Н.Я.Данилевский (1822-1885) – русский мыслитель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 13:58, контрольная работа

Описание работы

Большинство историков и философов не только прошлого, но и нашего века считают, что европейская цивилизация тождественна цивилизации общечеловеческой. Такой взгляд основан на гегелевской философии истории. Опираясь в своих рассуждениях на понятие «мировой дух», Гегель обосновывал связанность, единство и всемирность исторического развития человечества. Н.Я. Данилевский в своей книге «Россия и Европа» излагает другую точку зрения. По мнению Данилевского, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может, существуют различные культурно-исторические типы цивилизаций. Это концепция культурно-исторических типов

Содержание работы

1 Н.Я.Данилевский (1822-1885) – русский мыслитель. Как называется разработанная им теория, оказавшая воздействие на О.Шпенглера, А.Тойнби, других европейских ученых? В чем суть этой теории? 2
2 Раскройте содержание термина «западничество» 8
3 Американские ученые Алмонд и Верба выделили три «идеальных типа» политической культуры. Назовите их, а также – доминантную черту каждого из этих типов культуры. 9
4 Приведите аргументы в обоснование того, что диалог является важнейшим средством решения политических проблем (не менее двух аргументов). 10
5 Политический спор имеет несколько основных разновидностей. Что отличает спор – полемику от других видов спора? 11
7 Кто впервые ввел термин «идеология»? 12
9 Обычно выделяют три уровня функционирования идеологических систем. Назовите их. 13
10 Перечислите известные вам основные виды современных политических идеологий. 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 21.74 Кб (Скачать файл)

 

 

3. Американские ученые Алмонд  и Верба выделили три «идеальных  типа» политической культуры. Назовите  их, а также – доминантную черту  каждого из этих типов культуры.

 

Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963). Они выделили три «чистых» типа политической культуры:

- парохиальный (приходской, «местечковый», патриархальный);

- подданнический;

- партиципаторный (от англ, participationт - участие).

Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов.

Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей. Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением местных субкультур.

Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее раз личных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается ее диктата,

Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую власть, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния - выборов, демонстраций и т. д.

 

4. Приведите аргументы в обоснование  того, что диалог является важнейшим  средством решения политических  проблем (не менее двух аргументов).

 

Политика – это сфера общественной деятельности, в которой действует множество субъектов, коллективных и индивидуальных. Их интересы всегда не совпадают, часто противоречат, что приводит к появлению политических проблем.

Диалог позволяет, во-первых, четко и определенно сформулировать интересы сторон, что создает базу для последующего «торга» между участниками. Компромисс заключается в том, что каждая из сторон пошла на уступки в одном, чтобы получить удовлетворение своих требований в чем-то другом. Без диалога зачастую сложно понять, а за что конкретно борются те или иные силы.

Во-вторых, диалог позволяет перевести политическую борьбу в институциональное русло. Используются политические процедуры, которые исключают переход конфликта в неконтролируемые силовые действия, чреватые эскалацией конфликта. Примером выступает «круглый стол» в Польше 1988 года, когда ПОРП и оппозиция договорились о мирном демонтаже коммунистического режима и переходу к демократической системе. Антипримером выступает нынешний режим в Киеве, который с каждый днем настраивает против себя все большее число противников на Юго-Востоке страны. Попытки силового подавления, сопровождающегося крайней жестокостью, лишь ожесточают оппонентов и дает им право не сдерживаться в применении силы.

 

5. Политический спор имеет несколько  основных разновидностей. Что отличает  спор – полемику от других  видов спора?

 

В русский язык слово "полемика" пришло из древнегреческого, переводится как воинствующий, враждебный. Полемика - обычно достаточно острая, непримиримая схватка, в которой стороны высказывают интересные, но неоднозначные суждения. Полемика - это конфликт мнений, доходящих зачастую до выяснения принципиальной непримиримости позиций. Цель полемики – не достижение согласия, а утверждение собственной точки зрения.

В отличие от дискуссии в полемике присутствует состязательность, борьба, определенная степень воинственности и враждебности, что детерминировано целью, которая преследуется участниками полемики. Поэтому в сознании большинства людей полемика ассоциируется с коммуникативным актом, называемым острым спором. Если в дискуссии стороны именуются оппонентами, то в полемике – противниками.

Полемика - вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета. Отметим отличительные черты полемики:

1. основная задача, которую решают полемизирующие стороны, - утверждение своей позиции.

2. участвующие и полемике стороны более, чем в дискуссии, вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В полемике допускается использование большего числа корректных приемов, таких, как захват инициативы, внезапность в использовании имеющихся в распоряжении спорящих доводов, в т.ч. и психологических, навязывание своего сценария спора и т.п.

