О процессе политизации среди молодежи РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:24, статья

Описание работы

По данным Агентства по статистике Республики Казахстан, на 2011 год численность молодежи приравнивается к цифре 4.480.000 человек. Под молодежью принимаются лица от 14 до 29 лет. Из них 571.691 человек – учащиеся высших учебных заведений. В 2011 году в РК насчитывалось 9.180.000 избирателей, соответственно молодежь составляет более 49% всего электората республики.

Файлы: 1 файл

О процессе политизации среди молодежи РК.doc

— 44.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                         Танирбергенов С.                           

                                                (научный руководитель: к.ф.н. Алимова С.Б.)

 

           О процессе политизации среди молодежи РК

 

По данным Агентства по статистике Республики Казахстан, на 2011 год численность молодежи приравнивается к цифре 4.480.000 человек. Под молодежью принимаются лица от 14 до 29 лет. Из них 571.691 человек – учащиеся высших учебных заведений. В 2011 году в РК насчитывалось 9.180.000 избирателей, соответственно молодежь составляет более 49% всего электората республики. [1]

Политизация – это процесс возрастания интереса к участию в политике отдельных социальных групп и индивидов [2, с. ]

Очень важно для любого современного демократически построенного государства  иметь под своим крылом политизированную молодежь. Ведь от их степени заинтересованности зависит очень многое. Для построения развитого гражданского общества в  РК, Департамент молодежной политики должен ставить в приоритетные  задачи достижение большой степени политизированности молодежи не только в предвыборный ну и поствыборный периоды. На прошедших выборах была большая явка избирателей из числа молодежи. Чтобы заинтересовать молодежь которые впервые будут голосовать, правительство приготовила для них небольшие подарки за их не отчужденность к собственной стране. Ведь “первые выборы запомнятся на всю жизнь как и первый поцелуй” – так высказался Санжар Бокаев на дискуссионной площадке “Мы голосуем” в КИСИ при Президенте РК 3 апреля 2011 года. [6, с.1]

Чтобы глубже понять саму сущность процесса политизации надо изучить ее структуру. Большое значение при анализе степени политизированности среди казахстанской молодежи имеют основные параметры политизации. Это индивидуальные и корпоративные параметры.

 
1.Индивидуальные параметры политизации молодежи РК 
Под индивидуальными параметрами понимается идентификация молодежи к определенным группам по степени их политизированности:

 

• «Политизированные» – молодежь, которая постоянно следит за политической жизнью страны. Данная группа молодежи, в свою очередь, подразделяется на следующие подгруппы:

                      • умеренно-политизированные –  подгруппа молодежи, которая мотивирует  свое поведение как чисто научный интерес или озабоченность конкретной политической проблемой. Эта подгруппа периодически читает общественно-политическую прессу, а также не пропускает вечерние новости;

                   • гиперполитизированные – подгруппа молодежи, которая ко всему прочему каждый раз пользуется своими как пассивными, так и активными избирательными правами. Состоит в политических партиях или являются активистами молодежных общественно-политических организаций.

• «Проявляющие интерес» – молодежь, которая старается быть в курсе политических событий; данная группа по объективным и/или субъективным причинам не имеет возможности постоянно следить за политической жизнью страны.

 • «Переменчивые» – молодежь, которая следит за политикой время от времени; эта группа молодежи будет проявлять интерес к политике в зависимости от популярности личности политиков и значимости политического события в жизни страны.

 

• «Аполитичные» – молодежь, которая  не интересуется политикой вообще. Основные положения вышеперечисленных индивидуальных параметров политизации молодежи Казахстана находят свое подтверждение и в результатах исследований, проведенных «Центром исследований проблем молодежи» [3, с. 1]

Данная тенденция в плане  разделения молодежи по группам имеет  место лишь в предэлекторальный период. В основном в постэлекторальное время молодые люди соотносятся к группе «проявляющих интерес».

