А приняв это рассуждение,
Макиавелли уже не колеблется
идти до конца. Поэтому и отношение
Макиавелли к религии было двойственным
по внутренней структуре : понимание
практической непригодности нормализованных
моральных суждений для изучения жизни
государства отличают позицию Макиавелли
от позиции верующего христианина, для
него неправильно понятая католическая
религия делает человека более склонным
к страданию , чем к действию, что неприемлемо
для политики ; однако Макиавелли еще не
видит возможности существования нравственно
здорового общества без религии, существования
морали, но опирающейся в масштабах
всего государства на веру в божественный
авторитет, хотя сам он находит истоки
морали, как и религии, и государства
в человеческом обществе.
Макиавелли полностью
отрекся от теоретических знаний.
Имея разум теоретика он полностью
посвятил себя практике. В событиях его
более всего занимает общий смысл, вся
история для него состоит в проявлении
человеческой природы. Никаких иных (провиденциальных
. метафизических, отчужденно-вещных) перводвигателей
истории Макиавелли уже не желает знать
или еще не знает. Ничто его не удивляет
и не выводит из себя, ибо он понимает ;
потому же он не доказывает и не описывает,
он видит и все проверяет на ощупь, не отвлекается
на отступления и цветистые фразы сам
и не отвлекает читателя. Здесь перед нами
прежде всего человек , а не писатель, вернее,
писатель лишь постольку, поскольку он
человек, который мыслит и чувствует, разрушает
и созидает, наблюдает и размышляет, дух
его всегда активен, всегда присутствует.
Его интересует сам предмет, а не его окраска,
тем не менее под пером его этот предмет
получается таким, каким он запечатлелся
в мозгу писателя, то есть окрашенным в
свои естественные тона, пропитанным иронией,
грустью, возмущением, достоинством. Макиавелли
не признает априорных истин, абстрактных
принципов, не признает ничьего авторитета
как критерия истины, для него теология,
философия, этика - все едино : все они в
сфере вымысла, вне реальности.
“Государь” это руководство
по ведению политики, построенное
на типовых примерах и выводимых
из них разумных оснований. Макиавелли
рассматривает опыт, рассуждает по этому
поводу, всесторонне взвешивает целесообразность,
эффективность тех или иных действий,
и выводит некоторое правило, поучение.
Факты практически во всех сочинениях
Макиавелли изложены так, что они подкрепляют
и объясняют друг друга - это двойной ряд
: один, простейший, объясняет причины
событий на основании внешних, поверхностных
данных, которые толкают людей на действия,
другой, сложный , характеризует истинные
причины событий, видимые лишь для умного
человека. Факты описываются в той же последовательности,
в какой они наблюдаются в природе и в
истории, в описании их не чувствуется
ничего нарочитого, они взаимосвязаны,
подчинены друг другу, согласованы размышлением
так, что каждому и них отведено свое место,
своя роль причины и следствия, своя функция
в общей цепи событий : факт уже не только
факт, случайность, а довод и соображение.
Макиавелли рисует модель
абсолютного монарха, который с
помощью всех средств - жестокости
и обмана, демагогии и справедливости,
хитрости и прямодушия - обеспечивает
сохранение, укрепление и расширение своей
власти. Согласно логике Макиавелли , да
и всего Возрождения, добродетель -
это характер, воля, а порок - непоследовательность,
боязливость, колебания. Быть человеком,
быть мужчиной - значит отбросить обманчивую
форму и “твердо шагать к цели”, сохраняя
ясность ума и твердость воли. Такой человек
может быть тираном или гражданином, может
быть добрым или злым, Макиавелли интересует
одно : можно ли назвать данного человека
человеком.
Правитель как общественный
деятель должен руководствоваться
моралью силы этого мира, на
не моралью религии, лишь так
она овладеет стихийным движением
человеческого поведения, вытекающего
из жажды богатства, благосостояния
и инстинктами, которые сопутствуют жизни
индивида. Человек должен стать лицом
к лицу с действительностью, рассчитывая
на свои собственные силы при формировании
своей судьбы. Одна из наиболее интересных
сторон мышления Макиавелли состоит в
том, что , даже рекомендуя своему государю
поступать неблаговидно с точки зрения
житейской морали, Макиавелли нигде не
опускается до того, чтобы называть черное
белым, выискивать в этих пороках какие-либо
“скрытые достоинства”, кроме непосредственной
необходимости их для успешного правления.
“Государь” являлся немыслимым
кладезем важнейшей политической
информации в те годы, поэтому
человек, в чьих руках оказалось
бы сие творение, мог подчинить
себе огромные территории с
невероятно долгим легитимным
пребыванием у власти, будучи даже сыном
ремесленника ничего не смыслящего в политике.
