Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:33, реферат
В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов на Востоке и на Западе – у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и др. – восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии развития воззрения, условно именуемые как политические и правовые, еще не успели отделиться в относительно самостоятельную форму общественного сознания и в особую область человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения.
1.Введение - 3
2.О личности и биографии Конфуция - 4
3.Содержание социально-политического учения Конфуция - 7
4.Основные концепции конфуцианства - 10
5. Конфуцианский гуманизм - 12
6. Место конфуцианства в истории Древнего Китая - 14
7.Заключение - 16
8. Список используемой литературы - 18
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение - 3
2.О личности и биографии Конфуция - 4
3.Содержание социально-политического учения Конфуция - 7
4.Основные концепции конфуцианства - 10
5. Конфуцианский гуманизм - 12
6. Место конфуцианства в истории Древнего Китая - 14
7.Заключение - 16
8. Список используемой литературы - 18
1.Введение
Политические и правовые учения
в строгом и специальном смысле этого
понятия появились лишь в ходе довольно
долгого существования раннеклассовых
обществ и государств. В теоретико-познавательном
плане генезис политических и правовых
учений (теорий) проходил в русле постепенной
рационализации первоначальных мифических
представлений.
2.О личности и биографии
Конфуция
Конфуций — это латинизированное
имя Кун-фуцзы — Confucius, то есть учитель
Кун. Как отмечает Энциклопедия Брокгауза
и Ефрона1, Конфуций — знаменитый китайский
ученый (551-479 гг. до н.э.), имя которого было
Чжун-ни, а прозвание Цю, сын выдающегося
воина Шу-Лян-Хэ от второй жены из фамилии
Янь.
Согласно легенде, в 480 г. во время охоты был пойман баснословный зверь Ци-Линь, и Конфуций счел это за предзнаменование своей близкой смерти. Этим годом он закончил составленную им летопись удела Лу — Чунь-цю (с 722 по 481 гг.), которую считал самым важным своим трудом: "По ней люди узнают меня, и по ней люди осудят меня". Умер Конфуций, сожалея, что никто из правителей не воспользовался его советами. Могила Конфуция находится в г.Цюй-фоу-сянь, где сооружен обширный храм в его честь, и живут его потомки, служащие жертвоприносителями в храме. Первая биография Конфуция помещена в "Исторических записках" Сы-Ма-Цяня (I в. до н.э.). Учение Конфуция было исключительно морально-политическим, насколько можно судить по классическим книгам, дошедшим до нас в позднейших редакциях, главным образом Ханьской. Они являются отражением "Дао" — "Пути", нормы, как всеощего регулятора.
Число учеников Конфуция не было слишком велико. Сы-ма-Цянь вкладывает в уста Конфуция фразу: тех, кто изучил мои наставления и постиг их, было 77 человек, выдающихся по своим способностям; легенда число это увеличивает до 3000, считая, что 72 ученика были достойнейшими. Мын-цзы (372-289 гг.) не только был лучшим выразителем конфуцианства, но и истинным создателем его в период до Циньской династии; до Мын-цзы оно не занимало преобладающего положения среди других учений. "Никогда со времени создания мира не было равного Конфуцию", — говорил Мын-цзы. Им было развито учение о доброте человеческой природы. В дополнение конфуцианского принципа жэнь, он говорил о гуманности и о долге, как о волевой и этической формах его проявления. Им было развито учение о правах народа, хотя и Конфуций говорил о "jus divinum" правителя только при условии личных добродетелей. При династии Цинь, сменившей Чжоускую династию, конфуцианство, судя по преследованиям конфуцианцев при этой династии, уже играло известную роль. Ханьскую династию следует считать создательницей конфуцианства (жу-цзяо — религия ученых). Покровительство, которое оказывала эта династия конфуцианству, дало его идеям возможность достигнуть преобладающего влияния. Вот что об этом говорит первое издание Большой Советской энциклопедии: «Реставрация Хань принесла утверждение конфуцианства. Оно внесло повсюду свой стиль ханжества и лицемерного патриархаизма, столь мало вязавшегося с действительностью. По мере того, как устойчивость этого общества подрывалась и разлагающаяся империя была все менее способна обеспечить основные интересы господствующего класса, росла и идейная реакция против конфуцианства, выразителем которой в этот период выступает главным образом даосизм.
