода, пере адресующие наиболее выгодные заказы «параллельному предприятию».

Третья: Базовое  предприятие представляет собой  НПО или НИИ, получающие средства на проведение научно-исследовательских  работ из государственного бюджета. Указанные средства переводятся  с бюджетного счета предприятия  на депозитный счет коммерческого банка. По истечении срока, обусловленного депозитным договором и временем выполнения плана научно-исследовательских работ, деньги выплачиваются реальным исполнителям (которые до этого работали без оплаты), бюджетный и депозитный счета «расчищаются», а депозитный процент перечисляется в соответствующую коммерческую структуру, где были задействованы так называемые «научные работники».

Отмеченные  три схемы механизмов охватывают операции по сокрытию полученных доходов от налогообложения государства. Здесь, собственно, теряются «концы» указанных выше сделок: превращаясь в наличность или валюту, доходы вкладываются в недвижимость и личное имущество, перевозятся за рубеж.

Данный круг сделок трудно фиксировать и изучать, а быстрое становление новой  отечественной банковской системы  непосредственно связано с обслуживанием  подобных операций.

Регистрируемый  сейчас уровень деловой активности не позволяет большинству предприятий  промышленности, строительства и  транспорта хотя бы сохранять производственные мощности. Попытка включить затраты  на содержание и эксплуатацию их в  цену продукции приводит к ее резкому  удорожанию, вследствие чего чуть ли не официальной практикой стали  заказы на производство услуг через  «малые предприятия», действующие при  базовом предприятии.

Общая структура  любой финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную «теневую» деятельность, обычно включает:

Ø  предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и производственные операции;

Ø  банк;

Ø  «службу безопасности»;

Ø  связи.

Что представляет собой каждый из этих элементов? Одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведется российскими предпринимателями через несколько фирм. Это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров: неплатежи «сбрасываются» на одно из предприятий, которое и специализируется на их «расшивке». Кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров (реорганизации и переделы собственности в группировках происходят регулярно).

Банк позволяет  оперативно переводить безналичные  деньги в наличные и наоборот, не говоря уже о других операциях.

«Служба безопасности»  имеет разные формы: это и обычные  охранники, и спортивные секции, финансируемые  группировкой, и «крыша» государственных  органов управления. Кроме того, большинство группировок, так или иначе, стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах массовой информации, что расценивается как распространение заботы о своей безопасности на сферу общественного мнения.

Связи так  же могут быть различными. В этом качестве выступают: обычные (прямые или  дальние) родственники, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских  организациях и государственных  органах, землячества, этническая принадлежность.

Структуры теневой  экономики в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и «силовым министерствам», дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями и т.п.

За спорами  последних лет о реформах и  контрреформах, о том, что преобразования идут плохо или вообще остановились, общество упускает совершенно очевидную  реальность — реальность формирования системы высоко криминализированных экономических отношений.

Это, прежде всего, огромный вес «теневого» сектора, огромная роль неформальных и внеправовых  отношений.

Это образование  в экономической сфере кланов — устойчивых властно-хозяйственных  структур, имеющих «крышу» в виде того или иного властного государственного органа, распоряжающихся крупными суммами  накопленного разными путями капитала и ведущих широкомасштабную коммерческую деятельность. Одно из следствий возникновения  подобных кланов — блокирование конкуренции  на финансовых рынках, на рынках основных групп товаров и даже во внешней  торговле.

Информация о работе Неправительственные организации как субъекты мирового политического процесса