Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 13:58, контрольная работа
Большинство историков и философов не только прошлого, но и нашего века считают, что европейская цивилизация тождественна цивилизации общечеловеческой. Такой взгляд основан на гегелевской философии истории. Опираясь в своих рассуждениях на понятие «мировой дух», Гегель обосновывал связанность, единство и всемирность исторического развития человечества. Н.Я. Данилевский в своей книге «Россия и Европа» излагает другую точку зрения. По мнению Данилевского, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может, существуют различные культурно-исторические типы цивилизаций. Это концепция культурно-исторических типов
1 Н.Я.Данилевский (1822-1885) – русский мыслитель. Как называется разработанная им теория, оказавшая воздействие на О.Шпенглера, А.Тойнби, других европейских ученых? В чем суть этой теории? 2
2 Раскройте содержание термина «западничество» 8
3 Американские ученые Алмонд и Верба выделили три «идеальных типа» политической культуры. Назовите их, а также – доминантную черту каждого из этих типов культуры. 9
4 Приведите аргументы в обоснование того, что диалог является важнейшим средством решения политических проблем (не менее двух аргументов). 10
5 Политический спор имеет несколько основных разновидностей. Что отличает спор – полемику от других видов спора? 11
7 Кто впервые ввел термин «идеология»? 12
9 Обычно выделяют три уровня функционирования идеологических систем. Назовите их. 13
10 Перечислите известные вам основные виды современных политических идеологий. 14
Список использованной литературы 15
3. Американские ученые Алмонд
и Верба выделили три «
Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963). Они выделили три «чистых» типа политической культуры:
- парохиальный (приходской, «местечковый», патриархальный);
- подданнический;
- партиципаторный (от англ, participationт - участие).
Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов.
Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей. Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением местных субкультур.
Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее раз личных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается ее диктата,
Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую власть, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния - выборов, демонстраций и т. д.
4. Приведите аргументы в
Политика – это сфера общественной деятельности, в которой действует множество субъектов, коллективных и индивидуальных. Их интересы всегда не совпадают, часто противоречат, что приводит к появлению политических проблем.
Диалог позволяет, во-первых, четко и определенно сформулировать интересы сторон, что создает базу для последующего «торга» между участниками. Компромисс заключается в том, что каждая из сторон пошла на уступки в одном, чтобы получить удовлетворение своих требований в чем-то другом. Без диалога зачастую сложно понять, а за что конкретно борются те или иные силы.
Во-вторых, диалог позволяет перевести политическую борьбу в институциональное русло. Используются политические процедуры, которые исключают переход конфликта в неконтролируемые силовые действия, чреватые эскалацией конфликта. Примером выступает «круглый стол» в Польше 1988 года, когда ПОРП и оппозиция договорились о мирном демонтаже коммунистического режима и переходу к демократической системе. Антипримером выступает нынешний режим в Киеве, который с каждый днем настраивает против себя все большее число противников на Юго-Востоке страны. Попытки силового подавления, сопровождающегося крайней жестокостью, лишь ожесточают оппонентов и дает им право не сдерживаться в применении силы.
5. Политический спор имеет
В русский язык слово "полемика" пришло из древнегреческого, переводится как воинствующий, враждебный. Полемика - обычно достаточно острая, непримиримая схватка, в которой стороны высказывают интересные, но неоднозначные суждения. Полемика - это конфликт мнений, доходящих зачастую до выяснения принципиальной непримиримости позиций. Цель полемики – не достижение согласия, а утверждение собственной точки зрения.
В отличие от дискуссии в полемике присутствует состязательность, борьба, определенная степень воинственности и враждебности, что детерминировано целью, которая преследуется участниками полемики. Поэтому в сознании большинства людей полемика ассоциируется с коммуникативным актом, называемым острым спором. Если в дискуссии стороны именуются оппонентами, то в полемике – противниками.
Полемика - вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета. Отметим отличительные черты полемики:
1. основная задача, которую решают полемизирующие стороны, - утверждение своей позиции.
2. участвующие и полемике стороны более, чем в дискуссии, вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В полемике допускается использование большего числа корректных приемов, таких, как захват инициативы, внезапность в использовании имеющихся в распоряжении спорящих доводов, в т.ч. и психологических, навязывание своего сценария спора и т.п.