В 194 г. до н.э. основатель Ханьской династии
проездом через Лу, посетил могилу Конфуция
и принес жертвы. Многие императоры также
совершали путешествия в Цзоу. Великий
император Маньчжурской династии, Кан-си,
посетив храм, трижды простерся ниц перед
изображением Конфуция. С 1 г. н.э. Конфуцию
стали давать почетные титулы. В 657 г. был
установлен современный титул: совершенный
мудрец, первоучитель Кун. Первоначально
жертвоприношения осуществлялись только
на могиле мудреца, но с 57 года повелено
их совершать в правительственных школах,
а с VII в. стали сооружать специальные храмы.
Кроме таблиц с именем Конфуция, помещают
таковые с именами его ближайших учеников:
Янь-Хуй, Цзэн-Цань, Цзы-Сы, Мын-Цзы и других
конфуцианцев и предков Конфуция. Потомки
Конфуция единственными в Китае сохраняли
титул князей, имели земельные владения
и были освобождены от повинностей.
3.Содержание социально-политического учения Конфуция
Фундаментальную роль во всей
истории этической и политической мысли
Китая сыграло учение Конфуция. Его взгляды
изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы
и высказывания"), составленной его
учениками. На протяжении многих веков
эта книга оказывала значительное влияние
на мировоззрение и образ жизни китайцев.
Ее заучивали наизусть дети, к ее авторитету
апеллировали взрослые в делах семейных
и политических. Опираясь
на традиционные воззрения, Конфуций развивал
патриархально-патерналистскую концепцию
государства. Государство трактуется
им как большая семья. Власть императора
("сына неба") уподобляется власти
отца, а отношения правящих и подданных
— семейным отношениям, где младшие зависят
от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая
иерархия строится на принципе неравенства
людей: "темные люди", "простолюдины",
"низкие", "младшие" должны подчиняться
"благородным мужам", "лучшим",
"высшим", "старшим". Тем самым
Конфуций выступал за аристократическую
концепцию правления, поскольку простой
народ полностью устранялся от участия
в управлении государством.
Отрицательно относился Конфуций также и к внешним войнам, к завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других народов ("варваров"). Не отвергая в принципе сами гегемонистские претензии китайских правителей, Конфуций советовал им: "людей, живущих далеко и не подчиняющихся", необходимо "завоевать с помощью образованности и морали". "Если бы удалось их завоевать, — добавлял он, — среди них воцарился бы мир". Эти культуртрегерские и миротворческие мотивы в дальнейшем нередко использовались китайскими правителями в качестве морально прикрытия своих завоевательных акций и подчинения своей власти других народов.
Регулирование
политических отношений
В целом добродетель в трактовке Конфуция — это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала, человеколюбия, заботы о людях, долга и т.д. Вся эта нормативная целостность, включающая в себя все основные формы социально-политического регулирования того времени, за исключением норм позитивного закона, представляет собой единство моральных и правовых явлений.
Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам, обусловлено их традиционным наказательным значением, их связью (на практике и в теоретических представлениях, в правосознании) с жестокими наказаниями.
4.Основные концепции конфуцианства.
Фундаментальную же роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551–479 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических.
Опираясь на
традиционные воззрения, Конфуций развивал
патриархально-патерналистскую
Регулирование политических отношений посредством норм добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов. «Если, – подчеркивал он, – руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится».
В целом добродетель
в трактовке Конфуция– это обши
Существенную социально-политическую и регулятивную нагрузку в учении Конфуция несет принцип «исправления имен» (чжэ мин). Цель «исправления имен» – привести «имена» (т.'е. обозначения социальных, политических и правовых статусов различных лиц и групп населения в иерархической системе общества и государства) в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каждого в социальной системе, дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном, простолюдин – простолюдином, подданный – подданным.
Уже вскоре после своего возникновения конфуцианство стало влиятельным течением этической и политической мысли в Китае, а во II в. до н.э. было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.
5. Конфуцианский гуманизм.
В 1989 г. в Китае был торжественно отпразднован своеобразный конфуцианский юбилей - 2545 лет со дня рождения Конфуция. На многочисленных научных мероприятиях, посвященных этому событию и в научных публикациях, так или иначе приуроченных к юбилею, утвердилось единое мнение специалистов о том, что главное место в духовном наследии Конфуция принадлежит его концепции гуманизма, который, вне всякого сомнения, может быть отнесен к числу основных завоеваний в духовной истории человечества. Подобная точка зрения небезосновательна. Именно конфуцианский вариант гуманизма имеет наилучшие шансы на будущее, что заставляет всех, интересующихся данной проблемой, с должным вниманием относиться как к корням этого явления, так и к его особенностям.