Однако Никколо Макиавелли, не величаясь
своими богатыми политическими знаниями,
в который раз показывая себя интеллигентным,
честным человеком, с уважением предлагает
свое детище правителю.
Никколо показывает себя
хорошим психологом, объясняя события
или же факты, не несущие под
собой логической подоплеки, однако
происходящие. Одним из таких, логически
необоснованных примеров является
жестокость властителей. Макиавелли
объясняет, что если жестокостью по отношению
к определенным группам населения государи
не усердствуют, и при этом действует на
благо народа, то такие методы ведения
политики люди не будут считать злостными.
Автор показывает как
отлично разбирается в людях.
Он делит умы людей на три рода: один все
постигает сам; другой может понять то,
что постиг первый; третий — сам ничего
не постигает и постигнутого другим понять
не может. Первый ум Макиавелли называет
выдающимся, второй значительным, а третий
негодным.
Не отходя от темы
сущности человека Макиавелли
задумывается над понятием лести.
Он уделяект этому целую главу
своей книги и раскрывает как
важно избегать лести, как этому
не поддаваться и какими способами
можно избавиться.
В конце Макиавелли
решает пофилосовствовать и затрагивает
тему судьбы. Он достаточно ярко описывает
сущность сего понятия и всячески пытается
донести до людей, о том что полагаться
на судьбу, значит пыть вдоль реки, а если
ты хочешь видеть себя успешным и разумным,
тебе не остается ничего кроме как поплыть
против течения.
Автор не видит в
понятии государста какую-то систему,
он осознает власть как человека
— государя. Цель государя - не
защита родины, а сохранение княжеской
власти, однако же князь может
заботиться о себе , только заботясь
о государстве. Интересы общества - это
одновременно и его интересы. Свободы
он предоставить не может, но может дать
добрые законы, которые охраняли бы честь,
жизнь, имущество граждан. Он должен
заручиться благоволением народа, держа
в узде и господ, и смутьянов. Правь
подданными, но не бей их до смерти, старайся
их изучить и понять, “не будучи ими обманут,
а сам их обманывая”. Поскольку люди обращают
большое внимание на внешнюю сторону,
государь обязан о ней заботиться и даже
против собственной воли должен делать
вид, что он набожен, добр и милосерден,
что он покровитель искусств и талантов.
Пусть он не боится, что его разоблачат
: люди по природе своей простодушны и
доверчивы. Самое сильное чувство, на которое
они способны, - это страх, поэтому государь
должен стараться , чтобы его не только
любили, сколько боялись. Главное, чего
он должен опасаться - это ненависти и
презрения. Ненависть - бессмысленное
зло, внушаемое сластолюбием, страстью,фанатизмом.
Презрение есть результат слабости воли,
которая мешает тебе идти туда, куда ведет
разум.
Макиавелли осуждает
князей, которые обманом или силой
отнимают у народа свободу. Но,
коль скоро они добиваются
своего, он указывает им, каким
образом они должны удерживать
свою власть. Цель может быть
достойна похвалы или осуждения, и если
она достойна осуждения, то он первым поднимет
голос протеста во имя рода человеческого
. Но, коль скоро цель поставлена, нет границ
восхищению Макиавелли человеком, который
пожелал и смел ее добиться. читать злостными.
В конце книги Макиавелли показал
себя истиным патриотом своей и страны
и предъявил нам главную цель своего
творения, он призвал правителей вернуть
стране былую мощь воссоединив владения.
Каждое государство использует
принципы ведения политики, основанные
на тех, что описаны в книге Макиавелли.
Мы все еще встречаем проявление доброты
к народу со стороны власти, только теперь
эта власть борется не за открытую любовь
народа, а за насущные рейтинги. Мы все
еще наблюдаем, как политический деятель
с сильными ораторскими навыками вытесняет
из борьбы более слабого. Макиавелли показал
политику понятной и доступной, раскрыл
большинство важнейших ее тайн и направил
своим трудом множество людей. Он сделал
политику важной наукой, познание которой,
дает неограниченные возможности, поэтому
его тело покоится рядом с величайшими
деятелями науки и исткуства.
Никколо Макиавелли —
это великий созерцатель, который
сумел не только стать очевидцем
важнейших политических событий,
он смог их правильно изложить,
благодаря чему его произведениене
потеряло гениальности и в наше время.
3. Литература
1. works.doklad.ru/view/WU9P4wulHF4/4.
2. www.bibliotekar.ru/filosofia/31.
3. labazov.livejournal.com/815342.