Вместе с тем существует ряд моментов, роднящих полемику и дискуссию: наличие определенного предмета спора, содержательная связность, открытость к аргументам другой стороны, очередность выступлений спорящих, недопустимость использования некорректных логических и психологических приемов, нарушение этических норм.
7. Кто впервые ввел термин «идеология»?
Термин «идеология» древнегреческого происхождения и буквально означает «учение об идеях. Впервые в научный оборот этот термин был введен в конце ХVIII века Антуаном Дестют де Траси, одним из последних представителей поколения французских просветителей. В многотомном сочинении «Элементы идеологии» (т.1-4, 1805-1815) он охарактеризовал идеологию как «науку об идеях», которая должна быть такой же точной, как и все естественные науки, служить средством воспитания гражданских добродетелей, обеспечивающих стабильность общества. По мнению де Траси, в мировосприятии людей коренятся логические и психологические основы политики4.
Будучи
последователем сенсуалистическ
Понятие идеологии получило второе рождение благодаря К. Марксу. Идеология по К. Марксу - это надстройка, зависящая от базиса (способа материального производства и структур классов - она выражает специфические интересы определённого класса, выдаваемые за интересы всего общества через ложное сознание.
9. Обычно выделяют три уровня
функционирования
Обычно выделяют следующие три уровня функционирования идеологических систем:
На теоретико-концептуальном уровне формулируются основные положения, в которых дается оценка места определенной социальной группы в системе, прежде всего, политических отношений, теоретически обосновываются ее притязания на изменение (сохранение) данной системы власти, раскрываются ее ценности, идеалы и принципы.
На программно-политическом уровне социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. Это этап, в ходе которого происходит переход теории «в массы» и решается задача приобретения как можно большего числа последователей, осуществляется «массовизация», «дешифровка» концептуального «видения ситуации», обозначается «враг», указываются противоречия, определяются цели социальной группы и средства их достижения (формы деятельности или «борьбы»), уточняются союзники, сроки, этапы. Без надлежащей организации и обеспечения этого «процесса перехода» теория может остаться в «свернутом» виде, как факт лишь индивидуального (сектантского) сознания, теряя всякие перспективы для расширения сферы действия, подвергаясь опасности эрозии и существования вообще.
Получая групповую поддержку, становясь массовой, политическая идеология переходит на следующий, актуальный уровень, в сферу мотивации практической деятельности и поведения индивида (группы). На этом, мотивационно-практическом уровне решается задача мобилизации и организации масс на активное участие в политической деятельности. Обращаясь непосредственно к массам и ориентируя их на осуществление поставленных (программных) целей, идеология мотивирует определенные действия, организуя и легитимируя их.
10. Перечислите известные вам
основные виды современных
Из наиболее древних идеологий следует назвать пару – консерватизм и либерализм.
Немного моложе их социализм, который раскололся на несколько течений: марксизм, социал-демократия, коммунизм.
Позднее появились такие идеологии, как анархизм, фашизм, исламизм.
Кроме главных идеологий современности значительное влияние на политическое сознание и поведение оказывают течения, отражающие проблематику формирующегося постиндустриального, информационного общества, - феминизм, экологизм, коммунитаризм и антиглобализм.
Список использованной литературы
Богданов А.В. Западничество в России: история и современность // Философия и общество. Выпуск № 3 (51). 2008.
Концепция культурно-исторических типов
Н.Я. Данилевского // http://murzim.ru/nauka/
Сирота Н.М. Идеологии и идеологические течения: классическое наследие и современность. М., 2009. С. 167.
1 Концепция культурно-исторических типов
Н.Я. Данилевского // http://murzim.ru/nauka/
2 Концепция культурно-исторических типов
Н.Я. Данилевского // http://murzim.ru/nauka/
3 Богданов А.В. Западничество в России: история и современность // Философия и общество. Выпуск № 3 (51). 2008.
4 Сирота Н.М. Идеологии и идеологические течения: классическое наследие и современность. М., 2009. С. 8.
Информация о работе Н.Я.Данилевский (1822-1885) – русский мыслитель