 
2. Корпоративные параметры политизации  молодежи РК 
Основными институтами массовой политизации молодежи являются молодежные организации и молодежные масс-медиа. Таким образом, корпоративными параметрами политизации молодежи являются: 

• количество молодежных организаций

На сегодняшний день в РК насчитывается около 1043 организаций и более 1000 объединений.   Наиболее крупной структорой является “Конгресс молодежи Казахстана” – в нее входят около 150 молодежных организаций [4, с.1] 

• количество молодежных масс-медиа 

Количество молодежных СМИ превышает не более 2-3%  от всех СМИ в РК, а их насчитывается  около 2500. Низкая доля молодежных масс-медиа  среди всех масс-медиа республики о двух причинах:

  • превалировании в молодежной политике технологий прямого воздействия на молодежь
  • отсутствии потребности в информационно-идеологическом воздействии на молодежь.

Следует отметить, что  такой дисбаланс в развитии двух основных институтов массовой политизации  молодежи и практика предпочтения прямых политических технологий в молодежной политике может негативно отразиться на молодежно-политическом пространстве, так как отсутствует идеалогическая база для формирования полноценных молодежных общественно-политических организаций.[5, с.4-6]

По политической направленности в политизации выделяют :

 

• деструктивная политизированность т.е. оппозиционная направленность

 

• конструктивная политизированность т.е. пропрезидентская направленность

 

• абсентеизм т.е. без какой-либо направленности [3, с. 2]

 

Среди причин политизации  казахстанской молодежи выделяют следующие: социально-бытовые трудности, идеологический вакуум, осложнения внутриполитических процессов, внешний фактор, политическая актуальность и ажиотаж в предвыборный период. 

Существует два аспекта  развития степени политизированности среди студенческой молодежи

 

• политизация поведения  – активное вовлечение молодежи в  публичную политику, в политические процессы.

Молодежный Парламент  Казахстана – является важным элементом  вовлечения молодежи в политические процессы. Представляется, что этот молодежно-политический институт еще должен пройти ряд этапов становления, после чего он станет реальным и действенным механизмом конструктивного взаимодействия и эффективного диалога пропрезидентских и оппозиционных молодежных сил. В результате своей эволюции, данный общественно-политический институт должен стать «площадкой» для артикуляции и апробации альтернативных мнений молодежи. Более того, он будет играть роль некоего «моста» между прогрессивной молодежью и законодательной ветвью власти - Парламентом РК, транслируя наиболее обоснованные и актуальные законодательные инициативы талантливой молодежи. Ну и не стоит забывать о решающем влияние на молодежно-политическое пространство Департамента молодежной политики Министерства образования и науки РК который еще и является главным проводником молодежно-политической стратегии государства. [5, с. 1-3] 

• политизация сознания – повышение интереса молодежи к  политике и политическим проблемам.

Важным в сознании молодежи является само желание молодежи. Оно должно быть таким, чтобы молодой гражданин нашей республики не пускал все на “самотек” т.е. он не должен себя ощущать маленьким винтом в огромном механизме от которого ничего не зависит и что с его амбициями и желаниями никто не будет считаться. Это в свою очередь порождает недостаточную политико-правовую культуру молодежи и поддерживает представление о том что права и свободы указанные в Конституции РК – это все фикция. Он должен осознавать то что все механизмы состоят из деталей которые если откажутся работать то все в равной степени просто напросто “замерзнут” от бездействия другого. Он должен понимать что именно в его руках будущее нации. Поэтому абсентиестная направленность среди молодежи должна изжить себя как пережиток старого гражданского общества. Ведь именно за умело организованном и образованном гражданским обществом из числа молодежи стоит и будущее страны.

Сам процесс политизации  не постоянен и имеет тенденцию  трансформации в плане увеличения заинтересованности в предвыборный период. Население в частности молодежь начинает интересоваться политическими процессами происходящими в стране, чтобы быть в курсе всех последних актуальных новостей, которые в свою очередь станут объектами их разговоров

 

                                         Литература:

 

1 - Агенство по статистике РК/stat.com

2 - Большой энциклопедический словарь 

3 - Р.Жангазы «Analytic» №1-2006 2 июня 2006 года

4 - Асанбаевв М.Б. Молодежь и политика. Опасная игра.

5 - Р.Жангазы Процесс политизации  молодежи РК от 27 января 2006 года

6 – Выбор глазами молодых от 30 марта 2011 года КИСИ РК

 

 

 


Информация о работе О процессе политизации среди молодежи РК