Вместе с тем существует ряд моментов, роднящих полемику и дискуссию: наличие определенного предмета спора, содержательная связность, открытость к аргументам другой стороны, очередность выступлений спорящих, недопустимость использования некорректных логических и психологических приемов, нарушение этических норм.

 

7. Кто впервые ввел термин  «идеология»?

 

Термин «идеология» древнегреческого происхождения и буквально означает «учение об идеях. Впервые в научный оборот этот термин был введен в конце ХVIII века Антуаном Дестют де Траси, одним из последних представителей поколения французских просветителей. В многотомном сочинении «Элементы идеологии» (т.1-4, 1805-1815) он охарактеризовал идеологию как «науку об идеях», которая должна быть  такой же  точной, как и все  естественные науки, служить средством воспитания гражданских добродетелей, обеспечивающих стабильность общества.  По мнению де Траси, в мировосприятии людей коренятся логические и психологические основы политики4.

Будучи последователем сенсуалистической  гносеологии  Джона Локка, де Траси ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали,  политики, права.

Понятие идеологии получило второе рождение благодаря К. Марксу. Идеология по К. Марксу - это надстройка, зависящая от базиса (способа материального производства и структур классов - она выражает специфические интересы определённого класса, выдаваемые за интересы всего общества через ложное сознание.

 

9. Обычно выделяют три уровня  функционирования идеологических  систем. Назовите их

 

Обычно выделяют следующие три уровня функционирования идеологических систем:

  • теоретико-концептуальный;
  • программно-политический;
  • мотивационно-практический.

На теоретико-концептуальном уровне формулируются основные положения, в которых дается оценка места определенной социальной группы в системе, прежде всего, политических отношений, теоретически обосновываются ее притязания на изменение (сохранение) данной системы власти, раскрываются ее ценности, идеалы и принципы.

На программно-политическом уровне социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. Это этап, в ходе которого происходит переход теории «в массы» и решается задача приобретения как можно большего числа последователей, осуществляется «массовизация», «дешифровка» концептуального «видения ситуации», обозначается «враг», указываются противоречия, определяются цели социальной группы и средства их достижения (формы деятельности или «борьбы»), уточняются союзники, сроки, этапы. Без надлежащей организации и обеспечения этого «процесса перехода» теория может остаться в «свернутом» виде, как факт лишь индивидуального (сектантского) сознания, теряя всякие перспективы для расширения сферы действия, подвергаясь опасности эрозии и существования вообще.

Получая групповую поддержку, становясь массовой, политическая идеология переходит на следующий, актуальный уровень, в сферу мотивации практической деятельности и поведения индивида (группы). На этом,  мотивационно-практическом уровне решается задача мобилизации и организации масс на активное участие в политической деятельности. Обращаясь непосредственно к массам и ориентируя их на осуществление поставленных (программных) целей, идеология мотивирует определенные действия, организуя и легитимируя их.

 

10. Перечислите известные вам  основные виды современных политических  идеологий

 

Из наиболее древних идеологий следует назвать пару – консерватизм и  либерализм.

Немного моложе их социализм, который раскололся на несколько течений: марксизм, социал-демократия, коммунизм.

Позднее появились такие идеологии, как анархизм, фашизм, исламизм.

Кроме главных идеологий современности значительное влияние на политическое сознание и поведение оказывают течения, отражающие проблематику формирующегося постиндустриального, информационного общества, - феминизм, экологизм, коммунитаризм и антиглобализм.

 

Список использованной литературы

 

Богданов А.В. Западничество в России: история и современность // Философия и общество. Выпуск № 3 (51). 2008.

Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского // http://murzim.ru/nauka/sociologija/24922-koncepciya-istoriko-kulturnyh-tipov-nya-danilevskogo.html

Сирота Н.М. Идеологии и идеологические течения: классическое наследие и современность. М., 2009. С. 167.

 

1  Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского // http://murzim.ru/nauka/sociologija/24922-koncepciya-istoriko-kulturnyh-tipov-nya-danilevskogo.html

2  Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского // http://murzim.ru/nauka/sociologija/24922-koncepciya-istoriko-kulturnyh-tipov-nya-danilevskogo.html

3  Богданов А.В. Западничество в России: история и современность // Философия и общество. Выпуск № 3 (51). 2008.

4  Сирота Н.М. Идеологии и идеологические течения: классическое наследие и современность. М., 2009. С. 8.

 

 


Информация о работе Н.Я.Данилевский (1822-1885) – русский мыслитель